О пяти ордерах

Существует всего пять ордеров, которые служили древним, а именно: тосканский, дорический, ионический, коринфский, и сложный (композитный). Под ордером в архитектуре понимается система пропорций и членений архитектурного сооружения, основанная на строгой взаимосвязи несущих и несомых частей. Слово «ордер» пришло из латинского языка, и переводится как порядок или строй. Впервые этот термин употребил римский теоретик архитектуры Марк Витрувий, известный как автор трактата «Десять книг об архитектуре». Сделать язык архитектуры общедоступным и универсальным помог итальянский архитектор эпохи Возрождения — Андреа Палладио. Его трактат «Четыре книги об архитектуре», в котором автор систематизировал все знания об ордерах и разработал их пропорции, стал фундаментальным трудом, актуальным до сих пор. Андреа Палладио приводит обмеры каждого ордера в отдельности, руководствуясь в большей степени собственными наблюдениями над древними постройками. Но прежде автор рассказывает о том, что имеет отношение ко всем ордерам без исключения, плавно переходя к основному.

Ордера в зданиях располагаются в таком порядке, чтобы наиболее массивный был в самом низу, так как он более всех будет способен выносить тяжесть и послужит более надежным основанием постройке. Поэтому дорический ордер всегда должен быть под ионическим, ионический под коринфским, коринфский под сложным. Тосканский, как наиболее грубый, редко применяется в надземных частях, за исключением одноярусных построек, как например крытые переходы в усадьбах, или же в громадных сооружениях, вроде амфитеатров и тому подобных, состоящих из нескольких ярусов, где его можно поместить под ионическим ордером вместо дорического. При желании можно исключить один из ордеров и, например, поставить коринфский непосредственно на дорический, с тем, однако, чтобы более массивный непременно находился внизу по причинам, изложенным выше.

Об утолщении и утонении колонн. О междустолпиях и о столбах

Колонны всех ордеров надо делать так, чтобы в верхней части они были тоньше, чем в нижней, и посредине имели небольшое утолщение. При утонении надо помнить, что чем колонны выше, тем меньше они должны утоняться, так как высота, благодаря расстоянию, производит сама по себе видимость утонения. Посему если колонна будет иметь вышину до пятнадцати футов (четыре с половиной метра), то ширину ее внизу должно разделить на шесть с половиной [6] частей, из которых пять с половиной [5] составят верхнюю ширину; если в ней будет от пятнадцати до двадцати футов (от четырех до шести метров), то внизу, по ширине, надо отложить семь [6 ½] частей, вверху – шесть с половиной [5 ½]. Подобным же образом, если колонна будет от двадцати до тридцати футов (от шести до девяти метров), то нижняя ширина должна иметь восемь [7] частей, а верхняя семь [6]; итак, по мере удлинения, колонны будут утоняться на соответствующую долю, согласно тому, как учит Витрувий в главе 3 третьей книги. Но каким образом делается утолщение посередине, мы у него ничего не находим, кроме простого обещания, а потому каждый это объяснял по-своему. Обычно я делаю шаблон для этого утолщения следующим образом: делю ствол колонны на три равные части и, оставляя нижнюю треть отвесной, ставлю ребром вдоль ее края довольно тонкую линейку, имеющую в длину столько, сколько колонна, или несколько больше, и, пригибая ту часть линейки, которая выдается над нижней третью, довожу ее конец до самого узкого места колонны под самой шейкой и обвожу линией получившуюся дугу: таким образом у меня получается колонна с легким утолщением посредине и с чрезвычайно изящным утонением.

Междустолпия, то есть промежутки между колоннами, могут быть в полтора диаметра (считая диаметр самой нижней части колонны), в два диаметра, в два с четвертью, в три и более. Однако древние не допускали междустолпий более, чем в три диаметра, за исключением тосканского ордера, в котором архитрав делался из дерева, вследствие чего междустолпия были весьма широкими. Однако никогда не делались менее полутора диаметров, особенно в тех случаях, когда колонны были очень велики. Но древние особенно одобряли промежутки в два диаметра с четвертью и называли это прекрасной и изящной манерой. Необходимо заявить, что междустолпия, или промежутки, и толщина колонны должны иметь взаимную пропорциональность и соответствие; ибо если при широких промежутках колонны будут тонкие, впечатление весьма ослабится, так как воздух в широких просветах будет сильно скрадывать толщину колонны; наоборот, толстые колонны при узких промежутках, благодаря тесноте и близости, производят впечатление разбухших и неизящных.

Во всех ордерах я сохранил эти условия, дабы представить как бы образцы всех тех видов междустолпий, которые нам преподавал Витрувий в упомянутой выше главе. По главному фасаду здания должно быть четное число колонн, для того, чтобы на середину приходился промежуток, который делается несколько шире других, дабы виднее были двери и вход посредине; это относится к простым колоннадам. Что же касается портиков на столбах, то последние располагаются так, чтобы ширина столбов была не менее трети промежутка между ними, за исключением боковых столбов, ширина которых должна быть равна двум третям промежутка, дабы углы постройки были крепкими и прочными; когда же таким портикам придется поддерживать очень большой груз, как в очень больших зданиях, тогда столбы будут иметь толщину, равную половине пролета.

Иногда древние делали столбы той же ширины, как и промежутки, как в Веронском театре в той его части, которая не находится на горе. Но в частных постройках ширина их должна быть не менее одной трети просвета и не более двух третей, причем в разрезе должен быть квадрат; но для уменьшения расходов, а также для того, чтобы свободно было прохаживаться, они делаются сбоку тоньше, чем с лицевой стороны. Для украшения фасада к этим столбам по середине их лицевой стороны прислоняются полуколонны, или пилястры, поддерживающие карниз, идущий над арками лоджии; ширина их должна соответствовать их высоте так, как того требует каждый ордер. Для их разумения заявляю (дабы впредь не повторяться), что в делениях и измерениях ордеров я не хотел держаться какой-нибудь определенной и установленной меры, принятой в том или ином городе, как локоть, фут или пядь, ибо в различных городах и провинциях меры различны, но, следуя Витрувию, который измерял дорический ордер мерою, взятой из толщины колонны, что применимо и ко всем ордерам, и назвал ее модулем, так же и я буду пользоваться подобной мерой для всех ордеров, и модулем будет служить диаметр колонны внизу, разделенный на шестьдесят минут, за исключением дорического ордера, в котором модулем будет служить полудиаметр, разделенный на тридцать минут, что удобнее для членений этого ордера. Таким образом, каждый сможет пользоваться соотношениями и профилями различных ордеров, увеличивая или уменьшая модуль согласно роду постройки.

О тосканском ордере

Фото-альбом: тосканский ордер

A – абака; B – четвертной вал; C – шейка; D – астрагал; E – толща колонны вверху; F – толща колонны внизу; O – чимбия; H – вал; I – плинт; K – пьедестал. Профили, изображенные рядом с разрезом базы и капители, принадлежат импостам арок.

Тосканский ордер (согласно тому, что говорит Витрувий и то, что мы видим в действительности) наиболее простой и незатейливый из всех архитектурных ордеров, ибо сохранил в себе нечто от первобытной древности и лишён всего того убранства, которое придаёт другим ордерам привлекательность и красоту. Он происходит из Тосканы, благороднейшей части Италии, по имени которой и назван. Длина колонны вместе с базой и капителью должна равняться семи модулям и суживаться кверху на четверть толщины. При простых колоннадах этого ордера междустолпия могут быть очень велики, так как архитравы делаются из дерева, благодаря чему ордер этот очень удобен в загородных виллах для проезда повозок и разных сельскохозяйственных орудий; кроме того, на это не требуется больших затрат. Но если при постройке дверей и лоджий применяются арки, то необходимо соблюдать меры, показанные на чертеже, из которого видно расположение и соединение камней. Их, по моему мнению, надлежит соблюдать при постройках из камня; это мною показано также и в рисунках других ордеров. Такое размещение и соединение камней я заимствовал из многочисленных античных арок, как видно будет в моей книге об арках; и в этом соблюдалась величайшая точность.

Фото-альбом: тосканский ордер 2

A – гусёк; B – венец; C – выносная плата и гусёк; D – выкружка; E – фриз; F – архитрав; G – карнизик; H – абака капители; I – гусёк капители; K – шейка капители; L – астрагал; M – толща колонны под капителью; N – толща колонны внизу; O – чимбия колонны; P – вал и гусёк базы; Q – плинт базы. На уровне архитрава, обозначенного буквой F, изображён профиль архитрава, более изысканного.

Пьедесталы, находящиеся под колоннами этого ордера, должны иметь в вышину один модуль и быть простыми. Высота базы равна половине толщины колонны. Эта высота делится на две равные части; другая делится на четыре части, из которых одна приходится на листель, называемую также несколько уменьшенной чимбией; она составляет часть базы только в этом ордере, тогда как во всех других она принадлежит к стержню колонны; другие же три составляют вал. Выступ этой базы имеет одну шестую часть диаметра колонны. Капитель также имеет в высоту половину диаметра внизу колонны и делится на три равные части: одна служит абакой, в общежитии по форме своей называемой плитой, другая составляет четвертной вал, третья же делится на семь частей, одна из коих образует листель под четвертным валом, а остальные шесть приходятся на шейку. Астрагал в вышину вдвое больше листели под четвертным валом, и центр его находится на линии, идущей по отвесу с края этой листели; на той же линии находится край чимбии, по высоте равной листели. Выступ этой капители находится на линии стержня колонны внизу. Её архитрав делается из дерева и имеет в высоту столько же, сколько в толщину, причём он не должен быть толще стержня колонны вверху. Балки, образующие выносную плиту, имеют выступ, или вынос, равный четверти длины колонны.

В случаях, если архитравы делаются из камня, остаётся в силе то, что сказано выше о междустолпиях. Ещё существуют некоторые древние постройки, которые можно отнести к этому ордеру, так как в некоторых частях они соответствуют этим соотношениям. Таковыми являются амфитеатр в Вероне, амфитеатр и театр в Поле и многие другие, из которых я заимствовал как профили баз, капителей, архитрава, фриза и карнизов, изображённых на последней таблице этой главы, так и профили импостов для сводов. Рисунки всех этих построек будут помещены в моих книгах об античности.

О дорическом ордере

Фото-альбом: дорический ордер

A – толща колонны; B – чимбия; C – верхний вал; D – выкружка с листелями; E – нижний вал; F – плинт или цоколь; G – карниз пьедестала; H – стул пьедестала; I – база пьедестала; K – импост арок.

Дорический ордер получил своё начало и имя от дорян, греческого племени, обитавшего в Азии. Длина колонн, если они простые, не прислонённые к столбам, должна равняться семи с половиной или восьми диаметрам. Междустолпия должны быть несколько менее трёх диаметров. <...> В случае же, если колонны прислонены к столбам, длина их, считая базу и капитель, должна равняться семнадцати с третью модулям <...>.

У древних не встречается пьедестала в этом ордере, как это бывает ныне; если же применять пьедестал, необходимо соблюдать, чтобы стул его имел равные стороны. Из его размеров получаются и меры для украшающих частей, посредством деления его на четыре равные части; база со своим цоколем займёт две части, а карниз, на котором покоится плинт колонной базы, — одну. <...> Этот ордер не имеет своей базы .<...> Но иногда в этом ордере применяется аттическая база, отчего он много выигрывает в красоте. Меры же её таковы: высота равна половине диаметра колонны и делится на три равные части: одна приходится на плинт, или цоколь; две другие делятся на четыре части, одна из которых образует верхний вал, а остальные разделяются на две, образуя нижний вал и выкружку с её листелями. Последняя часть образуется посредством деления на шесть долей, из которых одна идёт на верхнюю листель и другая на нижнюю, а четыре остаются на выкружку. Выступ базы равен одной шестой диаметра колонны, чимбия равна половине верхнего вала, если она отделяется от базы. Выступ её равен одной трети всего выступа базы. Но если база и нижняя часть колонны — из одного куска, то чимбия делается тонкой, как показано на третьей таблице этого ордера, где изображены также два вида импостов для арок.

Фото-альбом: дорический ордер 2

A – гусёк; B – каблучок; C – выносная плита; D – четвертной вал; E – выкружка; F – капитель триглифа; G – триглиф; H – метопа; I – тэния; K –капли; L – верхний пояс; M – нижний пояс; V – сторона выносной плиты, обращенная вниз. Части капители:  N – карнизик; O – абака; P – четвертной вал; Q – ступеньки; R – шейка; S – астрагал; T – чимбия; V – толща колонны; X – план капители и модуль, разделенный на тридцать минут.

Капитель имеет в вышину половину диаметра колонны и делится на три части. Верхнюю часть оставляют абаке и карнизику. Карнизик занимает две пятых верхней части и в свою очередь делится на три части, из которых одна приходится на полочку, а две — на каблучок. Вторая из трёх главных частей капители делится также на три части: одна приходится на колечки, или ступеньки, числом три, между собою равные; другие две части образуют четвертной вал, выступающий на две трети своей высоты. Наконец, третья образует шейку. Весь выступ капители равен одной пятой диаметра колонны. Астрагал, или валик, равный по высоте всем трём ступенькам, выступает вровень со стержнем колонны у её основания. Чимбия равна половине валика; выступ её находится на одном отвесе с центром кривизны валика.

За капителью следует архитрав, высота которого должна равняться половине толщины колонны, то есть одному модулю. Архитрав делится на семь частей: одна из них образует тэнию, или повязку; выступ её равен высоте. Затем вновь всю вышину архитрава делят на шесть частей; одна из них идёт на капли, числом шесть, и на листель под тэнией, занимающую одну треть этих капель. Весь архитрав от тэнии до нижнего края делится на семь частей: три из них идут на первый пояс, четыре — на второй. Фриз имеет в вышину полтора модуля. Триглиф по ширине равен модулю. Капитель его равна одной шестой модуля. Триглиф по ширине делится на шесть частей: две приходятся на два средних желобка одна — на два боковых полужелобка, три остальные приходятся на промежутки между желобками. Метопы, то есть промежутки между триглифами, имеют в вышину столько же, сколько в ширину. Карниз имеет в вышину один модуль и одну шестую и делится на пять с половиной частей: две из них образуют выкружку и четвертной вал (выкружка меньше четвертного вала на ширину своей листели); остальные три с половиной приходятся на венец, или карниз, в общежитии называемый выносной плитой, на гусёк и каблучок. Выступ карниза должен равняться четырём шестым модуля; на нижней своей поверхности, выступающей по всей длине, он имеет над триглифами по шесть капель в три ряда, окружённых листелями, а над метопами — розетки. Капли делаются круглыми и соответствуют каплям под тэнией, имеющим вид колокольчиков. Гусёк выше выносной плиты на одну восьмую; он делится на восемь частей, из которых две приходятся на крайнюю полочку, шесть же остаются на гусёк, выступающий наружу на семь с половиной частей. Таким образом, архитрав, фриз и карниз в общем составляют четверть высоты колонны.

Об ионическом ордере

Фото-альбом: ионический ордер

A – толща колонны; B – валик с чимбией, составляющие часть колонны; C – верхний вал; D – выкружка; E – нижний вал; F – плинт над карнизом; G – два вида карниза пьедестала;  H – стул пьедестала; I – два вида базы пьедестала; K – плинт базы пьедестала; L – импосты арок. 

A – абака; B – желобок или выемка в волюте; C – четвертной вал; D – валик (астрагал) под четвертным валом; E – чимбия; F – толща колонны; G – прямая, называемая катетом. В капители соответствующие части обозначены теми же буквами: S – глазок волюты, увеличенных размеров. Членение базы по Витрувию: K – толща колонны; L – чимбия; M – вал; N – верхняя выкружка; O – валики; P – нижняя выкружка; Q – плинт; R – выступ.

Ионический ордер происходит из Ионии, азиатской провинции. В этом ордере, как пишут, был построен в Эфесе храм Дианы. Колонны с капителью и базой имеют девять голов в длину, то есть девять модулей, ибо под головой разумеется нижний диаметр колонны. Архитрав, фриз и карниз составляют по высоте пятую часть длины колонны. На рисунке простых колоннад междустолпия имеют два с четвертью диаметра, что является наиболее прекрасным и удобным видом междустолпий и называется у Витрувия евстиль. На рисунке аркад столбы занимают треть промежутка, а высота арок равна двойной ширине просвета.

В случае, если ионическая колонна снабжена пьедесталом, как на рисунке аркады, высота его должна равняться половине ширины просвета арки; высота эта делится на семь с половиной частей: две образуют базу, одна карниз, а четыре с половиной остаются на самый, стул, то есть на среднюю часть. База ионического ордера равна по высоте половине модуля и делится на три части: одна служит цоколем, который выступает, на три восьмых модуля; две другие делятся на семь частей; из трёх получается вал, остальные четыре вновь делятся пополам: одна часть идёт на верхнюю выкружку, другая на нижнюю, имеющую больший выступ, нежели первая. Астрагалы должны равняться одной восьмой выкружки. Чимбия колонны равна одной трети вала базы. <...>. Выступ её равен половине помянутого выше выступа. Таковы обмеры ионической базы, согласно Витрувию <...>. Высота импостов в полтора раза больше толщины столбов, поддерживающих арку.

Фото-альбом: ионический ордер 2

A – гусёк; B – каблучок; C – выносная плита; D – карнизик модильонов; E – модильоны; F – четвертной вал; O – выкружка; H – фриз; I – карнизик архитрава; K – верхний пояс; L – средний пояс; M – нижний пояс. Членения капители: N – абака; O – желобок волюты; P – четвертной вал; Q – валик колонны или астрагал; R – толща колонны. Рисунок, на котором изображены розетки, представляет нижнюю поверхность карниза между модильонами.

Для построения капители основание колонны делится на восемнадцать частей; девятнадцать таких частей составляют длину и ширину абаки; половина этого составляет высоту капители с волютами; следовательно, высота её будет девять с половиной частей. Полторы части уделяются абаке с её карнизиком; остальные восемь остаются на волюту, которая строится следующим образом: от края карнизика по направлению внутрь откладывается одна девятнадцатая; из этой точки опускается отвесная линия, делящая волюту посредине и называемая катетом; точка на этой линии, разделяющая линию в отношении четырёх с половиной к трём с половиной, считая сверху вниз, будет служить центром глазка волюты, диаметр равной одной из восьми частей. Через этот центр проводят прямую, пересекающую катет под прямым углом и разделяющую волюту на четыре части: После этого в глазке строят квадрат, сторона которого равна полудиаметру глазка; проведя диагонали, на них отмечают точки, служащие при начертании волюты центрами для неподвижной ножки циркуля. Таких центров, считая и центр глазка, будет тринадцать. Порядок, в котором следует их менять, показан цифрами на чертеже. Астрагал колонны находится на уровне глазка волюты. Толщина волют посредине равна выступу четвертного вала, который отстоит от абаки на расстоянии, равном диаметру глазка волюты. Желобок волюты следует поверхности и все время остается видимым, как показано на плане, и совершенно естественно, что перед гибкий, каким должна казаться волюта, уступает место твердому телу, каким кажется астрагал. Промежуток между волютой и астрагалом все время одинаков. На углах колоннад и портиков ионического ордера обыкновенно делаются такие капители, которые имею волюты не только с фасада, но и с той стороны, оказавшейся боковой, если бы капитель была поставлена обычным способом. Таким образом, у них лицевая часть имеется с двух сторон, и они называются угловыми <…>.

Архитрав, фриз и карниз составляют пятую часть высоты колонны; эта часть делится в свою очередь на двенадцать частей: из них на архитрав приходится четыре, на фриз три и на карниз пять. Архитрав делится на пять частей, одна из которых образуют его карнизик; остаток же делится на двенадцать частей: три идут на первый пояс с его астрагалом, четыре на второй с астрагалом и пять – на третий. Карниз делится на семь и три четверти частей. Две идут на выкружку и четвертый вал, две на модильон и три и три четверти – на венец с гуськом; выступ их равен толщине <…>.

О коринфском ордере

Фото-альбом: коринфский ордер

A – толща колонны; B – чимбия и валик колонны; C – верхний вал; D – выкружка с астрагалами; E – нижний вал; F – плинт базы соединенный с карнизом пьедестала; Q – карниз пьедестала; H – стул пьедестала; I – карниз базы пьедестала; K – плинт базы пьедестала. Импост арок изображен рядом с колонной. Членение базы по Витрувию: K – толща колонны; L – чимбия; M – вал; N – верхняя выкружка; O – валики; P – нижняя выкружка; Q – плинт; R – выступ.

В Коринфе, именитейшем городе Пелопиннеса, был впервые изобретен ордер, именуемый коринфским, более украшенный и стройный, нежели описанные ранее. Колонны его подобны ионическим, и длина их, считая базы и капители, составляет девять с половиной модулей. Если они каннелированные, то число каннелюр должно быть двадцать четыре, глубиной в половину ширины. Дорожки, или промежутки между каннелюрами, втрое уже каннелюр. Архитрав, фриз и карниз составляют пятую часть высоты колонн. На рисунке простой колоннады междустолпия равны двум диаметрам, как в портике Сайта Мариа Ротонда в Риме; колоннада такого рода у Витрувия называется систилем. На рисунке аркад столбы составляют две пятые просвета арки; высота арки над землей в два с половиной раза больше ширины просвета, считая и толщину арки.

Под коринфскими колоннами находится пьедестал, равный по вышине четверти высоты колонны; он делится на восемь частей, из которых одна приходится на карниз, две на базу и пять остаётся на стул. База делится на три части, из которых две образуют цоколь и одна — карниз. Колонны имеют аттическую базу; но последняя тем отличается от базы, применяемой в дорическом ордере, что она выступает на одну пятую часть диаметра колонны. В ней возможны ещё некоторые изменения, как это видно из рисунка, на котором изображён также импост арок, равный по высоте половине ширины пилястра, поддерживающего арку.

Коринфская капитель в вышину равна толщине колонны у основания и сверх того должна быть увеличена на одну шестую, приходящуюся на абаку. Остальное делится на три равные части. Первая идёт на первый ряд листьев, вторая – на второй, третья же в свою очередь делится на две части: в части, смежной с абакой, делают завитки, поддерживаемые листьями, из которых они как бы вырастают. Поэтому ствол, из которого они выходят, делается более толстым, и завитки, по мере закручивания, все утоняются, примером чего служат растения, более толстые у начала, чем у конца. Самый колокол, или стержень капители под листьями, должен быть на отвесе дна каннелюр колонны. Для построения абаки с правильным выступом строится квадрат, сторона которого равна полутора модулям; затем проводятся диагонали, в точке их пересечения, то есть посередине, устанавливается неподвижная ножка циркуля и по направлению к каждому углу квадрата откладывается по одному модулю; через засечки проводятся линии, пересекающие диагонали под прямым углом и касающиеся сторон квадрата; они будут определять конец выступа, а длина их — ширину конца абаки. Кривизна, или линия выреза, определяется посредством нити, протягивающую между концами, и посредством точки, из которой строится треугольник, основанием коего и будет линия выреза. Затем от концов абаки проводится линия, касательная к краю астрагала, или валика колонны; при этом концы листьев располагаются так, чтобы они её касались или несколько выступали наружу, чем и определяется их выступ. Розетка должна равняться в поперечнике четверти диаметра колонны у основания. Архитрав, фриз и карниз, составляющие (как я уже сказал) пятую часть высоты колонны, делятся в целом на двенадцать частей, как в ионическом ордере; различие же заключается в том, что карниз делится на восемь с половиной частей: одна идёт на каблучок, другая — на зубцы, третья — на четвертной вал, четвёртая и пятая — на модильон, остальные три с половиной — на венец с гуськом. Выступ карниза равен его высоте. Кессоны для розеток, находящиеся между модильонами, должны быть квадратной формы, а толщина модильонов должна равняться половине промежутков, в которых находятся розетки. Детали этого ордера не показаны буквами, так как они подобны предыдущим, на основании которых их легко определить.

О сложном ордере

Фото-альбом: сложный ордер

Сложный (он же композитный) ордер, называемый также латинским, ибо он был изобретён древними римлянами, получил своё название потому, что он представляет соединение двух любых описанных выше ордеров; но наиболее правильное и прекрасное сочетание получается из соединения ионического ордера с коринфским. Сложный ордер более строен, нежели коринфский, и может быть подобен последнему во всех частях, кроме капители. Длина колонн должна равняться десяти модулям. На рисунках простых колоннад междустолпия равны полутора диаметрам; этот род колоннад называется у Витрувия пикностиль. В аркадах столбы занимают половину просвета арки, а высота арки до её вершины в два с половиной раза больше ширины просвета.

Так как этот ордер (как я уже говорил) должен быть более строен, нежели коринфский, пьедестал его делается в одну треть высоты колонны и делится на восемь с половиной частей: из одной части образуется карниз, из двух база, пять с половиной остаются на стул. База пьедестала делится на три части, из которых две идут на цоколь и одна — на её валы с гуськом.

База колонны может быть аттической, как в коринфском ордере, и также может быть составлена из аттической и ионической, как показано на рисунке.

Профиль импоста арок изображён рядом с пьедесталом; высота импоста должна равняться толщине пилястра.

Сложная капитель имеет те же соотношения, что и коринфская, но отличается от последней своей волютой, четвертным валом и бисерной нитью, составляющими части, заимствованные из ионического ордера. Способ же её построения следующий: вся капитель, начиная от абаки до самого низа, делится на три части, как коринфская; первая часть идёт на первый ряд листьев, вторая — на второй, третья — на волюту, которая строится по тому же способу и по тем же точкам, что и ионическая. Она заходит на абаку настолько, чтобы казалось, что она вырастает из-за четвертного вала, подле розетки, находящейся посредине выгиба абаки. Толщина волюты с лицевой стороны равна срезу конца абаки или несколько больше. Высота четвертного вала равна трем пятым абаки; нижняя его часть начинается на уровне нижнего ряда края глазка волюты, выступает на три четверти своей высоты и находится на одном отвесе с серединой выгиба абаки или несколько впереди. Бисерник занимает треть высоты четвертного вала, выступает несколько более чем на половину своей толщины и обходит вокруг капители под волютой, оставаясь все время открытым. Полочка, проходящая под бисерником и образующая край капительного колокола, равна половине бисерника. Поверхность колокола находится на отвесе дна каннелюр колонны. Такого рода капитель мне пришлось видеть в Риме, откуда я и заимствовал размеры, так как она мне показалась очень красивой и превосходно задуманной. Встречаются капители и иначе составленные, которые также можно назвать сложными, но они будут упомянуты и пояснены таблицами в моих книгах об античности. Архитрав, фриз и карниз занимают пятую часть высоты колонны; <…>.

Еще по теме:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: