Екатеринбург — столица ювелирного минимализма

Исторически сложилось, что Урал всегда был тесно связан с ювелирной промышленностью. Самоцветы и мастера-горщики — уже давно часть местного фольклора, а статус региона как одного из ювелирных центров страны сформировал целый культурный код со своими легендами. Ирина Петрова — основатель уральского бренда Lipa Jewellery — рассказала о своём видении современного Урала ювелирного, а также поделилась собственным опытом
в работе над украшениями.

В 2020 году сложно представить, но 6–7 лет назад на российском рынке было мало простых украшений. Повсеместные сегодня «лаконичные украшения» тогда можно было найти
в зарубежных инстаграм-аккаунтах, но не на местных прилавках. А мне очень хотелось маленькие плоские прямоугольные треугольники в уши и много-много тонких колец.
И я решила попробовать делать ювелирные изделия самостоятельно. Мои первые серёжки-гвоздики в виде треугольника были настолько простыми, что даже классический эскиз
не потребовался. Вырезанные из бумаги «выкройки» разных размеров прикладывала к мочке
и выбрала оптимальный. Всё!

Потом я, конечно же, купила толстое красивое издание с названием «Рисунок для ювелиров»
и проштудировала его. С тех пор оно бережно пылится на полке книжного шкафа, а я так и не дружу с классическим эскизом. Мне больше нравится делать пространственные схемы
и чертежи в разных масштабах. Для меня 3–4 корявенькие схемы более наглядны.

Серебряные серьги G-2

Воспоминания о первых опытах изготовления украшений вызывают у меня очень двойственные чувства. С одной стороны, можно гордиться своим упорством — училась я дома, на кухне, с помощью учебников и роликов на Youtube. С другой стороны, это было упорство, достойное лучшего применения — можно было напроситься в какую-нибудь ювелирную мастерскую и научиться всем азам гораздо быстрее. Обучаться у профессионала всегда лучше. Немного разобравшись, что к чему в ювелирном болоте, определив, что мне интереснее, начала ходить на мастер-классы и приставать к мастерам-профи. Постоянно приходится чему-то учиться и что-то улучшать.

Учитывая, какие незамысловатые изделия я хотела делать, для первых экспериментов мне было достаточно простенькой горелки, минимального набора ручного инструмента для обработки и готовых полуфабрикатов из серебра, которые в то время было выгоднее заказать за границей, чем в локальных ювелирных мастерских. Так что мои первые колечки и серёжки были сделаны из китайской серебряной проволоки, турецкого припоя и уральской серебряной ложки.

Я взялась за горелку, чтобы сделать украшения для себя. А для себя я хотела серебро.

Серебро — металл дешёвый, хоть и драгоценный. Приятен в работе. Какой-то серебряный лом дома был. Мягкие пластичные бижутерные сплавы я не ношу, не люблю специфический запах латуни и меди. Сталь слишком сложная для обработки. Так что особого выбора и не было.

В плане экспериментов всё происходило как-то само собой. Постепенно развивались навыки, приходило понимание технологических процессов, приобреталась более сложная техника для обработки металла. Хотелось новых вызовов, форм, текстур, материалов. Рынок тоже менялся, приносил новые тенденции. Я поработала с такими бижутерными сплавами, как латунь и медь:
они хороши для объёмных и при этом недорогих украшений. Однако в итоге я решила от них отказаться. Сегмент недорогих остромодных изделий на 1–2 сезона прекрасно покрывают магазины масс-маркета.

Изогнутые серьги с жёлтым цитрином

Уже несколько лет я работаю с классическими драгоценными металлами. Основную линейку делаю из серебра. По желанию клиента любое украшение можно сделать из золота. Конечно же, стою на учёте в Пробирной инспекции. Без этого официально работать с драгоценными металлами невозможно. Любой практикующий ювелир, наращивающий объемы и амбиции, будет вынужден столкнуться с постановкой на учёт и отчетностью. Процесс муторный, недружелюбный, но реализуемый. Хотелось бы, чтобы всё было организовано проще, тогда бы в отрасль приходило больше энтузиастов и мы бы имели гораздо более насыщенный
и интересный рынок как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения цен. Но будем честны —
эту фразу можно сказать про любую сферу российского бизнеса.

Камни — это особый пласт экспертизы и навыков, возможность разнообразить техники и дизайн; но я долго не решалась работать с ними.

На рынке постепенно появилось очень много производителей лаконичных украшений без камней. Стало скучно. Хотелось чего-то нового. Хотелось цвета. Невозможно без зевоты делать одни только тонкие колечки и лаконичные сережки-палочки. К тому же я продолжаю следовать принципу «Делай украшения, которые хочешь носить сама», поэтому эксперименты меня-дизайнера связаны с эволюцией предпочтений меня-потребителя. Захотелось делать
и носить более сложные украшения, с новыми элементами и деталями. Так в моей жизни появились камни, работа с которыми стала экспериментом, который неожиданно зацепил —
и до сих пор не отпускает.

Я не люблю классические округлые формы и не люблю блестящие камни, поэтому вариант искусственных камней, слишком ярких и блестящих, сразу отпал, как и круглая огранка. Любовь к стилю ар-деко с его геометричным духом и тягой к угловатым огранкам в итоге привела к выбору самоцветов нежных прозрачных оттенков в огранке «багет». Прямоугольники, квадраты, идеально прямые углы, протокольно чёткие грани… Завораживающая ритмика, раскрывающая не столько блеск, сколько цвет камня. Видимо, это было неизбежно: кого-то не трогает Ротко, а меня цветные прямоугольники практически вгоняют в транс.

Серьги-мобили с красным гранатом

Украшения я делаю без оглядки на содержание. Суть моего подхода: мне нравится такая форма, мне нравится определённый цвет камня, я хочу соединить их так, а не иначе, потому что мне это нравится визуально.

Минимализм же в принципе формалистский — в хорошем смысле слова. «Обессмысливание» как отсечение всего лишнего, мне кажется, является частью его ДНК. Вот вам форма, расскажите, что вы чувствуете, глядя на неё.

Прочтение украшения — индивидуальная история. Не хочу навязывать своё восприятие, гораздо интереснее, когда люди вкладывают в твоё изделие свои смыслы.

Мне странно видеть, когда к минимализму пытаются привязать какие-то мистические смыслы. Символизм — совсем не мой «-изм», я делаю «обессмысленные» украшения, чтобы их можно было, так сказать, эмоционально кастомизировать.

Для меня продажи — самая сложная, требующая постоянного внимания и усилий область. Придумывать дизайны и орудовать напильником гораздо проще!

Я вижу, в том числе и по себе, что покупатель разительно поменялся. Стал более вдумчивым, насмотренным, требовательным, менее ведущимся на стандартную фигню в стиле «добавьте женственности и элегантности» и «подчеркните изящество ключиц». Украшения — это очень личная история, эмоциональная, — стандартные подходы тут не работают. Я очень долго выстраивала и формулировала для себя способ подачи и идеи, с которыми мне хочется обращаться к потенциальным покупателям (правда, я всё делаю очень и очень долго),
и наконец я вижу картинку целиком. Мне кажется, всё живое и интересное уже на 99,9 % ушло
в онлайн. Поэтому поиск хорошего специалиста по соцсетям стоит в первых строках моего списка «Что делать?!»

Ювелирный Урал свои позиции не сдаёт. Есть мощные продолжатели традиций, призёры отраслевых выставок, работающие в высоком, инвестиционном сегменте, например Максим Демидов, Александр Чамовских. Есть широко известные молодые и дерзкие Avgst, Moonswoon, Arha Jewelry, Jewlia, Prosto, продвигающие более доступную и демократичную продукцию…
На самом деле, имя им (нам) легион. И это замечательно.

Город за какие-то 6–7 лет породил несколько брендов, громко заявивших о себе на уровне страны, многие уже выходят на международный рынок, включая ювелирный бренд номер один
в России. Сегодня минимализм — главный ювелирный тренд, даже огромные неповоротливые концерны научились делать лаконичные украшения, но именно небольшие уральские бренды были первыми. По этой причине я называю Екатеринбург столицей ювелирного минимализма.
И это действительно была новая страница в истории города, даже целый разворот — начать делать что-то модное и современное на площадках, привыкших к традиционным ювелирным украшениям. Очень интересно, что мы будем читать на следующей странице.

Подвеска из серебра с красным гранатом

Современные уральские ювелирные бренды яркие и характерные. Не вижу смысла для сотрудничества кого-то с кем-то. Я, наоборот, выступаю за большее разнообразие и стремление отличаться. В целом же наши бренды дружелюбны и всегда готовы оказать помощь коллегам.

Мастера уральской ювелирной школы высоко ценятся до сих пор. Словосочетание «малышевские изумруды и александриты» известно геммологам (геммолог — специалист, рассматривающий характеристики самоцветов — прим. ред.) по всему миру. Однако нужно понимать, что высокое мастерство и редкие драгоценные камни — атрибуты высокого сегмента и очень высоких цен.

В сегменте демократичных по цене ювелирных украшений, в котором работаю, я не вижу использования уральского культурного кода. Мы вообще почти не работаем с уральскими материалами. Почему? Увы, ответ банален — добытый и обработанный на уральской земле камень слишком дорог. Недавно один московский ювелирный бренд из сегмента demi-fine выпустил коллекцию, посвященную сказам Бажова, с уральским камнем демантоидом. Коллекция очень интересная, но цены ожидаемо выше средних в сегменте. Будем наблюдать, возможно, вскоре все начнут отходить от космополитичных коллекций и начнут активнее обращаться к корням и локальной мифологии.

Серебряное кольцо со светло-голубым топазом

На мой взгляд, базовые знания технологий дизайнеру ювелирных украшений абсолютно необходимы. Как минимум для того, чтобы понимать принципы работы с разными материалами, говорить с технологом на одном языке и уметь отстаивать своё видение. Что касается более глубокого погружения... Технологии развиваются очень быстро, требуют постоянно держать руку на пульсе и обновлять знания. С дизайном происходит то же самое. Возможно ли совмещать и то и другое? Теоретически, да... если не спать.

Мне кажется, самый классный вариант — тандем смелого дизайнера со свежим взглядом
и хорошего технолога. Один приносит очень замороченный визионерский проект, второй говорит, что из этого всего реализовать можно только 30 процентов, остальные 70 — полная чушь и глупости, не стоит и пытаться. Они спорят и ругаются, доходят до соотношения 60/40, опять спорят, идут продолжать спор в бар, откатываются к 50/50, и в ходе дальнейших препирательств приходят к тому, что 70 процентов проекта можно реализовать с незначительными коррективами, а 30-ю можно пожертвовать, потому что это действительно чушь и глупости. Больше всех счастлив потребитель, получающий качественно сделанный
и небанальный с точки зрения дизайна продукт.

Некоторые украшения легко сделать целиком и полностью одними руками. Часть своих так
и делаю. Однако чем сложнее украшение, чем больше в нём разноплановых элементов,
тем больше специалистов над ним работает. Это как с музыкой: какой смысл играть симфонию силами одного музыканта, если есть симфонический оркестр? Построение дизайна, огранка камней, закрепка, монтаж элементов, полировка — очень разные компетенции. А ювелиры — тоже люди: кому-то больше нравится резать восковые модели, кому-то камни крепить, кто-то кайфует от полировки (и это точно не я!). Поэтому я голосую за командную работу.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: