Мозаика оказала значительное влияние на архитектуру Советского Союза и стала важным элементом его городской среды. В СССР мозаичные панно украшали здания, выполняя не только декоративную, но и идеологическую функцию. Мозаика изображала героев социалистического труда, спортивные достижения и космические исследования. Особую популярность она приобрела в 1960–1980-е годы, когда типовая архитектура нуждалась в ярких и выразительных элементах, способных внести разнообразие в городские пейзажи. Активное развитие мозаичного искусства в СССР началось в 1950-х годах, когда было налажено производство смальты. В этот период вышло постановление «Об устранении излишеств…», что привело к упрощению архитектуры и поиску новых способов украшения зданий. Мозаика стала одним из самых эффективных решений: она не только обеспечивала визуальную привлекательность, но и отвечала функциональным требованиям. Многие дворцы культуры, театры и учебные заведения того времени были украшены мозаичными панно, часто изготавливаемыми на заказ представителей местной власти, которые стремились улучшить облик типовых построек.
Важным примером становления советской мозаики является творчество Александра Дейнеки — одного из ведущих художников соцреализма. Его произведения, наполненные верой в светлое будущее и достижения советской эпохи, олицетворяли идеалы того времени. Мозаики Дейнеки, как и многие другие работы этого периода, остаются неотъемлемой частью советского архитектурного наследия.
Рожденный в семье железнодорожника, Дейнека провел свое детство в Курске, уже в раннем возрасте обнаружив страсть к рисованию. Атмосфера простой рабочей семьи воспитала в нем стойкость духа, сформировав его как человека крепкого и целеустремленного, что в дальнейшем нашло отражение во множестве написанных им полотен. Следуя отцовскому примеру он сперва поступает в железнодорожное училище. Однако уже очень скоро творческий порыв берет верх над семейной традицией, и Дейнека отправляется в Харьков, чтобы там учиться рисованию. В художественном училище он, впрочем, тоже не задерживается надолго: в 1917-м году вспыхивает Февральская революция, занятия прекращаются, и молодому художнику приходится сменить множество видов деятельности, чтобы хоть как-то себя прокормить. Он преподает в женской гимназии, создает декорации к спектаклям, оформляет агитационные поезда и даже работает фотографом в уголовном розыске.
В годы Гражданской войны Дейнека присоединяется к большевикам. Он участвует в обороне Курска от войск генерала Деникина, затем становится руководителем местного отделения «Окон РОСТА». В 1919 году возглавляет художественную студию при губернском политуправлении. В армии замечают его талант, и он оказывается направленным в командировку в Москву, в одно из лучших художественных учебных заведений страны — ВХУТЕМАС. Так в его творчестве начинается совершенно новая веха.
В столице Дейнека становится учеником известных графиков — Владимира Фаворского и Игнатия Нивинского. Одной из ключевых встреч тех лет для него является знакомство с Владимиром Маяковским, который оказывает на молодого художника разительное влияние. Уже в студенческие годы Дейнека начинает сотрудничать с несколькими журналами — он создает иллюстрации и карикатуры для «Безбожника у станка» и «Прожектора», активно участвует в культурной жизни столицы, вступает в разнообразные творческие объединения и даже становится одним из руководителей Общества станковистов. В этот период он много путешествует по стране, собирая материал, который в дальнейшем не раз станет основой для масштабных произведений.
В своем раннем творчестве Александр Дейнека часто обращается к теме спорта, что вполне объяснимо: 1930-е годы в Советском Союзе были периодом расцвета физической культуры, а эстетика соцреализма активно формировала культ тела, наследуя античные идеалы красоты, здоровья и стойкости духа. С этой тематикой Дейнека был знаком не понаслышке, поскольку сам с детства увлекался бегом, плаванием и гимнастикой. Его работы выходили динамичными и живыми, в них было мастерски передано движение, а сложные ракурсы лишь позволяли усилить этот эффект. Спортсмены у Дейнеки воплощали в себе идеал нового советского человека, будучи целеустремленными, полными сил и готовыми к строительству светлого будущего.
Работы 1920-х особенно графичны и выразительны, ведь в это время Дейнека совмещает увлечение живописью с рисованием ярких и броских агитационных плакатов. В 1930-е набор тематик расширяется: появляются элементы пейзажа, также создается целая серия картин, посвященных развитию авиации. Будучи взбудораженным идеей покорения неба, Дейнека создает образы молодых людей, готовых к новым свершениям и открытиям не только на земле, но и в воздухе. На одном из самых известных полотен этих лет, «Будущие летчики», изображены молодые пилоты, полные энергии и устремленные к новым высотам. Синее небо с облаками, предстающее их взорам, символизирует ощущение бескрайних возможностей и свободы [1]. Дейнека был одним из немногих советских художников раннего СССР, кому удалось снискать известность за рубежом. Он совершил продолжительную поездку по Америке и Европе, привезя оттуда множество пейзажных зарисовок и значительно обогатив собственный эстетический опыт.
Фото-альбом: 1
В 1930-е он также начинает заниматься мозаикой. Его работы в этой технике продолжают излюбленные темы: мозаичные панно Дейнеки дышат оптимизмом, молодостью и надеждой на светлое будущее. В этом отношении Александр Дейнека был настоящим «человеком эпохи Возрождения», ведь его монументальные произведения не только не уступали по выразительности живописным полотнам, но в чем-то их даже превосходили. Мозаики выглядели эффектно не только в приближении, но и на большом расстоянии, что также играло важную роль в формировании архитектурного облика. Используя разноцветные кусочки смальты, чередуя текстуры и оттенки, художник создавал уникальные объемные работы, которые не только украшали архитектурные пространства, но и олицетворяли собой эпоху, для представителей которой не было ничего невозможного.
Одним из самых значительных мозаичных произведений Дейнеки являются плафоны на станции метро «Маяковская» в Москве. Cверкающие сталью своды станции создают ощущение соприкосновения с грандиозным историческим наследием, а плафоны, расположенные в ярко освещенных круглых нишах, заставляют посетителей надолго останавливаться, чтобы детально рассматривать изображения.
В советской пропаганде московскому метрополитену всегда уделялось особое место. Оно представляло собой подлинный феномен: в отличие от зарубежных аналогов его функция не ограничивалась сугубо прагматикой. Метро того времени оставалось памятником советской идеологии. К его оформлению привлекались лучшие скульпторы, художники и архитекторы, в числе которых в конце 1937 года и оказался Александр Дейнека.
Фото-альбом: 2
Всего мозаик было тридцать пять. По замыслу создателей они должны были отображать одни сутки из жизни страны, поэтому цикл получил название «Сутки Страны Советов», иногда его еще называют «Сутки советского неба». Небо здесь упоминается неслучайно, поскольку чаще всего на этих мозаиках встречаются самолеты, летчики и парашютисты. Наполненные солнцем и светом, эти плафоны должны были визуально расширить пространство станции. Сегодня мы знаем, что автором мозаик на станции метро «Маяковская», созданных по эскизам Дейнеки, был мозаичист Владимир Александрович Фролов [2].
Плафоны на «Маяковской» заслуженно считаются одним из наиболее значимых монументальных произведений не только московского метрополитена, но и всей мировой художественной практики, демонстрируя уникальное и во всех смыслах передовое сочетание трех искусств — архитектуры, живописи и мозаики.
Фото-альбом: 3
Разумеется, огромное влияние на творчество художника оказала Великая Отечественная война. Обращаясь к военным и историческим сюжетам, он пишет мрачные картины, без прикрас изображавшие ужас и трагедию. Самым известным его произведением этого времени является батальное полотно «Оборона Севастополя», на котором советские моряки вступают в схватку с врагами на фоне разрушенного города. Контраст между светлыми фигурами моряков и темными обезличенными силуэтами противников позволил Дейнеке показать метафорическое противостояние сил света и тьмы.
После войны Александр Дейнека возвращается к привычным мирным сюжетам. Он снова пишет идеалистические картины про спорт, бытовые портреты и городские зарисовки.
Оборона Севастополя. Александр Дейнека, 1942
В 2020 году в издательстве TATLIN была выпущена серия плакатов-раскрасок, посвященных плафонам с «Маяковской». Изображенные на листах формата А1 мозаики полностью повторяют графическую форму работ Дейнеки. Основное их предназначение — позволить зрителю не только рассмотреть произведения художника, но и стать его соавтором, сохранив цветовую композицию оригинала или предложив собственную интерпретацию. Каждый плакат сопровождается открыткой, на которой видны оригинальные цвета мозаик.
Фото-альбом: 4
Эдуард Кубенскийглавный редактор«Во время раскрашивания вы невольно задаете себе вопрос — что вы раскрашиваете? Обращаетесь к первоисточнику и снова задаете вопрос: себе, автору первоисточника и даже Творцу, если хотите. Другими словами, вы учитесь, играете и, в конце концов, познаете мир. Можно, конечно, просто раскрашивать раскраски в соответствии с оригиналом. И это, наверное, будет правильно. Но можно на основе графики предложить свою колористическую картину, в этом нет ничего плохого. Может, у вас получится даже лучше, чем у автора. Если вы просто хотите повесить у себя в спальне картину Ван Гога "Подсолнухи", то проще купить картину по номерам в "Детском мире". Но что вы получите? Просто дешевую копию Ван Гога, вот и все. А здесь у вас есть возможность сделать небо ярко-красным. Какая разница, желтый парашют, зеленый парашют — это особого значения не имеет. Вы можете вместо обычного самолета нарисовать "Боинг", никто вас не обвинит. Может, это Илон Маск падает, на Марс приземляется, например. Может же быть такая история. С такой раскраской вы становитесь полноценным соавтором. Никто вас не обвинит в том, что вы что-то делаете не так. Тем более, что в итоге вы все равно сделаете не так».
[1] Дейнека Александр // Сайт История.РФ.
[2] Черёмушкин П. Г. Александр Дейнека. М. : Молодая гвардия, 2021. С. 93–96.
Обложка статьи: Физкультурники. Александр Дейнека, 1941