OPEN — павильон Российской Федерации

Павильон Российской Федерации в венецианских садах Джардини был построен по проекту А. В. Щусева в 1914 году и уже более ста лет служит представительством российской культуры на Венецианской биеннале. Его реконструкция в этом году (2021. — Прим. ред.) началась с выработки нового пространственного договора, который формировался на стыке между физической трансформацией здания и созданием его виртуального двойника. Сегодня павильон РФ как обновленная институция действует, исходя из принципов заботы и открытости, максимально внимательно и отзывчиво поддерживая связи между архитектурой реальной и виртуальной, между людьми и экосистемами.

Изначально архитектурный замысел опирался на взаимопроникновение выставочного пространства и его окружения: с террасы открывается панорама венецианской лагуны, величественная лестница ведет на одну из главных аллей Джардини, из проемов со всех сторон разворачиваются живописные виды, сквозь стеклянную крышу льется свет. Благодаря задуманным Щусевым зеленым стенам здание органично сливалось с окружающей природой; после Второй мировой войны цвет фасада был заменен на охристый.

Со временем внешний облик здания трансформировался, большинство дверных и оконных проемов оказалось заделано; павильон превратился в глухой, замкнутый короб. Интерьер тоже модифицировался: в 1970-х годах уровень пола в центральном и северном зале был поднят, чтобы получить дополнительные выставочные пространства в цокольном этаже. Возник и ряд конструктивных проблем, не дававших в полной мере раскрыть потенциал пространства.

Фото-альбом: 1

Проект реконструкции воскрешает дух щусевской архитектуры: павильон вновь становится открытым и проницаемым, его исторические элементы получают новую интерпретацию. Восстанавливается оригинальный облик верхнего этажа — с белыми стенами и дубовым паркетом. Менее нарядный цокольный этаж задуман как экспериментальное пространство. Окна вновь открываются, двери становятся стеклянными, фасаду возвращается его прежний зеленый оттенок.

Лифт и дополнительная лестница в северном зале делают павильон более доступным и удобным; вдобавок таким способом обозначается оригинальный уровень пола и раскрывается вид на террасу и лагуну. Заново открываются дверные проемы, устроенные на цокольном этаже в 1970-х: так посетители смогут попадать в павильон напрямую из Джардини, потоки движения распределяются по-новому.

В северном зале после реконструкции можно будет размещать масштабные инсталляции: здесь устроен пол-трансформер на передвижных балках, которые крепятся к площадке новой лестницы. Он снимается, превращая зал в двухсветное пространство, отвечающее любым кураторским требованиям.

Фото-альбом: 2

Центральный зал избавляется от винтовой лестницы 2016 года. Таким образом высвобождается место в центре — по сути, гигантский люк, который может по желанию связывать или разделять этажи.

Цокольный этаж, благодаря дополнительным проемам, превращается в проницаемое пространство. Здесь появляется туалет и дополнительная галерея под уровнем террасы — это пространство впервые открывается для публики, дополняя конфигурацию выставочных помещений и расширяя кураторские возможности.

Павильон, более 100 лет служивший представительством российской культуры, становится театральной машиной для современного искусства. Здесь возникают новые пространственные связи, предлагаются оригинальные выставочные и проектные решения, наводящие на размышления о новых форматах работы культурных институций и разных способах заботы об архитектуре, людях и окружающей природе.

Фото-альбом: 3

Обложка статьи: Павильон Российской Федерации. Реконструкция, 2021


Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: