М. В. Ломоносов — основоположник мозаичного ис­кусства в России

Статья впервые опубликована в 1940 году в журнале «АРХИТЕКТУРА СССР». В статье сохранены тональность, пунктуация и орфография на момент её первой публикации.

Великий русский ученый, поэт и гражданин Михаил Васильевич Ломоносов является и основателем мозаичного искусства в России. Заметив однажды у вельможи М. Л. Воронцова вывезенные из Рима образцы мозаики, Ломоносов был поражен их красотой и изяществом и решил попытаться организовать изготовление мозаичных картин в России. Эта возможность явилась в связи с постройкой и оборудованием им химической лаборатории.

На пути к изготовлению мозаичных картин стояли большие трудности. Надо было прежде всего научиться готовить цветные стекла всевозможных оттенков, отливать их в квадратные палочки, шлифовать и, наконец, составлять из них картины. С 1749 года М. В. Ломоносов начинает разрабатывать в своей лаборатории способы приготовления окрашенных стекол. Химические познания приходят ему на помощь и дело быстро продвигается вперед. До 1751 года он проделал 2 200 опытов. Каждый опыт, как показывает сохранившийся лабораторный журнал, тщательно записывался, причем отмечались составные части, их вес и цвет полученного стекла.

Первая часть задачи, химическая, была таким образом разрешена: Ломоносов мог по своему желанию готовить стекла любого цвета. Для набирания картин шлифованные с одного конца кусочки стекла укреплялись особого рода цементом на медной доске. Первой мозаичной картиной, которую сделал сам Ломоносов, — был образ мадонны с картины римского художника Солимена. На эту картину было израсходовано более 4 000 кусков стекла. Картина была поднесена царице Елизавете Петровне и имела успех.

В 1752 году Ломоносов представил проект учреждения мозаичной фабрики, содержание которой исчислено было в 3 710 рублей. Проект этот не был осуществлен. Помимо проекта мозаичной фабрики, Ломоносов представил еще проект учреждения в России стеклянного завода по выделке разноцветных стекол для бисера, стекляруса, галантерейных вещей, которые еще в России не производились. Сенат разрешил Ломоносову устроить стеклянную фабрику, «как полезную и нужную государству на просимых условиях». Однако на пути устройства Ломоносовым мозаичной фабрики стояло еще много преград. Необходимо было заручиться протекцией его покровителя И. И. Шувалова, чтобы он замолвил словечко перед императрицей.

В декабре 1752 года Ломоносов пишет письмо в стихах «о пользе стекла», где перечисляет все полезные вещи, которые можно из него сделать. Все его хлопоты в этом направлении были безрезультатны. Тогда (23 февраля 1753 года) он поехал в Москву, чтобы лично хлопотать перед двором, и возвратился ровно через месяц с полным успехом: ему даны были для стеклянной фабрики около 9 тыс. десятин земли с 211 крестьянами. Летом 1753 года он приступил к постройке фабрики, которая в 1754 году была закончена. В 1759 году Ломоносов поднес Сенату в благодарность за помощь в организации фабрики мозаичный портрет Петра Великого. В 1757 году им было подано прошение об украшении казенных зданий мозаичными картинами, что было одобрено Академией художеств. Указ об украшении зданий мозаичными картинами был дан Сенатом в 1758 году. В это же время Ломоносов представил проект украшения монумента Петра Великого настенными мозаичными картинами. Смета расходов на мозаичные картины достигла 148 682 руб. Проекты были представлены на утверждение, но дело затянулось. В июне 1759 года в «Трудолюбивой Пчеле» появилась статья В. К. Тредьяковского о мозаике, где он высказывал мнение о том, что «живопись малеванием превосходнее мозаики». В этой статье Ломоносов усмотрел недоброжелательное отношение к его полезному для государства делу, переживая с болью всякие выпады его «недоброхотов». Все же проект его был утвержден (в 1760 г.), и он (в 1761 г.) получил 6 000 рублей и затем ежегодно получал по 13 460 рублей. С большой энергией взялся Ломоносов за любимое дело. Он выстроил в Петербурге на Мойке 10 каменных покоев для мастеровых и большую мастерскую для составления картин.

Фото-альбом: Шутки кончились

Первой мозаичной картиной была «Полтавская баталия», законченная во второй половине 1764 года. Размеры ее 3 сажени в ширину и 2 сажени 1/2 аршина в ширину. Для нее была приготовлена медная скворода весом в 80 пудов. Картина помещалась на бревенчатой машине, так что ее можно было поворачивать во все стороны.

Оригинал этой картины многими исследователями творчества Ломоносова приписывался П. Д. Мартэну-младшему. Однако Г. Шторм в своей, изданной в 1933 году, книге «Ломоносов» указывает, что «это не соответствует действительности, так как одноименная работа Мартэна-младшего (Большой дворец в Детском селе) имеет сходство с мозаикой лишь в небольшой части. Кроме того, самостоятельность ломоносовской композиции отмечалась в XVIII веке даже в "Флорентинских ученых ведомостях"».

Сложная композиция монументальной картины требовала для исполнения большого мастерства. Картина была исполнена для памятника Петра. Судьба ее достаточно печальна. Она была передана после смерти Ломоносова в Академию художеств и оказалась разрубленной на несколько кусков. После того как бывш. музей Александра III отказался ее принять, она была реставрирована в XX веке Обществом поощрения художеств. Реставрация обошлась очень дорого. Этот ценнейший памятник русского мозаичного искусства поражает своей свежестью, выразительностью и прекрасным сочетанием красок. Картина производит глубокое впечатление и выявляет большое мастерство ее исполнителей. Высоким качеством исполнения отличались и мозаичные портреты, созданные по рисункам лучших мастеров — портреты Петра I, Шереметьева, Меньшикова, Голицына.

Заслуги М. В. Ломоносова в области мозаичного производства были настолько велики, что он 10 октября 1763 года был избран почетным членом Академии художеств, мотивировавшей его избрание тем. что Ломоносов «не токмо простираясь в науках славное приобрел имя, но и по склонности к художествам открыл к славе России столь редкое еще в свете мозаичное искусство». «Полтавская баталия» обошлась гораздо дороже, чем Ломоносов рассчитывал, и он должен был постоянно впадать в долги для выплаты заработной платы рабочим. Работы в мозаичной мастерской причиняют ему немало забот и волнений, так как царское правительство не давало ему достаточных субсидий для развития мозаичного дела. Кроме того, беспрерывно мучившая его болезнь, а также различные неприятности в Академии наук весьма отрицательно влияли на его и без того расстроенное здоровье. Состояние духа Ломоносова в это время лучше всего могут засвидетельствовать следующие выписки из его заметок: «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы научились россияне, чтобы показали свое достоинство. Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют».

В середине марта 1765 года Ломоносов простудился, и 4 апреля 1765 года его не стало. После смерти М. В. Ломоносова мозаичная фабрика была выведена из его дома и передана в заведывание И. И. Бадькому, но после ухода лучших мастеров (его шурина Ивана Цильха и Василия Матвеева) деятельность фабрики совершенно прекратилась.

В XVIII и XIX вв. мозаичное искусство не получило в России почти никакого развития. Некоторый интерес к мозаике возобновился в середине прошлого века в связи с применением ее при восстановлении истлевшей живописи Исаакиевского собора. Лишь после Великой социалистической революции мозаичное искусство получает широкое применение в строительстве ряда грандиозных сооружений Советского Союза. Большое применение, в частности, монументальная мозаичная живопись должна будет получить и в сооружении величайшего памятника сталинской эпохи — Дворца Советов. Таким образом созданное Ломоносовым почти два века назад русское мозаичное искусство не заглохло. Оно возрождается и получает применение в стране Советов, обеспечившей развитие и расцвет всех видов искусства и творчества.

На обложке: «Полтавская баталия». Мозаичная картина работы М. В. Ломоносова 

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: