Московский многоквартирный жилой дом на Гоголевском бульваре представляет собой безусловное ноу-хау в архитектуре и строительстве своего времени. Сегодня, спустя более 80 лет с момента его возведения, творчество Моисея Гинзбурга не перестает вдохновлять современных архитекторов. Имея возможность творить в рамках проекта великого мастера, Алексей Розенберг и Петр Костелов переосмыслили глубинные смыслы места, создав уникальный проект интерьера.
- Текст:Татьяна Шовская27 марта 2019
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Иллюзии авангардистов, мечтавших о светлом будущем для всех, развеялись навсегда, но материальное наследие той, уже довольно отдаленной эпохи, оказывается на сегодняшний день более чем актуальным. Экономичное, эргономичное и одновременно с этим художественное пространство квартир в доме-коммуне на Гоголевском бульваре удовлетворяет всем запросам на жилье для городских одиночек — этого нового социального феномена. Поэтому перед нами очередной парадокс истории: то, что в 20-е годы ХХ века создавалось для коллективного быта представителей пролетарского общества, спустя почти сто лет идеально подошло буржуазным индивидуалистам, которые равно ценят свою образованность и свою самодостаточность.
Интерьер двухуровневой ячейки многоквартирного жилого дома на Гоголевском бульваре (РЖСКТ «Показательное строительство») в Москве. Коллектив Стройкома при участии архитектора И.Ф. Милиниса. 1928
Теперь, в начале следующего столетия, гениально придуманное пространство квартиры нуждается в современном осмыслении и новом освоении. Для решения этой задачи в своей отдельно взятой квартире ее новый обитатель пригласил архитектора Алексея Розенберга, и такой выбор, обусловленный, прежде всего, дружескими связями, был «попаданием в десятку», ибо стиль творческого объединения Алексей Розенберг — Петр Костелов необычайно созвучен стилистике русского авангарда с его конструктивной ясностью, холодноватой брутальностью, формообразующими контрастами.
Работа началась с преодоления технических сложностей. Конструкция дома каркасная, что на момент его строительства было очень дорогостоящей технологией, и, чтобы компенсировать затраты, в качестве заполнения использовались самые дешевые материалы, которые к тому же сильно обветшали за прошедшие годы. Поэтому всю квартиру заключили в собственный металлический каркас, который приварили к стоечно-балочной системе дома.
Эскиз мебельного оборудования квартиры
Эскиз пространственного решения интерьера квартиры / Эскиз фрагмента плана квартиры. Спальная зона
Следующее решение работает уже на образность пространства: по всем плоскостям — полу, потолку и стенам — каркас обшили цементно-стружечными плитами. Обычно такие плиты используются в качестве чернового материала, здесь же они сознательно были применены как отделочные; шероховатая фактура плит подчеркивает идею аскетичности этого жилья, а чтобы добавить драматичного звучания, плиты тонировали краской бордового оттенка, причем, добиваясь неоднородности тона, краску втирали вручную. Крупноразмерные плиты ЦСП задают ритм всего пространства, в контраст к ним работают два других примененных здесь отделочных материала: мелкая черная керамическая плитка и фанера. Плиткой отделана лестница и фрагментарно кухня.
Фанерой отделана конструкция, которую образно можно назвать «этажеркой». Она вставлена в низкую часть квартиры и, развивая идею «машины для жилья», превращает это небольшое пространство в многофункциональную зону. «Этажерка» не только структурирует пространство, позволяя использовать его максимально эффективно, но и заменяет собой мебель. Спальню можно изолировать с помощью сдвижной мобильной ширмы; последняя решена как кулисная декорация. Самая необычная часть «этажерки» — это полка, которая висит над кухней и развернута в сторону гостиной: она может служить дополнительным спальным местом, или своеобразной ложей, подвешенной выше места действия с дополнительными посадочными местами для гостей.
Эскизы конструкции внутреннего каркаса
Вертикальное наполнение пространства функциями стало возможным благодаря радикальному архитектурному решению — двусветную гостиную подняли на подиум. Этот ход кардинально изменил интерьер: лестница, ведущая от входной двери, стала короче, огромное окно опустилось почти в пол, из-за возникшей разницы в высоте гостиной и кухни стало возможным устроить подвесную полку, а вторая часть квартиры, опустившись ниже уровня гостиной, приобрела более приватный уютный характер. И, наконец, под подиумом образовалось место для хранения.
Главное впечатление от интерьера — контраст высокой пустотной разреженной гостиной и максимально функционально-наполненной заниженной части квартиры, но без преувеличения можно сказать, что буквально каждый сантиметр этого пространства во всех направлениях был продуман и просчитан авторами интерьера, что демонстрирует тот самый функциональный подход, который впервые был найден и продекларирован архитекторами эпохи конструктивизма.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: