Новый социалистический город без памятников старины и традиций — так писали о Магнитогорске в 1930-е годы [1]. Он буквально появлялся из будущего — проектов архитекторов из Москвы, Ленинграда и зарубежных стран, в которых хотели воплотить экспериментальные идеи жилкомбинатов и соцрасселения. Со дня начала строительства Магнитогорского металлургического комбината, который считают днем основания города, прошло 95 лет.
Предлагаем перенестись в момент, когда Магнитогорск еще не знал прошлого, а писатели, архитекторы и жители размышляли, каким город будет в будущем. В этом вам поможет подборка проектов издательства TATLIN о Магнитогорске: плакаты и магниты с чертежами, разработанными бригадой ОСА (объединение современных архитекторов. — Прим. ред.) во главе с архитектором Иваном Леонидовым, и карта-путеводитель «Магнитогорск 1930–2022» со знаковыми зданиями города. Эти наглядные пособия расскажут о формировании нового быта растущего советского города и людях — жителях и строителях, которые стали участниками этого процесса.
Урало-Кузбасс
«Закипело.
Загудело,
Завинтилось вдали дело
Шевелись!
Торопись!
Нажимай пружины!
Переделывая жизнь,
Мы неудержимы!»
Яков Шварцман «Магнитострой», 1930
В годы первой пятилетки началась работа над грандиозным проектом угольно-металлургической базы. Одним из регионов его воплощения стал Урало-Кузбасс. Все потому, что на Урале много руды, а в Западной Сибири — коксующегося угля. Работа заводов в разных городах строилась на межрегиональной кооперации. Главными объектами Урало-Кузбасса должны были стать Магнитогорский и Кузнецкий металлургические заводы.
Тогда-то у подножия гор Магнитной (Атач) и Ай-Дарлы началась история будущего гиганта металлургии — Магнитостроя. Люди съезжались на стройку со всей страны, поэтому помимо строительства завода, встал вопрос проектирования жилья и всей необходимой инфраструктуры для жизни будущих горожан.
Каким будет новый город?
«По-ударному, без остановки
Люди взялись за планировку».
Яков Шварцман «Магнитострой», 1930
Проектирование соцгорода как поселка на 70 000 жителей началось еще в 1929 году. Со временем стало ясно, что нужен проект полноценного города. Был объявлен конкурс на составление эскизных проектов планировки жилищных коммун и застройки Магнитогорска. Участники придерживались следующих указаний: рациональное распределение в городе зданий общественного пользования; выбор расположения, чтобы ветер не нес пыль, копоть и газы; разделение жилья и промышленных предприятий зеленой зоной.
После подведения итогов все конкурсные проекты можно было разделить на две группы: традиционную концентрированную планировку города (система с культурным центром, от которого расходятся городские улицы и магистрали) и новаторскую (линейную) [2]. В спорах о будущем социалистического города именно линейная планировка виделась подходящим решением.
Идеи архитекторов о будущем облике Магнитогорска можно было найти в журналах «Современная архитектура». На плакате «Магнитогорск» издательства TATLIN запечатлен новаторский проект Ивана Леонидова по созданию линейного города, который был опубликован в третьем выпуске журнала «Современная архитектура» 1930 года.
Фото-альбом: Плакат
Город-линия
«Окруженный садами и рощами.
Напоенный дыханием цветов
Уничтожатся хилые, тощие —
Человек будет силен, здоров».
Яков Шварцман «Магнитострой», 1930
В конце 1920-х годов градостроители Михаил Охитович, Виталий Лавров и Николай Милютин уже разработали планировочные схемы линейного города. Для конкурса на проектирование Магнитогорска к марту 1930 года бригада ОСА под руководством архитектора Ивана Леонидова подготовила свой проект города-линии. В нем Магнитогорск располагался между промышленным комбинатом и сельскохозяйственным комплексом.
Многоэтажные стеклянные жилые дома тянутся в виде прямой линии. Общественные здания, парки, зоологические и ботанические сады, стадион и спортивная площадка находятся по обеим сторонам жилья. На окраинах вдоль города запроектированы грузовые и пассажирские магистрали. Издательство TATLIN работало над восстановлением оригинальных чертежей участка линии расселения, созданными бригадой ОСА, и запечатлело их на сувенирах из магнитного винила.
Большинство деятелей архитектурного сообщества одобрили проект Леонидова, но были и те, кто не согласился с выбором организации пространства: «Избранная система распределения жилых и общественных зданий в городе диктуется скорее графическими эффектами чертежа и плоскости макета, нежели соображениями удобства и рациональности», — писал Николай Докучаев в журнале «Строительство Москвы» [3].
Однако облик Магнитогорска зависел от реальных проблем, которые требовали немедленного решения — строился завод, а проекта города так и не было. Проект застройки в итоге был передан бригаде под руководством архитектора Сергея Чернышева.
Фото-альбом: Магниты 1
Город для рабочего
«Бескультурье пуская на убыль,
К знаниям звонким дорога пряма.
Детплощадки, читальни и клубы
Разместятся в просторных домах.
Жизнь женщины, согнутой бытом,
Переплавится в радости дней.
Кухни-фабрики будут открыты.
Ясли, школы, театры — все ей!»
Яков Шварцман «Магнитострой», 1930
Во время проектирования соцгорода первостроитель по прибытии на Магнитострой отправлялся в «белый город» палаток, который затем сменил барачный поселок. В будущем в городе должны были появиться жилкомбинаты, в которых было бы все для комфортной жизни горожан.
В конкурсном проекте застройки Магнитогорска Ивана Леонидова жилой комплекс был рассчитан на 250 человек и состоял из 8 жилых ячеек. В просторных ячейках была столовая, гигиенические комнаты с душем и комната отдыха — здесь человек должен был развиваться и общаться с людьми.
Если посмотреть на схематичные черно-белые планы интерьера и типового плана жилища, разработанные бригадой ОСА, можно представить, как пространство было наполнено светом и зеленью. В действительности все обстояло иначе. Даже в середине 1930-х большая часть застройки Магнитогорска была барачно-земляночной.
Фото-альбом: Магниты 2
По улицам Магнитогорска
«Будет город наш новый жив».
Яков Шварцман «Магнитострой», 1930
Какие проекты все же стали жильем для рабочих? На карте-путеводителе «Магнитогорск 1930–2022» можно рассмотреть расположение города. На левом берегу реки Урал находится Магнитогорский комбинат, здесь же и был заложен будущий город. Но в 1933 году было принято решение перенести его на правый берег: город не мог разрастаться из-за расположения между холмами и горными массивами, к тому же по левобережной части постоянно разносился запах выбросов с завода. Этот план был реализован не скоро: застройка правого берега началась после Великой Отечественной войны.
Фото-альбом: архимап
В Магнитогорске можно найти кварталы, спроектированные архитектором из Франкфурта-на-Майне Эрнстом Маем (Маршруты по кварталу № 1 и № 2 соцгорода в карте-путеводителе «Магнитогорск 1930–2022». — Прим. ред.). В них воплощены и строчная застройка, и конструктивистские формы, и обобществленный быт. Неподалеку от города — коттеджный поселок «Американка», который изначально строился для иностранных специалистов, но к середине 1930-х был заселен инженерами, партийными работниками и был переименован в Берёзки (Маршрут по поселку «Американка» (Берёзки) в карте-путеводителе «Магнитогорск 1930–2022». — Прим. ред.). В стиле конструктивизм был возведен деловой и общественный центр — предзаводская Комсомольская площадь (Маршрут от Комсомольской площади до
ДК ММК-МЕТИЗ в карте-путеводителе «Магнитогорск 1930–2022». — Прим. ред.). В ее ансамбль входят здания заводоуправления, проходной, гостиницы «Центральная», заводской лаборатории, Государственного банка, пожарной части, поликлиники и другие учреждения.
Фото-альбом: архивные фото 1
Магнитогорск трансформировался в проектах архитекторов со сменой архитектурных стилей в стране. Его образ различен и в воспоминаниях горожан, специалистов, приезжавших в командировки. Одни говорил о нем, как о «каком-то новом социалистическом городе», другие жаловались, что «на центр падает огромное количество угольной, железной пыли и дыма». А кто-то полюбил его всей душой, — например, Нина Покровская, которая в 1933 году вместе с сыном приехала в Магнитогорск к мужу. Знакомство с городом началось уже во время поездки с вокзала на трамвае — в окнах виднелась бескрайняя степь, бараки, бревна, кирпичи, милые коттеджи поселка Берёзки, панорама завода и предзаводская площадь с новыми домами. Нина Покровская вспоминала: «Наконец, трамвай проехал через весь соцгород и остановился. Дальше линии еще не было. Мы вышли, и новая картина открылась передо мной. Простор был действительно бескрайним и поглощал собой и соцгород, и ряды бараков, и перспективу дымящегося завода, оказавшегося теперь на горизонте. Всюду степь. Цветущая, поющая, пахнущая полынью, цветами и травами степь. Над степью громада ясного неба и потоки света, воздуха, чистоты. Отсюда, с холма, где строят соцгород, видно все, что уже построили люди, но все это не заполняет простора. Завод кажется нарисованной вдали картиной со вспышками огня и с облаками дыма. А направо четким контуром лежит плоская и длинная гора Магнитная. На ней тоже видны строения. А налево чуть видна голубенькая ленточка Урала. Между горой Магнитной и соцгородом отчетливо виден изолированный и огороженный поселок. “Это спецпоселок, — объясняет Костя. — Там находятся выселенные при коллективизации с семьями. Они работают на стройке и на заводе, но пока еще находятся на особом положении”.
А ветер все дует и дует, несмотря на ясную погоду. Дует, подхватывая подол платья, трепля волосы, неся с собой запахи полыни и трав» [4].
Фото-альбом: архивные фото 2
Магнитогорск 1920–1930-х возникает в литературе и воспоминаниях, которые дошли до наших дней. О нем может многое рассказать и архитектурное наследие. Плакаты, магниты и карта-путеводитель TATLIN вдохновлены идеей актуализации проектов, существующих как на улицах города, так и сохранившихся лишь в архивах. Все это подсвечивает в современном облике Магнитогорска душистую степь, озаряемое сталью небо, труд первых переселенцев и растущие конструктивистские дома — самое начало его биографии. Только сейчас во время прогулки по городу или же за чтением материалов возможно оценить, какие проекты, казавшиеся в начале века утопическими, все же стали частью повседневности, а какие до сих пор поражают «остротой новой мысли» [5].
[1] Миндлин Э. Магнитострой // Наша жизнь. Сб. 3. М. : Федерация, 1931. С. 68.
[2] Докучаев Н. Конкурс на планировку Магнитогорска // Строительство Москвы. М., 1930.
№ 4. C. 25.
[3] Там же.
[4] Дневник русской женщины. 1929–1945. М. : Культурно-просветительский центр «Преображение», 2011. Т. 1. 368 с.
[5] Пастернак А. // Современная архитектура. М., 1930. № 1–2. С. 57–60, 62.
Обложка статьи: Вид из города на гору Магнитную (1-я часть панорамы). Владислав Микоша, 1937 © МАММ