Handmade forever

Казанская мастерская предметного дизайна и дизайна интерьера Qullar была создана осенью 2014 года. В настоящий момент команда насчитывает шесть единомышленников — как рассказывают ребята, в один вечер любовь к КВН и велосипедному спорту привела к идее начать создавать предметы дизайна собственными руками. Отсюда и название — «Куллар» в переводе с татарского означает «руки». В мастерской приветствуют необычные сочетания из вполне обычных материалов — например, в одном предмете могут быть легко совмещены дерево и войлок, металл и микробетон. TATLIN давно наблюдает за экспериментами Qullar, поэтому решил расспросить ребят об их философии, первых предметах и влиянии татарской идентичности.

До знакомства между собой каждый из нас экспериментировал с мебелью для своего дома, мы делали разные предметы своими руками. Когда познакомились на встрече с друзьями, выяснили, что у одного из нас есть идея реализовать железную лампу, а другой немного знаком со сваркой благодаря своему отцу. На тот момент было много идей и задумок, но совершенно никаких знаний о производстве. Тем не менее, нашего энтузиазма с запасом хватило на создание двух светильников — они и стали нашими первыми предметами. 

Оба светильника были сварены на улице около дома, покрашены на общем балконе подъезда.

На всю работу ушло около месяца, и светильники нашли свое место в кафе нашей подруги. Мы были довольны первым результатом, но не планировали на этом останавливаться — хотелось придумывать новые подходы, разрабатывать новую эстетику, кардинально отличаться от того, к чему уже все привыкли. Казалось, это куда проще, чем реализовать новые идеи в архитектуре.

Светильники Yalan. 2015 год. Фото: Константин Максимов

Главными качествами первых предметов стали графичность, минимализм и пропорциональность. Наши изделия невесомые, «не давят» и не загромождают пространство. Мы видим их, в первую очередь, в небольших квартирах молодых людей в качестве уникальных, но доступных предметов мебели. Коллекция «Яшьлек» (с татарского переводится как «молодость») была представлена в 2015 году на казанском «Дизайн Десанте», организованном КПД (клубом промышленных дизайнеров). В рамках общей выставки у каждого участника был отдельный уголок, и мы получили свою комнату с белыми стенами, которую мы могли заполнить нашей продукцией. Когда твои идеи, концепты, производство остаются позади, и ты наблюдаешь результат рождения не просто предметов, а рождение пространства, формируемого этими предметами, — это приятно. Тогда мы поняли, что хотим создать несколько коллекций, сочетая разные предметы, разработать сложные, многогранные интерьеры.

«Дизайн Десант» в Казани. 2015 год. ЦСК «Смена». Фото: Ляйля Гимадеева

Идеальный проект для нас представляется так: нужно придумать и сделать все элементы интерьера, а заказчик дает свободу в плане выбора и принятия решений. Мы можем использовать свои серийные предметы или придумывать совершенно новые решения, которые станут основой для чего-то большего. На нашем счету имеется пока только один такой проект, которым мы очень гордимся — это интерьер концепт-стора одежды и аксессуаров. Нами были объединены уже привычные каркасные предметы из прутков с предметами из массива и металлических плоскостей. Параллельно мы сформировали для себя ряд важных принципов, которые стали применять в разных проектах — особое место среди них занимают «учись у природы» и «смешивай несмешиваемое».

Люстра концепт-стора в Казани. 2016 год. Фото: Константин Максимов

В момент самоопределения мы поняли, что хотим создавать аутентичные предметы, несущие узнаваемый культурный отпечаток нашей родины, выделяющиеся в глобальном контексте. Поэтому мы начали включать народный орнамент, уделять внимание материалам и цвету, которые характерны для нашей местности. Мы стараемся использовать породы деревьев, которые растут в нашей широте, ткани Казанской фабрики. В названиях предметов первой коллекции, как, впрочем, и самой коллекции, мы использовали татарские слова.

Подставки для книг, в основе дизайна которых лежит татарский орнамент. Книжный магазин «Смена». 2017 год. Фото: Константин Максимов

«Куллар» сегодня — это, прежде всего, эксперименты с формой, материалами, концепцией. Мы чувствуем, что наш город стремительно развивается, обновляются общественные пространства, утверждается множество социальных и образовательных проектов. Заметна тенденция у многих дизайнеров поднимать планку российского и татарстанского дизайна и предметного дизайна в частности. У нас тоже вышла новая коллекция, которую мы презентовали не так давно, первым ее предметом был стул «Пимокат». 

Нам хотелось сделать настоящий русский стул. Идея создания сформировалась вокруг двух популярных символов нашей страны — березы и валенков. 

Отсюда и название — пикоматами зовут профессиональных валяльщиков валенок. Неожиданно нам стало интересно, какие еще есть исчезающие промыслы и ремесла, остался ли их след в современном обществе, что мы знаем и помним о людях, которые жили столетия назад. Захотелось найти связь между прошлым и будущим, вдохновиться многогранностью знаний и умений, которые человечество накапливало веками.

Подписка на журнал
Получите электронную версию книги бесплатно
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: