Колхозные клубы и дома культуры

Квалифицированная помощь архитектуры приходила в колхозы тогда, когда многое уже было сооружено своими силами. В некоторых колхозах отсутствовал генплан, в силу чего был допущен ряд планировочных и строительных ошибок. Программа на преодоление различий между городом и деревней, заключающаяся в удовлетворении культурных потребностей колхоза, нуждалась в оригинальных и функциональных проектах, призванных сократить разрыв и разнообразить архитектурную палитру.

Последние проекты колхозных домов культуры выгодно отличаются от работ, представленных на всесоюзный конкурс Академии архитектуры. Установлено четыре типа колхозных общественных зданий, подлежащих дальнейшей проектной разработке и практическому осуществлению; красный уголок на 100 человек, клубы на 200 и 300 человек и дома культуры на 500 человек,

Во многих из представленных проектов учтены географические условия различных районов СССР и национально-бытовые особенности населяющих их народов.

Среди группы проектов, выдержанных в формах деревянной рубленой архитектуры и предназначенных для колхозов севера (арх. Колли, Людвиг, Левинсон и Фомин), нам кажется интереснее других по замыслу работа Г. М. Людвига (дом культуры с залом на 500 мест). В этом проекте использованы мотивы деревянного народного творчества севера. Центральный многогранный объем с хорошо прорисованным силуэтом, с лоджиями, дающими сильные светотеневые удары по каждой грани, с многофронтонной узорчатой кровлей и острым завершением шпиля, дает необычный, ко все же реалистический образ колхозного общественного сооружения. 

Проект колхозного дома культуры на 500 человек для северных районов СССР. Фасад. Архитектор Г. М. Людвиг

План второго этажа. 1 - парикмахерская; 2 - клубная комната; 3 - кубовая; 4 - кладовая; 5 - артистическая; 6 - склад декораций; 7 - радио узел

Симметрично поставленные боковые «клети» с арочными проходами, подчеркивающие основной объем, увенчанный наружными открытыми лесенками, придают всей композиции характер устойчивости и серьезности, уместной в архитектуре общественного здания.

Хотя в решениях поэтажных планов имеются в этом проекте некоторые места, требующие еще серьезной композиционной проработки (темный холл первого этажа, объединяющий клубные комнаты, недостаточно удобные кулуары зрительного зала, разорванность клубной части на две несвязанных половины, как следствие принятой композиционной схемы и т. д.), в этом проекте имеется достаточно положительных и архитектурно-интересных особенностей, дающих основание применить его в практическом строительстве колхозов севера.

В работах Н. Я. Колли (красный уголок на 100 человек и клуб на 200 человек) кажется странным полное совпадение архитектурного приема (планов, фасадов и объемов) при решении большого и малого зданий. 

Проект красного уголка на 100 человек для северных районов СССР. Макет и план. Архитектор Н. Я. Колли. 

1 - эстрада; 2 - зал; 3 - фойе; 4 - библиотека-читальня; 5 - вестибюль; 6 - клубные комнаты 

Вряд ли нужно разъяснять, что каждому масштабу здания должны быть присущи свои композиционные особенности и свои условия воздействия, Пропорции фасада и слаженность объемов, приемлемые для клуба на 200 человек, при механическом уменьшении в два раза для красного уголка на 100 человек, уже теряют свой художественный архитектурный смысл. Поэтому нам кажется совершенно неверной общая тенденция арх. Колли решать сложные архитектурные задачи малого здания путем механического уменьшения родствен-ноге ему большого здания. Однако, сама схема, принятая Н. Я. Колли для обоих проектов, имеет бесспорные достоинства. Отметим ясное развертывание в пространстве главных и второстепенных объемов, хорошо акцентированный вход, логичное, достаточно удобное размещение вспомогательных помещений и т. д. 

Проект колхозного клуба на 200 человек для северных районов СССР. Перспектива и план. Архитектор Н. Я. Колли

В решениях декоративных деталей деревянной рубленой архитектуры Колли также идет по пути, подсказанному народным архитектурным творчествам севера. Эти детали у него всегда конструктивны и выполняют определенную рабочую нагрузку, но они местами решены довольно грубо (консоли главного портика и балкона второго этажа, сама форма балкона, не свойственная деревянной архитектуре, и пр.). Кроме того, сам образ, сама художественная идея общественного здания в колхозах в этих двух работах Колли слишком буднична и привычна. Этот образ не заставляет думать о необычном селении. Для северных районов СССР, привыкших к затейливой и нарядной архитектуре дерева, особенно важно в новых общественных сооружениях подчеркнуть их выразительный силуэт и новый художественный смысл, что мало отражено в работах Колли.

В проектах арх. Левинсона и Фомина (клубы на 200 и 300 человек) интересно и умело разрешены лаконичные планы. Ясный вход, приятно пропорциональные вестибюли с логично поставленными лестницами, удобное размещение читального зала, хорошее размещение комплекса клубных комнат на втором этаже, привлекательное двухсветное фойе с галереей, зрительный зал с четкой загрузкой и выгрузкой, В решениях объемов и композиции фасадов обоих проектов заметна попытка подчеркнуть значение общественного здания. Но эта попытка авторам удалась не полностью. 

Проект колхозного клуба на 300 человек для северных районов СССР. Макет. Архитектор Е. А. Левинсон, И. И. Фомин

План первого этажа 1 - кинокомната; 2 - кубовая; 3 – склады декораций; 4 - артистическая; 5 - буфет; 6 - фойе; 7 - книгохранилище; 8 - библиотека; 9 - вестибюль; 10 - правление; 11 - парикмахерская; 12 - агрокабинет 

В большом клубе две вертикали лестничных клеток, симметрично поднятые над зданием и используемые под верхние террасы, как-то уж очень примитивны по объему и рисунку. Вместо того, чтобы служить эффектным дополнением фасадов и их пространственными ориентирами типа маяков, они заставляют думать о какой-то иной служебной роли этих башен, по необходимости лишенных «декораций».

Неудачны также грубые портики главного фасада, невыразительна решение всех других фасадов.

Интереснее по объему и фасадам решение меньшего клуба, в котором сосредоточено больше силы и выразительной простоты. Он контрастнее по массам {господствует трехэтажный сильный объем при общем одноэтажном решении). Композиционно хорошо в масштабе найдены боковые портики. Очень уместно силуэтное решение проекта.

Для средней полосы СССР проекты представлены Д. Ф. Фридманом (клуб на 200 и 300 человек), А. Г. Мордвиновым (клуб на 200 человек) и Я. А. Корнфельдом (красный уголок на 100 человек и клуб на 300 человек). Из этих работ интереснее других по общей композиции клуб на 300 человек арх. Фридмана. План в нем развертывается, вопреки обычаю, по поперечной оси, что, хотя и не создает впечатления привычных продольных перспектив, тем не менее, дает много простора и широты в решении внутренних пространств. Хороший вестибюль с удобно расположенным обтекаемым гардеробом переходит в удлиненное прямоугольное фойе четкой формы, непосредственно примыкающее к зрительному залу. Широкий фронт загрузки и выгрузки зала при общих архитектурных достоинствах проекта делает его особенна привлекательным. Удобно и изолированно расположен весь комплекс клубных комнат на втором этаже. С внешней стороны принятый прием решений плана тоже имеет ряд достоинств. К ним относятся: четкий фасад хороших пропорций с живым ритмом входной арки, пилонов и квадратных окон второго этажа, монументальные башенки лестничных клеток и венчающие их колоннады. 

Проект колхозного клуба на 300 человек для средней полосы СССР. Макет. Архитектор Д. Ф. Фридман

План первого этажа. 1 – зрительный зал; 2 - кладовая; 3 – артистическая; 4 - ложа; 5 - кладовая; 6 - буфет; 7 - фойе; 8 - гардероб; 9 - вестибюль; 10 - парикмахерская; 11 - правление 

Общее впечатление от здания — достаточно величественное, но приближающееся скорее к административному, чем к клубному и театрально-зрелищному зданию. В общую художественную обработку этого проекта следовало бы ввести, быть может, некоторый декоративный элемент, придающий больше интимности и уюта зданию.

Слабее сделан этим же автором меньший клуб на 200 человек, лишенный той органичности, которую мы отмечали в первом проекте. В связи с этим и внутренняя планировка менее собрана (вестибюль, клубные комнаты).

Недостатки плана и всей схемы сказались на объемной композиции — она примитивна, скучна, невыразительна для клубного здания. Особенно неудачно решение боковых и задних фасадов, которые при свободной постановке здания на участке или на площади имеют не меньшее значение, чем главный фасад, в данном случае подсказанный многими решениями «типовых» клубных зданий 1927–1929 гг.

Работа А. Г. Мордвинова по приему родственна проекту большого клуба, предложенному Фридманом, и сохранила те же положительные стороны, какие мы отмечали выше. Здесь то же развертывание плана по поперечной оси при общей симметрии композиции, но детали решения недостаточно органично связаны с основным приемом. Так, вход смещен с главной оси в один из двух одинаковых боковых выступов, что архитектурно нелогично. Размещение гардероба в небольшом вестибюле неудачно и по «технологии» процесса, и по пространственному ощущению. 

Проект колхозного клуба на 200 человек для средней полосы СССР. Макет. Архитектор А. Г. Мордвинов

План первого и второго этажей. 1 - фотокомната; 2 - клубная комната; 3 - библиотека читальня; 4 - агролаборатория; 5 - радиоузел; 6 - зрительный зал; 7 - артистическая комната; 8 - сцена; 9 - кладовая; 10 - кубовая; 11 - буфет; 12 - фойе; 13 - парикмахерская; 14 - вестибюль; 15 - гардероб

В фасадных решениях и силуэте чувствуется известная репрезентативность, присущая монументальному и фронтально развернутому зданию, но общий характер архитектуры, как и в проектах Фридмана, чрезмерно «официален».

Этими же дефектами страдает работа Я. А. Корнфельда. Чрезмерно «трезвый» и будничный характер его проектов не может быть отнесен н их художественным достоинствам.

Несколько проектов для национальных районов Кавказа и Средней Азии сделаны архитектором Ростковским под руководством акад. Щусева и арх. Урбан. Сложность задачи, стоявшей перед архитекторами, создававшими проекты для этих областей Советского Союза, заключалась в необходимости глубоко изучать и как- то осмысленно переработать национальный фольклор в архитектурных формах, в объемах и деталях зданий. 

Проект колхозного клуба на 300 человек для Средней Азии и Кавказа. Перспектива. Архитектор А. Ростковский 

План первого этажа. 1 - зрительным зал; 2 - эстрада; 3 - сценический инвентарь; 4 - артистические; 5 - терраса; 6 - фойе; 7 - буфет; 8 - агролаборатория; 9 - правление; 10 - холл; 11 - библиотека; 12 - клубные комнаты; 13 - парикмахерская; 14 - кубовая; 15 - читальни; 16 - чайхана

Поэтому трудно согласиться с проектами, предназначенными одновременно и для Кавказа, и для Средней Азии. Различия и в быте, и в народной архитектуре, и в географических условиях здесь настолько велики, что предлагать одни и те же решения было бы совершенно неверно. Еще более ошибочно, конечно, совершенно игнорировать многовековое и многокрасочное народное творчество при проектировании общественных сооружений для этих районов. Это коренная ошибка проекта Дома культуры на 500 человек «для Средней Азии и Кавказа» арх. Ростковского. Ни в планах, ни в фасадах, ни в генеральном плане этого комплекса нет какого бы то ни было отражения «Кавказа и Средней Азии», для которых он предназначен. 

Проект колхозного дома культуры на 500 человек для Средней Азии и Кавказа. Макет. Архитектор А. Ростоковский

План первого этажа. 1 - склад декораций; 2 - артистические; 3 - терраса; 4 - фойе; 5 - дежурный; 6 – фотокомната; 7 - агролаборатория; 8 - клубные комнаты; 9 - кладовая; 10 - буфет; 11 - кубовая; 12 - правление; 13 - парикмахерская

Значительно приемлемее сделаны первый и второй варианты клуба на 200 человек того же архитектора. Здесь в четкую пространственную композицию включен нарядный внутренний дворик, характерный для быта востока и юга. Однако, во втором варианте крайне неудачно сделаны большие полукруглые террасы, выступающие с обеих сторон здания и сбивающие масштаб и ясную объемную схему проекта.

В двух вариантах клуба на 300 человек «для Кавказа и Средней Азии» того же автора в объемах, фасадах и деталях решения тоже звучат отчетливые мотивы национального искусства. Но в первом варианте плохо решен план – и по общей дезорганизованной конфигурации, и по внутренней бессистемной планировке. Второй вариант много интереснее и лучше, — здесь налицо более четкая система внутренних и наружных пространств, объемов и двориков. И в отношении фасадов второй вариант ближе к нашим представлениям об архитектуре Средней Азии.

Проекты арх. Урбана (красный уголок и клуб на 200 человек) правильно ориентированы только на одну географическую область Союза — Северный Кавказ. В его работах есть необходимая для данного типа простота и лаконизм приемов. Но при правильных тенденциях решения в проектах Урбана имеются чрезвычайно существенные недостатки. 

Проект колхозного клуба на 200 человек для Северного Кавказа. Перспектива и план. Архитектор А. Урбан

План первого этажа. 1 - радиокомната; 2 - буфет; 3 - дежурка; 4 - парикмахерская; 5 - фойе; 6 - вестибюль; 7 - кубовая; 8 - кружковая комната; 9 - лаборатория

Красный уголок, построенный, казалось бы, на строгой осевой основе, имеет совершенна нелепо поставленный вход где-то в крайнем боковом углу здания, что делает бессмысленной всю осевую композицию и, в связи с этим, всю внутреннюю планировку. Объемное решение здесь также ложно, так как акцентирует лицевой фасад с «входным» портиком, фактически не являющимся входом. Конечно, правильнее было бы решить здание в свободной асимметричной композиции, хорошо вписывающейся в горный ландшафт.

Как видно на снимке с макета и на перспективе, асимметричные фрагменты, взятые се стороны действительного, а не ложного входа, интереснее по объему и контрастнее по игре масс, чем те же объемы со стороны ложной оси композиции. Правильнее и логичнее арх. Урбаном проведена осевая композиция е клубе на 200 человек. Этот прием плана, обычный для клубного проектирования, здесь решен с достаточным вкусом и пространственной логикой. Развитие композиции идет от широкой входной лестницы через прозрачный, окружённый легкой галереей дворик к ступенчатому массиву здания.

Сама по себе фасадная трактовка здания, лишенная лажной декоративности и построенная на чистых массах, достаточно привлекательна. Правильно взята также вертикаль мемориальной колоннады с венчающей ее скульптурой, поставленной у лестницы главного входа. 

Проект колхозного клуба на 300 человек для средней полосы и Поволжья. Макет. Архитектор Я. А. Корнфельд

План первого этажа. 1 - зрительный зал; 2 - кладовая; 3 - радиоузел; 4 - артистическая; 5 - эстрада; 6 - буфет; 7 - фойе; 8 - кубовая; 9 - дежурный; 10 - клубная комната; 11 - запасный гардероб; 12 - вестибюль; 13 - гардероб; 14 - парикмахерская; 15 - фотолаборатория

Заключительный этап предварительной работы по проектированию колхозных клубов (экспериментальная работа в Академии архитектуры, всесоюзный конкурс, заказные работы), этап, который мы здесь рассмотрели, конечно, уже ближе к тем реальным условиям строительства общественных зданий в деревнях различных областей Союза, чем предыдущий этап проектирования. Но нельзя сказать, как видно из обзора, что проектные задачи в этой области уже в достаточной степени разрешены.

Необходима дальнейшая углубленная архитектурная работа над этой задачей, которая потребует еще многих вариантов решений в связи с конкретными условиями планировки и строительства отдельных колхозов и районных сельскохозяйственных центров.

Созданное при Наркомпросе управление строительства колхозных клубов и домов культуры должно эти проекты заново пересмотреть в свете реальных условий строительства и подвести архитекторов уже к стадии технического рабочего проектирования. 

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: