Начиная с XVIII века, в течение 300 лет металлургия была ведущей отраслью экономического развития Урала. Ряд заводов металлургического профиля, основанных в XVIII–XIX веках в Екатеринбурге и его окрестностях, трансформировавшись в современные предприятия, продолжают свою производственную деятельность. В силу длительной истории и социально-экономического влияния на территориальное развитие они представляют значительный интерес с точки зрения индустриального наследия. В одной из глав книги «Атлас индустриального наследия Большого Екатеринбурга» авторы рассказывают о значимых предприятиях чёрной металлургии и одним из таких является Билимбаевский завод, о котором вы можете прочитать ниже.
Билимбаевский чугуноплавильный и железоделательный завод

- Текст:Владимир Литовский, Елена Алексеева, Сергей Патрушев, Татьяна Быстрова16 февраля 2025
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Билимбаевский завод основан братьями Александром, Николаем и Сергеем Строгановыми на маловодной реке Билимбаихе (правом притоке Чусовой) для снабжения железными изделиями прикамских солеварен. Его доменная печь была запущена 17 июня 1734 года, что считается датой основания посёлка Билимбай.
Маловодная Билимбаиха, правый приток главной реки в даче Билимбаевского завода —судоходной Чусовой, недостаточно полноводна, вследствие чего заводской пруд (державший запас воды — движущей силы заводских механизмов) был небольшим по площади, жарким летом сильно мелел, а зимой промерзал чуть ли не до самого дна. Воды хватало лишь для выплавки чугуна, но было недостаточно для перековки его в железо. При этом место впадения Билимбаихи в Чусовую находилось лишь в паре километров от завода, что обеспечивало прямой доступ к главному элементу тогдашней транспортной логистики: по Чусовой сплавлялась вся готовая продукция на протяжении XVIII и XIX веков. Вода обеспечивала функционирование и вспомогательных отраслей: помимо самой большой — заводской — плотины в посёлке имелись также лесопильная и маленькая мукомольная плотины. Водяные колёса на Билимбаевском заводе перестали действовать лишь к началу XX века. Бурый железняк с 1730 года разрабатывался на Билимбаевском заводе как руда для проплавки на чугун. В летнее время руду добывали в разносных ямах, в зимнее — с помощью штолен, шахт. Работники выносили наверх руду из ям по лестницам на деревянных носилках, где её сортировали и складывали в кучи1. В XVIII веке руду получали из трёх-четырёх рудников. На рубеже XIX–XX столетий рудную базу предприятия составляли 14 рудников, находившихся в пределах заводской дачи, которые давали две трети нужной предприятию руды. Недостающее количество завод получал с Малоблагодатского месторождения магнитного железняка, находившегося в Кушвинской казённой даче2.
Извлечение из недр большого количества руды и сопутствующей пустой породы, вспомогательных горных материалов для металлургии и строительства вероятно стало причиной того, что Билимбай стал центром самого сильного за историю промышленного освоения Урала землетрясения, произошедшего 17 августа 1914 года. По ряду признаков оно произошло не просто вследствие стихийных сил, но и не совсем осмысленного вмешательства человека в природу: длительной эксплуатации недр заводом, в тот год совпавшей также с засухой и едва ли не полным исчерпанием воды в его водохранилище. Сила толчков в эпицентре землетрясения составила 6–6,5 баллов.
В 1933 году доменные печи Билимбаевского завода демонтировали, на базе старого строгановского завода возникло три новых предприятия: труболитейное, термоизоляционных материалов и ремонтно-механическое. Труболитейный завод, введённый в эксплуатацию в 1935 году, был достаточно крупным предприятием3.
В годы Великой Отечественной войны Билимбай стал центром советского авиаконструирования и авиастроения. Многие из сотрудников эвакуированного на Урал военного завода № 293 Наркомата авиационной промышленности под руководством директора и главного конструктора генерала-майора инженерно-авиационной службы В. Ф. Болховитинова, участвовавшие в Билимбае в разработке и создании первого в мире ракетного самолёта БИ-1 и жидкостных реактивных двигателей, стали авиационными и космическими конструкторами с мировыми именами. Среди них: конструктор крылатых ракет А. Я. Березняк, разработчик жидкостных реактивных двигателей для ракет подводных лодок и космических аппаратов А. М. Исаев, автор и первый разработчик турбореактивных двигателей А. М. Люлька4. Одновременно с заводом Болховитинова в Билимбай эвакуировали завод винтокрылых аппаратов № 290 — первое специализированное предприятие такого профиля. Его возглавлял Н. И. Камов, создатель вертолётов «Ка». Первым заместителем генерального конструктора был назначен М. Л. Миль, основоположник серии знаменитых вертолётов «Ми». Сборочный цех и мастерские размещались в здании бывшего Свято-Троицкого храма и церковных пристройках5. М. Л. Миль занимался разработкой автожиров (похожих на вертолёт винтокрылых летательных аппаратов, использующих для создания подъёмной силы свободновращающийся несущий винт)6.
Свято-Троицкий храм в Билимбае. 1980-е годы. © ГАСО
Старый строгановский завод в Билимбае вместе с плотиной, зданием заводоуправления, храмом составляет компактное ядро поселения, типичное и показательное для городов-заводов Урала XVIII века. Наряду с основными постройками здесь есть ряд «незаводских» объектов, возникших благодаря особому отношению владельцев к месту — это театр на территории завода и сад. Правленский сад, входивший в усадьбу Билимбаевского окружного правления, интересен тем, что на его территории до сих пор сохранились лиственницы, высаженные Ф. В. Гилёвым. Об этом свидетельствует надпись на памятном камне: «Культурная посадка лиственницы, произведённая в 70-х годах XIX века главным лесничим Билимбаевского лесного хозяйства графов Строгановых Гилёвым Фёдором Васильевичем». В настоящее время на территории Правленского сада проходят праздничные и спортивные мероприятия, он является излюбленным местом отдыха билимбаевцев. Сохранилось и здание Билимбаевского Окружного Правления (объект культурного наследия регионального значения). Здание, в котором размещались заводоуправление, училище и пожарная служба (пожарная каланча ныне утрачена), построено в стиле строгого классицизма между 1820 и 1824 годами, являет собой пример ключевого типологического элемента всех городов-заводов Урала. Комплекс, в который входит здание заводской конторы, строения пожарного депо и Правленский сад расположены на берегу Билимбаевского пруда.
В Билимбае сохранились все ключевые градостроительные элементы города-завода, а также масштаб, ритм, тип застройки, межевание на участки, ширина улиц и композиционное взаимодействие элементов, формирующее ансамбль. Благодаря ясности городского ландшафта Билимбай легко идентифицируется как историческое горнозаводское поселение. Основу планировки составляет крестообразный каркас: ось плотины — ось реки. Параллельно им располагаются улицы и дороги, соответствующие широко распространённой в XVIII веке концепции регулярной застройки. Вдоль оси плотины находятся ключевые объекты города-завода. Селитьба получила наибольшее развитие в направлении запад-восток, вдоль тракта. Планировочная структура Билимбаевского завода и поселения характеризуется компактностью и эффективностью транспортных связей.
План Билимбаевского завода и проект планировки поселения вокруг него. 1902 год. © ГАСО
Большая часть сохранившихся исторических каменных зданий посёлка построены в 1820–1840 годах в стилистике строгого классицизма. В ансамбль объектов памятника культурного наследия федерального и регионального значения комплекса сооружений Билимбаевского завода 1830–1838 годов постройки входят плотина с эстакадой и литейный двор. К охраняемым объектам регионального значения относятся: здание заводской лаборатории, здание театра7, склад. Все объекты находятся в частной собственности. Расположенная по улице Сакко и Ванцетти, 8 часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского выполнена в стилистике псевдоготики (1843). Готическое убранство храма имеет минимальное использование декора. Сейчас здание, признанное объектом культурного наследия регионального значения, обнесено забором, находится в частной собственности. Это одноэтажная компактная часовня в псевдоготическом стиле, получившем распространение в России в первой трети XIX века, симметричная в плане, форма параллелепипеда примерно 9×14 метров, вытянутого с востока на запад. Здание находится в аварийном состоянии.
Второй период активного строительства и реконструкции пришёлся на 1890–1900 годы, с преобладанием кирпичного стиля. Редким для Свердловской области памятником промышленной архитектуры Урала рубежа XIX–XX веков, выполненным в кирпичном стиле, является водяная мельница (возникшая на месте гвоздильной фабрики). Одноэтажное неоштукатуренное здание (на улице Карла Маркса) в форме параллелепипеда на высоком цокольном этаже из бутового камня стоит на левом берегу реки Билимбаевки, ниже по течению бывшего Строгановского Билимбаевского чугуноплавильного завода. Выполняло функцию пильной мельницы (лесопилки). Здание признано объектом культурного наследия регионального значения, является уникальным сохранившимся объектом специфической типологии — пильной мельницей на водной тяге, широко использовавшейся на горнозаводском Урале для распила леса, обладает научной ценностью как объект исследования и изучения горнозаводской промышленной архитектуры.
Сохранившиеся в Билимбае объекты традиционного деревянного зодчества относятся к периоду с середины XIX по середину XX века. Образцом деревянного зодчества уральской архитектуры с использованием мотивов русской деревянной резьбы конца XIX века является дом управляющего Билимбаевским заводом Н. А. Тунёва, признанный объектом культурного наследия регионального значения. Здание относится к «русскому» направлению в эклектике. Принадлежит на праве частной собственности Почте России. В настоящее время в нём находится сельское отделение почтовой связи Билимбая. Прямоугольный в плане одноэтажный деревянный жилой дом с включением элементов эклектики и русского деревянного модерна расположен по оси «север-юг» в угловой части центрального квартала посёлка. Расположение квартала не менялось на протяжении истории посёлка. Дом имеет два входа: служебный и для посетителей. Историческое крыльцо утрачено. В интерьерах сохранились исторические лепные тяги, двери с филёнками, печи с изразцами.
Дом управляющего Н. А. Тунёва в Билимбае. 2016 год
Отличие Билимбая от большинства уральских городов-заводов состоит в том, что его планировочная структура в XX веке не была преобразована, а получила развитие за счёт расширения существующей уличной сети. В исторической части посёлка микрорайонная застройка отсутствует, появились лишь точечные диссонирующие элементы, наибольшим из которых стал «Билимбаевский завод ТИМ».
Территория имеет выгодное положение относительно транспортных путей. Через Билимбай проходят железная дорога, а также Московско-Сибирский тракт. В ансамбле железнодорожной станции Билимбай, признанном памятником культурного наследия регионального значения приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области от 25.10.2017 № 364, центральное место занимают здание вокзала и здание водонапорной башни. Железнодорожная станция Билимбай «IV класса без буфета» построена в стилевых формах модерна по типовому проекту, разработанному при строительстве линии железной дороги «Пермь — Кунгур — Екатеринбург» (1909).
Дорожная инфраструктура в самом посёлке на протяжении многих лет остаётся неразвитой, коттеджное строительство негативно влияет на целостность образа и идентичность посёлка.
По своим планировочным характеристикам Билимбаевский завод оставался в рамках первого технологического уклада вплоть до 1940-х годов, когда на нём началось активное развитие сразу третьего и четвёртого укладов. Но это технологическое развитие оказалось ограниченным узкими временными рамками, поэтому дальнейшего планировочного развития не произошло. Завод и промплощадка с точки зрения планировочной структуры остались в XIX веке, что позволяет рассматривать проекты воссоздания завода в качестве музейно-исторического комплекса8.
В XX–XXI веках происходит деградация функционального насыщения территории. В 1932 году доменное производство закрыто. В годы Великой Отечественной войны в посёлке располагались военные заводы и конструкторские бюро, однако после окончания войны они были вывезены из посёлка. В середине XX века завод переоборудован под филиал трубного завода, построены заводы теплоизоляционных материалов (ТИМ) и Билимбаевский экспериментальный завод строительных конструкций и деталей (БЭЗСКиД). К настоящему времени большая часть производств не эксплуатируется, посёлок превратился в жилой район Первоуральска.
Согласно экспертной оценке Л. Г. Михайловой, «Билимбай уникален тем, что в нём по сей день сохранились все ключевые градостроительные элементы города-завода, а также ритмичность и этажность центральной части посёлка и несколько природных достопримечательностей. В этом заложен потенциал создания уникального для России культурно-исторического объекта — поселения, центральная часть которого сохранила среду образцового города-завода. На примере сохранившихся элементов исторической части поселения Билимбаевского чугуноплавильного завода Строгановых можно проследить историю и принципы развития уральских городов-заводов, то есть историю освоения и становления Урала — как ведущего промышленного края страны, а также познакомиться с уникальной уральской горнозаводской культурой»9.
Южный фасад доменного цеха и кричной фабрики Билимбаевского чугуноплавильного завода Строгановых. 2017 год. Ныне почти всё, что присутствует на этой фотографии, снесено
Осенью 2017 года на главном заводском корпусе (здании доменного цеха и кричной фабрики) снесены крупные участки сохранившихся исторических стен и конструкций. Перед южным фасадом прокопаны траншеи глубиной до 3 метров, а со стороны северного фасада подкопана верхняя часть плотины. Грунт, изъятый из плотины, насыпан на северный фасад на высоту до 4 метров. Эти незаконные земляные работы могут привести к разрушению не только исторических зданий завода, но и плотины, что несёт опасность для жителей нижней части посёлка.
1. Герман И. Ф. Описание заводов, под ведомством Екатеринбургского горного начальства состоящих. В двух отделениях, из коих первое включает екатеринбургские казённые, а второе — партикулярные Уральского хребта заводы. Екатеринбург: тип. Екатеринбург. горн. заводов, 1809. С. 23.
2. Акифьева Н. В. Билимбай от Строгановых до наших дней. Екатеринбург: БКИ, 2008. С. 174.
3. Там же. С. 203.
4. Саркисов А. А. Пионер отечественного реактивного двигателестроения. К 100-летию со дня рождения академика A. M. Люльки // Вестник РАН. 2008. № 4. С. 346.
5. Каменная трёх-престольная Свято-Троицкая церковь построена на средства заводовладельцев по благословенной грамоте Пермского епископа Иустина от 23 октября 1818 года. В 1820 году протоиереем Карпинским заложены три придела: главного — во имя святой Троицы, южного — во имя Богоявления Господня и северного — во имя Казанской иконы Божией Матери. Памятник культурного наследия регионального значения. Датирован 1820–1879 годами. Монументальный храм в стилистике позднего классицизма.
6. Акифьева Н. В. Билимбай: от Строгановых до наших дней. Екатеринбург: БКИ, 2008. С. 224.
7. Здание театра на территории завода построено примерно в 1862 году. Первый любительский театр в посёлке Билимбай на 150 мест в трёхэтажном заводском здании организовала Г. М. Беренова, жена управляющего заводом Н. А. Тунёва, которая сама играла на сцене и привлекала к участию в самодеятельности других. Театр содержался на средства завода. В качестве артистов выступали заводские служащие и учителя, а руководили театром жёны управляющих.
8. Мазаев Г. В. Влияние технологического уклада на планировочную структуру города // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2017. № 3 (34). С. 10–14. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/ vliyanie-tehnologicheskogo-uklada-na-planirovochnuyu-strukturu-goroda (дата обращения: 27.01.2020).
9. C 2013 года студенты кафедры Истории искусств и реставрации УрГАХУ выполняли магистерские дипломные работы по объектам в посёлке Билимбай. В 2017 году шесть студентов-реставраторов защитили дипломные работы и передали материалы проведённых исследований в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области, которые стали частью обоснования для включения шести объектов на территории посёлка Билимбай в перечень выявленных объектов культурного наследия Свердловской области. В 2016–2018 годы к исследованию Билимбая присоединились студенты МАрхИ, выполнившие курсовые и дипломные работы, опубликовавшие «Белую Книгу» об архитектуре Билимбая.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: