Исторически
сложилось, что Урал всегда был тесно связан с ювелирной
промышленностью. Самоцветы и мастера-горщики — уже давно часть местного
фольклора, а статус региона как одного из ювелирных центров страны сформировал целый
культурный код со своими легендами. Ирина Петрова — основатель уральского
бренда Lipa Jewellery — рассказала о своём видении современного Урала
ювелирного, а также поделилась собственным опытом
в работе над украшениями.
Екатеринбург — столица ювелирного минимализма
- Текст:Ирина Петрова8 октября 2020
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
В 2020 году сложно представить, но 6–7 лет назад на
российском рынке было мало простых украшений. Повсеместные сегодня «лаконичные
украшения» тогда можно было найти
в зарубежных инстаграм-аккаунтах, но не на местных
прилавках. А мне очень хотелось маленькие плоские прямоугольные треугольники в
уши и много-много тонких колец.
И я решила попробовать делать ювелирные изделия
самостоятельно. Мои первые серёжки-гвоздики в виде треугольника были настолько
простыми, что даже классический эскиз
не потребовался. Вырезанные из бумаги
«выкройки» разных размеров прикладывала к мочке
и выбрала оптимальный. Всё!
Потом я, конечно же, купила толстое красивое издание с
названием «Рисунок для ювелиров»
и проштудировала его. С тех пор оно бережно
пылится на полке книжного шкафа, а я так и не дружу с классическим эскизом. Мне
больше нравится делать пространственные схемы
и чертежи в разных масштабах. Для
меня 3–4 корявенькие схемы более наглядны.
Серебряные серьги G-2
Воспоминания о первых опытах изготовления украшений вызывают у меня очень двойственные чувства. С одной стороны, можно гордиться своим упорством — училась я дома, на кухне, с помощью учебников и роликов на Youtube. С другой стороны, это было упорство, достойное лучшего применения — можно было напроситься в какую-нибудь ювелирную мастерскую и научиться всем азам гораздо быстрее. Обучаться у профессионала всегда лучше. Немного разобравшись, что к чему в ювелирном болоте, определив, что мне интереснее, начала ходить на мастер-классы и приставать к мастерам-профи. Постоянно приходится чему-то учиться и что-то улучшать.
Учитывая, какие незамысловатые изделия я хотела делать, для первых экспериментов мне было достаточно простенькой горелки, минимального набора ручного инструмента для обработки и готовых полуфабрикатов из серебра, которые в то время было выгоднее заказать за границей, чем в локальных ювелирных мастерских. Так что мои первые колечки и серёжки были сделаны из китайской серебряной проволоки, турецкого припоя и уральской серебряной ложки.
Я взялась за горелку, чтобы сделать украшения для себя. А для себя я хотела серебро.
Серебро — металл дешёвый, хоть и драгоценный. Приятен в работе. Какой-то серебряный лом дома был. Мягкие пластичные бижутерные сплавы я не ношу, не люблю специфический запах латуни и меди. Сталь слишком сложная для обработки. Так что особого выбора и не было.
В плане экспериментов всё происходило как-то само собой.
Постепенно развивались навыки, приходило понимание технологических процессов,
приобреталась более сложная техника для обработки металла. Хотелось новых
вызовов, форм, текстур, материалов. Рынок тоже менялся, приносил новые
тенденции. Я поработала с такими бижутерными сплавами, как латунь и медь:
они
хороши для объёмных и при этом недорогих украшений. Однако в итоге я решила от
них отказаться. Сегмент недорогих остромодных изделий на 1–2 сезона прекрасно
покрывают магазины масс-маркета.
Изогнутые серьги с жёлтым цитрином
Уже несколько лет я работаю с классическими драгоценными
металлами. Основную линейку делаю из серебра. По желанию клиента любое украшение
можно сделать из золота. Конечно же, стою на учёте в Пробирной инспекции. Без
этого официально работать с драгоценными металлами невозможно. Любой
практикующий ювелир, наращивающий объемы и амбиции, будет вынужден столкнуться
с постановкой на учёт и отчетностью. Процесс муторный, недружелюбный, но
реализуемый. Хотелось бы, чтобы всё было организовано проще, тогда бы в отрасль
приходило больше энтузиастов и мы бы имели гораздо более насыщенный
и
интересный рынок как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения цен. Но будем
честны —
эту фразу можно сказать про любую сферу российского бизнеса.
Камни — это особый пласт экспертизы и навыков, возможность разнообразить техники и дизайн; но я долго не решалась работать с ними.
На рынке постепенно появилось очень много производителей
лаконичных украшений без камней. Стало скучно. Хотелось чего-то нового.
Хотелось цвета. Невозможно без зевоты делать одни только тонкие колечки и
лаконичные сережки-палочки. К тому же я продолжаю следовать принципу «Делай
украшения, которые хочешь носить сама», поэтому эксперименты меня-дизайнера
связаны с эволюцией предпочтений меня-потребителя. Захотелось делать
и носить
более сложные украшения, с новыми элементами и деталями. Так в моей жизни
появились камни, работа с которыми стала экспериментом, который неожиданно
зацепил —
и до сих пор не отпускает.
Я не люблю классические округлые формы и не люблю блестящие камни, поэтому вариант искусственных камней, слишком ярких и блестящих, сразу отпал, как и круглая огранка. Любовь к стилю ар-деко с его геометричным духом и тягой к угловатым огранкам в итоге привела к выбору самоцветов нежных прозрачных оттенков в огранке «багет». Прямоугольники, квадраты, идеально прямые углы, протокольно чёткие грани… Завораживающая ритмика, раскрывающая не столько блеск, сколько цвет камня. Видимо, это было неизбежно: кого-то не трогает Ротко, а меня цветные прямоугольники практически вгоняют в транс.
Серьги-мобили с красным гранатом
Украшения я делаю без оглядки на содержание. Суть моего подхода: мне нравится такая форма, мне нравится определённый цвет камня, я хочу соединить их так, а не иначе, потому что мне это нравится визуально.
Минимализм же в принципе формалистский — в хорошем смысле слова. «Обессмысливание» как отсечение всего лишнего, мне кажется, является частью его ДНК. Вот вам форма, расскажите, что вы чувствуете, глядя на неё.
Прочтение украшения — индивидуальная история. Не хочу навязывать своё восприятие, гораздо интереснее, когда люди вкладывают в твоё изделие свои смыслы.
Мне странно видеть, когда к минимализму пытаются привязать какие-то мистические смыслы. Символизм — совсем не мой «-изм», я делаю «обессмысленные» украшения, чтобы их можно было, так сказать, эмоционально кастомизировать.
Для меня продажи — самая сложная, требующая постоянного внимания и усилий область. Придумывать дизайны и орудовать напильником гораздо проще!
Я вижу, в том числе и по себе, что покупатель разительно
поменялся. Стал более вдумчивым, насмотренным, требовательным, менее ведущимся
на стандартную фигню в стиле «добавьте женственности и элегантности» и
«подчеркните изящество ключиц». Украшения — это очень личная история,
эмоциональная, — стандартные подходы тут не работают. Я очень долго выстраивала
и формулировала для себя способ подачи и идеи, с которыми мне хочется
обращаться к потенциальным покупателям (правда, я всё делаю очень и очень
долго),
и наконец я вижу картинку целиком. Мне кажется, всё живое и интересное
уже на 99,9 % ушло
в онлайн. Поэтому поиск хорошего специалиста по соцсетям
стоит в первых строках моего списка «Что делать?!»
Ювелирный Урал свои позиции не сдаёт. Есть мощные продолжатели
традиций, призёры отраслевых выставок, работающие в высоком, инвестиционном
сегменте, например Максим Демидов, Александр Чамовских. Есть широко известные
молодые и дерзкие Avgst, Moonswoon, Arha Jewelry, Jewlia, Prosto, продвигающие
более доступную и демократичную продукцию…
На самом деле, имя им (нам) легион.
И это замечательно.
Город за какие-то 6–7 лет породил несколько брендов, громко
заявивших о себе на уровне страны, многие уже выходят на международный рынок,
включая ювелирный бренд номер один
в России. Сегодня минимализм — главный
ювелирный тренд, даже огромные неповоротливые концерны научились делать
лаконичные украшения, но именно небольшие уральские бренды были первыми. По
этой причине я называю Екатеринбург столицей ювелирного минимализма.
И это
действительно была новая страница в истории города, даже целый разворот —
начать делать что-то модное и современное на площадках, привыкших к
традиционным ювелирным украшениям. Очень интересно, что мы будем читать на
следующей странице.
Подвеска из серебра с красным гранатом
Современные уральские ювелирные бренды яркие и характерные. Не вижу смысла для сотрудничества кого-то с кем-то. Я, наоборот, выступаю за большее разнообразие и стремление отличаться. В целом же наши бренды дружелюбны и всегда готовы оказать помощь коллегам.
Мастера уральской ювелирной школы высоко ценятся до сих пор. Словосочетание «малышевские изумруды и александриты» известно геммологам (геммолог — специалист, рассматривающий характеристики самоцветов — прим. ред.) по всему миру. Однако нужно понимать, что высокое мастерство и редкие драгоценные камни — атрибуты высокого сегмента и очень высоких цен.
В сегменте демократичных по цене ювелирных украшений, в котором работаю, я не вижу использования уральского культурного кода. Мы вообще почти не работаем с уральскими материалами. Почему? Увы, ответ банален — добытый и обработанный на уральской земле камень слишком дорог. Недавно один московский ювелирный бренд из сегмента demi-fine выпустил коллекцию, посвященную сказам Бажова, с уральским камнем демантоидом. Коллекция очень интересная, но цены ожидаемо выше средних в сегменте. Будем наблюдать, возможно, вскоре все начнут отходить от космополитичных коллекций и начнут активнее обращаться к корням и локальной мифологии.
Серебряное кольцо со светло-голубым топазом
На мой взгляд, базовые знания технологий дизайнеру ювелирных украшений абсолютно необходимы. Как минимум для того, чтобы понимать принципы работы с разными материалами, говорить с технологом на одном языке и уметь отстаивать своё видение. Что касается более глубокого погружения... Технологии развиваются очень быстро, требуют постоянно держать руку на пульсе и обновлять знания. С дизайном происходит то же самое. Возможно ли совмещать и то и другое? Теоретически, да... если не спать.
Мне кажется, самый классный вариант — тандем смелого
дизайнера со свежим взглядом
и хорошего технолога. Один приносит очень
замороченный визионерский проект, второй говорит, что из этого всего
реализовать можно только 30 процентов, остальные 70 — полная чушь и глупости,
не стоит и пытаться. Они спорят и ругаются, доходят до соотношения 60/40, опять
спорят, идут продолжать спор в бар, откатываются к 50/50, и в ходе дальнейших
препирательств приходят к тому, что 70 процентов проекта можно реализовать с
незначительными коррективами, а 30-ю можно пожертвовать, потому что это действительно
чушь и глупости. Больше всех счастлив потребитель, получающий качественно
сделанный
и небанальный с точки зрения дизайна продукт.
Некоторые украшения легко сделать целиком и полностью одними
руками. Часть своих так
и делаю. Однако чем сложнее украшение, чем больше в нём
разноплановых элементов,
тем больше специалистов над ним работает. Это как с
музыкой: какой смысл играть симфонию силами одного музыканта, если есть
симфонический оркестр? Построение дизайна, огранка камней, закрепка, монтаж
элементов, полировка — очень разные компетенции. А ювелиры — тоже люди: кому-то
больше нравится резать восковые модели, кому-то камни крепить, кто-то кайфует
от полировки (и это точно не я!). Поэтому я голосую за командную работу.
- Фото:Анастасия Гусарова
- Ретушь:Любовь Луганская
- Сет-дизайн:Евгения Тышкевич
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: