Архитектурное
бюро ABD Architects — это единственное бюро на российском рынке, где два
департамента — архитектура и интерьеры — появились с первых лет
существования компании в начале 1990-х. Департамент
интерьеров специализируется преимущественно на офисных пространствах и обладает
опытом и ресурсами для решения любой задачи, включая актуальную сегодня концепцию
activity based office. Эти два направления
развивались и развиваются независимо друг от друга, каждый следует трендам
своей области и представляет бюро в рамках своей специализации как
одно из передовых в индустрии. Знания и опыт, накопленные в обеих сферах,
помогают команде сообща решать нетривиальные задачи. Архитекторы ABD Architects,
во главе с Борисом Левянтом, одними из первых в стране стали реализовывать
экологичные здания, осваивать и внедрять новые технологии проектирования. Но
для многих бюро — это не только Левянт, но также Денис Кувшинников, который
управляет департаментом интерьеров, и Юлия Шишарина, коммерческий директор ABD. TATLIN поговорил с
этими тремя героями о разных аспектах работы бюро — о понимании того, что из
себя должен представлять современный офис, почему люди — это главный инструмент
в любом деле, и как превзойти ожидания любого заказчика.
«Главное в любом деле — это люди»
- Текст:Татьяна Шовская24 декабря 2018
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
О двух направлениях деятельности бюро
Борис Левянт (Б. Л.) — Архитектурное бюро ABD Architects — это, прежде всего, бизнес-проект, он живёт в поле рынка и обязан соответствовать его реалиям. Таким образом, вся наша деятельность — это адекватный ответ на существующий запрос, что я считаю актуальным и для каждого конкретного человека, и для целой компании. Чтобы противостоять экономическим подъёмам и спадам, в бюро существуют два отдельных департамента — архитектура и коммерческие интерьеры. Именно разнонаправленность их деятельности обеспечивает бюро определённую финансовую стабильность.
Юлия Шишарина (Ю. Ш.) — Мы, наверное, единственная компания на рынке, где два департамента — архитектура и интерьеры — появились с первых лет существования компании в начале 90-х. Департаменты развивались и развиваются независимо друг от друга, каждый следует трендам своей области и представляет ABD Architects в рамках своей специализации как одно из передовых бюро в индустрии. При этом знания и опыт, накопленные в обеих сферах, помогают нам сообща решать нетривиальные задачи.
О методиках работы
Б. Л. — Работа над любым проектом в нашем бюро всегда начинается с внутреннего конкурса — архитекторы представляют своё видение объекта. В департаменте архитектуры я лично занимаюсь отбором идей. Я с уважением отношусь к своим сотрудникам, в том числе и в творческом плане, поэтому у нас нет системы, при которой мне принадлежало бы эксклюзивное право на творчество, а им оставалась лишь разработка моих идей. Нет, мы все здесь в равном положении, все занимаемся проектами во всей их полноте, за исключением одного — я контролирую каждый проект бюро, и, соответственно, у меня есть право решать пойдёт ли в дело та или иная идея, получит ли разработку то или иное предложение.
Денис Кувшинников (Д. К.) — В нашей работе мы исходим из того, что каждая компания уникальна, и проекты, которые мы создаём, можно с уверенностью назвать tailor made solutions. Действительно, к нам всегда приходят за индивидуальным «костюмом». Чтобы его сделать, мы начинаем с исследования. Для этого у нас разработаны опросники, но этого мало — мы часто говорим, что архитектор должен почувствовать себя частью коллектива, для которого он проектирует, должен погрузиться в корпоративную культуру, понять, чем и как живёт компания. Вторая составляющая исследования касается вектора движения компании — мы должны понять, какой она видит себя через несколько лет. Далее весь объём собранной информации мы анализируем и интерпретируем в архитектурном проекте.
Ю. Ш. — Мы стараемся попасть в «ДНК» компании, отразить её ценности и взгляды, её взаимоотношения с внешним миром через интерьер. Наша главная задача заключается не только в том, чтобы услышать, что хочет видеть наш заказчик в своём новом офисе, каковы его ожидания и требования, его нужды. Гораздо важнее увидеть профессиональным взглядом и понять, чего компании заказчика не хватает, в чём она действительно нуждается или будет нуждаться в ближайшем будущем, и о чём сам он, возможно, ещё не догадывается.
Мы должны предвосхитить и превзойти его ожидания — в этом заключается наш профессионализм. А когда проект реализован, то существующий в нём посыл транслируется на сотрудников, на посетителей, на клиентов компании, которые приходят в офис. Таким образом, создаваемые нами офисные пространства обладают двумя основополагающими качествами: они делают жизнь компании максимально удобной и предоставляют ей такую среду обитания, в которой заложена возможность развития в нужном ей направлении.
О современном офисе
Д. К. — Одна из основных тенденций — это так называемый activity based office, часто используется также словосочетание agile office. Под этим подразумевается офис, организованный по типам активностей. Его планировка идёт не от состава компании, где есть руководитель, отделы и так далее — нет, он строится по типам происходящих в нём процессов, и это совершенно новый способ структурирования пространства. Такой офис состоит из набора нужных для работы зон, а сотрудники перемещаются между ними по необходимости. Например, места для сосредоточенной или индивидуальной работы, для совместной работы, для проведения встреч или обсуждений, для релакса, где тоже может продолжаться работа или обсуждения, и т. д. Сюда же могут относиться зоны незакреплённых рабочих мест, однако, эта тенденция, хоть и существует, не является превалирующей для крупных компаний, с которыми мы обычно работаем.
Об экологичном подходе
Б. Л. — Одними из первых в стране мы стали проектировать экологичные здания, в нашем портфолио их уже несколько. В этом году мы завершили проектирование апарт-отеля на проспекте Мира, и этот объект прошёл сертификацию BREEAM на уровне Very Good. Это добровольная сертификация по британской системе, которая была принята и у нас в стране. В России насчитывается всего лишь несколько десятков таких зданий, но если в западных странах процесс экосертификации направлен, прежде всего, на снижение нагрузки на окружающую среду, то у нас, главным образом, это способ для девелоперов повысить рыночную привлекательность и стоимость их коммерческой недвижимости, отсюда и соответствующий подход к нему.
Д. К. — Совсем недавно возникла новая система сертификации зданий — Well Building Standard. Она была разработана в США и сейчас набирает обороты по всему миру. В соответствии с ней, офисы, общественные помещения, здания должны быть спроектированы таким образом, чтобы человек не просто хорошо там себя чувствовал, но становился здоровее благодаря обитанию в них. Естественно, многие принципы этой концепции повторяют пункты экологической сертификации, например, о качестве воздуха, воды. Но, помимо этого, в неё входит забота о физическом здоровье и эмоциональном комфорте. Например, планировка должна подталкивать людей к тому, чтобы они больше двигались, в помещениях должен быть акустический комфорт, а освещённость и при искусственном, и при естественном свете должна оставаться на определённом уровне. Эта концепция подразумевает также активное обогащение среды предметами искусства: графика, живопись, скульптура и даже музыка. В сущности, речь идёт о вещах, которые создают психологический комфорт и уменьшают уровень стресса. Это фокус на человека, и он нам чрезвычайно близок. Мы первые в стране изучили технологии Well и рассказали о них на конференции OfficeNext, а сейчас уже готовы применять их в проектировании.
Об источниках вдохновения
Б. Л. — Если говорить об эстетических переживаниях, то, пожалуй, наибольший отклик во мне вызывает новаторская архитектура. Постройки Фрэнка Гери, Тома Мэйна, Вольфа Прикса, Гюнтера Доменига я смотрю, по возможности, по всему миру. Это объекты для любования, созерцания, для сопереживания; это чистое формотворчество и трактовка архитектуры как скульптуры. Возможно, в другой жизни мне хотелось бы работать в том же направлении. Однако в нынешнем воплощении мой подход к архитектуре совершенно иной: я рационалист и не могу «перешагнуть» через это своё качество — вероятно, оно определяющее во мне; я не хочу делать форму ради формы.
Д. К. — Берясь за новый проект, мы не только соблюдаем заданный самим себе уровень, но и стараемся повысить представления о стандарте современного офиса у наших заказчиков. Мы исходим из очень простых соображений — в компаниях клиентов работает большое количество людей, и если благодаря нам их трудовые будни будут проходить в комфортной обстановке, значит, мы улучшили качество их жизни. Примерный подсчёт сотрудников, работающих в спроектированных нами офисах, даёт очень большие цифры, возможно, сотни тысяч человек.
О новациях и актуальных разработках
Б. Л. — Прежде всего, мы ставим целью постоянно осваивать и внедрять новые технологии проектирования, уже сейчас мы используем BIM-моделирование. Первые разработки BIM относятся ещё к прошедшему столетию, но применяться в развитых странах эта технология стала буквально несколько лет назад. Это методика, осуществляющая как раз тот самый комплексный подход к проектированию, когда на входе закладывается вся информация об объекте, и проектирование ведётся с учётом одновременно всех вводных, включая не только функцию, конструкции, инженерные коммуникации и т. п., но и процессы будущей эксплуатации, ремонта, экономики здания, а также другие факторы.
Д. К. — Наше бюро живёт общественной архитектурной жизнью, участвует в конференциях, выставках и т. д. Современный мир предоставляет массу таких возможностей, и мы этому открыты. Мы сотрудничаем с Британской высшей школой дизайна, с МАрхИ, с London Business School. Кроме того, мы являемся авторизованным партнёром крупного американского архитектурного бюро HOK — на совместных проектах и конференциях мы тоже учимся и получаем новую информацию.
О ценах
Б. Л. — Наши услуги недёшевы, но, обращаясь к нам, заказчики могут быть полностью уверены, что мы не только выдадим максимально рациональное решение, но и сэкономим им средства за счёт возможных неочевидных для них подходов к распределению в будущем объекте площадей и функций. Кроме того, отсутствие ошибок при проектировании, что мы также можем гарантироватьблагодаря накопленному опыту, уже само по себе является огромной экономией, так как любая неточность в проекте выливается при строительстве в существенные затраты.
Ю. Ш. — В последние годы развитие проектного и строительного бизнеса движется по двум векторам — быстрее и дешевле. Для большинства наших заказчиков стало слишком дорого ввозить в Россию европейские отделочные материалы, и поэтому мы ищем российские аналоги, пытаемся разобраться в уровне качества. При этом сроки проектирования всё время сокращаются, у нас больше нет времени на привычные этапы проектирования, и это тоже определённый вызов. Мы постоянно заняты поиском новых подходов или технологий, которые позволили бы решить проектные и строительные задачи быстрее, эффективнее, но без потери качества.
О сотрудниках ABD Architects
Б. Л. — Главное в любом деле — это люди. Мы очень внимательно подходим к отбору новых членов команды, у меня есть два основных критерия: скорость мышления и наличие вкуса. Также важна лояльность, но это уже вопрос взаимности. Со всеми своими сотрудниками я всегда предельно корректен, у нас принято быть вежливыми друг с другом в любой ситуации. Ещё более трепетно я отношусь к тем, кто работает у нас давно. Мне важно, чтобы, придя в бюро, человек оставался с нами длительное время. Первые пару лет идёт обучение, вхождение в нашу систему подходов и ценностей, и только после полной адаптации начинается полноценная отдача. Поэтому ситуация представляется мне комфортной, если каждый принятый в бюро человек проработает у нас не менее 5–6 лет — в этом случае я считаю, что сотрудничество состоялось.
Ю. Ш. — Наше бюро занимается коммерческой архитектурой и интерьерами, но человеческого отношения никто не отменял: мы никогда не видели в наших сотрудниках лишь машины для выдачи чертежей. Никакая теория, программа, политика компании не могут сделать её успешной — это могут сделать только люди, поэтому именно они — наша главная ценность. Отношение руководства к сотрудникам основано, прежде всего, на уважении, доверии, открытости и готовности к диалогу.
Несколько этапов собеседований при приёме на работу, очень трепетный, иногда слишком въедливый подбор кадров — одна из отличительных черт нашей компании. Кроме профессиональных, нам очень важны индивидуальные качества человека — его позитивная и конструктивная позиция, желание работать в команде, стремление к саморазвитию, росту, его увлечения и хобби. Ведь хорошим сотрудником, лидером человека делают не только знания — их можно получить в процессе работы, но в большей степени то, что он представляет собой как личность.
Мы не считаем, что человек живёт только вне офиса — нет, жизнь на работе должна быть такой же комфортной и полноценной. Мы были первой архитектурной компанией на московском рынке, которая предоставила своим сотрудникам условия работы, отвечающие европейскому уровню. На ежедневной, ставшей уже привычной основе мы стараемся сделать так, чтобы в офисе было комфортно, чисто и уютно, ярко отмечаем праздники, вместе ходим на выставки, ездим на экскурсии. На все наши праздники и выездные мероприятия мы всегда приглашаем сотрудников со своими «вторыми половинками», семьями, детьми и очень приветствуем, когда наши сотрудники дружат вне рабочих отношений.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: