Как сделать звуковой ландшафт стройным и красивым?

«Звуковое воспитание: 100 упражнений на слушание и производство звуков» — это пособие для преподавателей музыкальных и звуковых курсов, разработанный основоположником школы исследований и планирования звуковых ландшафтов Раймондом Шейфером[1]. Сам по себе проект Шейфера адресован широкому кругу лиц — в конечном счете, потребителем и производителем звуков в городе являются не только архитекторы и управленцы, но и представители бизнеса, покупатели, водители, пассажиры транспорта и все остальные жители и посетители города. Потому пособие может (и должно) использоваться  не только преподавателями специальных учебных учреждений, но и всеми заинтересованными в улучшении городов людьми. 

Подборка из 100 упражнений является авторской, то есть не конечной и не исчерпывающей — наоборот, это некоторый образец, лишь приоткрывающий краешек плотного занавеса, за которым скрыт от современного человека мир звуков. Последовательность выстроена по принципу от абстрактного к конкретному: сначала приведены упражнения на развитие слуховой компетенции вообще, затем постепенно происходит переход к более специфическим сюжетам; в завершение приведены несколько упражнений на изучение и планирование звукового ландшафта городских территорий. Именно эти упражнения, а точнее их перевод на русский язык, TATLIN впервые публикует ниже. На первый взгляд они могут показаться наивными и простыми, но эта видимая простота — одна из иллюзий, затмевающих нашу чувствительность по отношению к звучанию современных городов. Это один из камней преткновения на пути к грамотной и комфортной аудиальной среде. 

«Я думаю, что улучшить звуковой ландшафт во всем мире довольно просто. Нам нужно научиться слушать. Все говорит о том, что мы позабыли этот навык. Мы должны сделать наши уши чувствительными к полному чудес окружающему миру звуков. После того, как мы разовьем критическое чутье, можно переходить к крупным проектам, способным воздействовать на окружающих. Конечная цель должна состоять в принятии осмысленных решений по планированию, изменяющему звуковой ландшафт вокруг нас». (Р.М. «Звуковое воспитание: 100 упражнений на слушание и производство звуков»[1])

92

Рассмотрим изменения звукового ландшафта в рамках района. Начнем с парка. Позвольте группе ваших учеников выбрать любой парк, куда они отправятся и где проделают следующие упражнения. Сходите туда несколько раз в разное время суток, чтобы познакомиться с ним достаточно близко. Вот что нужно обсудить относительно этого парка: какими особыми аудиально привлекательными чертами обладает этот парк? Какие черты парка, наоборот, неприятны для уха?

93

Крупный парк должен предоставлять вариативность звуковых сред. В некоторых местах могут преобладать объекты рекреационного назначения (детские площадки, поля для игровых видов спорта); в других местах можно насладиться расслабляющими и сближающими с природой тихими рощами (с тропинками, лавочками, деревьями, водоемами). Представлено ли все это разнообразие в вашем парке? Если не в полной мере, попробуйте подумать: как можно расширить спектр акустических ситуаций (не изменяя размер и форму парка)? При выполнении этого упражнения поощряются как записи, так и зарисовки. 

94

Разные специалисты создавали и размещали в парках звуковые скульптуры, некоторые я создавал сам. Если есть возможность сделать что-то подобное, группа может поработать над такой скульптурой и принести ее в дар парку. Эта скульптура может резонировать со звуками природы (завывания ветра, плеск воды) или издавать звуки, когда прохожие играют на ней, быть своего рода музыкальной игрой. Даже если подобная скульптура не будет реализована, попробуйте придумать что-то, что могло бы украсить парк. Некоторые идеи вы сможете почерпнуть из главы «Звучащий сад» в моей книге «Настраивая вселенную»[2]

95

А теперь спустите свое воображение с тормозов и нарисуйте план идеального парка, обозначив все располагающиеся в нем акустические аттракционы: звуковые скульптуры, музыкальные игры, водяные мельницы и фонтаны, оркестровые платформы, пруды и деревья, привлекающие птиц, туристические тропки, различные пешеходные поверхности, заглушающие или выявляющие шаги, и, возможно, в центре, Храм тишины, в котором можно было бы передохнуть и погрузиться в свои размышления.

Группа The World Soundscape Project в университете Саймона Фрейзера (Канада), 1973. Слева направо: Р.М. Шейфер, Брюс Девис, Питер Хьюс, Барри Труа, Говард Брумфилд 

Представьте, что по обеим сторонам от парка располагаются автомобильные дороги. Как вы справитесь с шумовым загрязнением? Деревья в этом отношении менее эффективны, чем высокие ограждения или земляные насыпи.

96

А теперь рассмотрим улицу, на которой вы живете. Если бы вы были архитектором, которому предоставили полную свободу перепланировать ее, какие изменения вы внесли бы, чтобы улучшить ее звуковой ландшафт? Например, если вы решите убрать весь трафик, какими звуками вы бы заменили автомобильные шумы, а какие звуки, по вашему мнению, возникли бы сами собой?

97

Представьте, что вы можете запретить некоторые звуки в определенное время дня или день недели: автомобили, газонокосилки, радиоприемники и звукоусилители, вечеринки, фестивали и т.д. Составьте временную диаграмму со своими предложениями, с которыми, по вашему мнению, было бы согласно большинство ваших соседей.

98

Теперь наша задача — вовлечь как можно больше людей в работу над звуковым ландшафтом района. На это направлены последние три упражнения. Они потребуют глубокой работы в небольших группах дизайнеров звуковых ландшафтов и могут практиковаться в формате публичных мероприятий, открытых для всех желающих.

Брюс Девис и Питер Хьюс в университете Саймона Фрейзера во время записи, 1972

Первое упражнение я назову «Поиск звучащих сокровищ». Оно состоит из ряда заданий, описывающих определенные звуки, имеющиеся в районе, и пустой карты, на которую нужно наносить расположение этих звуков. Первый, кто обнаружит все перечисленные звуки и верно нанесет их расположение на карту, становится победителем. Какие-то звуки будет легко локализовать, а какие-то сложно. Разумеется, все звуки, перечисленные в списке, должны воспроизводиться регулярно или, по крайней мере, звучать во время игры. Это существенно сокращает спектр возможных звуков, но старательные дизайнеры звуковых ландшафтов должны быть способны придумать множество звуков, к тому же, список может включать в себя звуки, которые сами игроки производят в поисках описанного звука, то есть, звуки обычно молчащих и статичных объектов. 

99

Следующее упражнение можно назвать «Прогулкой по звучащим сокровищам». К нему стоит подойти с большей требовательностью. Задача состоит в том, чтобы провести участников по определенной территории города, используя в качестве ориентиров только звуки. Для упражнения также понадобится пустая карта, участники должны корректно отобразить на карте маршрут. Первый, кто вернется в исходную точку, становится победителем.

Говард Брумфилд в университете Саймона Фрейзера, 1972

Эта прогулка требует серьезной предварительной подготовки. Нет смысла просить слушающих искать звучащий водосток, поскольку все водостоки в городе звучат примерно одинаково. Организаторы должны знать звуковой ландшафт определенной территории очень хорошо, и желаемый маршрут должен пройти предварительный тест, чтобы исключить возможную двусмысленность заданий.

100

Последнее упражнение я назову «Звукомобилем», поскольку оно касается звуков движения. Как и другие упражнения, оно требует предварительной подготовки. Идея состоит в том, чтобы в рамках определенной территории, состоящей из нескольких кварталов, наряду с привычным гомоном улицы можно было слышать особые звуки, производимые волонтерами. Звуки не должны быть слишком специфичными — не настолько, чтобы выбиваться из общего контекста, и должны производиться волонтерами, передвигающимися по улицам выбранной территории. Наилучший вариант для проведения такого упражнения — деловая улица с магазинами в дневное время. Вначале участникам выдается список звуков, к которым они должны прислушиваться, им сообщаются границы территории, на которой эти звуки нужно найти. Услышав один из указанных звуков, они подходят к производящему этот звук человеку и получают от него карточку. Первый, кто вернется в исходную точку с полным набором карточек, становится победителем.

Подобные упражнения (как эти, так и многие другие, которые можно разработать на их основе) направлены на развитие осознанности по отношению ко всем звукам окружающей нас среды. Это не просто детские игры, подобные упражнения я проделывал с людьми разных возрастов.

Я всегда настаивал на том, что дизайн звукового ландшафта должен начинаться как внутренний процесс, должна возникнуть потребность в нем у чувствительных к нему горожан. Только так он сможет стать по-настоящему эффективным. Это образовательный процесс, к которому приступают индивидуально или в небольших группах, постепенно расширяя круг участников, словно расходящиеся круги на воде, до тех пор, пока в это движение не будут вовлечены все жители всех городов и, наконец, органы власти по всему миру. Тогда и только тогда мы сможем говорить о становлении звуковых ландшафтов стройными, красивыми и уникальными.


__________________________________________________________________________________

[1] R. Murray Schafer, A Sound Education. 100 Exercises in Listening and Sound-Making. Arcana Editors, 1992.

Раймонд Мюррей Шейфер (1933 г.р.) — канадский композитор, специалист в сфере музыкального образования, основатель одного из первых и наиболее известных исследовательских проектов в сфере звуковых ландшафтов The World Soundscape Project (с конца 60-х годов XX века до настоящего времени), автор ставшей классической книги The Tuning of the World (1977). Шейфера часто указывают в списке основоположников sound studies как исследовательского направления, а его методические разработки (включая учебник, фрагмент которого публикуется здесь) легли в основу множества исследовательских инициатив. 

[2] R. Murray Schafer, Tuning of the World. Knopf, 1977.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: