Объект притяжения людей

Торговое предприятие общегородского значения — это всегда объект мощного притяжения людей, одно из тех мест в городе, куда стекаются наиболее оживленные пешеходные и транспортные потоки и где вообще наиболее высока интенсивность городской жизни. Необходимость выявления и пространственной реализации множественных связей торгового здания как с инфраструктурой города, так и с его общественной и культурной жизнью и придает, как мне кажется, процессу поисков соответствующего архитектурного образа острый профессиональный интерес.

С древнейших времен, являясь одним из основных занятий горожан, торговля существенным образом влияла на формирование специфически городского образа жизни. Окруженная многочисленными купеческими лавками, центральная площадь старого города, а за нею и главная улица постепенно становились средоточием не только торговой, деловой, но и социальной, культурной деятельности, приобретая функции общегородского коммуникативного центра, в пространстве которого реализуется одно из самых ценных качеств городской культуры — возможность широкого общения.

Сфера общения, создаваемая всей совокупностью городской жизни, конечно, значительно шире сферы торговли, однако именно только торговые здания в силу своей ориентированности на все городское население лучше других способны удовлетворить органическую потребность города в специальных коммуникативных пространствах, предоставляя для этого значительную часть своих площадей.

Анализ возможных типов внутренних пространств, предназначенных для осуществления этих функций, показывает, что как бы они ни отличались по своим качествам и архитектурному языку, в конечном счете все сводится к тем же традиционным пешеходным улицам и площадям. Поэтому одной из наиболее естественно вытекающих объемно-планировочных схем торгового здания представляется такая его пространственная организация, при которой отдельные торговые помещения нанизываются на линию движения главных покупательских потоков, берущих свое начало от основных пешеходных направлений и транспортных узлов данного района города. 

Торговый центр в Омске. Архитекторы Ю. Земцов, В. Парфиненко, Д. Шор; инженеры Б. Миронов, А. Шапиро

И не случайно, что еще в середине прошлого века, когда торговые здания окончательно обретают свою самостоятельность, в их компоновке получают широкое распространение такие объем-но-планировочные приемы, как внутренние крытые галереи — пассажи или окруженные торговыми залами, залитые верхним светом внутренние дворы, т. е. торговый дом как бы вбирает в себя элементы городской структуры — торговые улицы и площади, используя их для распределения потоков своих посетителей.

Подход к проектированию торгового здания как к объекту, связанному не только с организацией потребления, но и выступающему в качестве одного из главных носителей коммуникативной функции города, приобретает все большую актуальность.

При этом важно, что введение элементов окружающего городского пространства в объемно-планировочную структуру здания может стать одним из основных факторов, помогающих сблизить качества реально существующего пространства и того пространственного образа, который рефлекторно складывается в сознании покупателя. Своеобразие торгового здания состоит в том, что человек в нем находится как бы в двух масштабных измерениях, постоянно перемещаясь из одного в другое. И действительно, вначале, до того, как он достиг нужного ему отдела, покупатель продолжает двигаться в общем потоке людей мимо товаров, выставленных в различных секциях, как бы вдоль тех же магазинных витрин, только без стекла, и у него поневоле сохраняется внутреннее ощущение прежнего общественного, уличного масштаба. Но вот цель достигнута и появляется чувство пребывания в более мелком, личном масштабе — комнаты, даже гардеробной, — короче говоря, в масштабе, более соответствующем такому, в сущности, интимному делу, как скажем, выбор необходимого предмета одежды или обихода. 

Универмаг во Львове. Проект. Архитекторы Ю. Земцов, В, Парфиненко, Д. Шор

Существенно то, что это изменение ощущения масштаба происходит в сознании покупателя независимо от того, сопровождается ли оно соответствующим изменением параметров архитектурного пространства. Желательность такого соответствия — очевидна, и отсюда— вывод, что непременным качеством объемно-планировочной структуры крупного торгового здания является сосуществование в едином архитектурном организме взаимосвязанных разнообразных по масштабу и размерам пространств. А это означает, что в торговом сооружении как типе здания изначально заложены богатейшие возможности для создания самобытного, своеобразного, художественно полноценного произведения архитектуры.

К сожалению, эти возможности используются далеко не часто. В удручающем однообразии пространств торговых помещений, в отсутствии даже намеков на какой-либо возбуждающий восприятие скрытый конфликт внутренних пространств или архитектурных объемов и, главное, в забвении социально-культурного аспекта жизнедеятельности торгового дома мне видятся основные причины одинаковой безликости многих универмагов, построенных в стране за последние десятилетия.

Видимо, прежде всего тем, что торговля как вид деятельности не может не учитывать психологические факторы восприятия среды, не стремится к обеспечению психологического комфорта, можно объяснить тот факт, что данная схема объемно-планировочной структуры достаточно четко отвечает и самым современным технологическим представлениям. 

Выделение в общем пространстве отдельных объемов торговых залов наилучшим образом соответствует принципу организации торговли методом самообслуживания по потребительским комплексам (т. е. весь универмаг как бы подразделяется на отдельные специализированные магазины типа «Товары для женщин», «Товары для мужчин», «Товары для отдыха» и т. д.). Компоновка торговых залов вокруг единого коммуникативного ядра или стержня (внутренней пешеходной площади или улицы) позволяет обеспечить высокую эффективность информации, хорошую ориентацию покупателя в пространстве здания и представляет им возможность «сквозного» осмотра всего огромного ассортимента товаров современного универмага. 

Невский колхозный рынок в Ленинграде. Архитекторы Ю. Земцов, Д. Шор, М. Рабинович; инженеры С. Круглов, Б. Миронов, В. Фролов

Эти качества особенно важны в связи с тем, что введение новых прогрессивных форм торговли — самообслуживания, продажи по образцам и др.— меняет характер торговых сооружений— в них появляются черты, присущие выставочным зданиям. Необходимость сделать все торговые залы одинаково доступными приводит к стремлению максимально сократить и облегчить вертикальные перемещения покупателей. Известно, что с увеличением числа этажей количество покупателей в верхних этажах уменьшается. Для того, чтобы ликвидировать психологический барьер, препятствующий передвижению покупателей вверх по этажам, разработана схема организации торговых залов в виде непрерывного ряда уровней, последовательно восходящих вокруг центрального ядра или вдоль основного пешеходного направления. Небольшие (7—8 ступеней) перепады между уровнями служат пространственным разделением торговых залов, сохраняя при этом непрерывность визуальных связей, композиционную и пластическую целостность внутреннего объема.

Изложенные здесь некоторые общие соображения о проектировании крупных торговых зданий нашли свое воплощение в ряде проектов (часть из них осуществлена или строится), выполненных в Ленинградском филиале Гипроторга для различных городов страны. Несмотря на общность подхода, различие градостроительных ситуаций, климатических условий, местных традиций, возможностей строительных организаций и т. д. привели к совершенно отличным друг от друга архитектурно-пространственным решениям. Омский торговый центр представляет собой достаточно свободную композицию, построенную на выявлении функциональных объемов (торговых залов и блоков подсобных помещений) и широко раскинувшуюся на обширной площади бывшего городского рынка. Здание находится в центре города и должно стать важным элементом формирующегося городского центра. Композиционным ядром торгового центра является освещаемый верхним светом широкий пассаж, в который вливаются пешеходные потоки со всех четырех улиц, ограничивающих здание. Торговые залы, раскрытые в пространство пассажа, постепенно с небольшими перепадами поднимаются вокруг него, и покупатель, находясь в центре универмага, получает возможность охватить сразу всю внутреннюю структуру здания.

Универмаг во Львове, напротив, решен как единый, замкнутый, компактный объем, размещенный среди новой жилой застройки. Резко выделяющееся из своего окружения здание универмага должно стать одним из тех пластических акцентов, которые связывают архитектуру нового района со всем исторически сложившимся обликом этого своеобразного города. 

Многофункциональный жилой комплекс и пассаж на Невском проспекте (реконструкция дома №57). Проектное предложение. Архитекторы Ю. Земцов, М. Конднайн, М. Кунцева, Н. Поповская, М. Рабинович

Все торговые залы размещаются на разных уровнях с перепадом высот между ними 1,05 м. Спираль уровней торговых залов поднимается тремя витками вокруг центрального светового колодца. Форма площадок, на которых расположены залы такова, что позволяет отделить проходную коммуникативную зону от собственно торговых секций, образуя как бы внутреннюю пешеходную улицу, развивающуюся в данном случае по вертикали, уменьшая тем самым площадь застройки. Ленинградский универмаг должен стать частью мощного торгово-бытового комплекса одного из крупнейших новых жилых районов города. Это самый большой из спроектированных нами универмагов, и особого внимания в этом случае требовало решение его связей с окружающими транспортными магистралями и станцией метро. Графически поток посетителей универмага может быть изображен в виде петли, вытянутой от угла участка (здесь расположен выход из подземного перехода к остановкам общественного транспорта и станции метро) в глубь квартала и определяющей трассу пешеходной улицы. Значительный ее отрезок проходит внутри здания, обнимая почти замкнутое пространство внутренней торговой площади, раскрытой только в сторону транспортного узла. Расположенный вокруг нее непрерывный ряд торговых залов сначала поднимается до отметки второго этажа, а затем, следуя направлению пешеходного потока, вновь опускается на уровень земли.

Закончено строительство Невского колхозного рынка в новом районе Ленинграда. Основным в его объемно-планировочном решении является введение зоны летней торговли в центр комплекса под общее для всех торговых площадей покрытие в виде металлической структурной плиты. Окруженная со всех сторон стеклянными стенами залов рынка и магазинов и освещаемая сплошными зенитными фонарями зона летней торговли приобретает характер внутреннего торгового пассажа. Все пространство рынка, объединенное общим покрытием, окружено просторной обходной галереей. Традиционность этого приема подчеркивается крупными кирпичными арками, пространственно выделяющими рынок из окружающей среды и, в то же время, вызывающими достаточно четкие ассоциации со старыми гостиными дворами города. 

Универмаг и пассаж на Невском проспекте (реконструкция дома №63)

Проектные предложения по реконструкции двух участков на Невском проспекте для размещения нового большого универмага на одном и многофункционального жилого и торгового комплекса — на другом показали возможность применения тех же принципов при реконструкции старых городов в условиях необходимости сохранения исторически сложившейся структуры жилой застройки. На обоих участках в соответствии ПДП центра, разработанного в 1-й мастерской ЛенНИИпроекта, предполагается устройство двух новых пешеходных улиц, двух торговых пассажей, соединяющих Невский с соседним жилым кварталом, рынком и станцией метро.

Пассажи выделены из объема зданий и, строго говоря, являются городской территорией, однако непосредственная визуальная связь с внутренними пространствами делает их в равной степени принадлежностью интерьеров окружающих торговых залов универмага, в одном случае, и продовольственных магазинов, ресторанов, кафе, выставочных залов — в другом. Стремление сохранить разнообразие объемно-пространственных соотношений существующей застройки должно лишить эти новые пассажи некоторой сухости и линейного однообразия старых пассажей XIX в., превращая их скорее в ряд уютных закрытых скверов, и маленьких площадей, как кажется, прямо предназначенных для выполнения функций коммуникативных пространств, пространств общения, .столь необходимых и городу и торговле. Работа такого рода интересна еще и тем, что требует полного пересмотра эстетических оценок и ставит перед необходимостью иметь достаточно осознанное художественное суждение о взаимоотношениях старого и нового в городском ландшафте.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: