Константин Мельников: архитектор-аутсайдер

В истории мировой архитектуры встречаются мастера, которые не попадают в стиль эпохи и вызывают непонимание, а иногда и возмущение современников. Однако именно нежелание принадлежать конкретному течению увековечивает их творческий путь. Таким архитектором-аутсайдером был Константин Мельников, автор знаменитого павильона СССР в Париже и дома-мастерской в Кривоарбатском переулке.

Константин Мельников родился в небогатой московской семье в 1980 году. Ещё до революции он получил блестящее образование художника и архитектора: его талант был вовремя замечен инженером Владимиром Чаплиным, который нанял юноше учителя рисования. Всего через два года обучения Мельникова приняли в Московский университет живописи, ваяния и зодчества, где он дважды поощрялся премией за архитектурные проекты.

С 1918 года молодой Константин разрабатывает проекты благоустройства столицы под руководством известных мастеров, Алексея Щусева и Ивана Жолтовского. Начиная с работ в духе неоклассики, он постепенно ищет новые способы создания архитектурно-художественных образов.

В этот же год архитектурный факультет претерпевает раскол на «академическое» и «левое» течения, однако Мельникову они одинаково чужды. Он чувствует: любая попытка систематизировать творчество чревата опасностью сковать себя устаревшими приемами. Это ощущение определяет дальнейший творческий путь архитектора: он держится на дистанции от всех движений и противостоит их влиянию, что выливается в прорывные проекты — павильон «Махорка» (1922), выставленный на Всероссийской сельскохозяйственной выставке, и стеклянный саркофаг для В.И. Ленина (1924).

Павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве, 1923

В 1925 году имя Константина Мельникова впервые звучит на международном уровне. Павильон СССР, спроектированный для Международной выставки в Париже, знаменует выход молодой советской архитектуры на мировую арену. Своим новаторским обликом павильон отличается от эклектичных проектов других стран: прямоугольное в плане, двухэтажное, почти целиком остекленное здание перерезается по диагонали широкой открытой лестницей, перекрытой двумя рядами наклонных пересекающихся плит. В первую очередь проект представляет мировому сообществу новый политический уклад, который, подобно его архитектурной форме, отказывается от дворцовой пышности.

О проекте Мельников пишет: «Верхний свет сконструирован без стекла и без дождя. Дневной свет свободно проникал с различных углов лучами, и, играя на красных плоскостях, рефлексом окрашивал посетителей — краснели все — хотели они того или не хотели».


Павильон СССР на Международной выставке современных и декоративных искусств и промышленности в Париже, 1925

Павильон был встречен неоднозначно: высоко оцененный Ле Корбюзье и жюри выставки, в зарубежной прессе он был окрещен «нелепостью» и «юмором в духе Гоголя». Однако именно он открывает период плодотворной работы в творчестве Константина Мельникова. Следующие четыре года архитектор работает над зданиями гаражных комплексов, дворцов культуры, клубов. А в 1929-м начинает постройку собственного дома-мастерской в Кривоарбатском переулке.

О постройке собственного дома Мельников мечтал со студенчества. Этот проект был для него возможностью воплотить в жизнь свои художественные находки и эксперименты с формой. Итогом многолетних поисков стал частный жилой дом из двух врезанных друг в друга цилиндров, которые образуют план в виде восьмерки. Для создания художественных эффектов художник использовал сочетание вогнутых и выпуклых кривых, узорчатую кладку фасада и шестиугольные окна, которыми испещрен северный фасад здания.

Гостиная в доме Мельникова

Пространственная планировка дома тоже оказалась полем для экспериментов. Первый этаж предназначался для повседневной жизни: в «восьмерку» включено одиннадцать помещений, в том числе лестничную площадку, что делает планировку более дробной, чем у других этажей. На втором этаже располагаются гостиная, а также спальня, освещенная двенадцатью шестиугольными окнами. Проектируя спальню, Мельников опирается еще на одну находку: он следует принципу распределения жилых помещений по их функциям. Единственная мебель в этой комнате — три встроенные в пол кровати, которые изолированы перегородками-ширмами. Третий этаж целиком занимает мастерская Константина. 38 шестиугольных окон образуют сложный орнамент и освещают рабочее место, не затеняя чертежей.

Несмотря на смелость проекта и его новизну, дом-мастерская не был воспринят критиками. Они осуждали постройку за эксцентричность и невозможность применить воплощенные в ней идеи к массовой архитектуре жилья. С середины 1930-х оценка работ Константина Мельникова в целом сменяется на резко критическую: архитектор отказывается поступиться собственными творческими принципами и перейти к сталинскому ампиру, что оборачивается травлей и изоляцией от мира архитектуры.

Плодовитый практик, который на десятилетия опередил свое время и его технические возможности, не смог реализовать за вторую половину жизни ни одного замысла. Константин Мельников был реабилитирован лишь в 1960-х годах, когда вновь был признан его вклад в развитие архитектуры. 

Еще по теме:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: