Искусство глины и огня

Издревле керамику используют в качестве украшения: еще в Древнем Египте ей облицовывали усыпальницы фараонов. Проходя сквозь века, это искусство декора усложнялось и требовало все большего мастерства от художника, создававшего разного рода изразцы, барельефы и панно. Сегодня керамика является неотъемлемой частью городского ландшафта как снаружи, так и внутри зданий, а созданные много веков назад мозаики считаются достоянием мировой культуры.  TATLIN приводит статью из книги «Керамика в архитектуре», посвященную истории бытования этого явления. 

Во многих выдающихся музейных собраниях мира имеются декоративные керамические изделия, поражающие совершенством формы и богатством росписи. Это вазы и светильники, барельефы и скульптура, изразцы и мозаика, выполненные мастерами древности. Некоторые  из них были специально предназначены для применения в строительстве. Наиболее ранние свидетельства о применении декоративных плит из керамики, покрытых глазурями или эмалями, в отделке зданий мы находим в Древнем Египте. Так «ложная» дверь в подземной камере ступенчатой пирамиды в Саккаре была облицована плитами с рельефными иероглифами и пучками папируса, покрытыми сине-зеленой глазурью. Затем около 2500 лет до н. э. появляется  на плитах глазурь темно-синего цвета, близкого к индиго. И еще много веков глазурь этих двух цветов украшает древнеегипетскую керамику. Пока уже в Новом царстве (1580–726 гг. до н. э. не появилась многоцветная инкрустация из мелких керамических элементов, вставляемых в сырцовые стены. Тогда же в одном из залов дворца царя Аменофиса V (в районе Тель-эль-Амарны) деревянные колонны были облицованы глазурованными керамическими кольцами с гирляндами разнообразных цветов и бутонов лотоса, а стены — плитами, в которые были на растворе вмурованы отдельно отформованные, обожженные и отглазурованные цветы.

В Древнем Египте зодчие редко прибегали к декоративной фасадной керамике. Архитектуру же Вавилона и Ассирии нельзя представить без разнообразных изразцов, на ярко-синем фоне которых выделялись белые, желтые, оранжевые, зеленые и черные орнаментальные узоры и рисунки. В каждой стране декор был своеобразен, меняясь в различные эпохи, но общими были высокое мастерство композиции, великолепная проработка рельефа, яркие и чистые тона красок и глазурей.

О замечательной итальянской майолике уже упоминалось в первой главе. Процветала декоративная керамика и на Руси. Знакомство киевских князей с монументальными памятниками Византии побудило их начать и у себя такое же гончарное производство. Но развивалось оно на национальных традициях Древней Руси. Известный знаток русских изразцов С. А. Маслих считает, что «истоки русского изразцового искусства» следует искать в древнем Киеве X–XI вв., старой Рязани и Владимире XII . В русском архитектурном декоре отразились вкусы мастеров из народа, которым мы обязаны особой праздничностью и нарядностью древних храмов, трапезных палат, княжеских и боярских теремов. Керамические изделия и через сотни лег после их создания, даже найденные в толще земли при археологических раскопках, сохраняют свои первозданные свойства. И это относится как к самой обожженной глине, так и к украшавшей ее цветной поливе. Не подвластен времени и изразцовый декор. 

Фото-альбом: 1


Возникшие на Руси терракотовые рельефные изразцы были удачной творческой переработкой традиционной белокаменной резьбы. Вначале изразцы представляли собой квадратные пластины размером около 200×200×10–15 мм (затем 140×140 мм), окаймленные с лицевой стороны рельефными рамками (широкорамочные изразцы), выступающими примерно на 5–10 мм, а высота рельефа узора колебалась в пределах 3–7 мм. В XVII в. производство красных и муравленых изразцов процветало в Москве н Ярославле, Владимире и Туле, Рязани и Смоленске, Балахне и Соликамске, Великом Устюге и Тотьме. Но свои отличительные особенности имеют лишь рисунки терракотовых изразцов и цветовая гамма рельефных многоцветных изразцов ярославских и владимирских мастеров второй половины XVII в.

Производство рельефных многоцветных изразцов было организовано в 1653 г. на Валдае приглашенными туда белорусскими мастерами. Они начали выделывать печные изразцы (кафли) прямоугольной формы, до этого не применявшейся на Руси. Белорусы знали секрет изготовления глухих оловянных эмалей четырех цветов (белого, желтого, бирюзово-зеленого и синего) и полупрозрачной коричневой поливы, которая на красном черепке изразца давала различные оттенки. Эти многоцветные изразцы, называемые ценинными или фряжскими, отвечали настроениям того времени, прекрасно сочетаясь с пышным декором зданий («узорочьем»).

От облицовочных плиток изразцы отличаются наличием на обратной стороне коробчатой «румпы» для крепления их в кладке. Каждый изразец устанавливался на отведенное ему место в кладке, которая доводилась до верхнего его края, после чего румпы изразцов и промежутки между ними заполнялись раствором. При затвердении раствора изразцы прочно скреплялись с кладкой, причем отдельные кирпичи обязательно входили в изразцы. В дальнейшем для более надежного крепления стали помещать в кладку железные полосы с загнутыми раздвоенными концами (длиной 60–30 см, шириной 20 и толщиной 3 мм), которые прижимали изразцы к стене. При большом выносе изразцов в антаблементе их крепили с помощью железного стержня, скрытого внутри румпы.

Но в начале XVIII в. изразцовый декор фасадов зданий постепенно выходит из моды. Изразцы используются только в интерьерах облицовки печей. В Петровскую эпоху изменился декор: рельефы постепенно уменьшаются, а роспись усложняется и в некоторых изделиях захватывает всю поверхность изделия. Впоследствии Петр I, познакомившись в Голландии с дельфтской расписной керамикой, организует в новой столище производство печных изразцов с синей росписью. Однако русские мастера, обученные в Голландии и в совершенстве овладевшие иноземной техникой, создают собственный стиль: тонкий дельфтский рисунок уступает в их творчестве более свободной и живописной росписи.

Печные изразцы при установке подгонялись друг к другу (позднее притачивались на точильном круге). Горизонтальные, а иногда вертикальные швы между изразцами закладывались перемычками в виде полукруглого рельефного валика. Перемычки, вставленные в швы, обогащали плоское зеркало печи, придавая ему пластичный, барельефный характер.

В настоящее время декоративная керамика широко применяется в архитектуре — это и настенные панно, и декоративные вставки, и рельефы, и объемные композиции, и решетки, и элементы малых форм, и изделия утилитарного назначения. Но в этом разделе нас будут интересовать виды и изделия монументально-декоративной керамики, выполненные для конкретной архитектурной композиции. Небольшая декоративная ваза, созданная для определенного сооружения и тематически связанная с ним, к тому же установленная на отведенном ей месте в законченном ансамбле, относится к монументально-декоративному искусству, тогда как огромное панно или скульптура из керамики, созданные для выставки, являются произведениями станкового искусства и здесь не рассматриваются. В последние годы отношение архитекторов к декоративной керамике изменилось. Все чаще на стенах домов стали появляться керамические мозаики, росписи до облицовочных плиток и терракотовые рельефы. В интерьерах и парках нередко можно встретить керамические вазы и декоративную скульптуру.

Фото-альбом: 3


Этому способствует богатейшая палитра художественных средств, позволяющая в керамике реализовать самые сложные творческие замыслы, причем известные виды живописной техники получают в керамике свою специфическую образность, не утрачивая с годами и даже столетиями своей первоначальной красоты и свежести. Майолика, терракота, шамот являются наиболее распространенными видами современной керамики, используемыми художниками, дизайнерами и архитекторами для оформления интерьеров. Декорирование керамики имеет свои особенности, которые зависят от состава глин, способа формования, режима сушки и обжига, а главное — от приемов росписи и глазурования (покрытием из аэрографа, поливом, заполнением углубленного рельефа, росписью кистью, из рожка, сграффито и т. п.).

Красота терракотовых изделий, например, создается за счет пластики формы и натурального цвета обожженной глины. На протяжении многих поколений этот простой, но очень выразительный прием не пользовался народными мастерами, его и сейчас с успехом применяют для создания рельефов, панно, декоративной скульптуры.

Изделия из шамота, который изготовляется добавлением в глиняную массу молотой керамики или обожженной огнеупорной глины, отличаются своеобразной зернистой фактурой. Современные художники широко используют шамот для создания декоративных ваз, крупномасштабных барельефов или скульптурных композиций. Шамот легко обрабатывается, не трескается и не коробится при обжиге. И хотя обожженный шамот сам по себе достаточно импозантен, глазурование придает ему особую привлекательность. Глазури не ложатся ровно на его зернистую поверхность, а свободно и живописно растекаются. Он также хорошо окрашивается ангобами и окислами металлов.

О декоративных возможностях майолики говорить излишне, недаром она до сих пор является самым распространенным видом художественной керамики. Наиболее традиционным и в то же время наиболее перспективным по достигаемому цветовому эффекту остается способ декорирования изделий цветными глазурями. Цветовые возможности этого способа поистине безграничны, лишь температура обжига немного его лимитирует, ибо при этом некоторые окислы выгорают. Покрытие изделий непрозрачными эмалями создает не меньший эффект, но применяется преимущественно в тех случаях, когда необходимо получить контрастную светлую роспись по темному черепку. Традиционна и роспись по белой эмали: колористическую гамму росписей керамики на протяжении многих столетий составляли всего 5 цветов (синий — окись кобальта, желтый — сурьмы, фиолетово-коричневый — марганца и два оттенка зеленого цвета за счет меди или хрома). Сейчас цветовой диапазон много богаче.

Большое внимание, которое архитекторы уделяют созданию разнообразных по фактуре поверхностей, связано с новыми направлениями в решении современных интерьеров, когда их украшают изделия предельно лаконичных форм и скупой полихромии. Этот строгий архитектурный стиль коснулся даже произведений декоративно-монументального искусства, к которым в первую очередь относятся орнаментальные и тематические настенные панно. Техника их исполнения разнообразна; это и роспись на стандартных облицовочных плитках керамическими эмалями («пиропиктура» и «термодекор»), и мозаика, набранная из кусочков колотой керамики (плоской, рельефной, терракотовой и глазурованной), и построение рисунка или узора из прямоугольных или вырезанных по контуру плиток или выложенных цветных кирпичей. В зависимости от архитектурного замысла панно могут составлять самостоятельную композицию или составлять одно целое с фактурой и обработкой стены. В керамических панно особенно заметно стремление к плоскостности, стилизованности изображения, так как в этом материале труднее всего добиться иллюзии пространства.

В холле Дома кино в Киеве находится панно, разработанное  в лаборатории архитектурно-художественной керамики КиевЗНИИЭПа архит. Л. Мешковой. Композиция заключается в сочетании декоративных дисков на фоне из черных матовых и блестящих гладких и орнаментальных плиток. Общий колорит малых и больших дисков также решен в темных тонах, составляющих различные оттенки черного, черно-синего, черно-серого и черно-коричневого цвета. Этот интерьер еще раз демонстрирует красоту и изысканность черного цвета в керамике. Ею же создано панно в гостинице «Киев» из стандартных фасадных плиток размером 250×140 мм, шероховатая фактура которых позволила применить различную обработку и получать интересные сочетания из искристо-блестящих, зернистых матовых поверхностей.

Фото-альбом: 2


Из стандартных плиток созданы пять панно для санатория «Хмельник» в Винницкой обл. (худ. Г. Севрук). Автор не расписывал каждую плитку в отдельности, а подбирал их по оттенкам глазурованного покрытия. Декоративные панно создаются и из рельефных плиток (пилоны на станции «Крещатик» Киевского метрополитена.

Работы украинских керамистов подтверждают наметившуюся тенденцию по созданию более сдержанных по цвету композиций, где декоративность заключается в тонких цветовых переходах, в сочетании оттенков, в разнообразии фактур близких по цвету деталей. Сдержанность в привлечении выразительных средств особенно характерно для грузинских керамистов и художников. В кафе «Греми» в Тбилиси два больших керамических панно работы худ. Н. Новицкой выложены из кусков кирпича и глазурованного шамота. Использованы народные хевсурские мотивы, художница создала строгую запоминающуюся композицию.

В современных интерьерах общественных зданий широко применяют и объемные керамические изделия — декоративные вазы, сосуды, чаши, скульптуру. Архитекторам они нужны не только для украшения и создания необходимого настроения, но также и для организации пространства, для внесения элемента непосредственности в интерьеры, оформленные стандартными материалами. Этим задачам особенно  соответствует объемная декоративная скульптура из терракоты или шамота, так как в керамической скульптуре больше ценится не ее правдоподобие, а ассоциативность, изобразительность, декоративность. При оформлении интерьеров Ереванского НИИ почвоведения умело использованы разнообразные по форме вазы и блюда из шамота. И возле здания, на траве, авторы очень удачно установили большие вазы и кувшины, как будто вырастающие из земли.

Фото-альбом: 4


Желание обогатить современные интерьеры проявляется и в создании предметов обихода из керамики (напольных вал, кашпо, настольных блюд, светильников и пр.), которые в руках мастеров превращаются в произведения декоративного искусства, выполняющие не только утилитарные, но и эстетические функции. С их помощью зодчие подчеркивают функциональное назначение здания или помещения, а также раскрывают его идейно-художественное содержание, архитектурный замысел.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: