Русская народная роспись по дереву

Народное искусство тесно связано с бытом. Крестьянин-художник украшал богатой резьбой и росписью стены своего жилища, затейливо раскрашивал предметы домашнего и хозяйственного обихода: прялки, посуду, зыбки, сани и телегу; крестьянка вышивала на простом домотканом полотне узоры. В этом сказывалась глубокая жизненность и сила народного гения, проносившего сквозь века тяжелого и бедного существования неисчерпаемую радость и волю к творчеству.

Декоративная роспись архитектуры и бытовых изделий — одна из интереснейших областей народного творчества. Большинство современных художественных промыслов в известной мере имеет отношение к этой росписи, представляя собою часто ее дальнейшее развитие.

Основные свойства этого искусства: нарядность и праздничность всего образного строя, простота и стилевая ясность приемов, несложность изображаемого действия, любовь к декоративно-орнаментальным художественным формам, напряженная яркость колорита.

Наибольший интерес представляет роспись северных районов, по-видимому, возникшая очень давно. Крестьянин украшал почти все предметы, необходимые ему в быту: расписанные коробья, ковши, посуду, прялки, сундуки, ложки, светцы, чаши, колыбели, грабли, передки и задки саней и телег, столы, шкафы-поставцы. Нередко расписывались и части архитектурного сооружения. Так, простыми красками, очень определенными в своих границах, окрашивались ставни, наличники окон, подзоры и карнизы, реже перила крылец. Раскраска, так же как резьба, всегда подчеркивала конструктивные особенности избы. Роспись подзорной доски была иной чем на других частях здания: причелинах, очельях, ставнях, притолоках и косяках. Краски звучали в архитектуре не так сильно, как в росписи бытовых предметов, их цвет был более приглушенным и смягченным. Излюбленными цветами являлись красный, синий, желтый, зеленый, реже коричневый и серый. По стилю эта раскраска была близка к раскраске изделий быта. Роспись их не была оторвана от внутренности жилища. Расписанные чаши и ложки, столы и скамьи, мощная игра тонов вышивки на полотенцах, живописные узоры прялочных донец составляли вместе замечательный по единству и силе художественного впечатления интерьер.

Основным материалом для росписи служило дерево или его части, как например, берестяная нора, из которой приготовляли сумки, котомки, кузовки, табакерки-тавлинки, сеянцы, бураки-туесы. Все предметы, выполненные из бересты и дерева, украшались самыми различными узорами: от очень простых геометрических до богатой растительной орнаментации. Нередко в растительный узор вплетались изображения людей, животных и птиц.

В более позднее время (XVII–XVIII и начало XIX вв.) в народное искусство проникли художественные мотивы ренессанса и барокко, затем классицизма и ампира. Последние всего ярче отразились в архитектурной резьбе. В росписи же еще долго сохраняются характерные черты стиля XVII и XVIII вв. Однако элементы «большого стиля» перерабатывались народным художником до неузнаваемости и получили совершенно новую художественную интерпретацию. Различные орнаменты — листья аканта, тюльпаны, розы, закрученные стебли — утеряли свою объемность и получили графически-плоскостное выражение.

В XVIII и XIX вв. в крестьянской росписи появились бытовые сцены изображения семейного быта (женщины, прядущие кудель, чаепитие, ямщики, девичьи посиделки, танцы и пляски). 

Фото-альбом: Роспись

Очень древние традиции сохранились в мезеньской росписи. Мезень — небольшой городок, с разбросанными около него редкими селами, — находится около Белого моря на реке Мезени. В дореволюционное время это был заброшенный угол, находящийся среди сплошных болотистых лесов. Здесь сохранилась роспись, отличающаяся древностью своих приемов и лаконизмом техники. На желтом фоне мощно звучат сочетания красных и черных красок: схематически трактованные кони и фантастические птицы располагаются правильными рядами в однообразном примитивном ритме. Эти росписи поражают необычной скупостью контура. Цветовая насыщенность узора подчеркивается мощной, закрашенной в сплошной тон, поверхностью прялочной доски.

Северодвинская роспись представляет более сложный вид крестьянского искусства. Здесь, как и в Мезени, господствует графический прием, но обогащенный многоцветием, возникающим вследствие большей дробности узора и частоты его чередования. Небольшие красочные пятна сливаются в сплошной ковровый узор. Помещаемые в разветвлении растительных стеблей и цветов фигуры людей и животных воспринимаются как часть общей орнаментальной композиции. В северодвинской росписи особенно интересны жанровые сцены. Роспись густо заполняет поверхность коробьев, посуды и туесов; киноварные зеленые, желтые и голубые листочки прихотливо разбрасываются по полю, между их узорами попадаются единороги, сирины, звери, петушки и фигуры человека. Нередко, на прялочных досках композиция приобретает своеобразное членение: обычно вся роспись разбивается на три или две части: в верхней — помещается орнамент с фигурами животных, в центральной — какое-либо сложное изображение (посиделки, поездка на санях), а внизу орнамент или опять реалистическая сценка. Роспись поясняется нередко надписью. Рисунок чрезвычайно узорен, краски локальны, но благодаря их частому чередованию возникает многоцветность.

В северодвинской росписи встречаются мотивы, стилизующие формы орнамента XVII–XVIII вв. Роспись производится яичными красками как по грунту, так и без него. Грунт обычно составляется из той же яичной краски, желтовато-белого тона, который способствует выделению рисунка. Грунт напоминает левкас иконописи, и возможно, что здесь есть доля некоторого влияния строгановских писем, сказывающаяся как в миниатюрной трактовке фигур, так и в орнаментальных мотивах. Сначала художник делал линейный рисунок, определял контуры форм, а затем их раскрашивал локальными тонами. Работал он быстро, нанося узоры на память.

Своеобразную разновидность северодвинской росписи представляют рисунки на бураках и туесах, встречающихся в наше время в районе Сольвычегодска и Котласа, в ряде местностей бывшей Архангельской губернии и в Горьковском крае. Эти бураки украшены цветочными рисунками крупных размеров, занимающих иногда почти всю поверхность предмета. Сюжетные рисунки, столь характерные для Северной Двины, здесь почти отсутствуют. Цветы, выполненные широким кистевым приемом, располагаются на красочных фонах: красных, желтых, зеленых. Изменяется и техника письма: вместо яичных красок здесь употребляют масляные краски, самый процесс росписи очень убыстряется, пишет мастер широкими и большими мазками. В день делается больше десятка таких рисунков.

Родственна этой росписи и роспись Горьковского края, особенностью которой является склонность к изображению очень реалистических жанровых сцен. Излюблены здесь мотивы всадников, коней, чаепития, застольные беседы, пышные розаны и птицы — помещаемые на донце. Всадники или птицы располагаются геральдически, попарно. Геометрические орнаменты отсутствуют. Кисть проявляет себя широко и свободно, живописность достигается введением более светлых тонов и бликов. Пишут мастера клеевыми красками. 

Хохломская роспись. Кофейный столик. 1936 г. Ковернинский район

В XIX веке это замечательное искусство быстро вымирает. Оно оттесняется в дальние глухие районы или кое-где только сохраняется в кустарных промыслах. В них крестьянин-художник работал уже не для своих односельчан, а на широкий городской рынок. В конце XIX века крепкая художественная традиция промыслов начинает искажаться. Кустарь становится простым ремесленником, повторяющим предложенный образец.

Только после социалистической революции начинается подлинное возрождение народного искусства. Примеры такого развития на новых началах — творчество Палеха, Мстеры, Холуя, Холмогор.

Городецкая и хохломская роспись по дереву Горьковского края — один из мощных очагов народного искусства. Они таят в себе огромные возможности применения не только в росписи изделий, но и в оформлении архитектуры.

Хохломская роспись сосредоточена в лесных массивах Семеновского и Ковернинского районов. Занимаются этой росписью артели в г. Семенове и близлежащих селах. Свое название промысел получил от села Хохломы, куда свозилась на продажу выполненная кустарями посуда. Начало хохломской росписи идет от украшения простых точеных чашек, посуды и ложек. Позднее хохломской росписью стали украшать и деревянную мебель.

Зарождение этого искусства относится вероятно к началу XVIII века. В 1797 г. было сделано обследование по указу правительственного сената, давшее интересную картину роста ремесел. В отчете комиссии указывалось по г. Семенову, что жители земледелием не занимаются, а в течение года выделывают много «разной крашеной деревянной и лаковой посуды и сделанной белой, скупаемой ими от посторонних, привозимых сюда на торга».

В хохломской росписи широко применялись растительные орнаменты, среди которых всего ярче выделялась знаменитая «травка» — легкий узор, выполнявшийся кистевым приемом. Гибкие и четкие линии узора по строгости и простоте рисунка могут выдержать сравнение с росписями на архаических греческих вазах. Старый хохломский орнамент не был однороден. В нем простая крестьянская травка с ягодками переплеталась с мотивами барокко и формами, пришедшими с востока. Много таких восточных орнаментов проникало в хохломскую живопись с лицевых рукописей, металлических изделий, тканей.

В промысле возник и самостоятельный вид техники с очень сложной обработкой поверхности дерева. Материалом служила липа, осина и береза. Дерево, предназначенное для окраски, выбиралось без сучков, хорошо просушенное. Выточенная из дерева чашка или мебель грунтовалась — «валилась» особым составом, состоявшим из особой глины, много раз олифилась, покрывалась порошком из тонко растертого олова — «полудой», вновь просушивалась и затем направлялась и живописцу. Мастер производил роспись масляными красками. После окончания росписи вещь неоднократно лакировалась и «закалялась» в печи. После закалки поверхность лака-олифы приобретала красивый золотистый оттенок. Цветовая гамма красного и золота (желтый тон олифы) напоминала блеск металла. Вся вещь становилась очень нарядной и декоративной. 

Сухарница, украшенная хохломской «травкой». 1935 г. Ковернинский район

В конце XIX века хохломсная роспись искажается чуждыми ей мотивами, насаждавшимися «сверху» — ропетовщина и пошлый «боярский стиль» 80–90-ых годов вносят в Хохлому искаженные элементы древнерусского и византийского орнамента. Подлинная крестьянская «травка», полная жизни, живописности и многоцветия, выпалывалась. Возник тяжелый «кишковый» узор, роспись стала сухой и графичной.

Возрождение хохломской росписи относится к недавнему времени. Последняя выставка, открытая в Московском парке культуры и отдыха им. Горького, показала огромные художественные сдвиги, происшедшие в промысле. Самым замечательным было проявление творческой инициативы: мастера сами создают новые композиции, добиваются новых колористических решений, разрабатывают новые технические приемы. Был сделан и опыт оформления архитектурного помещения интерьера выставки. Мастера расписали несколько настенных панно, карнизы и плафон. К сожалению, ими не руководили, само помещение не было приспособлено для таких работ, наконец, роспись чересчур густо и обильно покрыла плоскости стены. Однако здесь все же кисть хохломича впервые украсила стену современного интерьера. Мастера сконструировали и расписали целые комплексы мебели: кабинет, столовую и детскую комнату. Огромная ответственность ложится здесь на художника, разрабатывающего архитектурный проект: он должен определить место и характер росписи, ее взаимодействие с остальными художественными компонентами, участвующими в оформлении.

Вновь на хохломских изделиях — мебели и посуде — раскинулась в легких и свободных узорах травка, появились новые растительные орнаменты, рисунки рябинок, крыжовника, земляники, виноградных гроздей, яблок. В нежных переплетениях стеблей появились изображения зверей и птиц. Обогатилась и цветовая гамма, в орнаментации преодолеваются навязанные в прошлом народу сухие графические «псевдорусские» узоры. В новых работах весь растительный узор вновь вытекает из кистевого приема, удар кистью стал разнообразен, варьируя от сочных и мощных мазков до легких, уверенных линий. Выдвинулся ряд крупных мастеров с большой творческой индивидуальностью. Это С. Красильников, В. Цветков, В. Масленников, А. Бедин, братья А. и Н. Побоговы и С. Юзиков.

Чрезвычайно разнообразными оказались по характеру живописи и районы. Семеновская роспись отличается большей декоративностью в приемах письма и композиции, любовью к крупным растительным формам, идущим нередко от орнаментального богатства стиля барокко и востока. В Семенове основой колористической гаммы остается традиционное «красное с золотом». Район Ковернина, наоборот, ближе к образцам крестьянского примитива. В его живописи преобладает стремление к орнаментальной композиции и растительным узорам. В Ковернине произведены удачные опыты по холодной окраске детской мебели, росписи настенных панно и живописи по слабо проолифленному дереву.

Перед хохломской росписью большое будущее. Необходимо ее использовать для оформления архитектуры как в городе (интерьеры частных квартир и общественных зданий), так и в колхозе (роспись мебели и создание интерьеров детских яслей, детских комнат, избы-читальни и пр.). 

Хохломская роспись. Столик. 1936 г.

Применять хохломскую роспись надо экономно и просто, стремясь не к заполнению узорами всей поверхности, а исходя от моментов структурных и конструктивных и неразрывно связывая ее с родным материалом — деревом. В этом отношении мы многому можем поучиться у народных художников, резчиков и живописцев. Опыт украшения хохломской росписью табачных магазинов в Москве и Горьком заслуживает внимания. Но здесь для декорирования были взяты старые ропетовские мотивы, и вся роспись размещена чересчур густо и аляповато. Такое применение росписи в архитектуре противоречит духу народного искусства.

Другая интересная разновидность росписи по дереву представлена Городецким районом. В прошлом, в Городце расписывали деревянные прялки, лукошки, доски, швейки, солоницы, посуду и игрушку. Мастера Городца порою раскрашивали и резные архитектурные орнаменты. Промысел возник, примерно, семьдесят лет назад. Современная городецкая роспись отличается широкой декоративной манерой. Она сродни горьковской живописи на прялках, являясь ее прямой преемницей.

В городецком искусстве много очень старых народных мотивов. Художники изображают зверей, птиц, пышные цветы-розаны, жанровые сцены, насыщенные действием. Работают Городецкие мастера клеевыми красками. Сначала прошкуривают доску, наносят фон черный или желтый и по нему пишут, проходя локальными тонами, а затем приступают к отделке «бликованию», к прописке более светлыми тонами. Городецкая плеяда живописцев представлена Мазиным, Краснояровым и Лебедевым.

Хохломская роспись. Столик. 1935 г.

Искусство Мазина — это настоящий примитив, не только связанный с традицией, но и чрезвычайно остро выявляющий индивидуальность мастера. Он любит пейзажи, целые жанровые сценки, изображения животных и птиц, пышные цветы. Свои произведения мастер сопровождает пояснительными надписями. 

Его роспись близка по характеру к детскому рисунку. Орнаментальный ритм линий, виртуозно подчеркивающий движение, в его творчестве особенно привлекателен. Свои росписи Мазин обычно дает на желтом или черном фоне. Он живописец-рассказчик, его художественный язык всегда прост и убедителен.

Ближе к каллиграфическому орнаментальному стилю в своих росписях Лебедев и Краснояров. Они создают очень изящные, тонкие рисунки. Мастера Городца могут быть привлечены к росписи архитектурных интерьеров, тем более что они работают в менее сложной технике, чем хохломичи, и роспись может производиться непосредственно по слегка загрунтованному дереву.

Приходит пора нашей народной росписи выйти за пределы украшения бытовых вещей. Народная роспись, с ее бьющей ключом жизнерадостностью ярких красочных сочетаний, богатством и разнообразием образного строя, выразительностью художественных и технических приемов, должна получить место в нашем быту, — и здесь решающее слово — за архитектурой.

На обложке: Северодвинская роспись. Зыбка. XIX век

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: