История строительства города Дзержинска в Нижегородской области полна интересных фактов. Здесь встречаются памятники архитектуры разных периодов и стилей. С новой картой-путеводителем, которую недавно выпустило издательство TATLIN, можно исследовать город и знакомиться с его историей. В этот раз карту-путеводитель сопровождает брошюра, которая является и самостоятельным произведением, и приятным дополнением к карте. Дегустационный сет повествует об архитектуре советского авангарда и помогает осмыслить монументальное искусство через тонкие кулинарные метафоры. Предлагаем начать знакомство с городом через текст Ивана Сапогова, который активно исследует Дзержинск и рассказывает о нем на своих экскурсиях.
Музей советского градостроительства под открытым небом
- Текст:Иван Сапогов23 сентября 2025
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет

Город Дзержинск еще до перестройки называли музеем советского градостроительства под открытым небом. Действительно, в этом городе, основанном в годы первой пятилетки, можно встретить яркие и нетипичные памятники всех трех базовых слоев советской архитектуры — авангардного, сталинского монументального и послевоенного модернистского. Попробуем именно так — послойно — обозначить наиболее интересные объекты.
На рубеже 1920–1930-х годов Дзержинск представлял собой конгломерат разрозненных поселков при предприятиях, связанных лишь общим названием и трамвайной линией. Администрация предприятий желала, чтобы каждый из поселков был самодостаточным и не зависел от общегородской инфраструктуры. Дворец культуры им. Я. М. Свердлова должен был обслуживать жителей одноименного поселка. Имелась здесь и своя столовая, до сих пор работающая по своему историческому назначению. Жилые дома вдоль основной планировочной оси, спроектированные Александром Тюпиковым, тяготеют к формам викторианской архитектуры. Дугообразные улицы, отходящие от проспекта Свердлова, и их свободная одноэтажная застройка заставляют вспомнить, скорее, о дезурбанистской британской идее города-сада, чем об индустриализированной утопии соцгорода, доминировавшей в советской архитектуре этого периода.
Авангардная застройка центра города довольно фрагментарна, что не умаляет ее качества. Три полуцилиндра техникума им. Красной армии соседствуют с более сдержанной композицией Школы № 2. На площадь Дзержинского выходит здание горисполкома авторства конструктивиста Александра Гринберга. Кинотеатр «Ударник» решен в формах постконструктивизма. Характерные для кинотеатров архитектора Виктора Калмыкова две башни оказываются в этом проекте каннелироваными, что придает постройке отчетливый «привкус» ар-деко.
В трех кварталах восточнее притаился дом-коммуна химиков — общежитие из двух связанных переходом корпусов. Расположение здания разрывает сетку улиц и вырывается из ее классицизированной стройности. Одному из инфраструктурных объектов 1930-х — поликлинике — не повезло, и в нынешнем ее облике читается разве что форма.
Формирование ансамбля городского центра относится к 1940–1950-м годам. Чтобы стянуть строительные ресурсы предприятий от окраин к центру, главному архитектору Дзержинска Алексею Кусакину пришлось «немало повоевать с хозяйственниками». Лучи улиц фланкированы жилыми домами и расходятся от площади Дзержинского, на которую выходят торцы зданий, выполняющих функции общественных: универмага с барочным фронтоном; ресторана «Ока», в глубине лоджии которого скрываются перегруженные декорацией пилястры; Дома связи, чьи коринфские капители слегка приспущены на восьмиугольных колоннах, как на флагштоке. В парке — здание бывшего драматического театра (ныне Театр кукол) с дублированной, как во фрактале, неоклассической композицией фасада.
Opus magnum архитектора Кусакина следует искать на пересечении улицы Маяковского и проспекта Чкалова. Дом со шпилем — классический пример высотной доминанты сталинского периода — наглядно иллюстрирует творческое кредо мастера: архитектурное наследие — есть не более и не менее, чем склад строительных материалов (тут и восьмерик на четверике, и древневосточные обелиски, и классицистская балюстрада). Соседние дома образуют курдонер, в котором раньше располагался плескательный бассейн. Фронтоны, выходящие на курдонер, геометричны и выразительны, почти как у Альдо Росси или Ивана Фомина. Если одного курдонера вам не хватило, — есть еще целых два похожих ансамбля. Перспективу проспекта Ленина замыкает Дворец культуры химиков, построенный по повторному проекту уральского архитектора Владимира Емельянова. Так как отделка дворца велась уже после постановления о борьбе с излишествами в проектировании и строительстве, он отражает интереснейшую попытку воспроизведения сталинского интерьера за минимальные средства, например, темперной росписью с минимумом смальты. Остается загадкой, откуда в интерьер попали светильники из московского метро. Возможно, в этом как-то замешан московский монументалист Георгий Опрышко, руководивший оформлением. Внешне здание достаточно аскетично, чтобы принять его за довоенную постройку переходного периода.
Борьба с излишествами существенно изменила облик новозастраиваемых микрорайонов города. Силикатный кирпич местного производства высунулся из-под штукатурки, хотя на ранних этапах ею пытались имитировать крупноблочное строительство. Иконический пример — дома-«эски», которые с высоты птичьего полета, согласно городской легенде, должны складываться в аббревиатуру СССР (хотя получается, скорее, СССЬ). Из кажущейся постности материала архитекторы и строители выжимали все, что могли: пользовались декоративной липецкой, а порой даже рельефной кладкой, как на корпусе общежития.
Монотонность силикатной застройки компенсировалась множеством мозаик, созданных художниками городской мастерской. Особенно любопытны: мозаика на здании магазина «Детский мир» (ныне ТЦ «Эдем»), рельефная композиция «Подводный мир» на здании бассейна «Заря» и биокосмический фриз на Доме книги. Кирпичные монументальные композиции выполняли не профессиональные художники, а каменщики.
Среди важных архитектурных доминант периода советского модернизма можно назвать декорированный металлом Театр драмы и квадратный в плане Дом книги с просторным светлым атриумом, а также больницу скорой помощи в иконических красно-белых тонах.
Неподалеку от стадиона «Капролактамовец» по проекту московских архитекторов Александра Ларина и Елены Надточий был построен кинотеатр «Спутник» — ярчайший образец советской архитектуры 1980-х. Компактный корпус кинотеатра предваряет постмодернистская башенка (официально — «рекламная беседка», против которой, по воспоминаниям авторов, до последнего протестовал заказчик), напоминающая о башнях Нижегородского кремля. В этой же части города возвышается уступами позднемодернистское здание госпиталя ветеранов войн им. А. М. Самарина, которое достроили уже в 1996 году.
На обложке: Дворец культуры химиков, 1955–1959
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: