Главный спортивный центр Олимпиады-80

XXII летние Олимпийские игры начнутся и завершатся в Лужниках, на Большой спортивной арене Центрального стадиона им. В. И. Ленина. Здесь 19 июля вспыхнет Олимпийский огонь от факела, зажженного у алтаря храма Геры в Олимпии и пронесенного по трассе длиной в тысячи километров.

Здесь в спортивном комплексе Лужники будет проведена почти треть всех летних игр Олимпиады-80. Зрители увидят соревнования по легкой атлетике — «королеве спорта» и родоначальнице олимпийских состязаний, финальные игры по самому популярному виду спорта — футболу, состязания по спортивной гимнастике и волейболу, по водному поло и дзюдо, борьбу конников за большой приз по преодолению препятствий, а также вручение более одной пятой всех комплектов олимпийских медалей. Здесь 3 августа произойдет торжественное закрытие игр и будет спущен белый с пятью кольцами флаг Олимпиады.

Комплекс Центрального стадиона в Лужниках широко известен за пределами нашей страны. Не случайно поэтому проект модернизации и реконструкции Лужников и тщательно выполненный детальный макет всего ансамбля наряду с конкретной программой основных мероприятий Олимпиады сыграли главную роль в решении 75-й Венской сессии МОК, назвавшего Москву хозяйкой Олимпиады-80.

Переоборудование комплекса, построенного в 1954—1956 гг., было предусмотрено Генеральным планом развития Москвы 1971 г. Превращение Лужников в центр Олимпиады-80, естественно, потребовало дополнительных специализированных работ.

Проект реконструкции стадиона и создания олимпийской зоны был составлен в МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здоровья под руководством архитекторов И. Виноградского, А. Ечеистова, инженеров М. Берклайда, В. Ханджи, Г. Гремушкина. Предусматривалось не только переоборудование и оснащение современной техникой Главной и Малой спортивных арен, открытого Плавательного бассейна и Дворца спорта, но и строительство двух новых значительных объектов — Универсального спортивного зала и Автоматической станции управления «Олимпиада-80», а также ряда вспомогательных сооружений постоянного и временного характера.

В основу решения авторы реконструкции положили идею сохранения и преемственного развития ансамбля Лужников, созданного в период перехода нашей архитектуры на экономичные индустриальные методы строительства. Авторы проекта этого огромного комплекса — архитекторы А. Власов, И. Рожин, А. Хряков, Н. Уллас, инженеры В. Насонов, Н. Резников, В. Поликарпов. При реконструкции полностью сохранена и частично восстановлена архитектура середины 50-х годов, а дополнившие ее объекты подчеркнули и усилили своеобразие первоначального замысла.

При возведении комплекса авторы столь правильно определили главные пространственные оси, что они кажутся совершенно естественно вытекающими из уникальных условий окружающего ландшафта: крутая излучина Москвы-реки у подножия Ленинских гор, амфитеатром огибающих низменную равнину в Пойме реки, главенствующая роль в ландшафте высотного здания МГУ, акцентирующего ось симметрии и ансамбля спорткомплекса, и всего окружения. Важная роль центральной оси была затем усилена постановкой на ней станции метро, от которой начинается движение основной массы посетителей. Обновленный архитектурно, этот короткий, но едва ли не самый ответственный отрезок пути, во время которого в значительной степени складывается настроение зрителя, стал предметом особого внимания авторов проекта олимпийского оформления Лужников (архитекторы И. Виноградский, A. Ечеистов, дизайнеры Р. Файерштейн, B. Шпак, Г. Григорьев, Н. Крылов, Е. Богданов, Л. Шпак).

Значение поперечной оси ансамбля, на которую как бы нанизаны Главная и Малая спортивные арены и Плавательный бассейн, подчеркнуто цветом и формой декоративных элементов оформления, продолжающих тему большого спортивного торжества.

Пространственно обособленные периферийные части спорткомплекса сохраняют общность архитектурной формы благодаря единству композиционного замысла. Это в равной мере относится как к Дворцу спорта, построенному одновременное центральным ядром ансамбля и в тех же формах, так и к двум новым зданиям, расположенным за эстакадой метромоста, к Универсальному спортивному залу и зданию АСУ — «Олимпиада-80». Они выполнены в формах архитектуры 70-х годов, но тем не менее, так же как и здания первого поколения, невысотны, словно распластаны по чаше Лужников, той же светлой тональности.

Они также включены в единый замысел праздничного оформления.

Если центральная эспланада целиком от дана пешеходам, то по обеим набережным организуется подъезд к месту Игр: со стороны Саввинской набережной — почетных гостей, со стороны Фрунзенской — спортсменов, прибывающих по метромосту и Комсомольскому проспекту из Олимпийской деревни. У каждого из въездов установлены флаг Олимпиады и флаги расцвечивания. И далее по набережной, уже внутри спорткомплекса, флаги смыкаются у центрального партера.

Праздничное оформление комплекса Лужников создавалось художниками в творческом контакте с архитекторами. В процессе проектирования обнаружилось единство многих позиций архитекторов и художников-дизайнеров, специалистов, мыслящих объемно, конструктивно. В результате в Лужниках художественные работы из сферы плоскостного оформительства перешли в сферу объемных декоративных композиций, в которых обнаженные каркасные пространственные структуры, основанные на принципе модульности, архитектурно дополняют собственно декоративные элементы. На этом принципе основана и архитектура всего комплекса, благодаря чему возникает значительное единство. Такая трактовка оформления крупного торжества, подобно оформлению выставок, является примером уникального, создаваемого по одному поводу и однократно используемого дизайна.

Для стилевого единства крупного целого художники сознательно ограничились двумя приемами оформления. Первый — объемные декоративные композиции из капроновой ткани, натянутой на каркасную или вантовую конструкцию. Второй — суперграфика, крупномасштабная раскраска горизонтальных поверхностей асфальта и некоторых других плоскостей. Решено было применять красный, синий, зеленый и желтый цвета в тональности, утвержденной МОК для летних Олимпийских игр 1980 г., независимо от материала (ткань, металл, асфальт и др.), в котором эти цвета использованы.

По замыслу авторов, зритель, выйдя из метро, сразу попадает в атмосферу Олимпиады. Недалеко от выхода — пропилеи, на асфальте полосы олимпийских цветов, которые, расстилаясь ковровыми дорожками, направляют, ускоряют движение. Пройдя выставки фотощитов «Спорт в СССР», посетитель оказывается у моста окружной дороги, где поток людей сгущается, а полосы суперграфики переходят на «потолок». Следующая зона — сквер и аванплощадь перед стадионом. Здесь доминирует золотая чаша Олимпийского огня — символический центр международных спортивных игр и новый элемент в архитектуре стадиона. Но уже от станции метро видны четыре мачты с батареями прожекторов, определившие новое градостроительное звучание всего комплекса. Поднятые на 60-метровую высоту мощные батареи на мачтах-обелисках обозначили в пространстве статический центр ансамбля и сделали ощутимыми глубокие структурные связи, заложенные в комплексе при его возведении. 

Большая спортивная арена с Ленинских гор

Аванплощадь встречает зрителя крупными надписями «Добро пожаловать!» на русском, английском и французском языках Широкая эспланада с фонтанами по сторонам и огибающими их разноцветными флагами стран—участниц Олимпиады ведет к Главной спортивной арене. Ближе к ней линии суперграфики начинают пересекаться, складываться в узор, приостанавливая движение перед кульминационным пунктом композиции эспланады — памятником В. И. Ленину.

Фигура Ленина смотрится на фоне транспаранта с основной эмблемой Олимпийских игр в Москве. Из двух утвержденных МОК фонов художники избрали красный с белым изображением.

Кульминация парковой части ансамбля — крупный декоративный факел-фонтан — композиция из натянутых, как паруса, лучами расходящихся от центра с эмблемой Олимпиады разноцветных капроновых треугольников.

На время открытия и закрытия Игр склоны Ленинских гор становятся настоящим амфитеатром. Отсюда можно видеть всю панораму и праздничное убранство Олимпийского стадиона Москвы, главный флаг Олимпиады, Олимпийский огонь.

Большая спортивная арена

Полностью сохранена архитектура фасада арены (архитекторы Ю. Африканов, Л. Сегал, инженеры Б. Щепетов, В. Авраменко). Модернизация и реконструкция коснулась главным образом западного и восточного секторов чаши амфитеатра и «города» под трибунами (архитекторы И. Виноградский, А. Ечеистов, А. Агафонов, А. Бойко, А. Минорский, В. Щеглова, инженеры В. Симон, Р. Лушпа, А. Гончарова и Л. Певзнер).

В верхнем ярусе западного сектора размещены 24 новые звукоизолированные комментаторские кабины, под ними — технические службы телевидения, видеозаписи и радиотрансляции. Обновлены и расширены центральная ложа, ложи иностранных почетных гостей, места для судейской коллегии, для комментаторов и журналистов на трибунах, оборудованные современной техникой. В результате перепланировки созданы необходимые по международным требованиям обособленные выходы на улицу и соответственно кулуары, буфеты и т. п. Для представителей прессы организованы рабочие комнаты, пункты городской и международной связи, залы для пресс-конференций и интервью, оборудованные системой синхронного перевода, региональный информационный центр системы АСУ, в котором можно получить необходимые сведения, пресс-бары. Часть помещений отреставрирована, часть оборудована заново с применением травертина, современной мебели, подвесных металлических потолков, скрывающих техническую проводку. Полностью переоборудованы два ресторана, капитально отремонтирован двухзальный кинотеатр. Кулуары и буфеты для зрителей также обновлены: в первом ярусе для отделки применены прокат из алюминия в сочетании с темно-красным лицевым кирпичом и белый мрамор.

На стадионе заменены сиденья для зрителей, выполнена гидроизоляция трибун из самонапрягающегося железобетона. Газон поля засеян по специальному методу, создающему необходимую плотность покрова, обновлено тартановое покрытие беговых дорожек и секторов и т. д.

На продольной оси установлены матричные демонстрационные табло венгерского производства. На них можно не только прочесть результаты состязаний, но и увидеть по видеозаписи решающие моменты соревнований в различных местах Олимпийских игр.

Наибольшим изменениям подверглась восточная трибуна, где установлена чаша Олимпийского огня, для чего были разобраны козырек и несколько рядов верхнего яруса. Чаша Олимпийского огня (дизайнеры В. Шпак, Н. Крылов, архитекторы И. Виноградский, А. Ечеистов) нова по системе зажигания и изящна по конструкции. Выполненная из листового алюминия, она представляет собой попарно сложенные расширяющиеся кверху несущие ребра, соединенные коническими листами. Высоко поднятая золотистая чаша образует единое целое с широкой трехметровой золотистой лентой фриза, скругленные рельефные полосы которого напоминают дорожки стадиона. От факела, поднесенного к стволу, во всех его ребрах зажгутся дорожки огня и побегут кверху, к чаше, где вспыхнет Олимпийский огонь.

Две новые раздевальни в глубине парка у тренировочных стадионов сообщаются с ареной легкими эстакадами. 

Фото-альбом: Большая

Большая спортивная арена

Малая спортивная арена

Самые значительные изменения в Лужниках претерпела архитектура Малой спортивной арены (см. «Архитектура СССР», 1980, № 6). Малая арена получила перекрытие, дополнительные помещения и оборудование, превратившее ее в Малый дворец спорта.

Благодаря реконструкции были достигнуты две цели: во-первых, введено в эксплуатацию мало используемое раньше сооружение и, во-вторых, обеспечено проведение Олимпийских игр по волейболу (мужчины), для которых, по международным нормам, требуется закрытое помещение. По существу, был создан новый универсальный зал на 8500 мест для проведения соревнований по 15 видам спорта: баскетболу, ручному мячу, теннису, бадминтону, спортивной и художественной гимнастике, настольному теннису, боксу всем видам борьбы, фехтованию. Система охлаждения под игровым полем позволяет превращать его в каток с искусственным льдом.

В процессе реконструкции авторы стремились максимально сохранить конструктивно-художественную основу здания.

Интерьер создан заново. Авторы сознательно не стали воспроизводить формы 50-х годов, примером которых мог послужить зал находящегося рядом Дворца спорта. Они противопоставили обнаженности конструкций и легкости примененных материалов, получившей затем дальнейшее развитие, трактовку формы последних лет— весомую значительность элементов, не порывая, однако, с принципом, заложенным з композиции трибун арены с их симметрией. Обнаженность металлических ферм перекрытия они нивелировали чередующимися рядами прожекторов, отвлекающих внимание от них контрастом освещенности и крупных полых золотистых коробов, похожих на кессоны, прикрывающие фермы снизу.

Свет и блеск потолка создают ощущение праздничности, каменные парапеты трибун, ложи, лестницы и симметрия целого— ощущение торжественности и деловитости.

Фото-альбом: Малая

Малая спортивная арена

Плавательный бассейн

Плавательный бассейн (архитектор Д. Лурье, инженер Е. Календарев) остался открытым. Соревнования по водному поло менее других зависят от капризов погоды, поэтому международные правила разрешают проводить их на открытом воздухе.

Работы, проведенные здесь авторами реконструкции, невелики по объему, но интересны по приемам сочетания старого и нового (архитекторы В. Фурсов, Ю. Афанасьев, инженеры В. Могилевский, А. Сергеев, В. Анисимов).

Здесь была проведена частичная перепланировка и техническая модернизация — современное оборудование многочисленных служб, и замена гидроизоляции и сидений на трибунах, и возведение новых комментаторских кабин, число и размеры которых необходимо было увеличить. Для введения этого укрупненного элемента в существующую архитектуру авторы собрали кабины в единый блок, охватив его справа и слева бетонными щеками, и «подвесили» к плите между ними эркеры кабин. Глубокая тень под кабинами и скосы щек создают ощущение, что весь блок тактично отступил к верхней кромке бассейна, сохраняя его чашу. С фасадов комментаторские блоки почти не видны, и их введение не нарушает первоначального облика бассейна с его пандусами, открытыми в парк колоннадами.

Фото-альбом: Бассейн

Открытый плавательный бассейн 

Дворец спорта

Универсальность широко известного Дворца спорта (архитекторы Э. Биксон, Г. Селюгин, инженеры М. Гунгер, А. Левенштейн, Н. Никитин) давно вышла за рамки спорта. Зал используется для концертов, международных кинофестивалей, выступлений балета на льду и эстрадных программ. Велика популярность Дворца спорта и как места проведения международных соревнований по хоккею, фигурному катанию, гимнастике, для которых зал хорошо приспособлен. Во время Игр здесь будут проводиться состязания по гимнастике (мужчины) и дзюдо. Предолимпийские работы здесь относительно невелики, они выполнены специалистами МНИИП совместно с Гипровузом (архитекторы В. Фурсов, А. Шахов, И. Соколова, В. Турчанович, инженеры Г. Елецкий, В. Могилевский, Л. Каплун, Н. Козлов). Они затронули главным образом помещения в дальней от входа части здания — перепланировку и отделку интерьеров пресс-бара и рабочих комнат журналистов, салона для почетных гостей, предстартовых помещений для олимпийцев. Модернизировано техническое оборудование, отделаны мрамором вестибюли, фойе и кулуары для зрителей, заменены светильники. Парапет и выходы на трибуны облицованы естественным камнем.

Универсальный спортивный зал «Дружба»

Строительство спортзала «Дружба» было завершено в середине 1979 г. (см. «Архитектура СССР» N2 3, 1980) специалистами Моспроекта-2 и МНИИТЭП.

С возведением зала «Дружба» спортивный комплекс в Лужниках не только пополнился еще одним крытым залом универсального назначения вместимостью 1800—3000 мест, но и закончил свое пространственное развитие в юго-восточном направлении.

Его центрическая форма, отчетливо воспринимаемая с метромоста и Ленинских гор, соответствует треугольному участку, образованному набережной, Лужнецким проездом и эстакадой метромоста, а также треугольной аванплощади перед зданием, к которой обращены лестницы и пандусы его главного входа.

Во время Олимпийских игр в зале предполагаются состязания по волейболу (женщины). Однако пространственная и функциональная организация позволяет проводить в нем тренировки и соревнования по 12 видам спорта, а кроме того, проводить возле него летом — игры в теннис, а зимой — катание на коньках. Один из его уровней будет использован как раздевальня и «грелка».

Архитектура здания в большей степени определена выбором редкой в практике конструктивно-пространственной системы покрытия в виде центральной оболочки, покоящейся на „24 ромбоидальных складчатых опорах. По структуре оно напоминает морскую раковину. Оболочка несет здесь и функцию ограждения. Перед архитекторами стояла нелегкая задача — сочетать самодовлеющую центрическую форму покрытия с многообразными функциональными требованиями к организации внутренних помещений спортзала. Они решили ее приемом обособления внутренних помещений от оболочки здания и центрической организации их пространственной структуры.

В нижнем тренировочном ярусе вокруг закрытого технического помещения расположили четыре спортивных зала, выдвинув их к проемам ограждения. В промежутках между залами разместили четыре лестнично-вестибюльных блока, позволивших «скруглить» форму плана здания. Во втором демонстрационном ярусе вдоль проемов располагается крупное помещение — кольцевое фойе-вестибюль. Стены фойе неполной высоты оставляют свободным покрытие спортзала и позволяют воспринимать его структуру. Малые помещения (раздевальни, душевые и т. п.) авторы сосредоточили под игровым полем, вокруг технического помещения, разместив их в два этажа. Система входов в разных уровнях с пандусом позволяет раздельно эксплуатировать демонстрационную, тренировочную и «внешнюю» группы. Рациональная структура внутренней организации спортзала позволяет использовать ее в сочетании с другими центрическими покрытиями, и в этом — успех авторов.

Фото-альбом: Дружба

Универсальный спортивный зал «Дружба»

Автоматическая станция управления

В комплекс главного спортцентра Лужников входит также здание автоматизированной системы управления и информационного обеспечения — «Олимпиада-80» (архитекторы И. Ядров, А. Саукке, А. Моисеенко, А. Свешников, К. Князева, Н. Покровская, Н. Кузнецова, инженеры В. Пименов, Е. Антонов, В. Пайков, Б. Решетникова). Это — электронный мозг Олимпиады, ее машинная память, центр разнообразной информации и расчетов по управлению подготовкой и проведением Игр. Здесь было найдено рациональное решение вопроса о расселении гостей, транспортного обслуживания Олимпиады в системе действующего крупного научно-производственного комплекса, каким является Москва, осуществлялся надзор за финансированием строительства олимпийских объектов и выполнением его сроков. Здесь решались многие вопросы, интересовавшие Оргкомитет Олимпиады.

Во время Игр отсюда через абонентские пункты на объектах представители прессы, комментаторы, судьи и другие организаторы соревнований могут получать заложенные в электронную память данные об участниках состязаний, их спортивной биографии, итогах соревнований во всех видах спорта. Здесь и в региональных ДСУ с помощью ЭВМ будут готовиться стартовые, промежуточные и итоговые протоколы.

После Олимпиады в здании разместится Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, а электронно-вычислительная база перейдет в ведение Мосгорисполкома для управления городским хозяйством столицы.

Здание АСУ было одним из первых завершенных объектов Олимпиады, апробация всех его систем проходила летом 1979 г. на Спартакиаде народов СССР. Преобладающая техническая функция здания, сжатые сроки строительства, потребовавшие применения наиболее технологически рациональных строительных деталей, а также возведение рядом Универсального спортивного зала с его крупными округлыми элементами продиктовали некоторую нивелировку пластических форм здания.

Конференц-зал расположен в верхнем этаже центрального блока, ^над основным операционным залом ЭВМ. Освещаемый зенитными фонарями, он выглядит просторным благодаря раскрытию по боковым сторонам во внутренние дворики на плоской крыше: их стены воспринимаются как границы зала. Сцена и торцовая стена облицованы болнисским туфом золотистого оттенка, а кресла и ковровое покрытие— синие. Все вместе создает ощущение комфорта, деловой сосредоточенности, и вместе с тем непринужденности.

Строгость облика этого делового здания оттеняет разнообразие форм спортивных сооружений Лужников. 

Фото-альбом: АСУ

Здание АСУ

Подготовка спортивных состязаний на Центральном стадионе им. В. И. Ленина в Лужниках проведена в строгом соответствии с правилами и принципами Олимпийской хартии.

Обновленный стадион в Лужниках — сложнейший комплекс сооружений, инженерных коммуникаций и современных электронно-технических устройств, создающий оптимальные условия для тренировок и успешного соревнования спортсменов.

Подготовка к большому спортивному празднику заставила по-новому зазвучать и весь ансамбль Лужников в великолепном, сохраненном московскими градостроителями архитектурно-ландшафтном окружении, сочетающий в себе регулярность планировки классицизма с объемностью и силуэтностью московской архитектуры, размах роста Москвы послевоенной с эстетическим своеобразием архитектуры 70-х гг. 

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: