Детский рисунок туземных народов Сибири

Проходя почти идентичный путь развития у каждого человека, рисунок, описанный в статье ниже, раскрывается не только как способ художественной рефлексии, но и как уникальный медиум в быт, представления и переживания.

I. Современное состояние вопроса о детских рисунках.

Если в настоящий момент мы видим большой рост специальной литературы, посвященной рисунку русских детей, основанной на глубокой заинтересованности как представителей отдельных наук, так и школы в целом, то этого мы не наблюдаем еще по отношению к рисунку детей туземных народов Сибири.

До настоящего времени графическое искусство детей этих народностей не привлекло еще к себе необходимого внимания. Нет еще достаточного интереса и как бы не осознана еще вся ценность его. Поэтому и в литературе вопрос этот почти не затронут, имеются только незначительные замечания и попутные указания. Нет и специальных исследований, посвященных анализу рисунка детей туземцев Сибири. 

Схемат. изображение шамана во время камлания. Николай Баканаев, карагасский мальчик 15 л.

Также не установилось еще и правильное, систематическое собирание их. Только немногие, отдельные научные работники обращают свое внимание на рисунки туземцев Сибири и приступают к их собиранию.

Результаты произведенного нами исследования дают возможность провести параллели между рисунками детей-туземцев и рисунками детей-русских и сделать некоторые выводы.

Целью настоящего изложения ставится: а) указать на ценность детского рисунка туземных народов Сибири, б) обратить внимание на методы его исследования и в) подтвердить действие общего закона эволюции рисунка как первобытного человека, так современного графически неграмотного взрослого и ребенка всех народов. 

II. Методы исследования.

В своей работе по изучению рисунка мы использовали несколько методов, принятых в настоящее время в научном исследовании, в зависимости от чего считаем необходимым дать краткое изложение этих методов: анкетного, биологического, сравнительно - этнологического, научного эксперимента, биографического и естественного наблюдения.

1. Анкетный метод. Сущность его состоит в том, что для собирания рисунков детей употребляют определенной формы анкету, состоящую из ряда вопросов, которые ставят детям перед рисованием или во время процесса рисования, и сделать рисунок на определенную или по желанию тему. Как пример, можно привести анкету, принятую в настоящее время Центральным Педологическим Институтом. Ребенок должен написать на листе: название школы в которой учится, класс, возраст, пол, занятие родителей, обучался ли рисованию. Затем просят нарисовать: а) по желанию что-нибудь в течение 5 минут, б) самое интересное в течение 5 мин., в) иллюстрацию к прочитанному стихотворению в теч. 15 мин., г) с натуры товарища в теч. 15 мин., д) на память какой-нибудь предмет, растение, животное. 

Общественное жертвоприношение (тайлага). На дереве повешена шкура животного, принесенного в жертву. Около дерева с чашкой в руках стоит старик, совершающий молитву к духу. На коленях стоят буряты, участники тайлага. Слева — чаши с жертвенным мясом и посуда для пищи. Тут же изображены играющие дети. Анна Боркина, бурятская девочка 14 л.

Лично нам пришлось встретиться с анкетном методом в работе по исследованию рисунков туземных детей, собранных по этому методу.

2. Биологический. При применении этого метода обращается внимание прежде всего на биологический фактор, влияющий на закономерность развития и творчества ребенка—принимаются во внимание психофизическое развитие ребенка, характеризуемое несколькими периодами, отличными один от другого по графическому самопроявлению ребенка: период вне- изобразительный (двигательно-зрительный), период сознательного построения формы, период схемы, период иллюзорного зрительного построения. Здесь все фазы развития изобразительного творчества ребенка обусловлены первично-биологическим фактором. 

Этот метод используется нами при индивидуальном наблюдении над ребенком дошкольного возраста и использован при исследовании рисунков туземных детей. Используя этот метод, мы имели в виду выяснить возрастные периоды для туземных детей и проследить отклонения от норм, установленных для детей города. 

Бурятка варит тарасун. Рисунок с натуры. А. Елбаскин, бурятский мальчик, 15 лет

3. Сравнительно-этнологический. Сущность этого метода — сравнение детского рисунка с рисунком первобытного человека и современного малокультурного взрослого. С помощью этого метода установлено, что развитие изобразительного творчества, эволюция рисунка у всех людей, всех времен и народов, идет по одним и тем же строго определенным законам — проходит последовательно через одни и те же фазы развития.

Занимаясь систематическим наблюдением над учащимися школ II ст., техникумов и ВУЗ‘а (1, 5, 7 шк. II ст., шк. взросл. К. Маркса, Медтехникум. Педтехникум и Педфак Иргосуна) с постановкой научного эксперимента для психоанализа, мы вполне убедились, что графическое развитие человека не зависит от общего развития и образования. Полученный нами большой фактический материал определенно свидетельствует о том, что недостаточно быть вообще грамотным и образованным, чтоб правильно видеть предметы, правильно думать о них и правильно изображать их графически; что для этого не-обходима особая грамота, особые трудовые навыки, без которых всякий взрослый человек, проявляя себя графически, становится в уровень с ребенком раннего возрастного периода. 

Схематическое изображение бурятки в национальном костюме. Анна Апханова, бурятская девочка, 10 лет

Объяснение этому мы усматриваем в положении: всякий труд требует упражнения. Рисование, как определенный процесс труда, воспитывающий психологию работающего и вырабатывающий определенный комплекс практических навыков, необходимых и для других видов труда (координация движений), также нуждается в длительном и организованном упражнении — требует обучения.

Все, обследованные нами, студенты Педфака, Педтехникума и Медтехникума, а равно и учителя школ I и II Ступени, с которыми мы вели работу по ликвидации их графической неграмотности, до 90% не могут правильно выражаться графически, будучи вообще образованными.

Cходство изображения явлений окружающего мира у детей и графически неграмотных взрослых существует у всех народов и объясняется главным образом сходством процесса мышления

4. Метод научного эксперимента. Этот метод применяется, главным образом, психологами (Аазурский, Альбин, Шульце и др.). Используются все виды рисования (свободное, по памяти, иллюстрактивное и с натуры), с целью определить психические способности ребенка. Весь процесс разбивается на три части: раздражение, реакция и выражение. Исследуются: восприятие, память, воображение, эстетическое чувство, интересы, координация движений. 

Подвал с земляной насыпью и прикрытием из дерева над дверью. Кузьма Семёнов, якутский мальчик, 14 лет

5. Биографический метод. Данный метод применяется в тех случаях, когда представляется возможным производить длительное наблюдение над ребенком индивидуально, начиная с самого раннего — с 1/2–2-х летнего возраста, когда ребенок начинает впервые проявлять себя графически. Здесь имеется в виду, главным образом, свободное рисование ребенка. Каждый рисунок подробно регистрируется и снабжается сведениями: причины и условия воспроизведения рисунка, поведение ребенка во время рисования, содержание рисунка, окружающие условия и среда, в которых живет ребенок, состояние здоровья и интересы ребенка, сведения о его родителях и т. д. Все рисунки каждого ребенка тщательно подбираются в хронологическом порядке и обобщаются в папки или альбомы. С помощью этого метода создается биография автора и история каждого рисунка.

6. Метод естественного наблюдения. Особое значение и ценность мы придаем указаниям Г. С. Виноградова, который обращает внимание на важность наблюдения ребенка в естественных условиях. В работе «Детский фольклор и быт» он говорит: 

Г. С. Виноградов«Исследователи обратили внимание на детский рисунок, но материал для изучения они получают несколько иным путем, не тем, каким особенно дорожит этнограф: они предлагают детям выполнять рисунком ту или иную „вольную" или заранее определенную тему. Коллекции таких рисунков, конечно, очень ценны: они покажут, что дети могут дать, в ответ, как они могут высказаться графически при обращенном к ним вопросе. Позволительно думать, что большой интерес представляют не только материалы, свидетельствующие о том, что могут дать дети в ответ на чужое обращение, но материалы, показывающие, что ребята дают в обычных условиях их жизни, под непосредственным воздействием обстановки, в которой протекают их дни, без подсказов, в виде предлагаемой темы и т. д.»

Такое указание больше всего родственно биографическому и биологическому методам и должно служить существенным дополнением к ним. 

Бурят мнет кожи в деревянной кожемялке с помощью ворота (схема). Дорж, бурятский мальчик, 10 лет

В своих наблюдениях, которые ведем индивидуально над графическим самопроявлением ребенка дошкольного возраста в течение 3-х лет, мы руководствовались тем же принципом, который применяет в своих этнологических исследованиях Г. С. Виноградов, — имели в виду свободу самопроявления ребенка, всегда старались исключить влияние на ребенка фактора, который мог бы препятствовать нормальному графическому проявлению и нарушил бы естественный рост и художественное развитие его.

Но наблюдение естественного проявления ребенка представляет большие трудности и возможно только при определенных условиях — необходимо, чтоб наблюдатель был незаметным для ребенка. Всякий человек, имеющий дело с детьми дошкольного возраста от 2 до 7 лет, знает хорошо, как иногда бывает трудно заслужить доверие ребенка и заставить быть искренним и непринужденным. Обычно ребенок или чуждается незнакомого человека или смотрит на него с большим любопытством, как смотрит на всякое, новое для него, явление. Многие дети, находясь в обществе посторонних людей, начинают показывать свою храбрость, удаль и тому подобное, т. е. ведут себя совершенно иначе, чем обычно в повседневной жизни. Такое поведение ребенка является одной из отличительных черт детской психики и затрудняет, делает для постороннего человека почти невозможным на первое время наблюдение над ними. Только по истечении определенного периода времени, когда ребенок совершенно освоится с наблюдателем и будет испытывать к нему полное доверие, возможно начать правильное наблюдение, не нарушая естественного самопроявления ребенка. 

Якутское зимнее жилище. Матвей Башиев, якутский мальчик, 17 лет

Наблюдая за своим ребенком, мы были свободны от таких затруднений и вполне убедились, что наблюдатель-родитель или близкий родственник ребенка гораздо легче и более нормально сможет делать наблюдения, т. к. лучше, чем все остальные, знает свойства характера, интересы и врожденные предрасположения ребенка, ребенок же, конечно, больше доверяет ему, чем постороннему наблюдателю.

Пользуясь в своей работе вышеуказанными методами, мы не встретили между ними противоречий, но, наоборот, имеем основание думать, что каждый из них при определенных задачах и в определенных условиях имеет свои преимущества. Когда требуется длительное индивидуальное наблюдение над ребенком дошкольного периода, нельзя употреблять анкеты, а целесообразнее использовать биографический метод, при чем, по накоплении материала, т. е. рисунков, полезно подвергнуть этот материал дальнейшему, более глубокому исследованию с применением биологического метода, чтоб более четко охарактеризовать возрастные периоды художественного развития на основе общего психофизиологического роста ребенка. Анкетный метод необходим, когда нужно произвести обследование одновременно и краткосрочно большой массы детей, когда не ставится целью проследить с помощью рисунка постепенность нарастания опыта и проявление способностей и предрасположений ребенка. 

III. Эволюция рисунка.

В настоящее время считается вполне установленным, что дети и графически неграмотные взрослые, всех времен и народов, совершенно независимо от степени общего развития и культурного уровня, но в прямой зависимости от личного опыта каждого в проявлении графически, рисуют совершенно одинаково: переживают определенные периоды от идеопластического к физиопластическому.

Произведенное нами исследование рисунков якутских, монгольских, бурятских, карагасских и сойотских детей показало, что эти дети переживают все фазы графического развития и в такой же последовательности, какие установлены для детей более культурных, живущих в условиях города. Установлено несовпадение только в продолжительности этих фаз. У туземцев периоды, для большинства, протекают значительно продолжительнее. 

Стадия "А" каракулевого периода. Рисунок исполнен цветными карандашами, и имеющий следующее содержание: "Это просто так, потому, что нравится... я же хочу, папа, писать". Лёня Требуховский, русский мальчик, 4 года

1-й период — каракулевый, характеризуемый тремя стадиями: a) изучение свойств материала и увлечение процессом, b) приписывание содержания по сходству с имеющимся зрительным опытом и c) переход к целевой установке. В ранней стадии этого периода — от 2-х до 4-х лет — ребенок рисует без заранее определенной цели, подчиняясь исключительно внутреннему только побуждению к познанию окружающей среды и условий, в которых он находится — рисует, изучая только свойства материала (распространение карандаша или краски по бумаге) и увлекается процессом труда, испытывая при этом чувство приятного, а о содержании совершенно не думает. Только значительно позднее, к концу этой стадии, ребенок начинает приписывать готовому уже рисунку содержание по сходству со зрительными впечатлениями. Часто случается так, что ребенок, начертив на бумаге какой-нибудь кружок, начинает называть его различными именами: мяч, часы, тарелка, голова и т. д. 

Стадия "В", каракулевого периода. Содержание: "Писал просто так, а вышла узда, нет... жук ещё... и узда тоже". Лёня Требуховский, русский мальчик, 4 года

Следующая стадия характеризуется уже переходом к целевой установке: у ребенка возникает желание изобразить определенный предмет. Теперь ребенок от пассивного узнавания переходит к активному «хочу» — заранее решает, что нарисовать. Но рисунок и в этой стадии все еще остается малопонятным для взрослых, представляя собой как бы беспорядочное и случайное соединение штрихов и линий; для самого же автора имеет уже определенное содержание и глубокий смысл.

Проследить все стадии этого периода у туземных детей нам не удалось, т. к. в исследованных нами коллекциях собраны рисунки по преимуществу детей школьного возраста—от 8 до 17 лет; каракулевый же период характеризуется для детей города возрастом от 2-х до 6 лет. Но, в силу того что туземный ребенок находится в совершенно других культурных условиях, чем ребенок города, у него идет значительно медленнее как общее развитие, так и развитие рисунка, нам удалось встретить среди рисунков 8 летних детей рисунки каракулевого периода последних двух стадий — «В» и «С».

Наличие этих двух стадий дает возможность предполагать, что у туземных детей, как и у всех других, более младшего возраста, существует первая стадия «А».

Некоторые рисунки представляют каракули, произведенные детьми в подражании письму взрослых. 

Стадия "B" каракулевого периода. Содержание: Сегодня закрывается Ленина выставка и все выставки. Букашки едят хлеб и бабочки едят хлеб. Большие буквы "ХВЭ". Леня Требуховский, русский мальчик, 4 года

Другие изображают человека с половым органом. Здесь уже ясно определился переход от разрозненных каракулей к схематизации формы и выделению того, «что знает» и что больше всего интересует автора в данный момент в изображаемом предмете (подчеркнут половой орган). Будучи совершенно бессильным изобразить сложную одежду человека, с помощью которой можно было бы обозначить пол, ребенок обнаруживает поразительную ясность мысли: самым простым, доступным для него приемом — черточкой у мужчины и точкой у женщины, — изображает естественный признак пола; но здесь автор еще не вполне освободился от каракулей — довольствуется линией или мало связанными штрихами, чтоб принимать это за ногу или руку, а промежутки между отдельными штрихами и линиями мысленно заполняет содержанием (приписывает). 

Стадия "С" каракулевого периода. Содержание: "Леня сам купил ириску и идет с пипкой". Лёня Требховский, русский мальчик, 5 лет

Схематичное изображение человека. Рисунок русской женщины 29 лет, слушательницы школы взрослых имени Карла Маркса

Рисунки эти создаются без заботы о соразмерности и расчлененности предмета: голова, шея и туловище слиты в один общий овал; руки и ноги вырастают непосредственно из головы; нет носа, рта, ступней ног. Такие «схемо-каракули» некоторые исследователи относят ко второму периоду — к схеме, но мы рассматриваем их как последнюю стадию первого периода, т. к. процесс мышления и форма выражения в значительной степени остаются у ребенка еще прежними.

2-й период — период схематического изображения. В этом периоде происходит полная установка цели и начинается изучение предметов. Изжив процесс изучения свойств материала и увлечение процессом труда, ребенок начинает изучать предметы и изображать их со всеми подробностями и так, «как знает», а не так, «как видит». 

Схематического изображение якутского строения, видимо, жилища (не указано какого). Иван Егоров, якутский мальчик, 17 лет

Характерными особенностями этого периода являются: идеопластичность изображения (прозрачность, отсутствие перспективы, изображение предмета со многих точек зрения), произвольная форма предметов, отсутствие соотношения отдельных частей предмета. 

Идеопластическое изображение дома с прозрачными стенами. Родион Абханов, бурятский мальчик, 8 лет

Для примера приводим рисунки представляющие идеопластические изображения дома. Все эти рисунки выражают многократный опыт несоответственно единичному зрительному восприятию: две стороны дома расположены на одной прямой и не образуют угла, столбы у заборов, уходящих от зрителя вглубь, имеют не вертикальное, как мы видим, а горизонтальное положение (лежат), а доски, наоборот, — стоят вертикально; стены дома прозрачны и сквозь их видно, что находится внутри. В таких рисунках сказывается влияние мускульно-двигательного чувства: рисующие вспомнили, как они обходили вокруг забора и изобразили его со многих точек зрения. 

Идеопластическое изображение усадьбы. Витя Грязнов. русский мальчик 9 лет

Идеопластическое изображение усадьбы (дома обнесенного с 4-х сторон забором). Студентка Иркутского Опытного Педтехникума, 20 лет 

Этот период изживается детьми города в возрасте от 6 до 10 лет, а у туземцев, для многих, продолжается до 15–17 лет.

3-й период — период пластическою изображения. В этом периоде ребенок, имея уже значительный возраст — для детей города от 10 до 14 лет, — некоторый опыт и навыки к исследованию среды и условий, в которых он живет, устанавливает ко всему критическое отношение, в том числе и к самому себе, ко всем своим проявлениям. Поэтому критически относится и к своему рисунку, не довольствуясь уже только тем, «что нарисовано», но и «как нарисовано», — начинает сознательно-произвольно изображать «как видит».

В этом периоде дети изображают все преимущественно в соответствии зрительным восприятиям. Плоскостность и схематичность заменяются трехмерным изображением предметов в пространственном размещении с явлениями перспективного сокращения. Рисунок приобретает уже целостность и законченность. 

Шестистенная бурятская юрта, покрытая землей. Андр. Елбаскин, бурятский мальчик, 15 лет

Но, стараясь изобразить все так, как видит, ребенок часто не может и остается недовольным своей работой (особенно к концу периода). Если не помочь в это время ему обучением правилам рисования, то он, под влиянием этого недовольства, забросит совершенно рисование, утратит существующие уже навыки в этом и превратится в графически безграмотного взрослого, изображающего все так, как знает, а не так, как видит, т. к. знание будет загораживать зрительные образы представлениями и идеями. Отсюда и происходит сходство рисунков графически неграмотных взрослых с рисунками детей второго возрастного периода — идеопластичность и схематичность.

Для многих туземных детей, видимо, периоды протекают в следующих возрастных пределах:

1-й—каракулевый длится до 8–10 лет.

2-й — период схемы — от 8–10 л. до 14–17 лет

3-й — пластического изображения —лежит за пределами 14–15-летнего возраста.

Но у некоторых процесс развития рисунка идет скорее и почти совпадает с периодами городских детей: 1-й–до 6–7 л., 2-й–до 10–12 л. и 3-й начинается с 11–12 л.

Замечено, что продолжительность возрастных периодов находится в прямой зависимости от культурного состояния народности: рисунки карагасских детей захвачены схемой до 17-ти летнего возраста, в рисунках якутов схема распространяется до 15 лет, а у бурят еще ближе подходит к норме для городских детей. И вполне понятно. Бурятское население вкраплено в население русское, часто соприкасается с городом и сильнее воспринимает культуру и цивилизацию их, чем якуты, живущие на далеком севере в наслегах, отстоящих на большом пространстве от русских поселений, а равно и карагассы, ведущие кочевой охотничий образ жизни в сибирской тайге, почти не соприкасающиеся с русским населением. 

IV. Форма и содержание рисунка.

Форму рисунков туземных детей мы рассматривали по тем основным признакам, какие приняты и установлены для классификации вообще всякого рисунка: размер, материал, манера, форма предметов, размещение предметов в пространстве, явления перспективы.

Размер. Размер бумаги для рисунков у туземных детей по преимуществу в 1/4 листа; значительно используется и 1/8 листа, но 1/2 листа и целый лист почти не встречаются. Зависит это, видимо, не от свободного выбора детей, а от причин материального порядка. Бумага используется, почти всегда, целиком. Размер самого рисунка от нескольких миллиметров до размера бумаги, взятой для рисунка. 

Охотник преследует зверя (схема). Н. Баканаев, каргасский мальчик, 15 лет

Материал. Материалом является исключительно обыкновенная писчая бумага и графитовый карандаш. Акварельные краски совершенно отсутствуют. Цветные карандаши, туш и чернила составляют очень редкое исключение. Здесь также, очевидно, нет у детей свободного выбора материала.

Манера. Чувство цвета у туземных детей выражается очень сильно. Рисуют преимущественно яркими красками: желтой, синей и красной; дополнительные тона используются значительно слабее. Сила карандашного пятна различна — от слабой тушевки отдельными разрозненными штрихами до жирной заливки с использованием всей силы карандаша. Большинство рисунков —контурные (линейные). 

Каргасские дети играют в городки (схема). Яков Такуев, каргасский мальчик, 13 лет

Форма предметов. Правильность формы предметов и трехмерность находятся в прямом отношении к возрастным периодам: в ранних стадиях — неясность, разрозненность и плоскостность; в позднейшие периоды — четкость, целостность, трехмерность и явления перспективы.

Пространственное размещение предметов. Здесь наблюдается та же закономерность — проходят последовательно фазы: а) разрозненное идеопластическое построение — предметы разбросаны по бумаге без всякой связи в различных направлениях; б) фризовое построение: размещение предметов в одну линию в горизонтальном направлении в один или несколько планов; животные и люди по преимуществу в профиль; в) геометральный план: желая изобразить пространство с размещенными в нем в желаемом порядке предметами, ребенок изображает горизонтальную поверхность с верхней точки зрения, а все предметы, размещенные на этой поверхности, с боковой точки зрения; г) иллюзорное построение, т. е. перспективное, соответствующее зрительным восприятиям, свойственное последнему периоду. Фриз и геометральный план наблюдаются по преимуществу в периоде схемы, а разрозненное построение относится к более ранним стадиям развития — к каракулям, но, как исключение, встречается и в схеме.

В геометральном плане изображена охота якутов на лыжах с капканами н лисицу. Якутский мальчик 9 лет (фамилия не указана)

Ритм. Ритмичность в туземном рисунке тоже ярко определяется с ранних стадий и в позднейшие периоды переходит в форму орнамента. Начало ритма можно усматривать в первоначальных каракулях, которые ребенок вначале производит, двигая по бумаге однообразно и многократно рукой под влиянием внутренней потребности производить ритмические движения вообще. 

Стадия "B" каракулевого периода. Содержание не записано. Пётр Христофоров, якутский мальчик 8 лет

Содержание. По содержанию, рисунки туземных детей резко отличаются от рисунков русских детей. Развиваясь по общим законам, туземный ребенок и в графическом самопроявлении находится под действием этих законов: изображает только то, что связано с его личным опытом и переживаниями, что ярко воспринято им и отразилось в его сознании. Ярче же и конкретнее всего ребенок воспринимает все то, что составляет естественные условия его развития — что повседневно окружает его, что он изучает.

Если мы наблюдаем в рисунках детей города неотвратимое влияние цивилизации: пароходы, паровозы, автомобили, аэропланы, пожарные машины, фабричные трубы, железные мосты и пр., то все это входит в сознание ребенка города, довлеет на его психику — он этим живет. 

Бурят пашет землю сохой (схема). Нюта Хунгеева, бурятская девочка, 12 лет

То же самое происходит и с ребенком среди природных условий в сибирской тайге, на далеком Севере, в степях Монголии и Бурятии. Туземный ребенок, как и ребенок города, насыщает себя только тем, что повседневно действует на его сознание, и испытывает необходимость выразить это графически: изображает природу, человека, животных, труд человека, домашний быт и явления религиозного культа, жилище, способы передвижения — все то, о чем он знает.

Нет, конечно, в рисунках туземных детей аэропланов, автомобилей, фабрик и заводов, — и потому, что они не знают о них, а если б знали, то тоже изображали бы. Как пример изображения Ленина (карагасских детей). Карагасским детям говорили в школе про жизнь и деятельность Ленина — как он выступал перед народом с речами, в каком доме жил, — и показывали его портрет. Дети все это восприняли и определенным образом выразили: нарисовали портрет Ленина как видели — в бюст; изобразили Ленина едущим на лошади верхом, но так, как ездят их отцы и однородцы, и потому так, что не видели в действительности Ленина едущим, а представили; некоторые нарисовали дом, в котором жил Ленин, похожим на дацан, который они видели во время поездки к окинским бурятам и который произвел на них очень сильное впечатление двумя этажами и сложным устройством. Нарисовали потому так, что никто из этих детей не был в городе и не видел его домов, его жизни Книжные же рисунки городских домов, которые они несомненно видели, не произвели на них такого впечатления грандиозности сооружений, какое они получили от виденного ими дацана. 

Дом, в котором жил В. И. Ленин, изображен желтым, синим и черным карандашами (схема). Костя Кшитеев, карагасский мальчик, 15 лет

Портрет В. И. Ленина, черным и зеленым карандашами (схема). Д. Арактоев, ученик карагасской школы (возраст не указан)  

Ленин едет верхом на коне (схема). И. Кокуев, карагасский мальчик, 17 лет

Ленин на собрании говорит речь (схема). Н. Баканаев, каргасский мальчик, 15 лет

Характерной особенностью рисунков туземных детей необходимо признать динамику в изображении человека и животных.

Почти без исключения, все рисунки, в которых изображается человек и животные, выражают их движение. Движение как отдельных фигур, так и целых групп и сцен передается с большой силой и напряжением. Нами замечено, что движение в рисунках туземных детей появляется значительно раньше и выражено значительно ярче, чем у детей города. Подобная сила выражения является, видимо, следствием необыкновенной чуткости в наблюдении над животными, которую проявляют туземные дети, находясь постоянно в общении с ними. В некоторых рисунках выражение достигает очень больших пределов, недоступных для взрослого (если он не художник), — изображается психология животных. 

V. Значение и ценность рисунка.

Значение и ценность детского рисунка вполне определяется тем интересом, который оказывается теперь ему и оказывался в прошлом. В настоящее время принято говорить: «наш век—век интереса к детскому рисунку».

Вопрос интереса к детскому рисунку имеет свою большую историю на протяжении двух тысячелетий. Уже древние греки высказывают определенный интерес к рисованию и признают за ним известную ценность. Одним из ранних воззрений, указывающих на ценность детского рисования, признается воззрение Аристотеля, который говорил:

Аристотель«Необходимо влиять на подрастающее поколение искусством трех родов: посредством красок и образов, посредством голоса и слова, посредством гармонии и ритма».

Он указывал, что рисование должно цениться не только потому, что оно необходимо в жизни, но, главным образом, потому что искусство это образует и развивает „чувство прекрасного". И греки использовали рисование, как средство эстетического воспитания. Но позднее, в средние века рисование оценивается исключительно только по утилитарному значению. В монастырских школах и ремесленных мастерских различных цехов обучали детей рисованию только потому, что с помощью рисования повышали качество продуктов производства. И только идеи Амоса Коменского восстанавливают взгляды Аристотеля на рисование. 

Бурятская трубка с металлическими оправой и чубуком (с натуры). Матвей Додоев, бурятский мальчик, 10 лет  

Позднее, взгляды Ж. Ж. Руссо, Песталоцции, Фребеля и Спенсера окончательно закрепляют за рисованием воспитательное и общеобразовательное значение и рисование вводится в массовую школу как самостоятельный предмет обучения. Вначале целью рисования в школе было только эстетическое воспитание, но в современной школе рисование ставит три цели: эстетическое воспитание, воспитание оптической психологии и метод проработки общешкольного материала.

Наряду с интересом, который оказывает рисованию философско-педагогическая мысль, возникает интерес к рисованию и чисто научного значения, — детским рисунком заинтересовываются искусствоведы и начинают собирать и изучать его. Одними из первых, обративших внимание на научную ценность рисунков детей и приступивших к их. собиранию и изучению, считают проф. Лампрехта и Риччи Коррадо. В настоящее время искусствоведы всего мира заняты пристальным изучением графического творчества детей. 

Охота на медведя с рогатинами. Ученик из бурятской школы (фамилия и возраст не указаны) 

Большую ценность признают за детским рисунком педологи, психологи и социологи и используют его для своих целей.

Большое внимание оказывается детскому рисунку этнологами при изучении той или иной народности, в частности, при изучении туземных народов Сибири.

В настоящий момент — момент обособления туземных народностей Сибири в самостоятельные федеративные единицы С.С.С.Р., — детский рисунок этих народностей приобретает особую ценность и значение.

С образованием Якутской и Бурят-Монгольской республик начинается рост и строительство их хозяйственной и культурной жизни, связанное с изучением производительных сил страны. Для всей этой работы у туземных республик нет сейчас достаточного кадра своих национальных культурных и научных работников, в силу чего привлекаются и используются русские работники, которые в большинстве мало знакомы с природными условиями, бытом, языком и другими особенностями туземной жизни. Это незнание языка, быта и природных условий страны вызывает большие затруднения в работе и вынуждает обращаться, искать дополнительного материала, который помог бы более правильно осветить, более точно установить тот или иной факт из жизни данной народности; облегчил бы в известной степени изучения производительных сил страны. И возможно думать, что в известных случаях детский рисунок мог бы послужить этим самым подсобным материалом для изучения многих сторон туземной жизни, особенно тогда, когда требуется только установить наличие того или иного факта или явления в данной местности. Например, типы жилищ; какие существуют упряжь и экипажи; какая носится одежда; какие имеются предметы и утварь в домашнем обиходе; как добывают пищу и топливо; какими способами ловят рыбу и птицу; как и на какого зверя охотятся; какие существуют игры и спорт и проч. и проч. Все это встретит наблюдатель в детском рисунке, если отнесется к нему внимательно и с доверием, как к первой тропе, ведущей этнографа в чужую культуру. И рисунок ребенка доверие это вполне заслуживает, т.к. является искренним и правдивым рассказом только о том, что знает ребенок, что сам видел или пережил. 

Внутренность бурятской юрты: шкаф, стол, люлька, картина, очаг с таганом и чайником (схема). Инн. Жонгоров, бурятский мальчик

Но интерес этнографа к детскому рисунку не ограничивается только этой подсобной, чисто внешней стороной. Его интересует и другая сторона детского рисунка, более глубокая — внутреннее содержание. Этнограф рассматривает и ценит рисунок ребенка прежде всего, как предмет искусства, усматривает в нем художественное проявление и выражение способностей и интересов ребенка. В рисунке ребенка этнограф видит зачатки искусства взрослых.

Изучая словесное творчество, игры, общественность и правовой быт детей, наблюдатель не может оставить без внимания и рисунки, потому что без этого не будет изучено детство в целом.

В связи с изучением детской этнографии встает целый ряд вопросов, имеющих большое научное значение:

1) Детские массы и процент одаренности в связи с возрастом.

2) Детские массы и их школы художников.

3) Влияние школы через школьников на детей вне школы.

4) Влияние литературы книжной и устной на образы и графическое проявление ребенка.

5) Влияние рисунка на устное творчество детей и пр.

Не безосновательно было бы думать, что разрешение этих вопросов и многих других может быть в значительной мере приближено через изучение детского рисунка и скульптуры.

Это еще лишний раз указывает, как ценен детский рисунок и как важно внимательное и пристальное собирание и изучение его. 

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: