Материалы о творчестве архитекторов В. П. Стасова и Д. Кваренги

В фондах Центрального государственного исторического архива г. Ленинграда (ЦГИАЛ) летом 1950 г. был обнаружен проект памятника русским воинам, павшим в Полтавской битве. Этот проект, принадлежащий Василию Петровичу Стасову, до последнего времени оставался неизвестным. Попутно был обнаружен другой проект того же памятника, автором которого есть основание считать архитектора Джакомо Кваренги.

До настоящего времени единственным графическим источником, дававшим представление о проекте памятника Стасова, являлись чертежи без подписи, хранившиеся в научной библиотеке Ленинградского института железнодорожного транспорта.

Многими исследователями эти вяло выполненные в красках чертежи с плохо нарисованными деталями, содержащие ошибки и пропуски, признавались все же за эскизы или копии оригиналов на основании соответствия их пояснительной записке к проекту памятника на поле Полтавской битвы, собственноручно написанной Стасовым.

Что касается подлинных чертежей Стасова, то Павловский прямо указывал, что проект Стасова, «к сожалению. в архиве не сохранился».

На поле Полтавской битвы близ г. Полтавы при непосредственном участии Петра I были погребены павшие в сражении русские воины. Петр дважды давал указания о сооружении памятника над Курганом: первый раз в 1709 г., второй — в 1723 г. Продолжение Северной войны и деятельность по внутреннему преобразованию государства, как видно, заставляли его откладывать свои намерения, и памятник при его жизни не был построен .

В дальнейшем мысль о создании памятника на поле Полтавского сражения возрождается только в начале XIX в., в связи с приближением празднования столетнего юбилея битвы под Полтавой.

После того как меценат И. С. Судиенко пожертвовал на строительство памятника сто тысяч рублей, появилась возможность привлечь для работы над проектом памятника на поле Полтавской битвы лучших архитекторов.

Наибольший интерес представляет первый, наименее известный конкурс, в результате которого Стасовым был представлен проект, продиктовавший направление всему дальнейшему проектированию памятника, которое продолжалось более 30 лет.

На основании найденных нами в фондах ЦГИАЛ документов и чертежей в подлинниках приводим следующие новые данные по поводу этого конкурса.

В первой части дела по сооружению памятника на поле Полтавского сражения  имеется указание на то, что в 1810 г. составление проекта памятника было поручено четырем архитекторам: 


«...препоручить Архитекторамъ Г. Г. Руска, Стасову, Воронихину и де-Томону составить каждому особенный проэктъ предполагаемому зданiю. Г. Г. Руска и Воронихинъ уже ко мнѣ таковые проэкты давно доставили; равнымъ образомъ и де-Томонъ не взирая на то, что онъ, как вашему Превосходительству небезизвѣстно, быль долгое время боленъ, свой проэктъ ужо представилъ. Но отъ Г-на Стасова я такового еще не получилъ». Наконецъ и Архитекторъ Стасовъ сочинилъ проект зданiю над курганомъ Полтавскаго поля. Представляя усего на благоусмотрѣние Вашего Императорскаго Величества, как планы от Малороссiйскаго Генерал Губернатора ко мнѣ доставленные, такъ и проэкты сочиненiя архитекторов Руска, Стасова, Воронихина и де-Томона и архитекторского помощника Пятницкаго...».


Эти документы переписки по делу о памятнике в Полтаве ставят под сомнение правильность предположения некоторых авторов о возможности участия А. Захарова в его проектировании. Участие Захарова могло быть возможным только в самом начале проектирования, о чем, однако, нет указаний в документах архива. В августе 1811 г. А. Захаров скончался.

В результате конкурса к строительству был утвержден проект арх. Стасова. В августе 1811 г. за эту работу по представленным в Академию художеств «планам и фасадам памятника в честь храбрых российских войск, скончавших жизнь под Полтавой», В. П. Стасов был избран академиком архитектуры. Эта работа, как и другие лучшие работы Стасова, проникнута чувством высокого патриотизма, выражает величие и мощь русского государства, чувство благодарности предкам-героям за их патриотические подвиги. В пояснительной записке Стасов так охарактеризовал основную идею замысла проекта:


«...1-е Отпор россiянами данный в решительной Полтавской битве и твердый оплотъ ими поставленный в преграду отважныхъ покушений искусного неприятеля; 2-е жертву принесенную к спасенiю отечества, верными его сыновьями и, наконецъ, 3-е признательность народную, ознаменованную сооружением храма надъ симъ памягникомъ —щедростью преемницы прародительской Славы, къ возбужденiю настоящихъ и будущихъ поколений къ подобным подвигам».

Фото-альбом: Стасов

В. П. Стасов. Проект памятника на поле Полтавской битвы. Первый вариант. Фасад, план основания, план церкви над памятником

В плане памятник-мавзолей вписывается в квадрат со стороной около 40 м, по углам которого находится по круглой винтовой лестнице, ведущей на площадку, к расположенному там храму.

Центричность плана памятника четко выражена в его объемной композиции. Сводчатое перекрытие на четырех арках, возвышающееся над центрально расположенным курганом, образует квадратное основание для круглой в плане церкви-ротонды с колоннадой дорического ордера вокруг целлы. Центром памяти ника должен был служить старинный курган над могилой павших воинов. Над сводом в середине сооружения размещены помещения музея-склепа, состоящего из центрального зала с галереей по периметру.

Архитектурный образ триумфальной арки усиливается монументальной скульптурой: с западного и восточного фасадов размещены четыре трофея, с двух других — четыре урны; по углам фронтона-парапета — четыре жертвенника, а на его плоскости надпись: «Верным сынам благодарное отечество», по обеим сторонам которой летящие «славы»; ниже парапета-фронтона, поддерживаемого крупными кронштейнами,— фриз из гирлянд с барельефами воинов.

Все эти красиво, просто и легко увязанные между собой отдельные архитектурные формы и детали создают цельную, запоминающуюся с первого взгляда композицию, пронизанную воздухом и солнцем, благодаря чему памятник мог бы прекрасно увязываться с окружающей его природой.

В проекте памятника культовое назначение его (храм) уступает место гражданскому его содержанию (триумфальная арка, памятник-мавзолей).

Утвержденный к строительству проект архитектора Стасова в 1812 г. был препровожден к бывшему малороссийскому генерал-губернатору. Однако в связи с Отечественной войной, а также большой стоимостью памятника — в два с лишним раза превышающей сумму, оставленную Судиенко, — осуществление памятника встретило затруднения.

Материалы переписки по делу о сооружении памятника на поле Полтавской битвы, относящиеся к этому времени, указывают, что экспертом по проекту Стасова был назначен арх. Кваренги. Об этом свидетельствует письмо к Лобанову-Ростовскому министра внутренних дел Козодавлева.

Кваренги предлагал новый вариант проекта памятника и давал конкретные предложения в части уменьшения размеров первоначально представленного проекта Стасова. Экспертиза арх. Кваренги была принята в том смысле, что Стасову было предложено, не меняя первоначальной идеи проекта, уменьшить его размеры соответственно размерам проекта Кваренги. 

Фото-альбом: Кваренги

Д. Кваренги. Проект памятника на поле Полтавской битвы. Фасад и разрез, план основания и план церкви

В материалах о постройке памятника героям Полтавской битвы нами были найдены подлинные чертежи трех вариантов проекта. Из них авторство двух вариантов принадлежит Стасову, о чем свидетельствует характер обоих проектов и собственноручная подпись под каждым из этих чертежей: «Архитекторъ Стасов, чергилъ помощникъ Тон». Третий проект без подписи очень сильно отличается от двух остальных. На основании вышеприведенных документальных данных, а также судя по характеру архитектуры проекта в целом и обработке отдельных его частей можно утверждать, что этот проект был выполнен арх. Кваренги и являлся той частью экспертизы, на основании которой Стасову было предложено сделать изменения.

В проекте Кваренги утрачен триумфальный характер памятника, с большим мастерством выраженный в проекте Стасова.

Несмотря на то, что Стасов был против значительного уменьшения памятника, на котором настаивало Министерство внутренних дел, им все же был выполнен вариант проекта, отличающийся от первоначального размерами пролета триумфальной арки, размерами других частей, а также построением плана памятника. Это было изложено Стасовым в его донесении министру внутренних дел от 30 июля 1820 г.

Вместе с тем Стасовым было представлено «исчисление на материалы», «с означением примерного числа оных» и с указанием таких, которыми можно было бы заменить наиболее дефицитные.

Таким образом, Стасовым было выполнено два варианта проекта памятника: первый вариант в 1811 г. и второй в 1816 г., развивающие одну и ту же архитектурную тему триумфальной арки или надвратной церкви и отличавшиеся друг от друга в основном пропорциями и размерами отдельных элементов. Арх. Кваренги не участвовал в первом конкурсе (1810 г.) на составление проекта памятника-мавзолея, и его проект, выполненный в 1816 г., является частью экспертизы, составленной им на проект Стасова.

Подлинные чертежи проектов па-мятника В. П. Стасова хранятся в Государственном историческом архиве Ленинграда в двух вариантах:

1) первоначального, выполненного в 1811 г. в составе: фасада (чертеж размером 42,5 X57 см. лист 124); плана основания памятника (чертеж размером 28X36,5 см); плана церкви над могилой, (чертеж размером 28X36,5 см); плана расположения внутренних арок для основания церкви (чертеж размером 28X36,5 см);

2) вновь переделанного проекта памятника в составе: фасада (чертеж размером 21,2 X 33,2 см, лист 122): план (чертеж размером 32X19.2 см); способа кладки кирпичных колонн с каннелюрами (чертеж размером 18,5X31.4, лист 123); в этом же деле находятся:

3) третий вариант проекта памятника-мавзолея без подписи в составе: фасада и разреза памятника на одном листе (чертеж размером 61X Х41.5 см, лист 125); плана основания памятника и плана церкви на одном листе (чертеж размером 61X41,5 см, лист 126);

4) копия генерального плана шведской могилы с прилегающими к ней землями, составленная полтавским губернским землемером Усиковым; (чертеж размером 58 X 46 см).

На всех чертежах имеется масштаб в саженях. Чертежи выполнены на ватмане, тонко наведены и отмыты тушью и покрашены акварельными красками.

Однако проектирование памятника па этом не заканчивается. В 1833 — 1836 гг. арх. А. Мельниковым по поручению строительного комитета были составлены два новых проекта памятника-храма об одной и о пяти главах с целью сокращения стоимости строительства.

В 1840 г. в Академии художеств объявляется конкурс «с тем, чтобы издержки были близки к сумме 129,344 р. 19 к.; ибо хотя на этот предмет проекты составлены были некоторыми архитекторами», но утверждены не были. Имеются в виду, по-видимому, упомянутые в деле архитекторы: Беретти, Н. Ефимов, Кузьмин, Мельников, Монферран, Никитин, Плавов и Штакеншнайдер.

В этом конкурсе участвовали Брюллов, Тон, Майер, Гольберг, Аннерт, Паскаль, Витлужский, Рихтер, Горностаев, Рейнерс и Беретти, однако ни один из представленных проектов не был осуществлен в натуре.

Вскоре был издан приказ, обязывающий при составлении проектов церквей руководствоваться чертежами арх. К. Тона. В 1848 г. в Полтаву были присланы утвержденные рисунки тоновской церкви, по которым (1851 — 1856 гг.) около могилы была построена небольшая церковь в «старорусском стиле», совершенно не отражающая грандиозной победы. В 1895 г. храм был перестроен в духе упадочной ропетовской архитектуры. Над курганом устанавливается склеп и крест.

Замечательный проект Стасова остался неосуществленным не только в связи с экономическими затруднениями, вызванными войной 1812 г., а главным образом благодаря все большему нарастанию реакционности внутренней политики правительства Александра I периода 1815-1825 гг.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: