Мелодия конструктивизма
- Текст:29 апреля 2021
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
То прекрасное, что таится в совершенных конструкциях, осознается нами благодаря непосредственному воздействию объектов, сотворенных руками человека. Это в одинаковой степени относится и к сооружениям, и к машинам. На нас действует вся совокупность элементов, собранных в определенной гамме. Переживаемое чувство приятного при созерцании нами конструктивного создания, т. е получаемое нами впечатление, зависит от тех особенностей, которыми обладает тот или иной предмет. Какие-то внутренние качества вносят это различие.
Точно установить пределы и границы некоторых моментов воздействия конструктивных форм на нас крайне трудно. Все же можно сказать, что существуют следующие подразделения конструктивных мелодий: спокойные, уверенные сочленения тел; величественные устремления сочленений тел; тяжелые, давящие сочетания тел; легкие, динамические сочетания тел; замкнутые, утверждающие сочленения тел.
Мелодия спокойных, уверенных конструктивных сочленений тел обычно получается тогда, когда мы имеем массивы горизонтального сочетания. Действие подобных форм на нашу психику основано на самом характере воспринимаемого нашим глазом сооружения и машины. Вообще, замечено, что, если какой-нибудь предмет покоится на горизонтальной плоскости и находится при этом в горизонтальном положении, то он всегда действует на наш глаз и психику, как масса тепла, находящегося в спокойном состоянии. Не следует, конечно, делать из последнего обстоятельства вывод, что другим формам, в другом положении несвойственно передавать чувство спокойствия.
Мелодия величественного (устремленного) конструктивного сочленения тел в большинстве случаев действует на нас тем, что общая масса сгруппированных элементов связана взаимным компактным конструктивным сочетанием. Это еще раньше было замечено в постройках готики, обладающих утонченной и сложной конструкцией. Такой же мелодией устремленности обладает и всякий летательный аппарат. Во всем облике аэромашины чувствуется эта устремленность. Некоторые двигатели и машинные установки поражают нас мощью своей устремленности; это впечатление обусловлено нашей уверенностью в рациональности их конструктивного сочленения. Недаром многие в гуле машин, в их взаимном сочетании и работе слышат особую «музыку времени». Взаимное сочетание конструктивных начал и движения в самой машине создает могучее чувство, невольно охватывающее каждого из нас; нас покоряет эта «машинная одушевленность», и мы невольно воспеваем ее. При сочетании подлинной величественности и устремленности в каком-нибудь творческом создании человека и при наличии в нем функциональных движений мы получаем определенную «мелодию», отличную от других конструктивных мелодий.
Мелодия тяжелых (давящих) конструктивных сочетаний «звучит» обособленно в силу своих отличительных признаков и свойств. Многие монолитные сооружения религиозной культуры своими особыми конструктивными сочетаниями масс производили соответствующее впечатление на тех, кто пользовался ими.
Некоторыми соответствующими комбинациями объема мы можем добиться того, что получим объемный образ, производящий на нас соответствующее впечатление тяжести. Мелодия мрачных, давящих своей тяжестью мест знакома многим из нас. Мы часто находимся под сильным впечатлением тех объектов, с которыми нам приходится встречаться. Необходимо все же оговориться, что немалую роль играют при этом окраска (цвет) и освещение (свет). При совокупности всех этих факторов мы получаем полную мелодию тяжелых конструктивных сочетаний масс.
Мелодия легких динамических конструктивных сочетаний имеет такое название потому, что конструктивная динамика в большинстве случаев придает впечатление легкости тем монолитам, сооружениям и машинам, в которых имеются указанные особенности. Эта легкость приобретается исключительно за счет динамики.
Необходимо установить тот факт, что конструкция тел, объемов и пр. создает впечатление веса-тяжести элементов, принимающих участие в создании конструкции. Мы видим и осознаем, что конструкция с динамическим уклоном производит явное впечатление легкости. Мелодия, навеваемая такими объектами конструктивного порядка, зависит от наличия динамики в них. Психическое воздействие, производимое сооружениями такого порядка, отлично от воздействия произведений, указанных в предыдущем параграфе. Нам становится легко, приятно, у нас появляются какие-то бодрящие импульсы в результате переживания тех мелодий, которые навевают нам легкие динамические конструкции
Мелодия замкнутых (утверждающих) конструктивных сочленений встречается довольно часто в сооружениях и машинах. Особенностью удачно решенных замкнутых конструкций является то, что с первого момента восприятия такие предметы производят на нас впечатление цельности. Эта цельность фиксируется в нашем сознании, как определенная масса тела, которой свойственны неизвестные нам функции. Другими словами, мы осознаем какую-то работу и назначение конструктивно-замкнутого произведения. У нас возникает, помимо нашей воли и желания, чувство уверенности в рассматриваемом и изучаемом объекте. Переживая общую гармонию конструктивно-замкнутых элементов, мы вместе с тем воспринимаем чувство утверждения, передаваемое нам этими же конструкциями. В каждом конструктивном сочленении такого порядка, несомненно, имеются в скрытой форме признаки законной рациональности. Последняя доступна нам независимо от ее аналитического обоснования, а воспринимается нами в первые моменты интуитивным по рядком. Вот почему все тонкости нашего восприятия замкнутых конструкций можно определить термином «утверждение». Мелодия утверждения санкционируется сознанием правоты сочленения тел между собою.
Помимо указанных выше обстоятельств, узаконяющих некоторые признаки утверждения, следует установить и другие признаки, создающие утверждение замкнуто-конструктивных форм. Это возможно потому, что в большинстве случаев рассматриваемые объекты обладают статическими началами. Можно вывести твердое заключение о том, что статично скомпонованное произведение на соответствующих признаках укомплектования тел безусловно создает гармонию утверждения. Характерными примерами могут служить памятники, монолитные машинные установки и пр.
Обобщая вопрос о мелодии конструктивизма, следует признать, как особенность всех конструктивных композиций, постоянное наличие факторов, создающих эту мелодию. Под впечатлением зримых нами образов конструктивного порядка у нас создается то или иное настроение. Переживая эти настроения непосредственно или после созерцания объектов конструктивизма, мы поддаемся им и находимся под их обаянием (влиянием). Вследствие того, что конструктивные начала постепенно внедряются в нашу жизнь и начинают занимать соответствующее место, гармония конструктивных форм все больше и больше привлекает к себе наше внимание, настроение, наши переживания создается настоятельная потребность в конструктивных оформлениях. А отсюда, конечно, естественным порядком возникают те мелодии конструктивизма, которые завершают сложный и интересный вопрос конструирования.
Законы конструкции
До настоящего времени все, кто интересовался вопросами конструктивизма, наталкивались на ряд неразрешимых вопросов о том, какие правила, нормы, законы существуют или должны существовать при конструировании тел между собою. Несмотря на отсутствие этих правил и законов, можно наблюдать, что во все времена люди конструировали и продолжают конструировать. Несомненно, что законы конструирования существуют и будут так же расшифрованы, как расшифрована музыка во всех своих формах. Сила удара, сила звука, наитончайшие изменения музыкальных вибраций в настоящее время получили объяснение. В течение веков накопились приемы и знания в построении самых сложных сооружений и машин как в графическом их решении, таки в натуральных зримых образах. В нашем распоряжении имеются для получения конструкции в основе или простейшие объекты в виде линии (графической или материальной), плоскости (графической или материальной), поверхности (графической или материальной), объема, — или же более сложные объекты, могущие быть использованными для целей конструирования. Но для того, чтобы привести указанные элементы в состояние взаимной конструктивной связи, нужны какие-то причины, создающие это состояние. Тут, само собою, выдвигаются в первую очередь основные законы конструкции, как таковой.
Первый закон. Все, что может быть объединено на принципах конструктивизма, может быть материальным и не материальным, но всегда подлежит фиксации нашего мозга при помощи зрения, слуха и осязания.
Второй закон. Всякая конструкция является только тогда конструкцией, когда она имеет рациональную оправданность объединения своих элементов.
Третий закон. Когда элементы группируются на основе гармоничного соотношения друг с другом, тогда получается полное конструктивное сочетание.
Четвертый закон. Элементы, объединяющиеся в новое целое, образуют конструкцию тогда, когда они внедряются друг в друга, обхватывают, сцепляются, защемляют друг друга, т.е., проявляют активное участие в движении объединения.
Пятый закон. Каждое конструктивное объединение есть совокупность ударных моментов, в различной степени способствующих цельности впечатления.
Шестой закон. Всякая новая конструкция есть результат изысканий человека, его изобретательски-творческих потребностей.
Седьмой закон. Все, что действительно конструктивно — прекрасно. Все, что прекрасно — совершенно. Все, что совершенно — есть вклад в культуру будущего.
Восьмой закон. В каждом конструктивном объединении заложена идея коллективизма человечества. В тесной спайке элементов между собою отражается содружество всех лучших устремлений человека.
Девятый закон. Всякое конструктивное решение должно иметь причину, на основании которой делается построение.
Десятый закон. Для того, чтобы создать конструктивный образ, необходимо абсолютное знание не только основ конструктивизма, но и основ воспроизведения.
Одиннадцатый закон. Прежде чем принять окончательный образ, конструктивное отображение должно пройти все необходимые и возможные этапы своего развития и построения.
Соблюдение законности при всех конструктивных построениях зиждется еще на том, что мы одновременно аналитическим путем доказываем верность и правильность избранного решения. Оправданность под хода служит критерием для узаконения выработанной формы.
Во всех случаях конструирования мы наталкиваемся на необходимость обосновать, и, тем самым, как бы узаконить принятую нами конструкцию. Мы должны доказать, что предлагаемая конструкция правильна и соответствует данному случаю.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: