Заплатки для города

В XX веке произошли серьезные изменения в изобразительном искусстве: прежде делившееся на высокое и низкое, оно практически перестало иметь рамки. Не только в переносном, но и в прямом смысле — творчество художников, институциональных и не очень, стало существовать не только в музеях и галереях, но и на улицах. Уличное искусство в умелых руках может становиться способом взаимодействия с городом и его жителями. В данном случае городская среда — это пространство для культурного диалога, субъектами которого являются художник и зритель. Примером вовлечения горожан в творчество является арт-проект Ивана Кравченко «Заплатки для города». Вместо обличительных речей художник лишь указывает на проблемы городской среды, провоцируя прохожих самостоятельно делать выводы. Проект прошел долгий путь за пять лет с момента его старта: заплатки привлекли внимание общественности, появились в нескольких городах и подверглись институционализации.

Одним из актуальных сегодня направлений «наружного» искусства является энвайронмент (от англ. environment — окружение, среда). Направление возникло в последней трети XX века. В его рамках создаются специально организованные художественные объекты, в которые входят как экспонаты и вся система их экспонирования, так и зрители этих объектов. Концепция энвайронмента заключается в вовлечении зрителя в арт-пространство, где искусство сливается с окружающей средой в целях изучения взаимосвязи между объектом и окружающим его пространством.

Производной формой энвайронмента, характерной для городского пространства, является паблик-арт — предметно-ориентированное (привязанное к конкретному месту) искусство, которое существует в общественном пространстве и направлено на интеграцию художественных компонентов в открытые сегменты городской среды. Искусство в пространстве города способствует многоуровневой коммуникации между художником, зрителем и муниципальными органами власти.

Одним из наиболее примечательных кейсов паблик-арта в России стали керамические заплатки для выбоин в асфальте, созданные художником Иваном Кравченко. Проект был начат в 2018 году в Иркутске — городе, в котором Иван вырос. По этой причине эта акция стала для него очень личной.

Иван Кравченко

По словам художника-керамиста, его целью является привлечение внимания к плохому состоянию дорожного покрытия и сохранности города в целом. Дыры в асфальте исторического центра города он называет ранами, которые он самостоятельно латает при помощи уличного искусства. Для того чтобы привлекать внимание прохожих, керамические заплатки содержат рисунки, представляющие собой яркие абстрактные изображения. Иногда они связаны с историей местности или зданий, расположенных поблизости. Всего в Иркутске Иваном было создано и установлено в разных районах около 70 заплаток.

Заплатка, созданная в рамках проекта «Заплатки для города». Иван Кравченко. Иркутск, 2019

Процесс «латания» осуществляется следующим образом: художник находит подходящее отверстие в тротуаре и обводит его по листу бумаги. Затем по получившемуся шаблону изготавливается форма заплатки, производится формовка и роспись. Когда процесс завершен, получившаяся заплатка ставится на цемент в соответствующее отверстие в асфальте. Заплатки недолговечны из-за погоды и человеческого воздействия: примерный срок их жизни — около года.

Установка заплатки, созданной в рамках проекта «Заплатки для города». Иван Кравченко. Иркутск, 2019

Проект не был согласован Иваном Кравченко с администрацией Иркутска, но в его реализации художнику никто не препятствовал. Горожане приняли идею с теплотой, разделяя творческое видение и опасения художника о сохранности городского пространства. Автор не сообщает заранее, в каком именно месте он установил новую заплатку, побуждая жителей города находить их самостоятельно. Таким образом проект естественным образом превратился в квест, заставляющий людей выходить на улицу.

Заплатка, созданная в рамках проекта «Заплатки для города». Иван Кравченко. Москва, 2021

В 2021 году проект «Заплатки для города» продолжил развиваться с переездом Ивана Кравченко в Москву. Первоначально Иван хотел сделать проект эксклюзивным для Иркутска, думая, что в большом городе он затеряется или утратит свой шарм. Тем не менее художник передумал, и весной 2021 года москвичи стали находить красочные заплатки на улицах столицы. В Москве проект получил большую огласку, чем в Иркутске. Благодаря этому художник и его работы обрели приток популярности в социальных сетях. Следствием этого стало появление заплаток для асфальта в других городах. Некоторые из них были созданы последователями Ивана Кравченко из его творческого объединения «Устье», но был и независимый большой проект, вдохновленный локальными успехами художника — «Арт-заплатки» в Томске.

Фото-альбом: 1

«Арт-заплатки» стартовали весной 2022 года. Инициатором проекта стал Первый музей славянской мифологии, финансовую поддержку оказал Президентский фонд культурных инициатив. Проект посвящен имени и биографии Петра Макушина, общественного деятеля и просветителя. С ним связано развитие народного просвещения в Сибири, именно он стал основателем первой в Томске публичной библиотеки, а также первого книжного магазина в Сибири.

Иван Кравченко, будучи идейным вдохновителем проекта, помогал в его концептуальном осуществлении. Создавали и расписывали заплатки томские профессиональные керамисты, Елена Салтан и Анна Маркидонова. Эскизы разработали студенты кафедры дизайна Института искусств и культуры Томского государственного университета. Всего в городе было размещено 19 заплаток, каждая из которых местом установки и изображением связана с исторической фигурой Макушина.

Фото-альбом: 2

Несмотря на сохранение первоначальной формы, «Арт-заплатки» существенно отличаются от «Заплаток для города». Томский проект является институциональным и полностью согласованным с администрацией города. Благодаря финансовой поддержке, оказанной проекту, в Томске был создан маршрут с аудиогидом по местам размещения заплаток на портале Izi.travel. Это позволило вывести квестовую составляющую, присущую заплаткам Кравченко, на новый уровень, сделав знакомство с ними доступнее для большего числа горожан.

Фото-альбом: 3

Также первоначальная идея и смысл заплаток претерпели изменения. Помимо указания на плохое состояние дорожных покрытий, благодаря участию Первого музея славянской мифологии идея заплаток была подкреплена локальным историко-культурным значением. Музей работает в первую очередь именно с местной историей, что соответствует природе искусства места. В «Арт-заплатках» актуализируются конкретные знания о прошлом, благодаря чему укрепляется его связь с нынешним поколением.

После того как заплатки пережили зиму, некоторые из них оказались сильно повреждены. В результате совместного с Иваном Кравченко решения они обрели новый дом — заплатки были перенесены на поврежденные стены исторических зданий города.

Перебравшаяся на стену заплатка, созданная в рамках проекта «По следам Петра Макушина». Первый музей славянской мифологии. Томск, 2022

«Арт-заплатки» оказались очень успешным проектом, свидетельством чему стала широкая огласка в СМИ города и его дальнейшее развитие. На «Арт-заплатки» обратили внимание и частные инвесторы. Результатом стали новые маршруты заплаток в Томске, созданные Первым музеем славянской мифологии за счет различных бизнесов. Так гостиница «Спорт-Отель» профинансировала создание маршрута, посвященного спортивной истории Томска. Историю в 10 заплатках посвятили основателю Томского общества содействия физическому развитию, доктору Владиславу Пирусскому, и спорту времен Российской империи и Советского Союза. Богатой истории томского кондитерского дела посвящен маршрут, созданный по заказу одной из крупных кондитерских города.

Фото-альбом: 4

Идея Ивана Кравченко оказалась весьма успешной, вылившись в целое течение паблик-арта. Дальнейшее развитие проекта показало, что заплатки для поврежденных дорог и стен способны актуализировать и обращать внимание горожан на разные темы. Контекст, помимо социального, может быть историческим и просветительским. «Заплатки для города» и «Арт-заплатки», будучи неразрывно связанными с городским пространством, поспособствовали вкладу в формирование самобытного визуального облика городов, их идентичности. В идее нашлось место даже для коммерческой интеграции. Привлечение финансирования со стороны государственных фондов и бизнес-предприятий оказалось закономерным следствием популярности заплаток среди горожан.

Обложка статьи: заплатки, созданные в рамках проекта «Заплатки для города». Иван Кравченко. Москва, 2021

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: