Кров для творчества юных

    • Начало проектирования
      2010
    • Начало строительства
      2011
    • Торжественное открытие
      08.12.2012
    • Заказчик
      Национальная атомная компания «Казатомпром»
    • Место
      Астана, Казахстан
    • Адрес
      Участок к северу от пересечения пр. Б. Момышулы и пр. Тауелсиздик
    • Площадь отведенного участка
      7,3 га
    • Площадь застройки
      18 700 м
    • Управление проектом
      ТОО СК «БАЗИС-А» (Алматы, Казахстан)
    • Генпроектировщик
      Архитектурная мастерская «Студия 44»

«За диалог культур, интерпретацию и обогащение местных традиций» — с такой формулировкой «Студия 44» получила «Хрустального Дедала», главную национальную российскую премию в области архитектуры за проект Дворца творчества школьников в Астане. Заказ на его проектирование — результат победы архитектурной мастерской в международном конкурсе 2010 года. Этот объект стал одним из ключевых элементов нового района Аcтаны.

Под строительство комплекса был отведен участок площадью 9 га на правом берегу реки Есиль (Ишим). Проектная документация была разработана «Студией 44» совместно со специалистами ТОО «Базис-Проект LTD» (Алматы, Казахстан), без участия которых объект не мог бы осуществиться за год с небольшим — рекордно короткие сроки для проектирования и строительства грандиозного комплекса площадью более 40 000 м2. И масштаб реализованного действительно впечатляет: после открытия во Дворце работает более 80 кружков по направлениям науки, искусства и спорта, а в день его посещают в среднем до 4 000 человек. Здание включает в себя огромный спорткомплекс (бассейн, каток, легкоатлетический стадион и даже стрелковый тир), театр на 600 мест, музей, компьютерный центр. Стандартный набор кружков (научные, шахматные, художественные) дополнен здесь полномасштабным планетарием с обсерваторией.

Общий план 1-го этажа

Сооружение представляет собой «супрематическую» композицию из поставленных друг на друга параллелепипедов, накрытую сверху цилиндрическим объемом диаметром ~ 156 м и высотой 8 м. Выбранные формы — цилиндр и параллелепипеды — связаны с местной культурной и домостроительной традицией. Для жителей Казахстана круг олицетворяет идею правильно организованного, гармоничного, обжитого человеком пространства.

Устраиваясь на ночлег посреди голой степи, одинокий путник-казах очерчивал вокруг себя круг. С вычерчивания на земле круга начинался и ритуал возведения круглой казахской юрты кииз-уй («кошмовый дом»). Форму круга имеет и шанырак — венчающая казахскую юрту деревянная конструкция с центральным отверстием над очагом, ассоциирующаяся с небом и с солнцем. Шанырак возводили старейшины рода, а младший ребенок в семье наследовал его, что символизировало преемственность поколений. Символика шанырака не чужда предназначению Дворца творчества школьников — крова для духовного, интеллектуального и культурного развития генофонда нации. Об этом девиз проекта: «Хан-шанырак. Кров для творчества юных».

В проекте «Студии 44» этот ключевой и даже сакральный элемент казахского жилища получил  современную интерпретацию в виде цилиндра. Как и его прототип, гигантский диск снабжен отверстиями и зенитными фонарями, проводящими свет внутрь здания. Гигантская проницаемая мембрана между небом и внутренним миром здания — своего рода «мега-шанырак» («хан-шанырак»). Он покоится на трех опорах-лестницах, как его прототип на трех шестах — уыках, пропуская сквозь себя мощные столбы света в центральный атриум, — главное публичное и церемониальное пространство сооружения.

Еще одна национальная тема разыгрывается тремя этажами нижнего уровня. В кочевом быту казахов для каждой вещи имелся свой футляр — сундук (казахск. — сандык) или войлочная коробка шабадан. Точно так же основные функции (спортивная, зрелищная, административная и другие) разобраны на составляющие их «первоэлементы» (каток, музей, бассейн и т. д.), каждый из которых упакован в свой объем-футляр. На самом почетном месте — в глубине здания напротив главного входа (в казахской юрте — тор) — обустроен театрально-зрелищный комплекс. «Футляры» рационально составлены один на другой, образуя четыре уступчатых «горы».

Все «шабаданы» имеют двухслойные фасады с планарным остеклением (его общая площадь — 10 240 м2). Предметом отдельного исследования стало соотношение размеров непрозрачных пикселей, образующих орнаментальный рисунок и его фон, в основу которого легли казахские национальные узоры. Недаром жители Астаны называют новое сооружение «Дворцом света»: в темное время суток стены дворца словно светятся изнутри, а парящий в воздухе «нимб» издалека притягивает к себе взгляды. Помимо очевидных параллелей с местной культурой, есть и глубинные, затрагивающие сокровенную область моделировки и восприятия пространства.

К ним относятся принципы ориентации входа на восток, инсоляции верхним светом, троичности построений по вертикали. И в то же время архитектура Дворца абсолютно современна: в его образе очевидны параллели с композициями супрематистов, представителей русского авангарда.

Инновационность комплекса поддержана и самыми современными технологическими решениями в системе энерго- ресурсообеспечения: часть нагрузки электроснабжения была переведена на возобновляемые источники — солнечные батареи и ветрогенераторы, а система теплоснабжения Дворца от централизованной системы города комбинируется с тепловыми насосными установками, которые также обеспечивают работу вентиляции помещений

Функциональные группы (спортивная, зрелищная, административная) разобраны на составляющие их «первоэлементы» (каток, музей, бассейн, выставочный зал и т.д.). Каждый элемент упакован в свой прямоугольный объем-футляр. Покрытые орнаментами «футляры» напоминают казахские войлочные чемоданы (шабаданы) — непременные атрибуты кочевой жизни и главные украшения интерьера юрты. Так же, как их прототипы, эти объемы поставлены один на другой, образуя четыре уступчатых «горы». Две из них, расположенные слева от главного входа во Дворец, вмещают залы спортивного комплекса. Справа от главного входа, по традиции обращенного на восток, находятся  музейно-выставочный комплекс и столовая. На самом почетном месте — в глубине здания напротив входа (в казахской юрте — тор) — помещен  театр.

Прямоугольные объемы первых трех этажей здания то приближаются к красным линиям квартала, местами консольно нависая над ними, то отступают вглубь, образуя уютные курдонеры. Габариты прямоугольных объемов и ритмика формируемых ими выступов и западов увязаны с характером проектируемой застройки соседних кварталов. Прием «сборки» нижней части сооружения из отдельных элементов зрительно скрадывает его истинные габариты, сообщая довольно-таки крупному зданию гуманный масштаб, уличному фронту — динамику и живописность, а прогулке вдоль фасадов — дополнительный интерес. Укрывающий здание цилиндрический объем сплачивает конгломераты из прямоугольных блоков воедино и подхватывает линию горизонта окружающей застройки.

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: