В 2023 году в издательстве TATLIN вышла книга «Татьяна Баданина. Белые одежды», которая посвящена одноименному проекту художницы. Творчество Татьяны Баданиной всегда наполнено личным: воспоминаниями, историями, мечтами, желаниями. Чтобы понимать ее работы, важно быть знакомым с контекстом ее жизни. Художница собрала глоссарий, в котором подробно раскрывает важные для нее темы и их влияние на творчество.
Глоссарий Татьяны Баданиной

- Текст:Татьяна Баданина15 мая 2025
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Творчество. Мое отношение к творчеству как к сакральному действию определяет мои работы как символические, метафизические. Я использую (коллекционирую) совокупность простейших изобразительных знаков, которые являются частью дошедших до нас образов-символов истории культуры. Процесс делания картин я воспринимаю как молитву, сам же кропотливый ручной труд выступает актом медитации. Творчество — это Дар сокровенного и одновременно акт дарения, передача зрителю бессознательного первоначального импульса.
Урал — место моей силы. Нижний Тагил — город на Урале, основанный 300 лет назад Демидовым. Город, в котором я родилась в ноябре 1955 года. В центре города — старый демидовский завод на берегу красивого пруда, и рядом — музей изобразительных искусств, построенный в 1944 году во время Великой Отечественной войны. Город, собравший замечательных людей со всей страны. Это уникальное сочетание индустриальной и художественной культуры, созданное поколениями жителей города, сформировало благоприятную среду для творчества. Нижнетагильским музеем изобразительных искусств проводятся международные семинары «Современное искусство: экология искусства в индустриальном ландшафте». Они собирают ведущих теоретиков и практиков современного искусства. И как отметил известный искусствовед Леонид Бажанов, неоднократно посещавший город: «Нижний Тагил может уже не кичиться своей провинциальностью, а гордиться вхождением в мировую художественную культуру». На таком семинаре в 2001 году я сделала инсталляцию «Красная линия». Главным героем этой работы стала мощная архитектура старого доменного цеха, где давно погашены печи. Через весь цех на ржавом железном полу я провела красную линию света, как метафору огня, памяти и символ жизни. В юности, когда эта домна вовсю работала, мы решили с друзьями увидеть процесс плавки чугуна… Ночью, когда начальства не было, какими-то партизанскими тропами пробрались через дырку в заборе… Сталевары с удовольствием нам все показали. Тогда я пережила эстетическое потрясение, шок. Красота фантастического индустриального пейзажа, полного поэзии… Откуда-то дым вырывается, какая-то вода журчит, как в фильме Тарковского «Сталкер»… И вдруг огонь, реки огня!
Родители — простые и добрые рабочие люди, приехали в Нижний Тагил после войны. В январе 2020 года отметили железную свадьбу. Трудовой стаж на двоих 100 лет. Мое желание рисовать, проявившееся в очень раннем детстве, всячески поддерживали и отвели меня учиться в изостудию Дворца культуры НТМК. Хотя папа — большой патриот завода, мечтал, чтобы я работала у них в цехе, в лаборатории. Ему казалось, что для меня это будет самая прекрасная работа. Но я выбрала иное. С трех лет я хотела быть только художником. В детстве я думала, что все, что я рисую, может стать настоящим, что мои рисунки могут ожить. Я считала, что рисую хорошо. В девятом классе я впервые попала в Эрмитаж. Оказалось, что в искусстве уже все сделано и без меня. Я решила стать учителем рисования.
Художественно-графический факультет Нижнетагильского государственного педагогического института — здесь я училась у прекрасных педагогов и художников В. П. Антония, И. И. Багаева, Г. Маркина, Л. И. Перевалова. Затем 12 лет учила студентов рисунку, живописи, композиции. Здесь же познакомилась со своим будущим мужем. На факультете всегда царила творческая атмосфера, между студентами и педагогами складывались теплые, доброжелательные отношения. Творчество, профессионализм, участие в выставках всегда приветствовались.
Москва. Сюда я стала ездить регулярно с начала 1980-х, работала в Домах творчества «Челюскинская» и «Сенеж». Здесь у меня появилось много хороших друзей-художников, от которых я получала и получаю колоссальную творческую и жизненную поддержку. Когда в середине 1990-х мы перебрались в Москву окончательно — это был уже родной и любимый город.
Путешествия — стремление к перемене мест, важная составляющая часть моей жизни и работы. С Владимиром Наседкиным мы создали общественную организацию «Путешествия. Искусство. Коммуникации». Наша цель — объединение творческих людей для общения, совместной работы и создание благоприятных условий для реализации художественных проектов. Мы провели международные художественные симпозиумы на Урале, в Непале и Тибете, на Байкале, в Ферапонтове и многих других местах. Поездка в Непал — одно из самых ярких путешествий. Меня всегда вдохновляло анонимное искусство: древнерусская икона, фрески древнего Египта, народная вышивка. Внутреннее убранство буддийских храмов декором, цветом, организацией пространства удивительно напомнило мне наши русские церкви. Постоянное исполнение буддистами ритуалов превращает их жизнь в искусство, а окружающую среду — в инсталляцию. То, что для западного художника игра, там — жизнь. Основной архитектурный и декоративный элемент буддийского храма — два ряда колонн, задрапированных тибетским красным, — соединился с запомнившимися с юности поэтическими строчками Анненского: «колонны, желтыми увитые шелками». Так появилась инсталляция «Буддийская месса в Москве». Пятнадцатиметровая стена, девять световых полуколонн из непальской бумаги. Восток — это еще и бумага ручного литья, из которой делаются фонарики, дающие свет. Центральная часть колонн — буддийские знаки: звезды, цветы лотоса, колеса Сансары, солнца, стопы Будды — выполнены мною в технике аппликации. По стене, опоясывая колонны, проходят две декоративно-документальные полосы «контролек» с фотографиями всего нашего гималайского путешествия.
Любимый художник — Наседкин Владимир. Мой муж, главный помощник и вдохновитель всех моих проектов. Глядя на мои инсталляции, меня часто спрашивают: «У тебя есть специальный человек, который помогает все это делать?» Этот специальный, хорошо обученный человек — мой муж. У него хватает энергии помогать мне и делать свои большие проекты: живопись, объекты из металла, инсталляции.
Небо как творческое начало — главная тема всех моих работ. Рисую ли я белые райские сады, стремлюсь ли к ним на воображаемых крыльях мечты, — я делаю Небо. Небо — это и воздушная среда над землей, в которой летают птицы и облака; и небесный свод, на котором мы видим звезды и другие небесные тела, то есть весь космос вне земли; а также тот духовный мир, где царствует Бог, где обитают ангелы.
Ангел-хранитель — дочка Анечка, моя любовь, смысл моей жизни. Красавица и умница, большой талант. Мамина помощница и советчица. Ее ожидало светлое будущее. Все мои работы с молитвой о ней и посвящаются ей.
Белый цвет и свет — форма и содержание моих работ. Белый цвет имеет множество метафорических значений. Белый символизирует чистоту, целомудрие, мудрость и свет. Он рождает все цвета спектра. Цвет в моих графических и живописных работах все более высветлялся, пока белый цвет картин не превратился в белый свет объектов и инсталляций. Белый Свет, купая все создания в своих лучах, является основой физической жизни и в высшей степени имеет божественную природу. Свет — первопричина всего сущего. Свет есть жизнь.
Крылья — моя мечта: «Кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы; далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне; Поспешил бы укрыться от вихря, от бури» (Псалтирь 54.7). Крылья — как олицетворение усилий превозмочь время, пространство и материю. Из-за поддерживающей силы крылья для меня являются символом паломничества души на небо. Леонардо да Винчи писал: «Когда тянет в пропасть, надо иметь крылья».
Время летит на двух крыльях: вчера и завтра. Человеку даны два крыла времени — прошлое и будущее. Два крыла — опыт и мечта — поднимают нас над временем и движут к цели нашего бытия. Существует теория, что скорость течения времени с каждой эпохой увеличивается. Время летит. Время сжимается. Объект «Генератор времени (ускоритель)», сделанный мною в 2003 году для проекта галереи «Кино» «Направление запад: машина времени», является символом метафизического механизма, вырабатывающего и ускоряющего время. Объект состоит из трех световых колонн. Три колонны — прошлое, настоящее и будущее — существуют одновременно. На колонны нанесены изображения диаграмм гармоничного строения Вселенной в разные времена. В каждой из колонн с разной скоростью (скорость нарастает от первой колонны к третьей) вращаются отражения (тени) спиралей. Быстрое вращение в третьей колонне отражает время как бы взятым в долг у будущего, медленное вращение в первой колонне отдает долг будущему, потому что прошлое опаздывает ровно настолько, насколько будущее уходит вперед.
Покров cмотри Небо.
На обложке: Покров. Московская область, 2005
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: