Город — место, где встречаются самые разные силы. Шум трамваев и центральных проспектов скрывает то, о чем мы можем даже не подозревать. Чтобы увидеть незримое и узнать больше о способах взаимодействия жителей с городом, мы обратились к человеку, который общается с миром как нормальным, так и паранормальным, — шаману.
Шаманизм — древнейшее известное явление духовной культуры. Там, где живут люди, всегда есть и практики духовной сферы. Городские шаманы — своеобразные медиаторы в духовной дипломатии. Они помогают сохранить баланс между деятельностью человека и потусторонних сил. Несмотря на то, что традиции шаманизма складываются уже на протяжении многих веков, существуют локальные уникальные формы. О взаимодействии с духами Екатеринбурга издательству TATLIN рассказал местный шаман Яромир.
Яромир — рабочее имя, псевдоним. За ним стоит городской житель, историк и художник — Никита. Никита рос в сельской местности. В детстве он соприкоснулся с атмосферой народного мистицизма: магической войной между жителями, которые наводили порчу на соседских коров, разговорами бабушек на лавочке об оживших мертвецах на кладбище. С того момента Никита заинтересовался оккультизмом. В 2020 году во время пандемии он стал рассказывать о шаманских практиках и потустороннем в своем телеграм-канале «Колдун и его скитания». Сейчас жители Екатеринбурга и других городов обращаются к Никите за проведением обрядов и по другим магическим вопросам.
С Яромиром (здесь и далее будем использовать рабочее имя шамана. — Прим. ред.) мы отправились на прогулку по Екатеринбургу и обсудили, где обитают местные духи, и как с ними познакомиться.
Шаман Яромир на фоне гостиницы «Исеть». Екатеринбург, 2024
Подготовка
Чтобы быть готовым к встрече с любым духом, нужно иметь при себе минимальный набор атрибутов для взаимодействия с потусторонним.
Яромир: В моем рюкзаке есть все необходимое для общения с духами. Звук — один из важнейших элементов шаманских практик. Ритмичное звучание можно создать с помощью инструментов или собственного тела: свист, пение, хлопанье в ладоши. В звуковых практиках использую погремушки из ореха и варган. Есть и другой магический инвентарь: карты Таро, камни, вотивные фигурки (уменьшенные копии реальных вещей, которые создают в дар божеству. — Прим. ред.), благовония. Каждый инструмент — воплощенный в материальной форме дух-союзник.
Фото-альбом: 1
Оазис в городе
Некоторые точки на карте существуют вне ритма городского пространства. Жизнь здесь течет своим чередом, а духи не знают бед. Такое место есть и в Екатеринбурге. Во Втузгородке (исторический район Екатеринбурга. — Прим. ред.) можно найти квартал с коттеджами начала 1950-х, трехэтажными жилыми сталинками, двухэтажными малоквартирными домами, деревянными стайками-гаражами и обилием зелени («Квартал 24», спроектированный в 1947 году архитектором Александром Вилесовым для рабочих Радиозавода, ныне «НПО автоматики». — Прим. ред.). Это место могло бы напоминать оазис. Но с недавних пор здесь раздается монотонный шум инструментов со стройки очередной многоэтажки. Жители квартала поделились, что дом возводят на месте одного из исторических зданий. Уже несколько лет они стараются защитить пространство от уплотнительной застройки. Свой квартал жители называют «республикой», а двор — музеем.
«Республика Лодыгина» — квартал в границах улиц Комсомольская — Лодыгина — Студенческая. Раньше это место объединяло только соседей, теперь оно привлекает новых участников: городских активистов, туристов и исследователей культурного наследия. Чтобы сохранить целостность квартала, жители создали творческое пространство прямо у себя во дворе (ул. Лодыгина, 13. — Прим. ред.). Здесь оказались и мы с Яромиром.
Фото-альбом: 2
Яромир: В пространстве, где собираются жители и гости, можно найти и ленточки на деревьях, и глиняные горшки на заборе, и скульптуры животных, которые создали местные художники, — все это напоминает обереги. Такие предметы помогают защититься как от видимых, так и невидимых врагов. Более того, обереги становятся центрами сакральных мест. Наполнение пространства новыми элементами и ежедневные активности сплачивают людей — создают социальный мир и, конечно, привлекают духов.
Фото-альбом: 3
Филиалы природности
Парк — общественное пространство, встроенное в логику города. Функциональный багаж массовых парков трансформировался с изменением норм проектирования: от эстетического воздействия природного ландшафта до вовлечения в массовое действо. Но парки всегда являлись островками зелени, где можно отдохнуть в приближенной к природе обстановке. Мы отправились в Дендрологический парк на улице Первомайской, чтобы узнать, какие духи скрываются в тени дубовых, лиственных, еловых и грушевых аллей.
Яромир: Городские парки — излюбленное место духов. Парки идеальны для шаманских практик общения с пространством — обрядов или ритуалов. Но настроиться на общение с духами природы можно и другими способами: помедитировать или же почитать художественную литературу. Главная цель — достижение баланса между чувством и сознанием. К сожалению, самое эзотерическое место иногда может быть закрыто на просушку, обработку от клещей или быть переполненным людьми.
Пространство энергообмена
Наряду с парками на карте городов можно встретить не менее масштабные зеленые островки — кладбища. На городском кладбище всегда циркулирует жизнь: кто-то приезжает проведать близких, кто-то ведет экскурсию. Есть и те, кто заходят каждый день, — люди, срезающие маршрут от дома до работы. Мы предложили Яромиру пройтись по Михайловскому кладбищу и рассказать, каких духов на нем можно встретить.
Яромир: Кладбище — пространство энергообмена. Здесь не останавливаются попытки воспроизводства совместности. Кладбища — место обитания духов памяти. Подношения в виде конфет, традиционный ритуал погребения или же случайные странствия — все говорит о продолжении выработанного языка коллективности, единстве живых и мертвых.
Фото-альбом: 4
Практики для общения с пространством
Последней точкой нашего маршрута с Яромиром стал Городок Госпромурала, один из многофункциональных жилых комплексов 1920–1930-х годов (ул. Ленина, 52. — Прим. ред.). Корпуса комплекса расположены торцом к проспекту Ленина. Они стоят в два ряда по четыре дома в каждом и соединены поперечными, меньшими по этажности, зданиями-связками. Из-за конфигурации плана комплекс получил название «дом-расческа». Между рядов из четырех домов находятся три двора. Закрытые дворы конструктивистского комплекса в советское время были местом детских игр и общения взрослых. Сейчас здесь не разносятся голоса детворы во время игры в чижика или лапту — зеленые дворы погрузились в молчание. Остались ли здесь духи?
Яромир: Город — искусственная среда. В городах, облик которых сформировался в советское время, редко можно встретить горожан даже в третьем поколении. Ритм жизни, постоянные изменения среды, исчезновение исторических зданий мешают единению с пространством. Горожанам все сложнее ответить на вопрос: «Кто мы?». Но существуют способы заполнить возникшую пустоту.
Чтобы почувствовать себя частью целого в шаманизме проводят ритуалы. Ритуалы, по сути, это упорядочивание жизни. Чаще всего они предполагают работу с внутренним миром, но иногда их можно применить для общения с пространством. Оживить незнакомое место можно с помощью подарка (им может стать арт-объект или субботник. — Прим. ред.), медитации или же создания сакрального места. Главное условие — не навредить пространству, выражая свое обращение в материальной форме. Разница практик заключается в количестве вовлекаемых участников.
Например, создание сакрального места отличается социальным характером. Такое взаимодействие местных жителей можно найти в главном дворе Городка Госпромурала. Раньше здесь работал фонтан. На его месте сообщество жильцов «Соседи» на новый год ставили елку и создавали световые арт-объекты (низовая инициатива появилась в 2021 году после проведения во дворе Городка фестиваля «Авангардные недели» от проекта «Территория авангарда». — Прим. ред.). Преследуя цель восстановить конструктивистский комплекс, местные жители создали пространство для времяпровождения вместе и даже заинтересовали сторонних обывателей своим арт-объектом в виде кораблика. В этом случае сакральное место повысило силу двора и привлекло единомышленников.
Фото-альбом: 5
Остановка
Выработка языка с потусторонним в городе — нелегкий процесс. Он связан с вопросами о границах взаимодействия жителей, об объединении и открытости. Город состоит из рутинных и привычных операций. За этой повседневностью скрываются и социальные отношения, и идентичность места, и даже духи. Незаметно для самих себя мы выстраиваем отношения с городом. Для того чтобы сделать первый шаг, иногда можно просто снять наушники и прислушаться.
Обложка статьи: Минимальный набор атрибутов шамана для взаимодействия с духами, 2024