Общественные центры городов

Развитие советских городов идет одновременно с развитием и усложнением социальных функций городского центра, с расширением сферы его влияния. Социальной характеристике и масштабу современного города соответствует многофункциональный городской центр. Возглавить сложную структуру города и связать в единую систему архитектурные ансамбли общественных центров, покрывающие сетью весь город, уже не под силу одной площади или проспекту. Городской центр сам становится системой пространственно взаимосвязанных архитектурных ансамблей. Сущность проблемы архитектуры центра советского города — выражение архитектурными средствами социального и градостроительного значения центра. В каждом ансамбле и здании, формирующем центр города, главное — его градостроительная роль.

Наряду с проектированием и строительством отдельных зданий, формирующих городские центры, институт участвовал в конкурсах на проектирование центров Ульяновска, Ташкента, Воронежа, Архангельска. По проектам института уже созданы новые центры Ульяновска и Ташкента, строятся ведущие здания и застраиваются главные площади Перми, Томска, Йошкар-Олы. Разработаны проекты центральных площадей для Архангельска, Владивостока, Калининграда.

Тщательное изучение исторического развития города, природных условий, существующих значительных зданий и сооружений, памятников архитектуры позволяет добиться для каждого города своеобразного объемно-планировочного решения и органически включать новую застройку в существующую.

Проектирование в центре города крупных общественных зданий развивается в градостроительное проектирование архитектурных ансамблей, объединяемых в сложную многофункциональную систему взаимосвязанных пространств. Выражение в архитектуре общественно-политической значимости центра достигается в единстве и взаимозависимости идейно-художественного и градостроительного замысла.

Наиболее ярко эти принципы воплощены в уникальном по идейной и градостроительной значимости ансамбле центра Ульяновска. 

Ульяновск. Центральная часть города. Авторы планировки Б. Мезенцев, М. Константинов, Г. Исакович, В. Шульрихтер

Перед проектировщиками стояла ответственная задача увековечить и запечатлеть в камне память о В. И. Ленине, величие его идей, создать идейно-художественный образ большой впечатляющей силы. В городе, носящем имя вождя, предстояло создать памятник средствами архитектуры, но не обелиск или статую, не арку или башню, а архитектурно единый общественный центр, способный объединить вокруг себя весь город. Для этого необходимо было укрупнить элементы ансамбля и в первую очередь — главное здание. Музей Ленина, Дом политического просвещения и универсальный зрелищный зал, которые первоначально предполагалось разместить в трех отдельных зданиях, были объединены в одно здание. В композицию включены также памятные здания и сооружения, с которыми связано детство В. И. Ленина.

Чтобы подчинить Мемориалу все элементы центра создана система двух площадей, соединенных эспланадой. Единство системы достигнуто противопоставлением композиции площадей, различных по назначению: существовавшей главной городской площадью перед зданием горсовета, обстроенной по периметру, раскрытой к реке, и новой мемориальной площадью со зданием-монументом в центре.

Размещение Мемориала на площади и его композиция подчинены общей задаче— созданию центра города. Здание поставлено как монумент в пространстве площади, на важнейших осях, открыто обозрению с больших расстояний из города и с реки.

Органически вписавшись в город, здание Мемориала включило в грандиозный ансамбль не только улицы и площади, здания и исторические памятники, созданные руками человека, но и мощные резервы эмоционального воздействия, таящиеся в природе: Волгу, ее высокий берег, крутую пинию Венца, широкие дали Ульяновского

Совсем иные задачи стояли в работе над центром Ташкента. Столица союзной республики, прошедшая уже несколько этапов реконструкции, нуждалась в представительном центре. 

Ташкент. Площадь имени Ленина. Авторы планировки и застройки Б. Мезенцев, Б. Зарицкий, Ю. Коростелев, Е. Розанов, В. Шестопалов, А. Якушев, Л. Адамов

В проекте нашего института, разработанном совместно с институтом Ташгипрогор, главная площадь города и формирующие ее здания подчинены пространственной структуре городского центра в целом. Ось площади не совпадает с главной осью города восток — запад, а параллельна ей и сдвинута к югу. Поэтому авторам проекта представилась более органичной ассиметричная композиция, увязанная с обеими осями. Вдоль южной границы площади вытянулась 200-метровая горизонталь здания Совета Министров, на северной границе — высотный объем 20-этажного административного здания стал ведущей вертикалью в пространстве не только площади, но и всего центра, ориентиром его главной оси. Протяженные трибуны с памятником Ленину создали новую, поперечную ось площади, — Аллею парадов— выявив таким образом в архитектурном построении эту существенную функцию городского центра.

Торжественная и строгая верхняя платформа площади, на которой проходят митинги и демонстрации, отделена прозрачной водной стеной фонтанов от нижней платформы с бассейном и садом для прогулок. Нижняя платформа создает плавный переход от официальной правительственной площади к зеленой полосе, где выстроен музей Ленина.

Сложная функциональная разработка центральной площади содействовала органичному включению ее в город и развивала исторически сложившуюся градостроительную систему.

Пермь и Томск — старинные русские губернские города с прямоугольной сеткой беспорядочно застроенных улиц, без выявленного общественного центра. Теперь это крупные областные центры, нуждающиеся в развитых многофункциональных общегородских центрах. Многофункциональность центра нашла свое выражение в создании системы площадей, формирующих единый ансамбль. Различия композиций определены в основном особенностями взаиморасположения реки и центра города и топографией прибрежной полосы. 

Пермь. Площадь имени Ленина. Авторы планировки и застройки Б. Мезенцев, Б. Зарицкий, В. Лутикова, А. Пилихин  

Центр Перми размещается в седловине, отделенной от Камы высокой прибрежной полосой, застроенной жилыми домами. Он образует вытянутую вдоль седловины зеленую эспланаду с площадями. Главное здание города — здание областного Дома Советов — своим протяженным фасадом замыкает эспланаду. В противоположном конце ее будет построен театр. Перед Домом Советов — большая парадная площадь с памятником Ленину, за ним — менее официальная площадь, ограниченная с торца строящимся корпусом конференц-зала. Поперечную ось, направленную к реке, создает 14-этажное здание Оргтехстроя, сооруженное напротив парадной площади и отделенное от нее улицей. Расчлененность эспланады на участки разного назначения и различия в планировке и трактовке располагаемых на них зданий обеспечат живую смену впечатлений, разнообразное раскрытие ансамбля перед движущимся зрителем.

Компактная территория центра Томска членится зданиями на несколько площадей разного назначения. Невысокое, 4-этажное, с внутренними дворами административное здание обкома КПСС и облисполкома строится вдоль бровки, откуда откос спускается к реке двумя террасами и воспринимается издали как стилобат комплекса. Парадная площадь с памятником Ленину с главной улицы предстает перед зрителем на фоне административного здания, которое, однако, не образует глухой преграды: между колоннами, несущими верхние этажи, можно пройти к реке. По продольной оси площадь замкнется портиком строящегося театра, выходящего на главную улицу боковым фасадом. Поперечная ось комплекса центра создается второй, менее официальной, открытой к реке площадью, на которой запроектирована композиционная вертикаль ансамбля центра — высотная гостиница. 

Томск. Площадь имени Ленина. Авторы планировки и застройки Б. Мезенцев, Б. Зарицкий, В. Лутикова, Т. Милешина, А. Пилихин, Л. Сегал

При разработке проекта здания обкома КПСС и Совета Министров Марийской АССР в Йошкар-Оле авторы придали ему градостроительное значение, чтобы положить начало архитектурной организации общественного центра. В проект включены предложения по композиции центра города, а объемная структура здания организует главную площадь. Протяженный семиэтажный административный корпус уже выстроен параллельно главной улице, с 70-метровым отступом от нее. Образованная перед зданием парадная площадь ограничивается спускающимися к улице ступенями трибун. Корпус конференц-зала выдвинут вперед и замыкает композицию площади и главной улицы. Новая площадь связана широкой зеленой эспланадой с существующей перед театром площадью- карманом. Композиция включает здания Дома Советов и горисполкома и замыкается многоэтажной гостиницей, проект которой разработан также нашим институтом

Во Владивостоке проектирование здания крайкома КПСС и крайисполкома стало началом разработки объемно-пространственной композиции главной площади и прилегающей к ней береговой полосы океанской бухты. Набережная на этом участке очищается от застройки и озеленяется. Для создания между набережной и главной улицей центрального ансамбля города, раскрытого к бухте, потребовалось пропустить транспортную магистраль под площадью. Проектируемая обширная площадь, с трибунами вдоль улицы у памятника борцам революции, организует прямой путь движения демонстрантов, ориентируемый на высотное здание. Площадь с автостоянкой под ней ограничивается у берегового откоса подпорной стеной. Отсюда открывается вид на залив, на устраиваемые здесь морские парады и водные празднества. 

Владивосток. Главная площадь. Авторы планировки и застройки Е. Розанов, В. Шестопалов, Ю. Болдычев

В продольном направлении пространство площади будет ограничено с одной стороны 19-этажным зданием крайкома, которое станет высотной доминантой всего центра и ориентиром главной улицы и побережья, с другой стороны — компактным 7-этажным зданием морского пароходства. За зданием крайкома, перпендикулярно набережной, проектируется бульвар. Одновременно со строительством этих двух зданий решается ряд задач: создание главной площади, развитие композиции улицы, включение в ансамбль общественного центра улицы, площади, зеленого откоса и водного зеркала бухты, раскрытие города к заливу и создание величественной панорамы города, воспринимаемой с воды. Еще предстоят работы по обновлению центра и укреплению его связи с новой площадью.

Планировочная основа центра Архангельска формируется в излучине Северной Двины дугами главных улиц и пересекающей их прямой магистралью, направленной к реке. Проектом института сделано предложение, развивающее эту основу. Площадь создается по обе стороны магистрали в пределах между двумя дугообразующими улицами, трибуны вдоль магистрали подчеркивают главенство этого направления, площадь раскрывается к реке театральным садом и включается з ритм развивающейся пространственной структуры магистрали. Выбор места и формы проектируемого Дома проектных организаций подчинены градостроительной задаче: увенчанная маяком 22-этажная башня свободно стоит на площади. Она будет ориентиром в пространстве города и вертикальным акцентом панорамы с реки.

Проектом реконструкции Новороссийска было предопределено место и форма зданий на центральной площади. Однако и на этот раз лишь в конкретной работе над зданиями удалось выявить их градообразующие возможности. Площадь замыкала движение по магистрали к морю протяженным зданием. В разработанном институтом проекте предложено раскрыть площадь, поставить Дом культуры в глубине площади и вынести на острый мыс трехгранную башню гостиницы. Композиция зданий подчинена этому градостроительному замыслу, и для Дома культуры разработана новая схема, при которой главный фасад — не торцовый, а протяженный, и служит фоном для восприятия гостиницы с моря.

Четкая геометризованная схема, крупный масштаб и современная архитектура характеризуют центр нового города Тольятти, разработанный институтом (архитекторы М. Бубнов, Г. Горлышков) совместно с ЦНИИП градостроительства и ЦНИИЭП жилища. Авторов не связывала ни исторически сложившаяся архитектурная среда, ни местные традиции.

Центр города формируют две взаимно перпендикулярные эспланады с общественными зданиями. Пересечение эспланад — композиционный узел города. Здесь над транспортными магистралями на высокий подиум поднята центральная площадь со сложной группой архитектурных объемов. Воспринимаемые с разных сторон в различных сочетаниях, они придадут живописный силуэт городу, строящемуся на равнине. Башня на перекрестке магистралей обозначит его центр. Эспланада, направленная к Куйбышевскому водохранилищу, выйдет к зеленой прибрежной полосе с зоной отдыха и спортивным комплексом.

В процессе проектирования ансамблей центров городов сложились не только основополагающие принципы, но и наметились композиционные приемы, помогающие придать общественным центрам городов ведущее градообразующее значение. Эта проблема, особенно сложная в условиях массовой застройки многоэтажными жилыми домами, превосходящими по размерам общественные здания, не может иметь однозначного решения.

Высотное здание в свободном пространстве площади создает ориентир центра и доминанту в силуэте и панораме города (Владивосток, Новороссийск). Объединение высотного объема с протяженным зданием в общем пространстве площади в единую композицию позволяет органически включить ансамбль в структуру города и тем усилить его влияние (Ташкент). В отсутствии высотных объемов, когда отдельного здания оказывается недостаточно, композиция развивается на значительном протяжении, включает ряд звеньев и воспринимается во времени (Пермь, Йошкар-Ола). Общественные здания укрупняются объединением в них функционально связанных элементов (Ульяновск). Градообразующая роль центра усиливается включением в композицию существующих площадей, улиц, зданий, озеленением, созданием водоемов, партеров и, наконец, включением наиболее мощного фактора — природы.

Изучение принципов и отвечающих им композиционных приемов, создание теоретических основ разрешения сложной проблемы центра современного советского города — таковы задачи, которые ставит перед собой институт в дальнейшей работе над общественными центрами городов.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: