Тимо Сарпанева

Статья впервые опубликована в 1974 году в журнале «ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА». В статье сохранены тональность, пунктуация и орфография на момент её первой публикации.

Рассказать о деятельности этого художника-конструктора сегодня не так просто. Он работает дизайнером на многих фирмах у себя на родине и за ее границами, в Швеции, Англии, ФРГ; он преподавал в Институте дизайна и был художественным консультантом различных текстильных фабрик. Первым среди дизайнеров он получил в Лондоне в 1967 году почетную степень доктора Королевского колледжа искусств. В разные годы оформлял национальные выставки за рубежом, в том числе финский сектор на ЭКСПО-67 в Монреале. Имел персональные выставки дизайна в Стокгольме и Копенгагене, Нью-Йорке и Лондоне, Париже и Токио. Его изделия хранятся сегодня в двенадцати музеях мира.

Испытав с юных лет многие профессии, прямо не связанные с художественным творчеством, однако немало способствующие развитию чувства прекрасного (он был кузнецом, лесосплавщиком, стеклодувом), Тимо Сарпанева выбирает путь профессионального художника. Сейчас ему 47 лет. С той поры, когда, обучаясь в художественном институте, он увлекался кустарными изделиями и их уникальной красотой, прошло немало времени, в течение которого был сделан второй выбор. Если художник призван создавать прекрасные вещи, то он, Тимо Сарпанева, должен создавать их для массового потребления. Возможно, среди финских художников-конструкторов он первым понял необходимость внедрения дизайна в промышленность и его значение для создания серийных изделий высокого качества. Т. Сарпанева — дизайнер предметов быта. 

Тимо Сарпанева«Мне кажется, мы должны помнить о той ответственности, которая лежит на художниках-конструкторах. Каков сегодня предметный мир, окружающий человека? Он полон лишних, некрасивых и ненадежных вещей, загромождающих жилое пространство вокруг человека. Ум, энергия, труд дизайнера должны быть направлены на переделку этого теряющего целесообразность предметного мира. Я стремлюсь создавать вещи, скрашивающие повседневный быт, — рациональные по форме, максимально полезные и надежные.»

Свое вдохновение Т. Сарпанева черпает в материале. Это довольно интересная подробность в его работе. Он начинает думать о новом изделии и его будущей форме, отталкиваясь от существа самого материала. На что способно стекло? Сталь, чугун, дерево? Наверное, именно финским дизайнерам свойственно такое особое умение проникать в душу материала: в Финляндии еще крепки связи со всевозможными народными ремеслами.

Фото-альбом: Пункт первый

У Сарпаневы сложился свой стиль в работе, и когда он говорит, что не сидит за чертежной доской, размышляя над формой будущего изделия, это не просто слова, а выработавшееся за многие годы практической деятельности собственное кредо. Сарпанева работает на производстве: на фарфоровых и стекольных фабриках, на заводах стройматериалов, в литейных цехах.

Тимо Сарпанева«Для меня не существует двух разных процессов в отдельности: сначала замысел формы, а затем воплощение его на производстве. Они синтезируются для меня в один. Только наблюдая технологический процесс, я могу "изобрести", "придумать" новое изделие, то есть могу расширить, развернуть еще не испробованные возможности технологии, подчиняя ее своему замыслу и при этом корректируя и сам замысел.»

Нередко при таком подходе художнику-конструктору приходилось идти на революционные изменения в технологии или на полную реконструкцию в производстве. «В таких случаях, как во всякой революции, мне помогала вера в свою правоту»,— говорит дизайнер. Именно так случилось со стекольным производством на фабрике в Ииттала. Сарпанева работает со стеклом уже более 20 лет и последние три года отдал внедрению новой автоматической линии, принесшей фирме большие экономические выгоды. Победа дизайнера в данном случае заключалась в том, что он создал способ серийного производства столь сложного и красивого изделия из стекла, которое до сих пор было под силу разве только стеклодуву самого высокого класса. Здесь не происходила, как это нередко бывает, адаптация ручной, уникальной вещи к конвейеру, здесь изделие задумывалось серийным с самого начала. Сама серийность понималась как уникальность.

«Немногого, вероятно, стоит тот дизайнер, который не может помочь инженеру». Сарпанева это говорит с полным правом, потому что имеет немало патентов на технические изобретения. Особо интересно его «вмешательство» в текстильную промышленность. 10 лет назад он разработал способ «эмбиенте» — нанесения двустороннего рисунка на ткань любого качества. Красочные гаммы при таком способе близки природным — без резких переходов оттенков одного в другой. Ткань по способу «амбиенте» может быть и плательной, и драпировочной, и мебельной.

Для серьезных дизайнеров не существует мелочей. Сарпанева с увлечением конструирует дверные замки, защелки. Им разработана типология ручек для санузлов и внутренних дверей. По модульному принципу он решает наборы светильников.

Но посуда — особая часть его творчества. Сарпанева пробует материал как будто в самых неожиданных формах и назначениях: блюдо из стали, фарфоровый супник со стальной ручкой... Однако это кажущаяся неожиданность. Когда берешь эти кастрюли, чайники, блюдо, сковороды в руки, понимаешь всю основательность и рациональность их форм. Эти вещи словно дышат спокойствием: веришь в их полезность, надежность и практичность. Зримо ощущаешь даже то, что они сделаны серийно, а значит, они дешевы, доступны. Они обладают необходимыми свойствами — комплектны, вариабельны, имеют унифицированные детали. В целом форма кастрюль и котелков даже наивна, но в этой наивности и заключается, пожалуй, веками проверенная мудрость простоты: все только самое целесообразное, без украшательств, без потаканий ложно понятой «праздничности». А в целом о вещах можно сказать одно — они красивы.

Тимо Сарпанева«Мы говорим неправду, когда называем старый бабушкин котелок некрасивым. Он был сделан тогда, когда человек жил под диктовку природы. Этот-то котелок и был истинно дизайнерским изделием, недаром мы храним теперь подобные вещи в музеях...»
Фото-альбом: Пятый век

Бытовые предметы Тимо Сарпаневы — живое свидетельство тому, как плодотворны бывают стремления связывать современные достижения и вкусы с истинным народным духом и веками сложившимися традициями. Работая со сталью, стеклом, фарфором, он «не упражняется в дизайне ради дизайна» и не ломает голову в поисках искусственных новых форм, а скорее возвращает ускользающие, старые, но близкие человеку формы. Пример его творчества доказывает, что на настоящий дизайн, видимо, не влияют споры о том, какие идеи правильные — идеи функционализма ли, антифункционализма... Истинный дизайн не относится ни к той, ни к другой стороне, он лежит в иной плоскости, возможно, над этими спорами. Воспитанный на традициях финской предметной культуры, где ценилась строгая спокойная красота, Сарпанева и сегодня, эксплуатируя самые последние возможности технологии и умножая их на свой интеллект художника, создает вещи демократичные и добрые. Вещи законченные в своей красоте, вещи для человека.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: