Город из окна трамвая

В первой половине 1920-х Екатеринбург ожидали большие перемены: за несколько лет он превратился из небольшого уездного города в столицу Уральской области, сменил название. На месте строительных лесов, деревянных домишек и снесенных объектов, не соответствующих новой идеологии, выросла конструктивистская архитектура, призванная решить такие потребности, как скорость и экономичность строительства и организация новой жизни. Многие изменения, произошедшие с городом тогда, стали частью повседневности горожан.

Мы предложили прогуляться по городу с архитектурным путеводителем TATLIN «Екатеринбург — Свердловск. 1920–1940» Софии Еременко, исследовательнице проекта «Территория авангарда» и в первую очередь горожанке. Приглашаем ненадолго сменить оптику восприятия города и погрузиться в реалии Свердловска 1920–1940-х годов. Это достаточно просто сделать — нужно лишь сесть на трамвай. В 1929 году этот новый вид транспорта был популярным среди свердловчан. Подобно им, мы проедем по центру Екатеринбурга на трамвае и понаблюдаем, как менялся город.


Фото-альбом: карта

Прежде чем мы отправимся в путь, немного расскажу о нашем маршруте: первой точкой станет площадь 1905 года, финальной — остановка «Каменные палатки». По направлению уменьшения интенсивности городского шума мы проделаем путь выходного дня, который пользовался популярностью у жителей и в 1930-е годы. 

Давайте перенесемся на проспект Ленина, на остановку «Площадь 1905 года», и осмотримся, пока гул потока машин не приглушится шумом трамваев № 13 или № 15.

Площадь 1905 года [№ 1], Горсовет [№ 2]

София Еременко с путеводителем «Екатеринбург — Свердловск. 1920–1940». Справа здание Горсовета (ныне здание мэрии и городской думы, пр-т Ленина, 24а), 2024

В 1929 году к 12-й годовщине Октября главную городскую площадь наполнили звонки только пущенных вагонов трамвая. Горожане среди красных флагов и знамен были рады встретить новый вид городского транспорта, который сделает их ритм жизни быстрее.

Но еще недавно площадь 1905 года носила другое название, на проспекте Ленина возвышался Богоявленский кафедральный собор (с 1833 по 1919 год площадь называлась Кафедральной. До 1930 года здесь находился собор, который был взорван. — Прим. ред.). Когда-то это было местом сбора верующих на церковные праздники, затем оно стало центром революционных событий.

За изменениями в городе поспевали и перемены в облике городской архитектуры. Ярким примером является здание Горсовета (ныне здание мэрии и городской думы. — Прим. ред.). На его месте располагался гостиный двор. В 1930 году историческое здание стало превращаться в конструктивистский пятиэтажный корпус из стекла и бетона. Стоя на остановке в ожидании трамвая, жители могли наблюдать издалека за поблескиванием света в ленточных окнах или же портретами вождей, украшающими фасад. Через 15 лет конструктивизм скрылся за пышным декором неоклассики: здание было облицовано гранитом, обогащено колоннами и статуями. В 1950-е годы Горсовет обрел современный облик — на нем появилась башня со шпилем и часами.

Свидетелями такого круговорота событий стали горожане. Отголоски этих событий мы наблюдаем и сейчас, просто ожидая трамвай посреди проспекта Ленина. Пока мы осматривали площадь, подъехал и наш трамвай № 15. Предлагаю отправиться в путь.

Дом связи [№ 3], Уралснабторг [№ 4], Облисполком [№ 5]

Фото-альбом: 2

Трамваи открывали возможность не только быстро добраться из одной точки города в другую, но и заново познакомиться с городом, который в 1920–1930-е годы довольно быстро становился неузнаваем. Окно трамвая и сейчас задает динамику архитектурному ритму мелькающих зданий, когда-то сформировавших конструктивистское пространство Екатеринбурга.

Я люблю читать старые путеводители. Один из любимых — трогательный маршрут по городу «Екатеринбург — Свердловск» Нины Поповой, изданный в 1935 году в «Свердлгизе». Прежде чем говорить об архитектурных элементах конструктивизма, хочется поделиться цитатой из этой книги, описывающей стройку в Свердловске:

«Свердловск изрыт, ископан.

Ветер вздымает и носит красную кирпичную пыль. На тротуарах — лужи известкового раствора. Наскоро сколоченные заборы окружают остовы новых зданий. Грузовики везут кирпич, лес, железные конструкции. Качаются в “люльках” маляры, ночами раздаются глухие взрывы, — это разрушают старые здания, чтобы на их месте строить большие новые дома.

Город меняет лицо.

Посередине главной улицы легли, ослепительно сверкая на солнце, трамвайные рельсы. Рабочий не должен ходить пешком из конца в конец».

Свердловск в конце 1920-х напоминал масштабную строительную площадку. Градообразующим стилем стал конструктивизм. Особое внимание уделялось комплексной трансформации центральной части города. Во время поездки на трамвае сочетания объемов разной формы как будто перетекают из одного здания в другое. Облик фасада и набор форм связан с функциями каждого дома. Тут и там мелькают визуальные элементы конструктивизма: эркеры, столбы-опоры, ленточное остекление, рисунок оконных проемов на фасаде, плоская крыша, угловые балконы, асимметричные объемы, закругленные угловые фасады. Попробуйте найти некоторые из них в зданиях Дома связи (ныне Главпочтамт, пр-т Ленина, 39. — Прим. ред.) или бывшего Облисполкома (пр-т Ленина, 34. — Прим. ред.).

Дом печати [№ 6], памятник Якову Свердлову [№ 7], площадь Парижской коммуны [№ 8], Городок чекистов [№ 9], Клуб строителей [№ 10], Дом Госпромурала [№ 11]

Фото-альбом: 3

Трамваи начинали свой путь с 6:20, а заканчивали в 1:00. На них горожане добирались не только на работу, но и в театр, в кино, на лекцию или же в магазин. Социальная инфраструктура формировала и новые социальные практики.

Тем временем по стройному проспекту Ленина, мимо скверов, домов и широких витрин магазинов наш трамвай выезжает на площадь Парижской коммуны, объединяющую жилые комплексы, административные, общественные и производственные здания. Первое, что нас встречает при въезде на площадь — черная фигура памятника Якову Свердлову. В путеводителях 1930-х годов памятник часто упоминают как статую Андрея (Товарищ Андрей — партийный псевдоним Якова Свердлова. — Прим. ред.). Вокруг него должен был сформироваться культурный центр Урала.

Каждое здание архитектурного ансамбля — воплощение разных функций нового быта 1920–1930-х годов. В левом окне появляется закругленный угол Дома печати, ориентированного на площадь. В здании находились типография и издательство газеты «Уральский рабочий». Напротив Театра оперы и балета должен был появиться Синтетический театр (сейчас здесь находится учебный корпус Уральского федерального университета. — Прим. ред.), сверхмеханизированный театр планетарного типа. Его вместимость была рассчитана на 8 000 человек. В нем предполагалось проведение разнообразных представлений: от выступлений с актерами-машинами (механическими марионетками, которыми планировали заменить актеров. — Прим. ред.) до агитдемонстраций. Однако проект Синтетического театра так и остался на бумаге.

Клуб строителей (ныне ТК «Сити-Центр»), 2024

Двигаясь дальше, трамвай проедет и мимо Клуба строителей (пр-т Ленина, 50. — Прим. ред.), эталонного конструктивистского проекта архитектора Якова Корнфельда. Здание объединяло в себе три функции: клубную, спортивную и театральную. Здесь проектировались и помещения для кружков, и библиотека, и зрительный зал-амфитеатр. На террасах в летнее время можно было поиграть в шахматы или почитать книги. Во дворе находился корпус спортзала и спортивная площадка.

Новый быт предполагал изменения и жилых зданий. В Свердловске появились полифункциональные жилые комплексы — городки, в которых было все для комфортной жизни. Во время плавных покачиваний вагона на трамвайном кольце можно рассмотреть одно из зданий Городка чекистов — общежитие для малосемейных (ныне гостиница «Исеть», пр-т Ленина, 69/1. — Прим. ред.). Здание соединено переходом с Клубом УНКВД им. Дзержинского (ныне Краеведческий музей, пр-т Ленина, 69/10. — Прим. ред.), по которому жители могли пройти на кружки, лекции или в столовую.

Фото-альбом: 4

Проезжая мимо гостиницы «Исеть», трамвай как будто повторяет изгиб здания. Из окна можно рассмотреть рисунок оконных проемов и сочетание объемов. Что оно вам напоминает? Среди жителей здание носило название «Подкова».

Не могу не рассказать и про Городок Госпромурала (пр-т Ленина, 52. — Прим. ред.), а точнее, про его жилую среду. При проектировании жилых комплексов для архитекторов были важны экономия пространства, многообразие функций и инсоляция. Благодаря расположению корпусов Городка перпендикулярно проспекту Ленина между зданиями образованы зеленые дворы. Несмотря на практические замыслы, окна жителей выходят не на шумную центральную улицу, а на тихий зеленый двор. Пока мы проезжаем мимо Городка, можно посчитать, сколько дворов протянулось вдоль проспекта.

Фото-альбом: 5

Комплекс учебных корпусов УПИ [№ 12], Шарташские каменные палатки [№ 13]

С 1924 года до озера Шарташ курсировали маленькие 12-местные автобусы марки «Форд». В 1930-е на прогулку горожане могли отправиться уже на трамвае, правда, нужно было доехать до последней трамвайной остановки на Втузгородке и пройти полтора километра. Мы же доедем прямиком до остановки «Каменные палатки». Но сначала увидим главный учебный корпус УПИ (ул. Мира, 19), который завершает проспект Ленина, и проедем мимо «упишных» корпусов, как их называют горожане.

Фото-альбом: 6

Конкурс на строительство городка Уральского политехнического института был проведен в 1929 году. Во время работ произошла реформа высшего образования, и институт был разделен на 10 втузов. Так проект студенческого городка получил название — Втузгородок (городок высших технических учебных заведений. — Прим. ред.). Специализированные корпуса факультетов, главное здание, студенческие общежития, дома профессорско-преподавательского состава довоенного периода построены в стиле конструктивизм.

Студенты часто ходили к озеру Шарташ. После учебы, демонстраций, работы или давки в трамвае отправлялись через сосновый лес, березовые лужайки прямиком к берегу озера. Чтобы больше узнать о месте, предлагаю обратиться к воспоминанию из дневника студентки Лии Малявиной, которая в апреле 1932 после школы приехала в Свердловск на учебу в УГИ:

«На берегу — кусты сирени, черемухи, трава и маленькие, живописные резные домики дачи… И поверхность озера, зеркальная, серебрянная от солнца. Мы легли на плот “пришвартованный” к мостику у берега и долго лежали, любуясь дивной картиной…» [1].

От оживленных разговоров и шумных улиц прятались среди деревьев и другие горожане. Например, Лиля Брик, которая с 1930 по 1932 год жила в Свердловске:

«Вчера же ездили на озеро Шарташ — очень красиво, и привезли оттуда массу сирени — вся квартира запахла» [2].

На Шарташе можно было не только побыть наедине с природой. В заметках, газетах и путеводителях Шарташ упоминается как место спорта и рыбной ловли, фейерверков на озере и учебной стрельбы. В 1928 году в газете «На смену!» появилось первое приглашение на экскурсию туристов по маршруту Каменные палатки — Карасьи ямки — Шарташское озеро. Горожан просили захватить с собой «провизию на сутки, кружки, чайники, компас, топорик, фотоаппарат и палатку». Любителям размеренного отдыха предлагалась программа на Шарташских дачах. В домах отдыха обустраивали библиотеки и залы, где показывали спектакли и кино. Вот такое расписание было опубликовано в «Рабочем журнале» от 1926 года:

07:00 — подъем, физкультурные упражнения;

08:00 — завтрак из чая или кофе, хлеба, масла, сыра;

09:00 — 13:00 — солнечные ванны, экскурсии, игры (крокет, городки, шахматы, шашки);

13:00 — 15:00 — обед;

15:00 — 16:00 — «мертвый час»;

17:00 — 19:00 — перекус (чай с хлебом), массовые игры на воздухе;

19:00 — ужин (мясное блюдо и стакан молока);

23:00 — сон.

Фото-альбом: 7

В полукилометре от Шарташа возвышаются Каменные палатки. Один из выступов геологического памятника достигает 20 метров. Сюда отправлялись на прогулку горожане. Кто-то наслаждался воздухом соснового бора, а кто-то приходил в поисках следов доисторических обитателей. На Каменных палатках часто находили каменные наконечники стрел и черепки посуды. Поэтому здесь можно было встретить группы ребят с преподавателями разных кружков с лопатами, рюкзаками и записными книжками.



Здесь, на Каменных палатках, наша прогулка подходит к концу. Город мелькал сегодня не только в окнах трамвая, но и на архивных фотографиях и в воспоминаниях старожилов из путеводителя «Екатеринбург — Свердловск. 1920–1940». Подобно людям в поисках осколков древних предметов на Каменных палатках, мы тоже попытались найти нить, правда, со сравнительно недавним прошлым. О событиях первой трети ХХ века мы узнаем из сохранившихся дневников, литературы и документов. Но иногда даже небольшие пересечения повседневных практик помогают найти в городе черты прежнего Свердловска.

[1] Из воспоминаний Малявиной Лии Алексеевны от 10 мая 1932 года. Авторские орфография и пунктуация сохранены. Малявина Л. // Корпус дневников «Прожито».

[2] Из воспоминаний Лили Брик от 28 мая 1931 года. Авторские орфография и пунктуация сохранены. Брик Л. // Корпус дневников «Прожито».


Обложка статьи: София Еременко с путеводителем «Екатеринбург — Свердловск. 1920–1940», 2024


Cтатья на основе материалов из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: