Статья впервые опубликована в 1974 году в журнале «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА». В статье сохранены тональность, пунктуация и орфография на момент её первой публикации.
Рассказать о деятельности этого художника-конструктора
сегодня не так просто. Он работает дизайнером на многих фирмах у себя на родине
и за ее границами, в Швеции, Англии, ФРГ; он преподавал в Институте дизайна и
был художественным консультантом различных текстильных фабрик. Первым среди
дизайнеров он получил в Лондоне в 1967 году почетную степень доктора
Королевского колледжа искусств. В разные годы оформлял национальные выставки за
рубежом, в том числе финский сектор на ЭКСПО-67 в Монреале. Имел персональные
выставки дизайна в Стокгольме и Копенгагене, Нью-Йорке и Лондоне, Париже и
Токио. Его изделия хранятся сегодня в двенадцати музеях мира.
Испытав с юных лет многие профессии, прямо не связанные с
художественным творчеством, однако немало способствующие развитию чувства
прекрасного (он был кузнецом, лесосплавщиком, стеклодувом), Тимо Сарпанева
выбирает путь профессионального художника. Сейчас ему 47 лет. С той поры,
когда, обучаясь в художественном институте, он увлекался кустарными изделиями и
их уникальной красотой, прошло немало времени, в течение которого был сделан
второй выбор. Если художник призван создавать прекрасные вещи, то он, Тимо
Сарпанева, должен создавать их для массового потребления. Возможно, среди
финских художников-конструкторов он первым понял необходимость внедрения
дизайна в промышленность и его значение для создания серийных изделий высокого
качества. Т. Сарпанева — дизайнер предметов быта.
Тимо Сарпанева«Мне кажется, мы
должны помнить о той ответственности, которая лежит на художниках-конструкторах. Каков сегодня предметный мир, окружающий человека? Он
полон лишних, некрасивых и ненадежных вещей, загромождающих жилое пространство
вокруг человека. Ум, энергия, труд дизайнера должны быть направлены на
переделку этого теряющего целесообразность предметного мира. Я стремлюсь
создавать вещи, скрашивающие повседневный быт, — рациональные по форме,
максимально полезные и надежные.»
Свое вдохновение Т. Сарпанева черпает в материале. Это
довольно интересная подробность в его работе. Он начинает думать о новом
изделии и его будущей форме, отталкиваясь от существа самого материала. На что
способно стекло? Сталь, чугун, дерево? Наверное, именно финским дизайнерам
свойственно такое особое умение проникать в душу материала: в Финляндии еще
крепки связи со всевозможными народными ремеслами.
Фото-альбом: Пункт первый
У Сарпаневы сложился свой стиль в работе, и когда он
говорит, что не сидит за чертежной доской, размышляя над формой будущего
изделия, это не просто слова, а выработавшееся за многие годы практической
деятельности собственное кредо. Сарпанева работает на производстве: на фарфоровых
и стекольных фабриках, на заводах стройматериалов, в литейных цехах.
Тимо Сарпанева«Для меня не существует двух разных процессов в
отдельности: сначала замысел формы, а затем воплощение его на производстве. Они синтезируются для меня в один. Только наблюдая
технологический процесс, я могу "изобрести", "придумать" новое изделие, то есть
могу расширить, развернуть еще не испробованные возможности технологии,
подчиняя ее своему замыслу и при этом корректируя и сам замысел.»
Нередко при таком подходе художнику-конструктору
приходилось идти на революционные изменения в технологии или на полную
реконструкцию в производстве. «В таких случаях, как во всякой революции, мне
помогала вера в свою правоту»,— говорит дизайнер. Именно так случилось со
стекольным производством на фабрике в Ииттала. Сарпанева работает со стеклом
уже более 20 лет и последние три года отдал внедрению новой автоматической
линии, принесшей фирме большие экономические выгоды. Победа дизайнера в данном
случае заключалась в том, что он создал способ серийного производства столь
сложного и красивого изделия из стекла, которое до сих пор было под силу разве
только стеклодуву самого высокого класса. Здесь не происходила, как это нередко
бывает, адаптация ручной, уникальной вещи к конвейеру, здесь изделие
задумывалось серийным с самого начала. Сама серийность понималась как уникальность.
«Немногого, вероятно, стоит тот дизайнер, который не может
помочь инженеру». Сарпанева это говорит с полным правом, потому что имеет
немало патентов на технические изобретения. Особо интересно его «вмешательство»
в текстильную промышленность. 10 лет назад он разработал способ «эмбиенте» —
нанесения двустороннего рисунка на ткань любого качества. Красочные гаммы при
таком способе близки природным — без резких переходов оттенков одного в другой.
Ткань по способу «амбиенте» может быть и плательной, и драпировочной, и
мебельной.
Для серьезных дизайнеров не существует мелочей. Сарпанева с
увлечением конструирует дверные замки, защелки. Им разработана типология ручек
для санузлов и внутренних дверей.
По модульному принципу он решает наборы светильников.
Но посуда — особая часть его творчества. Сарпанева пробует
материал как будто в самых неожиданных формах и назначениях: блюдо из стали,
фарфоровый супник со стальной ручкой... Однако это кажущаяся неожиданность.
Когда берешь эти кастрюли, чайники, блюдо, сковороды в руки, понимаешь всю
основательность и рациональность их форм. Эти вещи словно дышат спокойствием:
веришь в их полезность, надежность и практичность. Зримо ощущаешь даже то, что
они сделаны серийно, а значит, они дешевы, доступны. Они обладают необходимыми
свойствами — комплектны, вариабельны, имеют унифицированные детали. В целом
форма кастрюль и котелков даже наивна, но в этой наивности и заключается,
пожалуй, веками проверенная мудрость простоты: все только самое целесообразное,
без украшательств, без потаканий ложно понятой «праздничности». А в целом о
вещах можно сказать одно — они красивы.
Тимо Сарпанева«Мы говорим неправду, когда называем старый бабушкин
котелок некрасивым. Он был сделан тогда, когда человек
жил под диктовку природы. Этот-то котелок и был истинно дизайнерским изделием,
недаром мы храним теперь подобные вещи в музеях...»
Фото-альбом: Пятый век
Бытовые предметы Тимо Сарпаневы — живое свидетельство тому,
как плодотворны бывают стремления связывать современные достижения и вкусы с
истинным народным духом и веками сложившимися традициями. Работая со сталью,
стеклом, фарфором, он «не упражняется в дизайне ради дизайна» и не ломает голову
в поисках искусственных новых форм, а скорее возвращает ускользающие, старые,
но близкие человеку формы. Пример его творчества доказывает, что на настоящий
дизайн, видимо, не влияют споры о том, какие идеи правильные — идеи
функционализма ли, антифункционализма... Истинный дизайн не относится ни к той,
ни к другой стороне, он лежит в иной плоскости, возможно, над этими спорами.
Воспитанный на традициях финской предметной культуры, где ценилась строгая
спокойная красота, Сарпанева и сегодня, эксплуатируя самые последние возможности
технологии и умножая их на свой интеллект художника, создает вещи демократичные
и добрые. Вещи законченные в своей красоте, вещи для человека.