Гранильное, камнерезное, ювелирное наследие

Далеко не каждый регион России может похвастаться таким минералогическим разнообразием, как Урал. Но истинное его богатство в умении мастеров увидеть и раскрыть потенциал каждого минерала. За три столетия на Урале сформировалась самобытная камнерезная школа, прошедшая путь от маленькой шлифовальной мельницы до создания шедевров для Зимнего дворца и всемирных выставок, оставив яркий след в истории российского и мирового искусства.

Минералогическое богатство Урала уникально — ни один другой самоцветный регион планеты не имеет такое разнообразие драгоценных и поделочных камней, здесь их обнаружено более 50 видов [1]. За три прошедших века на Урале сложилась собственная школа камнерезного искусства. Отличительная черта её мастеров — умение увидеть красоту камня и максимально соединить замысел произведения с проявлением природного рисунка [2]. Своеобразной специализацией екатеринбуржских мастеров c XVIII века стала «обработка твёрдых пород и мозаичный набор поделочного камня» [3].

«Каменное ремесло» развивалось в Екатеринбурге практически со времён основания города. Стремление Петра I, последующих императоров и императриц России, российской знати к заимствованию европейского стиля в строительстве дворцов и усадеб, роскоши драгоценных украшений породило спрос на художественно обработанный цветной камень. Первые мастерские по огранке цветного камня и шлифовке мраморов появляются в России в первой трети XVIII века. В 1721 году была основана Петергофская шлифовальная, а в 1726 году — благодаря активной деятельности берг-мануфактур коллегии и сподвижников Петра I В. Н. Татищева и В. И. Де Геннина — Екатеринбургская шлифовальная мельница (мастерская) [4], в которой занимались ручной обработкой небольших камней, создавая табакерки, мундштуки, пуговицы и другие мелкие изделия.

На этапе становления камнерезного дела, как и в других отраслях добывающей и обрабатывающей промышленности на Урале, власти ориентировались на опыт иностранных мастеров, в данном случае специалистов гранильного дела. Находясь в Швеции, В. Н. Татищев убедил приехать на Урал шведского гранильного мастера поручика Х. Рефа. Законтрактованный в Стокгольме камнерез работал в Екатеринбурге в 1726–1729 годы. По договору с Сибирским обер-бергамтом Х. Реф должен был произвести разведку месторождений самоцветов и поделочного камня, организовать мастерские по их черновой и чистовой обработке, обучить камнерезному делу два десятка недорослей. На практике же ему удалось обучить гранильному искусству пять человек. Один из них — А. Кузнецов — оправлял огранённые Рефом цветные камни в выкованные из старых серебряных монет перстни, серьги и запонки, что можно считать рождением камнерезного и ювелирного искусства не только в Екатеринбурге, но и на всём Урале [5]. В 1738 году в Канцелярию Главного правления Сибирских, Казанских и Оренбургских заводов был прислан каменных дел мастер И. Рейнер. В 1765 году учреждена «Экспедиция розыска цветных камней и мраморной ломки», командиром её был назначен генерал-майор Я. Данненберг. Вместе с Данненбергом на Урал прибыло 30 мастеров с Петергофской гранильной фабрики, 10 солдат и 2 мастера-итальянца — братья Тортори, с которыми 21 октября 1764 года во Флоренции был заключён контракт на три года [6].

Фото-альбом: хомутов

На Урале началась масштабная разведка, добыча мрамора и производство мраморных изделий, необходимых для новой столицы. Крупные месторождения белого мрамора на Мраморной горе близ села Мраморское в пределах Нижне-Исетской дачи и чёрного мрамора у села Чернореченское были закреплены за казной и впоследствии дали начало Горнощитскому мраморному заводу в посёлке Горный Щит. Весь мрамор отправлялся в Петербург и использовался при строительстве его дворцов и особняков, которые возводились под контролем Комиссии о строении Санкт-Петербурга. К концу XVIII века гравёры, шлифовальщики, ювелиры снабжались также малахитом с Гумёшевского месторождения Турчаниновых. Он шёл на изготовление брошей, пуговиц, бус [7].

Одним из основателей художественной обработки камня на Урале считают талантливого русского механика Н. Бахорева, устроившего «для разрезывания и шлифовки... водяное действие». Он учился в Московской артиллерийской академии, а затем в Петербургской морской академии. После переезда в 1727 году в Екатеринбург развивается самобытное и яркое дарование механика. К наиболее талантливым его ученикам принадлежит русский изобретатель И. Ползунов. Под непосредственным наблюдением Бахорева талантливый уральский механик-изобретатель, унтер-шихтмейстер И. Сусоров (1721–1760) строил новые разрезные и шлифовальные станки. В связи с возросшим объёмом строительства новых архитектурных комплексов в столице в середине XVIII века Екатеринбургская мастерская была перепрофилирована с огранки ювелирных камней на производство крупных монументальных каменных изделий из твёрдого местного декоративного камня — в 1751 году начала работать императорская Екатеринбургская гранильная фабрика. Она стала вторым (после монетного двора) предприятием, развёрнутым на территории Екатеринбургского завода.

Поначалу Екатеринбургская фабрика специализировалась на резке крупных блоков камня под облицовку, производство колонн, лестничных маршей, перил для столичных дворцов. К концу XVIII века ассортимент фабрики расширился: мастера стали вырезать камеи и инталии из уральских яшм, кварцев, бериллов, а также интерьерные предметы (столешницы, вазы и чаши из уральских камней: родонита, разноцветных яшм, малахита и привозного лазурита, сибирского нефрита) для украшения дворцов. Со временем фабрика превратилась в своеобразный промышленный комплекс по обработке цветного камня, стала школой профессионального обучения для многих поколений мастеров. В XVIII — первой половине XIX века на фабрике освоены практически все способы обработки камня. Здесь делали художественные надгробья, интерьерные вазы, столешницы, камины, пирамиды, светильники, геммы-«антики». До нашего времени дошло 250 из 400–450 выработанных к 1850 году в Екатеринбурге «антиков» [8].

По указу императора Александра I от 17 мая 1805 года находившаяся в Екатеринбурге «Экспедиция мраморной ломки и прииска цветных камней» была упразднена, а находившийся в её ведении Горнощитский мраморный завод, изготовлявший к тому времени мраморные обелиски, вазы и тумбы, вместе с Екатеринбургской гранильной фабрикой перешёл в подчинение Академии художеств [9].

В начале XIX века на Горнощитском заводе выпускается ещё довольно много мраморных изделий. Производство завода падает с 1830-х годов, к 1850–1860 годам становится совершенно ничтожным. По положению 1836 года здесь начали вырабатываться надгробные памятники по частным заказам. Эта новая отрасль стала ведущей для кустарной промышленности в Мраморском после 1861 года [10]. Но и до этого надгробные памятники из мрамора устанавливались в Мраморском и Полевском, других местных заводских поселениях, отправлялись они и в другие губернии. В ограде Знаменского женского монастыря в Иркутске в 1800 году воздвигли надгробный памятник основателю первых поселений и школ на Аляске — рыльскому купцу Г. И. Шелихову [11]. Примечательно, что названный мавзолеем монумент изготовлялся на Горнощитском мраморной ломки заводе (село Мраморское под Екатеринбургом) в 1797–1798 годах. Стоимость работ и материалов в Екатеринбурге обошлась заказчице, вдове иркутского именитого гражданина Шелихова, в 2 805 рублей [12].

Согласно утверждённому в 1835 году Положению об Императорской Екатеринбургской гранильной фабрике и Горнощитском мраморном заводе, при ней находящемся, фабрика являлась частной собственностью императора, управлялась Кабинетом его императорского величества. По новому положению в ведении управления Екатеринбургской гранильной фабрики находились шлифовальная и камнерезная фабрики в Екатеринбурге, Горнощитский мраморный завод, прииски драгоценных камней в Пермской и Оренбургской губерниях, прииски твёрдых цветных камней в тех же губерниях, мраморные ломки, добыча наждака. Цель существования Екатеринбургской гранильной фабрики по этому положению заключалась в приготовлении изделий из мрамора, яшм и прочих твёрдых камней, главным образом для царского двора и по частным заказам, и в огранке драгоценных камней. Екатеринбургские мастера изготавливали малахитовые вазы, чаши и вазы из яшмы, родонита и лазурита, элементы отделки храмов и петербургских дворцов, в том числе малахитового зала Зимнего дворца, экспонаты для российских и международных выставок.

Фото-альбом: ваза

Фабрике представлялось исключительное право отыскивать и добывать цветные и драгоценные камни на всех казённых землях в Пермской и Оренбургской губерниях [13]. Возглавлял её директор с окладом 5 тысяч рублей в год. В штате фабрики постоянно находились два частных мастера с окладами по 240 рублей, два подмастерья по 120 рублей, шесть учеников резного художества по 96 рублей, мастеровых 1-й степени 25 человек по 48 рублей, 2-й степени 75 человек по 36 рублей и 3-й степени 100 человек по 24 рубля, а также 20 человек школьников по 12 рублей. Положение 1835 года предусматривало ежегодное финансирование фабрики в 68 тысяч рублей. Готовые предметы с фабрики отправлялись в Санкт-Петербург в составе караванов по воде. У здания Кабинета на набережной реки Фонтанки их разгружали и помещали в кладовые [14].

Помимо Екатеринбургской фабрики в дореволюционной России действовали ещё лишь два крупных камнерезных производства: Петергофская и Колыванская фабрики.

В пригородах Екатеринбурга действовали многочисленные частные мастерские, минералогические конторы и салоны. Мастера работали в Берёзовском, Нижне-Исетске, Верх-Исетске, Уктусе, Полевском, Мраморском, изготавливая предметы утилитарного назначения: чарки, подносы, пуговицы, рукоятки кортиков, табакерки, флакончики, настольные печатки, чернильницы и другое. В работу мастера брали чаще всего яшму, агат, родонит, топаз, кварц, малахит, аметисты, горный хрусталь. Такой «набор» минералов до сих пор наиболее распространён и у современных камнерезов и ювелиров, работающих в Екатеринбурге. 

В 1830-е годы кабинетные пресс-папье стали украшать каменными натюрмортами — «накладками» [15]. Две пробные накладки изготовлены на фабрике в 1837 году, а вскоре ещё две — с аметистовыми и изумрудными гроздьями винограда — были отправлены в Петербург.

Фото-альбом: блюдце

Развитие уральского камнерезного искусства на протяжении всего XIX века находилось в тесной связи с аристократической культурой императорского Петербурга. Благодаря этому самые актуальные направления в европейском искусстве чрезвычайно быстро проникали на Урал через проектную графику, обучение наиболее талантливых мастеров в Академии художеств и личное их знакомство с коллекциями столицы. У Екатеринбургской гранильной фабрики закупал камни и иногда приглашал к себе уральских мастеров (например, П. Кремлёва и П. Дербышева) К. Фаберже. Уральские камнерезы чаще всего работали по столичным заказам, и их произведения становились дипломатическими дарами. Поэтому колоссальное количество предметов рассеяно по всему миру — за пределами России их намного больше, чем на самом Урале. Некоторые хранятся в фондах музеев и никогда не выставлялись, другие утратили атрибуцию, для многих не установлено авторство и история создания [16].

Фото-альбом: письмо

Одним из уникальных шедевров мирового камнерезного искусства по сей день считается карта Франции, изготовленная уральскими мастерами (Екатеринбургской фабрики и мастерской В. И. Липина) для Всемирной выставки 1900 года в Париже. Работа над этим мозаичным полотном велась почти три года. Руководил проектом директор Екатеринбургской гранильной фабрики В. В. Мостовенко. Подбором камней занимался один из самых опытных камнерезов Екатеринбурга, знаменитый уральский горщик Д. К. Зверев (1858–1938).

Карта собрана в раме из серой яшмы и имела по полтора аршина в ширину и в длину. Окружающие Францию моря выполнены пластинками светло-серого мрамора, а отдельные департаменты — пластинами из яшм разного цвета. По итогам Всемирной парижской выставки карта получила высшую награду, а директор фабрики В. В. Мостовенко — Командорский крест Почётного легиона. Мозаичная карта Франции, преподнесённая Николаем II правительству Франции, ныне выставлена в Шато де Компьень [17].

Более 10 лет мастера Екатеринбургской гранильной фабрики создавали иконостас для собора Воскресения Христова, освящённого в Санкт-Петербурге в 1907 году. Киоты, в которых располагаются самые почитаемые иконы, представляют собой ценнейшую коллекцию отечественного цветного поделочного камня. Балюстрада, соединяющая колонны сени, сооружённой над местом, где пролилась кровь Александра II, и другие её элементы выполнены на Екатеринбургской гранильной фабрике из уральского орлеца — родонита (месторождение Малоседельниковское) [18]. Также мастера фабрики изготовили из цветных камней (родонита, яшмы, дымчатого топаза) дарохранительницу для храма в виде куполообразной сени на колонках и арочках. Сейчас дарохранительница находится в фондах Русского музея. Стоимость камнерезных работ, выполненных Екатеринбургской гранильной фабрикой, составила более полумиллиона рублей [19].

Фото-альбом: камни

Императорская гранильная фабрика являлась достопримечательностью Екатеринбурга. До наших дней сохранилась дюжина снимков, сделанных на фабрике С. М. Прокудиным-Горским. Благодаря им мы можем судить о внешнем виде здания, в котором располагалась фабрика, об оборудовании предприятия, технологических процессах и образцах продукции.

Вплоть до 1913 года фабрика работала на оборудовании, созданном в конце XVIII — начале XIX века. По проекту реконструкции на предприятии должны были заменить всё оборудование и электрифицировать основные трудоёмкие процессы, но полностью реализовать проект помешала Первая мировая война.

Фото-альбом: фабрика

Центр истории камнерезного дела имени А. К. Денисова-Уральского открылся в Екатеринбурге в 2021 году благодаря фонду семьи Шмотьевых, экспертной и организационной поддержке основателя выставки-ярмарки камнерезных и ювелирных изделия И. Дубяго и кандидата искусствоведения Л. А. Будриной. Дом, в котором находится музей, является памятником архитектуры XIX века и был построен в 1872 году для чиновника П. Е. Загайнова по проекту местного зодчего — городского архитектора Екатеринбурга М. Л. Реутова. Особняк передан музею в 2018 году муниципалитетом города. В ходе реконструкции здание приспособлено к экспозиционной деятельности. Пространство центра разделено на две зоны: в первой посетители могут познакомиться с основными этапами истории камнерезного дела на Урале, его минералогическим богатством и отдельными эпизодами, связанными с работой горщиков и камнерезов. В отдельном зале представлено творчество знаменитого уральца А. К. Денисова-Уральского, в экспозиции находится и самое масштабное произведение живописца — полотно «Лесной пожар» 1910 года. В музее проводятся лекции, экскурсии и мастер-классы для детей и взрослых, а также работает сувенирный магазин с произведениями из уральского камня [20].

Бюст А. К. Денисова-Уральского. Автор — А. И. Жуков. Горный хрусталь, яшма, серебро, фианит. 2006 год. © Музей истории камнерезного и ювелирного искусства

Главный центр уральских камнерезов — Императорская гранильная фабрика — после революции 1917 года неоднократно менял названия и форматы работы. В 1917 году фабрика была национализирована. Три года предприятие не работало, а затем вошло в состав треста «Уралзолоторуда». Несколько лет спустя его вновь отделили, попутно переименовав в фабрику «Русские самоцветы». В течение 1920–1930-х годов большую часть выпускаемой продукции «Русских самоцветов» составлял ширпотреб: пепельницы и чернильницы, пресс-папье и подставки под перекидные календари, всевозможная сувенирная продукция. В 1930-х годах она стала носить название Свердловская гранильная фабрика. В ходе реконструкции Плотинки в 1960–1970-х годах здание Гранильной фабрики было снесено по причине крайней ветхости. Само предприятие в 1977 преобразовали в ПО «Уральские самоцветы». После распада Советского Союза фабрика была акционирована и в 2003 году прекратила своё существование. Образцы продукции предприятия и часть её оборудования разошлись по музеям Екатеринбурга [21].

В советское время мастерство уральских камнерезов воплощалось в произведениях, соответствовавших требованиям нового мировоззрения. В 1935 году Свердловская гранильная фабрика «Русские самоцветы» получила правительственный заказ на огранку почти 7 тысяч камней весом от 200 карат и больше для рубиновых звёзд Московского Кремля. Наряду с горным хрусталём и кварцем свердловские мастера огранили и высококлассные камни: аметисты, топазы и аквамарины. Огранённые самоцветы после тщательной экспертизы отправлялись на Ленинградский завод № 2, где опытные ювелиры укрепляли их в каркасы. Однако установленные осенью 1935 года на Спасской, Троицкой, Никольской и Боровицкой башнях Кремля звёзды довольно скоро потускнели из-за осадков, копоти и пыли. В мае 1937 года все звёзды были демонтированы. На башни установлены «рубиновые» звёзды из специального стекла. После демонтажа звёзд часть огранённых камней вернулась в Свердловск, где в августе 1937 шла подготовка к встрече делегатов XVII Международного геологического конгресса. Эти самоцветы стали основой временной геологической выставки [22].

Фото-альбом: храм

Карта «Индустрия социализма» (площадью 29,5 квадратных метров), выложенная мозаикой из разноцветных яшм, лазурита, орлеца и других драгоценных камней, была удостоена главных наград на выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939). Резка пластин для набора мозаики и огранка камней для карты производились на Свердловской гранильной фабрике.

Мозаичная карта-панно «Индустрия Социализма». Яшма, лазурит, амазонит, родонит, золото, серебро, рубины, алмазы, александрит, бриллианты, изумруды, ювелирные и поделочные камни. 1936 год. Из экспозиции Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А. П. Карпинского

  1. Дмитриев А. В. Узорочье «хрустальных погребов» (Очерк истории камнесамоцветной промышленности Урала). Екатеринбург : БКИ, 2008. С. 12.
  2. Павловский Б. В. Камнерезное искусство Урала. Свердловск: Сверд. кн. изд-во, 1953. С. 12.
  3. Уральское камнерезное искусство // Uralcult.ru: сайт. URL: https://uralcult.ru/uralskoe-kamnereznoe-iskusstvo-101202 (дата обращения: 27.05.2024).
  4. Боровкова Н. В. Организация камнерезного производства в России (1750–1850) // Художественная культура уральских заводов конца XVIII — первой половины XIX века: сб. докладов всероссийской науч.-практ. конф. / Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Екатеринбург, 2019. С. 15–16.
  5. Корепанов Н. С. В раннем Екатеринбурге (1723–1781 гг.). Екатеринбург: БКИ, 1998. С. 13.
  6. Павловский Б. В. Камнерезное искусство Урала. Свердловск : Свердловское кн. изд-во, 1953. С. 22.
  7. Дмитриев А. В. Узорочье «хрустальных погребов» (Очерк истории камнесамоцветной промышленности Урала). Екатеринбург: БКИ, 208. С. 29.
  8. В засуху 1833–1834 годов обмеление фабричного пруда и остановка машин сделали «антики» одним из главных видов продукции. Академик-медальер А. И. Лютин, вступивший в 1839 году в должность помощника командира фабрики «по искусственной части», вводил на смену антикам новые виды «малой» продукции — мозаики, пасхальные яйца, пресс-папье со скульптурными накладками. 1856 год — последняя дата, документально отмерившая уральскому «камейному художеству» 60 лет существования. Выполненные тогда изделия в Эрмитаж уже не попали, интерес двора к ним иссяк. В екатеринбургских камеях аккумулирована память мировой культуры. Это 100 персонажей из 256 сюжетов, отразивших творчество 65 художников разных времён и школ (Каган Ю. О. «Искусство, доведённое до желаемого совершенства…» // Художественная культура уральских заводов конца XVIII — первой половины XIX века: сб. докладов всероссийской науч.-практ. конф. / Екатеринбург, 2019. С. 56–66).
  9. Уктус, Уктусский завод и его окрестности в XVII–XVIII вв. / В. И. Байдин [и др.]. Екатеринбург: Грачёв и партнёры, 2011. С. 53; Семёнов В. Б., Шакинко И. М. Уральские самоцветы. Из истории камнерезного и гранильного дела на Урале. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. С. 29–30.
  10. Павловский Б. В. Камнерезное искусство Урала. Свердловск: Свердловское кн. изд-во, 1953. С. 93.
  11. Алексеева Е. В. Визуальные образы фронтира: Русская Америка глазами современников и потомков // Двенадцатые Татищевские чтения: материалы всероссийской науч.-практ. конф. / отв. ред. И. В. Побережников; Мво культуры Свердл. обл.; СОКМ им. О. Е. Клера; Ин-т истории и археологии УрО РАН ; УрФУ; УрГАХУ; УрГПУ ; УБРиР. Екатеринбург : Квадрат, 2020. С. 354–360.
  12. Гаращенко А. Н. «Памятник Г. И. Шелихову — новые материалы» // Иркутску 350 лет — история и современность: материалы всероссийской науч.-практ. конф. «Сибиряковские чтения» / под ред. В. П. Шахерова. Иркутск : Оттиск, 2011. С. 228–238.
  13. Павловский Б. В. Камнерезное искусство Урала. Свердловск: Свердловское кн. изд-во, 1953. С. 50.
  14. Боровкова Н. В. Организация камнерезного производства в России (1750–1850) // Художественная культура уральских заводов конца XVIII — первой половины XIX века: сб. докладов всероссийской науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2019. С. 14–21.
  15. Парнюк Т. В. Уральская объёмная мозаика // Наука и жизнь. 2004. № 12. С. 161–164.
  16. Будрина Л. А. Малахитовая дипломатия. Москва ; Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2020.
  17. Там же. С. 35–39.
  18. Булах А. Г. Каменное убранство Петербурга. М. : Центрполиграф, 2009. С. 143.
  19. Там же. С. 144.
  20. Центр истории камнерезного дела им. А. К. Денисова-Уральского // Культура.рф : информационный интернет-портал. URL: https://www.culture.ru/institutes/58475/centr-istorii-kamnereznogo-dela-imeni-a-k-denisova-uralskogo (дата обращения: 22.05.2024).
  21. Кужильный Д. Знакомство с Екатеринбургом: Императорская гранильная фабрика // Между строк: интернет-газета. URL: https://mstrok.ru/dmitrij-kuzhilnyj/znakomstvo-s-ekaterinburgom-imperatorskaya-granilnaya-fabrika.html (дата обращения: 22.05.2024).
  22. Там же.

На обложке: Образцы моделей. Императорская гранильная фабрика. Снимок С. М. Прокудина-Горского. 1909 год

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: