Одним из старинных русских городов, перенесших жесточайшие сражения Великой Отечественной войны, был Курск. Но руины, в которые был превращен город, давно исчезли, он стал еще более молодым и прекрасным. Об этом городе, о послевоенном пути, пройденном им, хотелось бы поделиться с читателями.
Курск: послевоенный путь развития
- Текст:В. Кремлев14 июля 2024
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Расположенный при слиянии рек Тускарь, Сейм и Кур город раскинулся на живописных холмах. Реки с утопающими в зелени поймами расчленили Курск на несколько жилых образований, лишая его компактности, но в то же время придали ему замечательное своеобразие.
На протяженном холме расположен центр города, совпадающий с его историческим ядром. Силуэт Курска раньше создавался рядом вертикалей, вытянувшимся вдоль гребня холма и завершающимся у южного склона мощным куполом Знаменского собора. Вокруг этого сооружения группировались интересные в архитектурном и историческом отношении здания мужской гимназии, Дворянского собрания и др.
С центрального холма, обрывающегося крутыми склонами в восточном направлении, открываются изумительные по красоте знаменитые «Курские дали».
Первый регулярный план города был разработан «Комиссией по делам строений» в 1782 г. и сохранял в основном направление двух сложившихся ранее вдоль дорог на Москву и на юг главных улиц. План отличался прямоугольной сеткой кварталов. К сожалению, эта схема плохо увязывалась с природными особенностями города.
В дореволюционный период Курск не получил сколько-нибудь заметного промышленного развития и оставался сравнительно небольшим, провинциальным торговым городом. Великая Октябрьская социалистическая революция возродила его к новой жизни. Незадолго до Великой Отечественной войны начинается строительство здесь ряда крупных предприятий. В 30-е годы в городе создаются первые высшие учебные заведения. В разных его частях строятся многоэтажные жилые дома, архитектура которых характерна для периода первых пятилеток.
Разрушенные войной здания в центральной части города
Нашествие фашистских захватчиков надолго оборвало созидательную жизнь города и оставило после себя следы ужасных разрушений. Достаточно сказать, что почти все капитальные здания в Курске были либо разбиты, либо сожжены. Полностью было выведено из строя все коммунальное хозяйство города.
Курские земли не раз становились ареной ожесточенных сражений, но ни одно из них не может идти в сравнение с Курской битвой. Память о ней сохраняется в сердцах советских людей и отмечена множеством монументов, мемориальных комплексов и братских могил. Целая группа таких памятников расположена в районе железнодорожной станции Поныри, где был северный фланг Орловско-Курской дуги, и в местечке Свобода, где находился штаб центрального фронта.
После жестоких сражений Курск всегда возрождался вновь, так было и на этот раз. Не успели отгреметь залпы Великой Отечественной войны, как уже началась разработка генерального плана. В нем нашло отражение постановление о быстрейшем восстановлении пятнадцати старейших русских городов, в число которых вошел и Курск.
Железнодорожный вокзал
Первый послевоенный генеральный план города, утвержденный в 1946 г., разработал коллектив Мособлпроекта под руководством архитектора М. Хауке. Одновременно архитектором П. Стенюшиным был выполнен эскиз застройки Красной площади и улицы Ленина. Основное внимание в этих проектах уделялось восстановлению, реконструкции и застройке центра города. В южном и завокзальном районах намечалось создать лишь небольшие обособленные жилые образования. Объем многоэтажного строительства намечался незначительный и предусматривался только в виде узкой ленточки вдоль главных
В первые годы послевоенного строительства генплан 1946 г. и особенно эскиз застройки центра сыграли значительную роль в восстановлении Курска, в формировании его ансамблей. Однако возраставший объем строительства заставил вскоре приняться за корректировку генплана, а затем за его переработку. В результате этой работы, выполненной в московском институте Гипрогор под руководством архитектора А. Саруханяна. город в 1957 г. получил новый, более совершенный генеральный план. Предусматривался значительный рост промышленности и соответствующий рост населения (до 350 тыс. человек). Большое внимание уделялось формированию основных промышленных узлов города и выводу некоторых производств (вредных в санитарном отношении) из районов жилой застройки. Увеличивался процент многоэтажного строительства. Значительное внимание было уделено инженерному обеспечению города и транспортным связям.
Здание гостиницы и горисполкома на Красной площади
Третьим этапом разработки перспектив развития города явилась корректировка генплана 1957 г., проведенная в Гипрогоре под руководством архитектора М. Комарова, которая по сути вылилась в разработку нового генплана. Этот генплан, утвержденный в 1967 г., как бы вобрал в себя положительные тенденции предыдущих проектных решений, развил и дополнил их новыми, проверенными практикой. Население города было принято на перспективу в 450 тыс. человек. Планировка получила более четкое членение на укрупненные жилые районы, повысилась этажность. Особенности города в виде пойм рек, разделяющих отдельные районы, широко использованы для организации зон отдыха и спорта, что позволяет сохранить близость к природе. Более углубленно разработаны предложения по прокладке новых скоростных автомагистралей, причем при их прокладке намечено использовать неудобные земли и овраги. Большое внимание уделено развитию промышленных районов, а также инженерным вопросам.
Почти одновременно с новым генпланом под руководством архитектора В. Выборного в Гипрогоре был разработан проект детальной планировки центра. В этом проекте, выполненном на высоком профессиональном уровне, расширен район общегородского центра. Значительное внимание уделено выразительности силуэта Курска, его природным особенностям.
Таким образом, в 1967—1968 гг. Курск получил квалифицированную и всесторонне разработанную документацию, в которой отразились как перспективы роста города, так и его природные особенности.
Жилые дома в центре юго-западного района
Следует отметить, что в проектирование реконструкции и застройки города значительный вклад внесли созданный в 1964 г. на базе Облпроекта институт Курскгражданпроект, а также местные органы архитектуры.
Первый этап восстановления и развития Курска, начавшийся сразу по окончании Великой Отечественной войны, основывался на генплане 1946 г. и характерен сравнительно небольшим объемом строительства, обусловленным отсутствием строительной базы. Тем не менее именно в этот период было положено начало расширению улиц Ленина и Дзержинского, формированию архитектурных ансамблей центра города, застройке и реконструкции Красной площади.
В то время все многоэтажное строительство осуществлялось по индивидуальным проектам. На Красной площади в 1949 г. завершается сооружение монументального здания Дома Советов, начатого строительством до войны. В 1951 г. на месте разрушенных войной коробок строятся новые, выразительные по своей архитектуре здания гостиницы (архитектор П. Стенюшин) и горисполкома (архитекторы Н. Власенко, А. Иванов, М. Иванов). Решенные в классических формах, эти здания, отвечая архитектуре Дома Советов, открывают въезд с площади на улицу Ленина. Позднее, в 1954 г., застройка площади завершается строительством здания Почтамта. Перед Домом Советов в 1956 г. был воздвигнут памятник В. И. Ленину (скульптор М. Манизер, архитектор И. Рожин). Город получил законченный ансамбль центральной площади, решенный в одном ритме и масштабе. Несколько позднее этот ансамбль дополнился зданием кинотеатра «Октябрь», реконструированным из бывшего Знаменского собора (авторы реконструкции архитекторы С. Федоров, Л. Литощенко).
Жилой дом с кафе. Проект. Архитектор М. Шамрай, инженер Л. Александров
На улице Ленина строится ряд общественных и жилых зданий, среди которых выделяется административное здание, сооруженное рядом с горисполкомом. Оно как бы продолжает архитектурный строй ансамбля Красной площади. Из других общественных зданий, построенных в этот период, следует отметить Дом книги (архитектор М. Теплицкий) и здание областной совпартшколы (архитекторы Д. Гаркуша и А. Иванов). Архитектура жилых домов, построенных на улице Ленина в начале 50-х годов, отражает общее направление этого периода, однако не имеет особой перенасыщенности и достаточно хорошо вписывается в общий масштаб застройки. Строительство шло и в других районах города. Например, на улице К. Маркса при въезде в город в 1954 г. было начато строительство комплекса сельскохозяйственного института.
Значительным событием в деле формирования облика города было сооружение по проекту архитектора И. Явейна нового здания железнодорожного вокзала. Оно впечатляет монументальностью, суровой простотой, выразительностью и единством фасадов и интерьеров. В дальнейшем на привокзальной площади были построены два жилых четырехэтажных дома, которые своими лаконичными объемами перекликаются с архитектурой вокзала. Таким образом, на привокзальной площади было положено начало еще одному значительному ансамблю города.
Следующий этап застройки Курска совпадает с получением городом нового генплана 1957 г. и строительством базы крупнопанельного домостроения. Этот этап характерен переходом от сооружения зачастую разобщенных зданий к строительству крупных массивов на свободных территориях. Из них наиболее интересен Юго-Западный жилой район, спроектированный в Курскгражданпроекте (главный архитектор проекта М. Теплицкий).
Комплекс жилых домов в центральной части города. Макет. Архитектор М. Теплицкий
Планировочная структура района основывалась на создании крупных микрорайонов со свободной планировкой и ступенчатой системой культурно-бытового обслуживания. Предусматривалось членение улиц на магистрально-транспортные и жилые. На главной магистрали располагался центр района с общественными зданиями, магазинами и другими учреждениями обслуживания. Архитектура центра подчеркивалась тремя точечными 12-этажными домами с развитой группой встроенно-пристроенных помещений. Силуэт пятиэтажной застройки обогатился крупнопанельными домами.
Разработка проектов застройки отдельных микрорайонов была выполнена не сразу, а параллельно с ходом строительства, растянувшимся более чем на 10 лет. Этот кажущийся на первый взгляд недостаток дал возможность проектировщикам, не меняя общей планировочной структуры района, совершенствовать планировку каждого микрорайона в отдельности, внедряя наиболее передовые приемы застройки. В результате этого каждый район получил архитектурно-планировочное своеобразие, а жилой район в целом стал своего рода экспериментальным, отражая эволюцию архитектурных приемов в условиях массового применения ограниченного количества типовых проектов. Сейчас, когда строительство Юго-Западного жилого массива завершается, следует сказать, что центральная группа 12-этажных домов, поддержанная отдельными 9- и 12-этажными точечными домами, расположенными в других местах района, придала ему определенную архитектурную выразительность и законченность.
Почти одновременно с застройкой этого района в южной части города началось строительство другого жилого массива. Проект был разработан харьковским институтом Укргорстройпроект. Авторы умело включили в структуру кварталов существовавшие здесь зеленые насаждения. Это придает району своеобразие.
Застройка проспекта Кулакова. Архитектор М. Теплицкий
В центральной части города в середине 60-х годов началось сооружение нескольких крупных объектов. Среди них в первую очередь следует отметить здание цирка на 2000 мест, размещенное на территории, освобожденной от складов и других хозяйственных построек. В результате Курск получил новую площадь крупного масштаба, с которой раскрывается перспектива Дома офицеров (бывшее Дворянское собрание) и других интересных в архитектурном отношении зданий. Особое внимание было уделено благоустройству и озеленению прилегающей территории.
Перед зданием цирка сооружен большой фонтан, а на месте разобранного старого кинотеатра «Гигант», где в 1917 г. в городе была провозглашена Советская власть, поставлена памятная стела. За-стройка западной стороны площади завершается строительством зданий райисполкома и сельхозтехники.
На западной окраине города начато строительство Курского политехнического института. Ряд объектов этого большого комплекса уже принят в эксплуатацию. Поставленный на высокой точке западного плато 8-этажный корпус играет значительную роль в обогащении силуэта этой части города.
Из других интересных построек этого периода необходимо упомянуть мотель «Соловьиная роща», построенный в лесопарке «Солянка». Здание мотеля гармонично вписано в природу и производит приятное впечатление как своим внешним видом, так и интерьерами.
Следующий этап застройки города определялся генпланом 1967 г. и характерен переходом к массовому строительству домов в 9 и 12 этажей сначала кирпичных, а затем, после реконструкции ДСК, — крупнопанельных. Завершается комплексная реконструкция западной стороны улицы Ленина, где на месте ветхих малоэтажных строений возводится ряд точечных и протяженных девятиэтажных домов с магазинами в первых этажах. Постановкой группы точечных домов была завершена застройка и площади Перекальского.
Поликлиника на улице Чернышевского. Проект. Архитекторы И. Карпенко, В. Ижукин, инженеры Т. Полейко, В. Ванчурова
Строительство ряда домов повышенной этажности внесло в облик центра черты будущего города, новую масштабность и законченность.
Особо следует остановиться на формировании вновь создаваемой общественной площади. В настоящее время здесь в соответствии с генпланом и проектом детальной планировки центра сооружается здание драматического театра на 1050 мест и в ближайшее время будет продолжено строительство картинной галереи. Проекты этих зданий разработаны в ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений архитекторами Л. Лавровым и Е. Розановым. Здесь же строится 16-этажная гостиница.
Пространственная композиция площади основана на свободном размещении театра, галереи и гостиницы среди зелени и благоустроенных площадок отдыха, что должно способствовать наиболее интересному восприятию их архитектурных особенностей с различных точек зрения и в различных ракурсах.
Из других сооружений, построенных за последние годы в центре города и строящихся сейчас, следует отметить административное здание Курскэнерго (архитектор В. Семенихин), новый корпус Гипрониисахарпрома (архитектор М. Теплицкий), а также жилой 12-этажный дом с большим магазином. Эти здания улучшили архитектурные качества улицы К. Маркса, которая не только связывает центр города с автомагистралью Москва—Симферополь, но и будет служить подходом к строящемуся величественному монументу, посвященному победе наших войск в Орловско-Курской битве. Монумент, сооружаемый по проекту народного художника СССР Е. Вучетича и народного архитектора СССР И. Ловейко, будет главенствовать в силуэте этой части Курска и после осуществления благоустройства прилегающих территорий преобразит въезд в город со стороны Москвы.
Центральный рынок. Проект. Архитектор В. Семенихин
Новые качества планировочных решений в жилищном строительстве можно видеть в строящемся жилом массиве «Ламоново», расположенном в южном районе города. Наиболее ответственный участок этого массива, выходящий в сторону р. Сейм и лесопарка, хорошо просматриваемый при въезде в этот район из центра города, акцентируется 14- и 16-этажными точечными домами.
В ближайшие годы, в связи с завершением строительства юго-западного жилого района и района «Ламоново», предстоит освоить новый северо-западный район
Курска, в котором предполагается расселить около 50 тыс. человек. Проектируется этот район в институте Курскгражданпроект (главный архитектор проекта В. Семенихин). В первом варианте планировки, выполненном в 1971 г., предусматривалось создать четыре крупных микрорайона, которые должны были застраиваться 5- и частично 9-этажными домами. В окончательном же варианте 1978 г. застраивать предполагается в основном 9-этажными крупнопанельными жилыми домами с отдельными 16-этажными точечными акцентами. Авторы проекта в целях создания больших удобств для населения отказались от применения встроенно-пристроенных магазинов, заменив их более развитыми отдельно стоящими учреждениями торговли в центре района и универсамами, расположенными на пути следования от транспортных магистралей к жилым комплексам.
Юго-западный жилой район. Макет
Кроме большого строительства жилых, общественных зданий и учреждений обслуживания в Курске осуществляются также большое строительство и реконструкция транспортных магистралей. Заново сооружается общегородская магистраль, связывающая центр города с крупнейшим южным промышленным районом — проспектом Кулакова. Уже построена развязка в двух уровнях на развилке этой магистрали и дороги, ведущей в юго-западный район. Построены новый мост через реку Сейм и несколько подземных переходов. Однако впереди предстоят еще более крупные работы по организации удобной транспортной связи центра города с Завокзальным районом и по реконструкции других магистралей.
Древний город Курск строится, реконструируется, изменяется на наших глазах. Осуществляются большие архитектурные замыслы. Многие новые положительные черты в застройке города говорят об успешной работе коллективов проектных институтов и архитектурной общественности. Однако в этом большом и сложном деле есть еще много неотложных проблем, связанных с совершенствованием архитектурно-планировочных решений, повышением качества строительства и благоустройства.
Нельзя умолчать о том, что ограниченное число типовых проектов, по которым строились дома в предшествующие годы, уже наложило отпечаток однообразия на некоторые участки улиц и районов города. Такая опасность возникает и сейчас, когда строители переходят на возведение в городе в основном 9-этажных крупнопанельных домов. Курский домостроительный комбинат осваивает крайне ограниченный набор блок-секций, а освоение блок-секций 14- и 16-этажных домов откладывается на неопределенное время. Не удовлетворяет нас и отделка фасадов крупнопанельных зданий. Большие претензии можно также предъявить строителям в части качества работ по благоустройству и малым архитектурным формам.
Северно-западный жилой район. Макет
В преодолении недостатков застройки города и повышении ее эстетического качества велика роль Курской организации Союза архитекторов. В планах и в повседневной деятельности большое внимание уделяет она практике строительства и проектирования. С этой целью проводятся встречи со строителями на стройплощадках. Организуются выездные заседания правления на домостроительном комбинате.
Все наиболее значительные проекты по застройке города обсуждаются на расширенных собраниях членов Союза с широким участием работников проектных организаций и общественности города. Разработаны и осуществляются мероприятия, направленные на усиление своеобразия в отделке фасадов как крупнопанельных, так и кирпичных жилых домов, на улучшение элементов малых архитектурных форм.
Большую роль в совершенствовании облика города должно сыграть содружество архитекторов и художников при сооружении монументов, памятных стел и интерьеров общественных зданий. Ряд таких работ, выполненных архитекторами совместно со скульпторами и художниками, говорят сами за себя. Среди них в первую очередь следует отметить памятники саперам и артиллеристам на северном фланге Орловско-Курской дуги, героям-летчикам в районе курского аэропорта, жертвам фашизма в сожженной деревне Большой дуб, а также монумент героям гражданской войны в Курске.
В заключение следует сказать, что практика строительства и опыт проектирования, накопленный курскими архитекторами, помощь ведущих проектных организаций страны и центрального правления Союза архитекторов СССР дают основание надеяться, что застройка Курска будет неуклонно совершенствоваться, а своеобразие этого древнего города.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: