Архитектор и куратор российского павильона на Венецианской архитектурной биеннале 2021 Ипполито Пестиллини выступил на zoom-конференции на «Стрелке» и рассказал, как архитектурная кураторская практика переосмысляется в соответствии с кризисами, которые мир переживает прямо сейчас. Делимся с вами его основными идеями.
- Текст:Катя Киселева14 августа 2020
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Переосмысление пространства
Одной из ключевых идей кураторского проекта Ипполито Пестиллини на Венецианской биеннале станет переосмысление пространства. В условиях пандемии размышления об альтернативных площадках приобрели особую актуальность. Неудивительно, что российский павильон предстанет на биеннале в виртуальной реальности. Тем не менее переход в цифровое пространство будет не столь предсказуем, как может показаться на первый взгляд. Виртуальная кураторская практика Ипполито Пестиллини сосредоточит в себе разнообразие форматов: архитектура и пространство будут переосмыслены через игры, тексты, аудиовизуальные материалы и новые способы коммуникации.
«Мы никогда не рассматривали площадку в качестве простого физического дополнения проекта. Пространство играет огромную роль. Мы не работаем с ним как с ограниченным ресурсом — его можно расширять, выходя за пределы самого очевидного определения — через физическое и трехмерное представление. Важно испытывать свое архитектурное мышление в других формах контента».
Один из наиболее интересных проектов, демонстрирующих такой подход, — игра «Санаторий. “Приют Антропоцена», созданная художником и дизайнером Михаилом Максимовым. Идея такой игры заключается в том, чтобы исследовать возможности культурных институций вне привычной нам антропоцентричной перспективы. Ипполито Пестиллини отмечает, что «Санаторий. Приют Антропоцена» опирается на идеи трансгуманизма и постгуманизма, а сюжет игры основан на произведениях Бруно Латура, Ника Лэнда и Донны Харауэй. В постапокалиптичном сценарии встречаются необычные герои: то человек без пола, то вирус.
«Игра, как и идея перехода в Интернет, стала для нас главным методом изучения нового формата кураторства и выставки в целом. Игра не заменяет физический павильон, но создает его цифровой суррогат, предлагая другую линию повествования».
Миссия архитекторов в эпоху мирового кризиса
Нестабильная ситуация в мире указывает на уязвимые места устоявшихся систем общественного устройства. Ипполито Пестиллини предлагает посмотреть на это под другим углом: кризис открывает огромный простор для создания чего-то нового и актуального. Например, пандемия и возможные эпидемии в будущем, требуют от архитекторов нетривиальных решений в процессе конструирования новых социальных пространств и коммуникативных платформ.
«Кризис, что бы мы не понимали под ним — это пространство возможностей».
Стоит отметить, что сам Ипполито считает главным вызовом для современной архитектуры климатическую чрезвычайную ситуацию и отношения человечества с планетой.
Междисциплинарный подход
Кризисы, с которыми столкнулось человечество, настолько глобальны, что поиск путей их преодоления, очевидно не может существовать в рамках одной дисциплины. В подобных условиях важно расширить оптику и взглянуть на происходящее через призму разных дисциплин. В этом смысле архитектуру больше нельзя сводить лишь к строительству: архитекторам важно научиться говорить на одном языке и с политиками, с химиками и экологами. Здесь нет претензии на равноправное участие в развитии узко профессиональных сообществ. Цель современного архитектора — владеть достаточным количеством знаний для построения конструктивного междисциплинарного диалога.
Молодым архитекторам Ипполито рекомендует начинать свою профессиональную деятельность в проектах, где есть место для реализации новых идей. Так, студентам, которые сейчас учатся в Великобритании лучше поехать в страны, где бюджетная политика более демократична.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: