Статья впервые опубликована в 1985 году в журнале «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА». В статье сохранены тональность, пунктуация и орфография на момент её первой публикации.
В одном из новых павильонов ВДНХ СССР, расцвеченном флагами
социалистических стран, и на большой открытой площадке перед входом были
показаны в действующих образцах, перспективных моделях, в многочисленных
фотовитринах и на полиэкранах работы ведущих дизайнеров Болгарии, Венгрии, ГДР,
Польши и СССР. Они демонстрировали многообразие и единство путей развития
социалистического дизайна, его методов и критериев оценки.

Ровно двадцать лет назад в Москве состоялась Первая
всесоюзная выставка по художественному конструированию, в широком обсуждении
которой приняли участие представительные делегации дизайнеров социалистических
стран. В те годы, когда только складывались государственные системы дизайна в
странах — членах СЭВ, были четко заявлены направления, получавшие развитие в
социалистическом дизайне: формирование эстетически полноценной предметной
среды, содействие всестороннему удовлетворению материальных и культурных
потребностей общества, повышение эффективности производства и качества промышленной
продукции. Обе экспозиции (1965 и 1985 годов), каждая по-своему, отразили
важные этапы формирования дизайна как профессии. Первая раскрыла возможности
дизайна в плановом народном хозяйстве, моральную ответственность дизайна перед
обществом, вторая показала наиболее эффективные формы долговременного
сотрудничества дизайнеров с промышленностью, активного вхождения художника-конструктора
в сферу жизни, его борьбу за высокий вкус, за демократичность и удобство
предметной среды, отвечающей идеалам социалистического общества.
Эмблемой выставки стали два диагонально соединенных куба с
надписью «Дизайн-85» — простейшие элементы, превращенные в сложную форму. Так
же, от простого к сложному, она знакомила посетителей с основными темами и
экспонатами.
В качестве примера первой из таких многочисленных тем можно
привести мебель. Это одна из самых старых и до сих пор не исчерпанных тем дизайна.
В ней чисто практические задачи неразрывно соединены с эстетическими,
технологическими, экономическими. Советский дизайн мебели представляли типовые
программы массовой мебели для жилых квартир, разработанные в таллинском
научно-производственном мебельном объединении «Стандард». В наборах для спальни
«Поэма» (дизайнер Т. Веймер), для прихожей и общей комнаты «Миди» (дизайнер X.
Останен) реализованы лучшие черты эстонского дизайна с его подчеркнутым
интересом к фактуре естественных материалов, с характерным для него чувством
простора и основательности при пропорционировании основных объемов, с его
безупречным ощущением линии, что в течение многих лет вызывает к нему
постоянный интерес далеко за пределами республики. Эстонская мебель практична,
качественна и современна по стилю. Она является внедренным результатом большой
работы эстонских дизайнеров, промежуточные, поисковые эксперименты которых уже
более 15 лет демонстрируются на периодических таллинских выставках
«Пространство и форма».
А рядом посетители могли детально познакомиться с
дизайнерской программой сборной мебели «МДВ-90» из ГДР, получившей в Берлине
награду «Хороший дизайн» в 1984 году. Она приходит на смену предыдущей модели
«МДВ-80», выпускавшейся с большим успехом свыше 15 лет предприятием «Немецкие
мастерские Хеллерау». Ее авторы — дизайнеры Р. Каспар, Г. Гроспиеч, Р. Хорн, Э.
Шуберт — на основе тщательного изучения модульных типоразмеров и принципов
конструктора в современной мебели разработали, как они надеются, еще более
долгосрочную программу с четырьмя различными высотами и тремя размерами ширины
и глубины, а также несколькими вариантами отделки поверхности. Приобретая детали
«МДВ-90», потребители сами активно участвуют в создании среды своей квартиры.
Они могут составить всю необходимую корпусную мебель, включая мебель для отдыха
и работы в доме, для игр и творчества в свободное время детей и взрослых.
В ней есть полки, доски
и плиты, из которых можно
собрать различные
конструкции и объемы, а также
элементы, встраиваемые
над дверью,
над мягкой
мебелью, передвигающиеся
на скрытых
роликах контейнеры.
Все это позволяет членить пространство и создавать функциональные
закрытые и открытые зоны, доступные
с двух сторон угловые решения
(внутренние или наружные углы),
использовать закругленные торцевые элементы (четверть, половина круга или целый
круг).
Фото-альбом: Замыслел
С помощью такой мебели удовлетворяется все более заметная
потребность в поэлементной смене среды при сохранении внутренней стабильности
основных формотипов. Другими словами, предметную среду захватывает тот же поток
развития форм, что и в массовой, индустриально изготавливаемой одежде с
характерным для нее «вариантным стилем».
Еще более заметна эта тенденция в экспериментальной
«молодежной» мебели 80-х годов, разработанной польскими дизайнерами. Она
представляет собой откровенный сборно-разборный конструктор, который молодые
семьи могут приобрести для создания своими руками доступной по цене и эстетически
полноценной закрытой и открытой корпусной мебели, столов и кресел. По замыслу
дизайнеров «Студии мебельных мастерских» в Варшаве, вся она делается из
естественного, не-крашенного дерева, металлических трубок и тентовой ткани.
Проектные предложения принимаются на основе открытых конкурсов, проходящих два
раза в год, что дает большую свободу для новаторских поисков.
И совершенно особый, принципиально дизайнерский вклад в
разработку мебели продемонстрировали польские дизайнеры из творческой группы
«Хайнувка», входящей в Польское общество художественного воспитания.
Они выставили комбинированную модульную мебель для школ,
клубов, групп художественного воспитания, в которых занимаются дети от 10 до 15
лет. У этой мебели две функции — утилитарная и дидактическая, развивающая
пространственное, конструктивное и эстетическое мышление, дающая знание о
форме, об упорядочении элементов. Она представляет собой мобильную систему
стоек, узлов сочленений и элементов поверхностей из тщательно обработанных
брусков светлого дерева и клееных плит. Из них можно собрать много вариантов
столов для учащихся и преподавателей при работе сидя и стоя, мобильные системы
ящиков для бумаг и учебных пособий, стулья с регулирующимися по высоте и
наклону спинками, сложные пространственные конструкции для рисования, лепки,
ткацких работ.
Творческий потенциал и идейная направленность
социалистического дизайна особенно проявили себя в многочисленных экспонатах
для быта, досуга и спорта.
Повышенное внимание посетителей выставки вызывало
комплексное оборудование кухни «Даша», спроектированное на базе эргономических
исследований с максимальным учетом потребностей людей пожилого возраста и
инвалидов (ВНИИТЭ, дизайнер Т. Суслова). Начало параметрическому ряду пылесосов
повышенной комфортности в «приборном» исполнении, не уступающих лучшим мировым
образцам, положили показанные на выставке пылесосы «Циклон-комфорт» и «Циклон-стандарт»
(ВНИИТЭ, дизайнер В. Стольников), разработанные для Министерства
электротехнической промышленности в рамках Программы повышения качества
электробытовых изделий длительного пользования.
Одним из самых сложных объектов для дизайнеров является
отработанная веками по форме и ассортименту бытовая посуда. Как в ней
связываются традиции и новаторство, в чем проявляется собственно дизайнерский
принцип проектирования — на эти вопросы ответили на выставке дизайнеры ГДР. Они
сопоставили наборы фарфоровой и фаянсовой посуды за несколько десятилетий, взяв
за основу продукцию Объединенных фарфоровых заводов «Кала». Ее отличают особая
чистота образа, отсутствие лишних, символических или украшающих деталей, и вместе
с тем в ней видно развитие предпочтительных линий абриса, пластики, бортиков
или ручек, по которым довольно точно можно установить время создания вещи.
Методически показательна представленная на выставке
дизайнерская программа посуды для общественного питания «Гуманитас» (дизайнер
Е. Зиммангк), получившая в 1978 году премию «Хороший дизайн». Конкретные наблюдения
в столовых, кафе, детских садах, школах, домах для престарелых и больницах
позволили определить функциональные, эргономические, конструктивно-технологические
и эстетические требования к посуде. Она была спроектирована преимущественно
белой, с неярким декором, не смываемым даже в посудомоечных машинах. Посуда
удобна для использования детьми, лежачими больными, пожилыми людьми, имеет
уменьшенный вес и сокращенный объем и состоит из небольшого количества
предметов универсального назначения. Помимо этого в ней учтены факторы
здорового питания (консистенция и объем порции пищи, хорошее сохранение
теплоты, привычки и традиции питания). После апробации в хирургической, детской
и общей больницах и опроса посетителей на ряде специальных выставок посуда
«Гуманитас» пошла в серийное производство. Почти десятилетний опыт работы над
программой «Гуманитас» показал, что дизайн позволяет использовать еще не до
конца раскрытые технологические возможности фарфора.
Аналогичные научно-проектные исследования по изделиям быта —
радио- и телеаппаратуре, кухонным электроприборам — проводились и проводятся в
других странах — членах СЭВ. Их отличительной чертой является неразрывность
умозрительно-логического сбора и анализа данных с цельностью
художественно-образного мышления дизайнера, на основе его рождаются
концептуальные проекты, рассчитанные на перспективу. Таковы проекты, например,
оригинального по конструкции и форме аудиовизуального центра для жилой квартиры
с едиными элементами звуковоспроизведения (ВНИИТЭ, руководитель проекта Д.
Азрикан), модульных электрических и газовых плит (ПНР, предприятие
нагревательных приборов «Предом-Вромет», дизайнеры Я. Ендрыка и др.).
Поскольку бытовая предметная среда социалистических стран
все больше испытывает на себе влияние производственной и экономической
интеграции стран — членов СЭВ, в таких проектах важно сближение основных
творческих позиций по отношению к социальному адресу вещи, характеру ее
использования в потребительских комплексах, унификации в технологическом плане,
что не мешает достижению многообразия их конкретных форм.
Говоря о дизайне для жилой среды, хотелось бы упомянуть еще
о двух разработках, значительно помогающих в решении, казалось бы несложных,
бытовых проблем.
Фото-альбом: Айбиэм
Первая — как подобрать цвет и фактуру обстановки и вещей в
квартире? Группа дизайнеров Института технической эстетики в Варшаве (К.
Арская, В. Даменецкая, А. Путовская, X. Кос), проанализировав типичные цвета
польского ландшафта и наиболее употребимые варианты их сочетаний в польских
квартирах, предложили пять основных гамм (с десятью оттенками) — красную,
желтую, нейтральную, синюю, зеленую,— охватывающие практически все вещи в быту.
По их мнению, это дает возможность потребителям создавать гармоничные жилые
интерьеры, производителям продукции — программировать закупку красителей, а производителям
красителей — их выпуск. В результате программа «Цвет ИТЭ-80» внедрена сегодня
на 60 производственных предприятиях и получила известность как выразитель
исконно высокого «польского вкуса».
Вторая проблема — как упорядочить неизбежный «самострой» в
многоквартирных домах, когда обитатели стремятся подручными материалами
украсить или переделать балконы и лоджии, входы в дом и придомовые территории?
На выставке было показано предложение Высшего художественно-промышленного
училища в Галле по дополнительному ассортименту строительных элементов
домостроительной серии ВБС-70 (дизайнеры Й. Граземан и др.). Использование
общего конструктивного и проектировочного принципа элементов (стойки, щиты,
перегородки) дает возможность потребителям добавлять или заменять оборудование
на балконах, на плоских крышах, у входов и, так сказать, выйти за пределы своей
квартиры не с самоделками, а с качественными, индустриально изготовленными
деталями, не портящими, а, скорее, оживляющими внешний вид типовой жилой
застройки.
Принципы социалистического дизайна ярко проявляются в
дизайне городской среды. Один из главных ее компонентов — транспорт, и прежде
всего массовый, общественный транспорт. Признанным завоеванием социалистического
дизайна является долгосрочная программа «Икарус» — городских и междугородных
автобусов венгерского производства. Поэтому подробный рассказ в венгерском
разделе выставки о творчестве Л. Финты, ведущего дизайнера Завода кузовов и
транспортных средств «Икарус», воспринимался как важнейший материал для
понимания дизайна как профессии.
Фото-альбом: Нейробург
Для дизайна Л. Финты характерна техническая многовариантная
сложность. И вместе с тем его стиль отличается легкостью, артистизмом и еще —
уважением к эстетическому чувству каждого пассажира «Икаруса». Это ощущается,
даже когда Л. Финта вроде бы сухо перечисляет сделанное им:
«Для решения формы характерно повышение площади оконных
полей, которое у всех моделей обеспечивает панорамную обзорность для
пасса-жиров, а для находящихся снаружи — уменьшает впечатление массивности
корпуса. Эстетический эффект, создаваемый большими плоскостями окон, способен
компенсировать отсутствие большей части традиционных декоративных элементов,
что помимо благоприятного сокращения расходов упрощает технический уход и
обслуживание». Эти слова приведены рядом с цветными фотографиями большого ряда
«Икарусов», данных в развитии за несколько десятков лет. Здесь же и последние
модели «Икарус 410» и «Икарус 300», продолжающие лучшие традиции венгерского
дизайна.
Они не ограничиваются только автобусами. Дизайн широко
применяется в решении системы будапештского метро, где используются советские
вагоны, в графическом оформлении железнодорожного транспорта предприятий
«Ганци-Маваг». И как бы специально для выставки «Дизайн-85» были закончены
работы над двусторонним аэродромным тягачом «Аэротрак 18.01» (Институт
разработки сельхозтехники, дизайнеры Т. Солар, Й. Ласло), необычайно
выразительным и мощным, способным маневрировать и вперед и назад.
Тема дизайна для городской среды была детально раскрыта в
разделе ГДР. Первым ее экспонатом следует назвать большой набор-конструктор
городской мебели и оборудования для районного центра Нейбранденбург,
разработанный совсем недавно по заказу муниципального совета города и Бюро
монументального искусства.
Это удачная система из труб и вантовых покрытий, прозрачных
и непрозрачных щитов, включающая остановки автобусов, систему визуальных коммуникаций,
городского освещения, стойки для городских часов, навесы для стоянок
велосипедов и мопедов, базаров и детских площадок. Ее авторы — Р. Кранц, Т.
Ланге, Г. Дассинг, Л. Мохво, опираясь на профессиональный опыт мирового
дизайна, выбрали варианты, наиболее подходящие для местных условий и
технологических возможностей района. Авторы подчеркивают: «Опыт города
Нейбранденбург показывает, что дизайнер, разрабатывающий подобный заказ
коммунальных властей города, должен сам быть жителем этого города... иметь
тесный контакт с местным советом, с общественностью, территориальными
пред-приятиями, предприятиями-поставщиками других районов страны и не в
последнюю очередь — с городским архитектором».
Фото-альбом: Прорыв
Обнаружилось, что на конечный образ городского оборудования
решающее влияние оказали культурные традиции, претензии и взгляды горожан, поскольку
за реализацию проекта и ремонт ответственны местные власти, а многие его
элементы (например, перекрытия для стоянок велосипедов и мопедов) переданы в
ведомство домовых комитетов.
Другой экспонат — информационная система транспортных
средств в Берлине. Она создана дизайнерами Й. Гроте и Ш. Вайсом и позволяет
максимально быстро ориентироваться на трассе благодаря применению хороших шрифтов,
их правильному расположению и включению опознавательной расцветки в сетевые
графики. Особенностью этой системы является учет движения пассажиров по Берлину
с преимущественным развитием общественного транспорта и удобных пешеходных зон.
И наконец, еще один из многих экспонатов (все их
перечислить, разумеется, невозможно) — наземные наружные светильники для жилых
и пешеходных зон, спроектированные на народном предприятии «Дизайн-проект»
(дизайнеры Й. Дрекслер и др.), имеющем относительно самостоятельные отделения в
шести городах ГДР. В них применен принцип отраженного света, они прочны, имеют
выразительный и лаконичный облик, что позволяет использовать их для различных
градостроительных задач.
Дизайн социалистических стран начинал свое развитие с
проектирования преимущественно средств производства. Внимание этой сфере
уделяется и сейчас, что полностью подтвердила данная выставка. Именно в этой
сфере важнее и заметнее всего эффект международного сотрудничества стран —
членов СЭВ. Таково положение дел в сельскохозяйственном машиностроении и
создании комплексов автоматизированного и механизированного оборудования для
сельского хозяйства. Дизайн активно входит в международную комплексную
разработку автоматизированных систем управления атомными, тепловыми и другими
электростанциями, он является незаменимым компонентом в проектировании медицинской
техники. При этом каждая страна обладает своим авторитетом в области дизайна
определенных видов оборудования. Болгарские дизайнеры добились несомненных
успехов в проектировании все новых и новых поколений мотокаров и
высокоподъемников. На выставке были представлены мотокары болгарских дизайнеров
Э. Манолова Ж. Трайкова, С. Тодорова. Венгрия показала образцы медицинского
оборудования, ГДР — офсетные печатные машины. В советском разделе выделялись
текстильные машины, унифицированные кабины для сельскохозяйственных машин.
Из-за крупных размеров производственного оборудования и
необходимости показать окружающую его производственную среду все эти экспонаты
были представлены фрагментарно. Но один объект, как наиболее важный и типичный
для социалистического международного сотрудничества, был развернут более полно.
Это единая система малых электронно-вычислительных машин, в разработке которой
принимают участие сразу восемь стран — членов СЭВ.
На выставке были показаны печатающие, вычислительные и
считывающие устройства, в которых достигнуто единство конструктивных и
архитектурных форм, унифицированы элементы конструкций, оборудования, оснастки,
что важно для сокращения сроков разработки документации в результате
использования каталогов типовых элементов, для механизации производства и
монтажа повторяющихся деталей, для использования имеющихся типов несущих
конструкций и т. д. В результате многолетней совместной работы дизайнерам и
специалистам по компьютерным системам удалось качественно повлиять на
ассортимент исходных элементов, добившись на основе кратных типоразмеров
максимума вариантов, отличающихся высокими эргономическими и эстетическими свойствами.
Выставка «Дизайн — социалистическому обществу» стала
опытной площадкой для новых форм показа принципов и методов дизайна, школой
международного опыта. Специализированные показы достижений каждой
страны-участницы во время проведения Национальных дней позволили дополнить
экспозицию подробными рассказами о методике проектирования, о роли
художественных традиций и экспериментов в дизайнерском творчестве, о его все
более тесной взаимосвязи с современным производством и культурой.