Город и река

Среди природных факторов формирования исторического города, как правило, важнейший — это река. История многих европейских городов тесно связана с водными артериями. Пространство реки с застроенными набережными, площадями, парками, мостами становится, по существу, главным архитектурно-планировочным ансамблем города. Силуэт города получает со стороны реки самое эффективное и образное звучание. Эти положения принимали во внимание при обустройстве прибрежных территорий зодчие различных исторических эпох, предлагая свои решения застройки и планировки.

Великий водный путь из «Варяг в греки» являлся главной осью, вокруг которой сформировались многие русские города. Реки были в то время главными, а нередко и единственными путями для перевозки людей и товаров. Место постройки города в основном определялось использованием реки в качестве оборонного рубежа.

По гипотезе Е.И. Забелина с судьбой р. Москвы связано возникновение и развитие города Москвы. Как пишет Забелин, Москва была «добрым мостом — распутаем для сообщения во все стороны и все края старинных народных сношений». С V по XI в. река была частью великого водного пути из Каспийского в Балтийское море. Город был основан на стратегически важном месте — на высоком холме, окруженном реками. Со стороны р. Москвы располагались главные ворота города. 

Схематический план Москвы (проект 1775 г.)

Река Москва образует на территории города несколько излучин с различным характером берегового рельефа. Некоторые повороты река делает почти на 180°. На протяжении всего течения реки возвышенные участки сменяются низинами.

На протяжении ряда столетий Москве-реке принадлежала ведущая роль в планировочной структуре города. Активная связь города с речным ландшафтом всегда являлась одной из основных традиций русского градостроительства.


«На тихих берегах Москвы

Церквей венчанные крестами

Сияют ветхие главы

Над монастырскими стенами,

Кругом простерлись по холмам

Вовек не рубленные рощи,

Издавна почивают там

Угодников святые мощи ...»


— так поэтически А.С. Пушкин описывает старую Москву. С древних времен вид на город со стороны реки славился богатым силуэтом многочисленных колоколен, церквей, монастырей, которые фиксировали узловые точки городского плана. Церкви, монастыри венчали холмы и подъемы улиц, создавая многообразный и живописный московский силуэт. Московские монастыри (Данилов, Симонов, Новоспасский, Новодевичий и др.) образовывали систему доминант, замыкающих речные излучины. Все «сторожевые монастыри» стояли приблизительно на равных расстояниях друг от друга, просматривались один из другого и каждый был виден с Ивана Великого. К XVII в. вдоль Москвы-реки сложилась целостная система доминант (с прямыми визуальными связями между собой), подчиненных Кремлю.

Создатели плана 1776 г. рассматривали реку как ось, вокруг которой разворачиваются усадебные, дворцовые и городские ансамбли. В этом плане придавалось большое значение упорядочению и благоустройству берегов реки. Но намеченные мероприятия были реализованы неполностью.

На рубеже XIX в. в Москве сложились отдельные целостные ансамбли, ориентированные на Москву-реку и Яузу. Такой крупный речной ансамбль возник в первой половине XIX в. на участке Воробьевы горы — Нескучный сад — Крымский мост. Все классические и ампирные здания, занимавшие данный участок, имели симметричный план и располагались на рельефе обычно параллельно реке. Почти каждую усадьбу или дворец окружал прекрасный парк, который широким партером спускался к реке (Александрийский дворец, Голицынская больница). Зодчие прошлого столетия искусно связывали архитектуру усадеб с рекой, с окружающим ландшафтом. Из-за реки город раскрывался во всем своем великолепии — в зелени садов виднелись главы многочисленных московских церквей и над всем этим возвышался величественный ансамбль Кремля, купола которого были видны издалека. Застройка набережных располагалась в прибрежных зеленых массивах и носила островной характер. Небольшая ширина русла, извилистое течение, богатый рельеф берегов — эти природные особенности оказали большое влияние на застройку набережных Москвы-реки, своеобразие которых особенно выявляется в сравнении с набережными Петербурга, где господствовала строгая и величественная пространственная система. Набережные Невы в отличие от московских застраивались, как правило, сплошной стеной высоких репрезентативных зданий. Московские набережные имели живописный характер. 

Проект архитектурного оформление Ростовской набережной. Генплан. Архитекторы А.В. Щусев, А.В. Куровской и Е.Ф. Чернов. 1934 г. 

В конце XIX в. городская застройка начинает постепенно вытеснять зеленые территории с набережных. Развитие капитализма сопровождалось появлением на берегах Москвы-реки складских сооружений и промышленных предприятий, большинству из которых необходима была вода для получения энергии и производства.

«В узких переулках Кожевников выстроившиеся там фабричные громады заслоняют небо и превращают проезды в темные коридоры, вместо прежней идиллической тишины здесь царствует грохот и лязг машин, тянутся подводы с сырьем и фабрикантами... вечерний звон древних монастырских колоколов перебивается тревожным свистком паровоза и протяженным фабричным гудком...», — так описывал один из старых московских промышленных районов городской путеводитель, изданный в конце прошлого века. Промышленность отторгала все больше городских территорий. Фабричные здания в ряде случаев стали активно входить в сложившуюся застройку и часто играть роль архитектурных доминант набережных.

По словам П.И. Гольденберга, «конец XIX в. в Москве ознаменовался гибелью архитектурного значения рек и сведением их роли до значения чисто утилитарного фактора». С ростом масштаба застройки города в начале XX в., а особенно с застройкой набережных в советский период многоэтажными зданиями, многие исторические доминанты утратили свое градостроительное значение в речном силуэте. Современный фронт застройки часто закрывает естественные склоны рельефа. Так, например, существующая застройка закрыла склоны берегов у Смоленской и Котельнической набережных. За последнее время речной ландшафт претерпел далеко не лучшие изменения: засыпались овраги, выравнивались холмы, застраивались береговые склоны. Поэтому отдельной глобальной проблемой на сегодняшний день является проблема сохранения и использования существующего речного ландшафта, в том числе сохранение и поддержание системы речных доминант, органично связанных с береговым рельефом и характером реки. Ведь связь города с природным окружением на протяжении ряда столетий являлась ведущей темой русского градостроительного искусства.

Грандиознейшие мероприятия, намеченные генеральным планом 1935 г., были направлены на то, чтобы превратить реку в центральную композиционную ось города, приблизить жителей к реке, создавая «важные центры городской повседневной жизни на берегу реки». Согласно плану 1935 г., набережные должны были решаться «как великая идейно и архитектурно насыщенная магистраль города, объединяющая все важнейшие его ансамбли и композиционно связывающая разделенные рекой части города». Основная идея плана реконструкции Москвы состояла в создании взаимоувязанных ансамблей двух противоположных берегов, составляющих единую панораму на всем протяжении реки. 

Москва-река как ось плана новой Москвы . Генеральный план 1935 г.

«В центральных частях города с общественными зданиями, выходящими на набережные, сами набережные проектируются более широкими, чем в районах жилых кварталов, что диктуется соображениями транспорта и большей видимости величины общественных сооружений. Архитектура последних, идейно насыщенная и максимально выразительная, должна быть монументальной по своей трактовке и материалу. Обработка набережных, парапетов и сходов к реке должна гармонировать с архитектурой зданий», — писал Н. Докучаев в статье «Ансамбль набережных реки Москвы». Но идея целостного речного ансамбля воплотилась лишь в отдельных зданиях и фрагментах застройки. Реализация некоторых положений плана 1935 г. привела к превращению набережных Москвы-реки в транспортные магистрали. Характерно для этого периода общее стремление решить ансамбль набережных исключительно средствами новой классической архитектуры (живописный рельеф берегов, особенности реки, исторический контекст не привлекали внимание архитекторов). Прием периметральной застройки, большая этажность новых зданий нарушили существующий масштаб реки. Необходимо отметить, что после 1935 г. Москва-река уже не рассматривалась как единая пространственная магистраль города. В последующие годы речному фасаду города уже не отводилась такая значительная роль, как в плане реконструкции 1935 г.

Высотные здания 1950-х гг. развивали две основные исторические традиции: расположение доминант вдоль Москвы-реки и вокруг Кремля, поэтому большинство из них все же композиционно связаны с рекой. В связи со строительством на берегах Москвы-реки высотных зданий значение самих набережных должно было возрасти. Ансамблями 1950-х гг. предполагалось связать воедино набережные и высотные здания. Но гигантские объемы выстроенных зданий резко нарушили масштаб всей Москвы, выразив тенденцию повышения общей этажности центральной части города, изменив его силуэт.

В соответствии с генеральным планом Москвы 1971 г. река должна была приобрести значение одной из основных градостроительных осей города, его зеленого диаметра. По генеральному плану в ближайшее десятилетие предполагалось увеличить площади, занятые зеленью, за счет расширения существующих и создания новых парковых массивов. Увеличение зеленых площадей должно было усилить градостроительное значение Москвы-реки в общей композиции города как главной природной магистрали, зрительно увеличить открытые пространства близ реки. Уже существующие и вновь создаваемые зеленые массивы вдоль набережных определили бы характер новой застройки береговых участков.

В 1960–1970-е гг. застраиваются многие новые районы Москвы, расположенные у реки (Печатники, Филевская пойма, Марьино и др.).

Анализируя проекты застройки береговых территорий 1970–1980 гг., нельзя говорить о каких-либо планировочных концепциях. Унитарность композиционных подходов во взаимоотношении застройки и реки, монотонность и однообразие планировки и силуэта, гипертрофированные размеры внутриквартальных пространств, нарушение масштаба жилой среды по отношению к человеку (отсутствие промежуточного масштаба) — вот что характерно для архитектуры данного периода.

Единственной попыткой как-то создать выразительный фронт застройки набережной стала в 1970-е гг. Нагатинская набережная. 

Застройка Фрунзенской набережной. Архитекторы А.Г. Мордвинов, Л.В. Руднев и В.О. Мунц. 1940-1951 гг.

Итак, застройка берегов реки Москвы, а впоследствии набережных, складывалась в течение многих веков, она неоднородна и несет в себе отпечаток разных стилей, эпох и масштаба. Улицы и набережные Москвы являются хранителями живой истории города. Застройка фронта Москвы-реки представляет на сегодняшний день достаточно пеструю картину, образованную зданиями различных временных периодов. Именно в сочетании контрастных по отношению друг к другу масштабов, стилей, традиций состояли вся прелесть и колорит старой Москвы. Известный русский поэт К. Батюшков писал о московском быте так: «Странное смешение древнего и новейшего зодчества, нищеты и богатства, нравов европейских с нравами и обычаями восточными! Дивное непостижимое слияние суетности, тщеславия и истинной славы и великолепия, невежества и просвещения, людности и варварства... Я думаю, что ни один город не имеет малейшего сходства с Москвой. Она являет редкие противоположности в строениях и нравах жителей...». Таким образом, в сохранении данной неоднородности, расчлененности застройки на некие исторические пространственные образования состоит главное продолжение исторической преемственности московской живописности, того многообразия московского силуэта, который последовательно раскрывался некогда при восприятии города с реки. 

Планировка района Филевская пойма. 1970-е гг.

Ведь уничтожив участки даже с самой ветхой и малоценной застройкой, мы потеряем навсегда и никогда больше не воссоздадим эти элементы многопланового образа города. В настоящее время реконструкция исторического центра Москвы, а следовательно характера московской застройки, является, как нам кажется, важнейшей задачей. Выразительность архитектурного облика города, его своеобразие и индивидуальность — это важнейшее качество, которое складывалось на протяжении многих столетий и может быть продолжено в дальнейшем сохранении и преемственности московских традиций. По словам Кевина Линча, «присутствие прошлого можно обнаружить даже в самых заурядных зонах, там, где очень мало достойного для сохранения. Везде, даже на тех участках, которые должны быть полностью очищены для нового строительства, можно найти и сохранить какие-то следы среды...». Ведь «мы сохраняем современные знаки прошлого и регулируем настоящее, чтобы осуществить свои представления о будущем».

На сегодняшний день многие набережные р. Москвы находятся в плачевном состоянии. Оставляет желать лучшего и экологическая обстановка на реке. Некогда полноводная и тихая спокойная река, воды которой служили прекрасным зеркалом для отражения береговых строений, постепенно превращается в «сточную канаву». Реализация положений генерального плана 1935 г. привела к превращению набережных в городские транзитные магистрали, что негативным образом сказалось на среде самих набережных и всей реки.

Хаотично застроенные различными фабриками, автобазами, складами и конторами береговые участки требуют активного реконструктивного вмешательства. Однообразна и скучна застройка прибрежных участков новых районов, хотя многие современные жилые районы, например такие, как Печатники, Коломенское, Строгино, Братеево и др., строились на месте старых пригородных деревень со своей историей, на живописных участках речной поймы.

В Генеральном плане 1971 г. анализ исторически сложившейся застройки береговых территорий Москвы-реки, имеющих свои планировочные и образные характеристики, не нашел отражения. Проблема возрождения реки, пронизывающей планировочную структуру крупнейшего города, заслуживает глубокого и всестороннего изучения. В новом генеральном плане Москвы вопросы, связанные с обследованием и реконструкцией существующей застройки береговых участков, должны найти соответствующее место в общей системе преобразования города. 

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: