На пике противоречий

Представляем вашему вниманию статью Сергея Суетина об одном из самых известных ранних проектов Захи Хадид — спортивного клуба на вершине Пик в Гонконге. По праву Хадид считается самой известной женщиной-архитектором. В октябре 2023-го она могла отметить свой семьдесят третий день рождения. Смелые проекты ее раннего творческого периода, вдохновленные русским авангардом и супрематизмом, опережали время. Они выигрывали на конкурсах, но не были реализованы, поскольку были предельно сложными и дорогостоящими при том уровне строительных технологий. Статья опубликована 12 сентября 1987 года в газете «Архитектура», приложении к «Строительной газете». Этот и другие выпуски доступны в нашей библиотеке. Авторские орфография и пунктуация сохранены.

Имя Захи Хадид, молодого архитектора иракского происхождения, живущей и работающей в Англии, стало широко известно после ее победы в крупном международном конкурсе на проект здания на Вершине Пик в Гонконге.

Но еще раньше она привлекла внимание коллег экстравагантной графикой своих архитектурных работ, в которых подчеркнутый изысканный геометризм соединялся с виртуозной чертежной техникой. Такими были проекты музея фотографии в Амстердаме и резиденции ирландского премьер-министра, в которых планы, фасады, аксонометрии и рисунки выявляют парадоксальность сочетаний метафор воды и ветра с графическими символами электроники.

Заха Хадид уделяет чертежам огромное внимание, в них она видит особое средство выражения мысли, способ расширения влияния архитектуры и даже средство «архитектурных открытий». В то же время она надеется, что ее работы будут поняты и оценены не только с точки зрения графики и эстетики, но и как неотъемлемая часть архитектурной жизни конца ХХ века и как заявка на следующее столетие.

За право увенчать вершину Пик в Гонконге боролись 1 700 архитекторов из разных стран. Рассмотрев более 500 работ, жюри отдало предпочтение проекту, выходящему далеко за рамки привычных современных представлений.

Фото-альбом: 1

Тонкие горизонтальные пластины, парящие высоко над городом, чередуются с плывущими пандусами и террасами — таким представляется Захе Хадид ее здание, объединяющее в себе функции жилого дома и клуба. Напряженные ритмы перенаселенной британской колонии, стиснутой между горами и морем, со зданиями, устремленными вверх, помогли найти контрастирующий образ сооружения в строгих горизонталях, скользящих вдоль горного склона, подобно огромным ножам.

Здание состоит из нескольких вытянутых уровней слоев с открытыми пространствами между ними. Эти слои автор называет архитектурными балками, а все здание в целом — горизонтальным небоскребом. Нижний двухэтажный уровень с 20 квартирами служит подиумом для следующего уровня четырех этажей клуба с гигантским открытым пространством высотой 13 метров. В уровне этой террасы клуб связан с автострадой посредством въездной рампы. Пандусы, скользящие между наклонными опорами, лестницами и лифтовыми шахтами, усиливают впечатление движения.

Над открытым пространством клуба расположены (через промежуточную террасу) третий и четвертый жилые этажи. В них, как и повсюду в здании, выражены метафоры воды и ветра, символы моря. Такими видятся платформы будущих космических станций.

Вписанный в среду эскиз спортивного клуба на вершине Пик в Гонконге. Заха Хадид, 1982–1983

Хадид считала свой проект всего лишь концептуальным антидекоративистским предложением, поэтому конструкции сооружения были решены ею довольно условно, с невероятным минимумом опор. Надежды возлагались на строительную технику. Многие считали здание невыполнимым. Но конструкторская фирма «Аруп» заключила контракт на дальнейшую разработку конструктивной схемы здания. Датский конструктор Уве Аруп, который, как и Хадид, давно работает в Англии, взял на себя сложную задачу найти путь к осуществлению задуманного ею. Специалисты этой фирмы доказали, что железобетон способен воплотить фантастическую форму здания, хотя они не исключают некоторых поправок, вызванных сложностью постройки.

Истоки художественной концепции, которую Хадид разработала для вершины Пик, восприняты ею из широкого арсенала идей Архитектурной ассоциации Лондона, ведущего и наиболее авторитетного архитектурного учебного заведения Великобритании, где Хадид училась и теперь преподает проектирование, а также из совместной работы с Ремом Колхасом, Элиа Зенгелисом и Освальдом Унгерсом в так называемой Мастерской городской архитектуры. Она смогла освободиться от формалистических догм, распространившихся в результате жесткого программного проектирования, начала экспериментировать с новыми принципами урбанизма.

Свою преподавательскую деятельность Хадид строит на убежденности в том, что в архитектуре есть нечто большее, чем строительная технология, функционалистские программы или жонглирование стилями. Ее студенты разрабатывают провозглашенный Кулхасом принцип новых «архитектурных субстанций», вызванных к жизни богатыми культурными возможностями плотно живущей цивилизации. Не отвергая основ международного стиля с его утверждением способности архитектуры влиять на образ жизни, Хадид и ее ученики настаивают на том, что возможности архитектуры не исчерпываются функционализмом. Героическая тема здания в Гонконге — реальный выход этих идей. Хадид утверждает, что современные зодчие не вправе завершить ХХ век в атмосфере углубляющегося пессимизма и ностальгии постмодернизма. Она призывает вернуться к энтузиазму и оптимизму.

Фото-альбом: 2

Идеи Хадид нашли свое применение и в Лондоне, в конкурсном проекте административного здания на Трафальгарской площади. Новая работа интересна прямыми ассоциациями с темой клуба в Гонконге: те же раздробленные наклонные объемы, криволинейные опоры, гигантские пролеты изогнутого пандуса.

Но если динамичная тема была уместной для горной вершины, то в устоявшейся среде центрального Лондона здание Хадид подобно взметнувшемуся и застывшему взрыву, который поддерживается лишь вертикалью колонны Нельсона. Автор идет на решительный разрыв с контекстом. Надо обладать немалой смелостью, чтобы предложить сверхавангардистское здание лондонцам, создавшим, как говорят, общество борьбы с чрезмерной выразительностью новой архитектуры.

Планы этажей спортивного клуба на вершине Пик в Гонконге. Заха Хадид, 1982–1983

Хотя Хадид и критикует постмодернистов за их безудержную эксплуатацию исторических стилей, сама она по существу занимается интерпретацией идей прошлого, но только за определенный короткий период развития искусства начала ХХ века. Темы и образы ее работ, бесспорно, навеяны динамичными объемами конструктивистов и футуристов, неосуществленными идеями Лисицкого и Татлина, композициями русских художников-супрематистов. Как это ни парадоксально, кажется, что именно ее проект имел в виду Константин Мельников, когда говорил о главных изобразительных средствах конструктивиста — «беспредельной упругости диагонали, полноценной худобе треугольника и невесомой тяжести консоли».

Таким образом, художественная новизна проектов Хадид несет в себе элемент вторичности. Вот отзыв жюри на ее проект для вершины Пик в Гонконге: «В то время как многими овладело желание перерабатывать образы далекого прошлого, автор обратился к философии супрематизма 1920-х годов, превратив ее в оригинальный и созидательный язык архитектуры».

Своим творчеством Заха Хадид вносит немалую долю противоречий в разнохарактерную и сложную архитектурную панораму наших дней. Тем не менее победу своего проекта на конкурсе она рассматривает как знак больших перемен, назревающих в современной архитектуре.

Обложка статьи: картина-эскиз спортивного клуба на вершине Пик в Гонконге. Заха Хадид, 1982–1983

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: