Композиционные решения учреждений отдыха

Рост числа учреждений отдыха в нашей стране, все большее разнообразие их типов и развитие зон санаторно-курортного строительства способствуют активным поискам объемно-пространственных решений санаториев, домов отдыха и пансионатов. В статье рассматриваются некоторые проекты учреждений отдыха для средней полосы, выполненные в течение последних лет группой архитекторов ЦНИИЭП лечебно-курортных зданий. Одни из них уже функционируют (пансионаты «Березки» и «Дубрава»), другие — строятся (пансионат Исполкома Союза Общества Красного Креста), третьи — находятся на стадии рабочего проектирования (дом отдыха «Валдай», санаторий «Семеновское»). 

Все эти объекты, несмотря на специфику каждого из них, объединяет ряд общих принципов. Главный из них сводится к рассмотрению учреждения отдыха, включающего жилье, разнообразные помещения обслуживания, залы, холлы и т. п., как небольшого самостоятельного поселения, органически слитого с природой.

Своеобразие учреждений отдыха заключается в том, что они представляют собой целостную совокупность различных по функции элементов. Например, спальные, жилые помещения, как правило, располагаются обособленно, с максимально возможным удалением от шума, а помещения общественного назначения, такие как фойе, вестибюль, игровые комнаты, только выигрывают от их совмещения и объединения.

В рассматриваемых проектах было уделено значительное внимание технологически правильному функционированию отдельных элементов и обеспечению их тесной взаимосвязи. Не менее важное значение придавалось связи всего комплекса с природой, а также возможности расширения, перестройки и развития. Все эти требования отразились прежде всего на системе взаимосвязи элементов — основе организации комплексов.

Композиционное решение представленных комплексов отличается как от павильонной организации учреждений отдыха, более целесообразной для южных курортов, так и от городских отелей компактных и многоэтажных.

Дом отдыха "Валдай". Рисунок арх. И. Михаловского

Большое значение при проектировании рассматриваемых объектов придавалось влиянию природных условий на композицию сооружений. Озелененные пространства составляют часть ансамбля каждого комплекса, в котором они являются таким же важным элементом, как и застроенные зоны. Некоторые проекты построены на принципе соподчинения природным условиям, рельефу, другие — контрастируют с окружающим ландшафтом. Имеются решения, основанные на контрасте архитектуры сооружений с этой средой.

Рассматриваемые учреждения отдыха в зависимости от характера их пространственной организации могут быть разделены на две основные группы. Первая отличается присутствием «центрального ядра»— главной площади, объединяющей все функциональные элементы (пансионаты «Березки», «Дубрава», дом отдыха «Валдай»), Основным звеном композиции такого рода становится группа общественных пространств, связанных с центральным двориком (пансионаты «Березки», «Дубрава») или многосветным вестибюлем-холлом (дом отдыха «Валдай»).

Фото-альбом: 1


Пансионат "Берёзки" и "Дубрава" на Козельском водохранилище. Авторы: архитектор Л. Инбер, инженер Р. Плешков 

Другой вид организации, примененный в санатории «Семеновское» и пансионате Исполкома Союза Общества Красного Креста, имеют композицию, основанную на использовании крытых переходов, галерей, мостов, внутренних улиц, составляющих своеобразную «уличную сеть».

Этот композиционный прием обеспечивает единство комплекса на основе общей системы пешеходных связей, в процессе движения по которым возникают непрерывно меняющиеся пространства, отличные одно от другого, создающие ощущение разнообразия, новизны и неожиданности.

В целом принцип «центрального ядра» несомненно приводит к большему объединению пространственных элементов и функций, а принцип «улицы» — к их большей изоляции. Поскольку использование лишь одного из этих приемов возможно в условиях объектов небольшой вместимости, с малым количеством функциональных элементов, авторы в ряде случаев прибегали к совмещению этих двух композиционных принципов (дом отдыха «Валдай», пансионат Исполкома Союза Общества Красного Креста). Реализация этих приемов способствовала использованию стандартных изделий и деталей, лучшей связи зданий с участком, упрощала решение отделки и интерьеров.

Санаторий "Смоленское". Авторы архитекторы Л. Инбер, А. Свердловская, инженеры И. Шифрин, И. Янина. Макет

Пансионаты «Березки» и «Дубрава» на Клязьминском водохранилище построены по одному проекту. Они состоят из пятиэтажного спального корпуса, обеденного и зрительного залов, примыкающих к центральному ядру, которое образовано из вестибюля, холла, фойе, каминной и обеденного зала, расположенных вокруг внутреннего двора. Однако в пансионате «Березки» спальный блок как бы врезан в общественную площадь, вход и вестибюль расположены в одноэтажной каркасной части, а в пансионате «Дубрава» спальный и общественный блоки связаны остекленной галереей, а главный вход находится в торце спального корпуса.

Эти, на первый взгляд, незначительные, детали очень существенно повлияли на общий характер каждого из пансионатов и, в первую очередь, на интерьеры общественных помещений.

Своеобразие каждого из них было усилено использованием различных отделочных материалов, применением декоративных изделий, панно, каминов и т. п.

Пансионат Исполкома Союза Общества Красного Креста расположен на ровном, окруженном лесом участке у Клязьминского водохранилища.

Фото-альбом: Пансионат Исполкома Союза Общества Красного Креста

Пансионат Исполкома Союза общества Красного Креста на Клязьминском водохранилище. Авторы: архитекторы Л. Инбер, Т. Афанасьева, инженеры В. Каплан, И. Шифрин, Т. Налетова, И. Янина. Макет, фасад, план первого этажа

Различные по характеру и назначению блоки пансионата вписаны в квадрат со сторонами около 40 м. Трехэтажный спальный корпус, ориентированный на три стороны горизонта, соединен с общественными помещениями переходными галереями, обеспечивающими чередование застройки с полуоткрытыми озелененными дворами, сообщающимися друг с другом и окружающим ландшафтом.

Благодаря некоторой корректировке, обогащению естественного рельефа, основной вестибюль непосредственно связывается со вторым этажом спального блока. Здесь же находится обеденный зал. Такой композиционный прием обеспечивает минимальное передвижение отдыхающих по вертикали и позволит создать комплекс с разнообразным пространственным решением отдельных элементов, с системой различных сообщающихся между собой двориков, двухсветным помещением вестибюля-фойе и расположенными в разных уровнях бассейном и спортивным залом.

Кроме обычных спальных комнат на одного и двух человек, в пансионате предусмотрены комнаты на трех человек с раздвижной перегородкой (для семьи с ребенком), а также экспериментальные, ориентированные на обе стороны горизонта номера- квартиры в трех уровнях.

Стремление обеспечить большую изолированность различных категорий отдыхающих было положено в основу композиции дома отдыха, расположенного на крутом берегу озера Ужинского.

Вместо обычного спального корпуса проектом предлагалось создание трех блоков с пластичными силуэтами и фасадами. Расположенные на разных отметках блоки соединялись переходами с распластанной по рельефу живописных очертаний общественной частью.

Фото-альбом: Дома отдыха на озере Ужинском

Дома отдыха на озере Ужинском. Авторы: архитекторы Л. Инбер, А. Гузеев, инженер Л. Покрасс. Макет, фасад и план первого этажа

Иной характер связи между общественными и жилыми помещениями комплекса был принят в проекте дома отдыха «Валдай».

В нем последовательно связаны три элемента — жилой, общественный и лечебно-спортивный корпуса. Жилой корпус в зависимости от рельефа, местности имеет различную этажность; благодаря «ступенчатому» плану, расположению балконов и общему очертанию создается ощущение индивидуальности и изолированности каждой

Центром композиции общественного корпуса является зимний сад, освещенный фонарями верхнего света, в который выходят вестибюль, помещения обеденного зала, а также связанные с вестибюлем открытой лестницей буфет-бар, бильярдная, помещения для настольных игр и т. д.

Из общественного корпуса к спортивным и лечебным помещениям, имеющим самостоятельный вестибюль, ведет галерея.

Проект предусматривает разнообразные решения интерьеров, чередование освещенных и малоосвещенных пространств, смену помещений различных габаритов, всевозможные приемы естественного и искусственного освещения.

Фото-альбом: Валдай

Дом отдыха «Валдай». Авторы: архитекторы Л. Инбер, И. Михаловский, Т. Афанасьева, инженеры И. Шифрин, Н. Трушицина. Фасад, макет и план первого этажа

Композиционно-пространственное решение санатория «Семеновское» основано на максимальном учете природных условий и рельефа местности.

Здание располагается вдоль берега реки на участке, свободном от многовекового леса, занимающего всю территорию санатория.

Ориентация большинства помещений главного корпуса обеспечивает хорошую инсоляцию и позволяет открыть широкую перспективу долины реки. Перепад рельефа в пределах корпуса в поперечном направлении достигает 8—10 м.

Слиянием с окружающей природой определена композиция комплекса, спускающегося ступенями на юг, в сторону уникального по красоте пейзажа. Безграничность природных далей сделала естественным включение в комплекс небольших озелененных пространств, расположенных между жилым корпусом и общественным блоком, включающим обеденный и зрительный залы, клубные помещения, лечебную часть и

Приведенные в статье примеры освещают лишь некоторые вопросы объемно-пространственных решений учреждений отдыха. Тем не менее представляется, что намеченный подход, отличный от оценки лишь художественной или технологической сторон пространственных решений, может сыграть известную роль в развитии методологии архитектурного проектирования санаториев, домов отдыха и пансионатов.


Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: