Гараж «Интуриста»: проблема авторства

В гении Константина Мельникова сомневаться не приходится. Имя архитектора на слуху у многих. Он был автором саркофага для тела В. И. Ленина, павильона СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году, различных клубов и гаражей. Однако вокруг гаража «Интуриста» существуют споры. Во-первых, специалисты расходятся в датах постройки гаража. Во-вторых, утверждают, что Мельников работал над гаражом «Интуриста» совместно с другими архитекторами и инженерами, имена которых часто несправедливо забываются. Историк архитектуры Ольга Шурыгина в главе из книги «Гараж Интуриста» серии Archive разбирается в проблеме авторства гаража.

Популярность имени и творческого наследия Константина Мельникова привела к появлению монографий, которые нельзя назвать полными. В основном все обращаются к записям самого архитектора, сделанным им с середины 1960-х по середину 1970-х годов [1]. И в этом есть своя опасность. Во-первых, мемуары — наиболее ненадежный из возможных источников информации. Во-вторых, у архитектора не было цели описывать события точно и непредвзято.

Мельников-мемуарист будто пытается объяснить десятилетия вынужденного творческого простоя исключительно факторами извне: «[Мельников] оживился, описывая тех людей и учреждения, на которых он возлагал ответственность за то, что для него оказалось годами вынужденного бездействия», — вспоминал о своей встрече с архитектором весной 1967 года первый его биограф, американец Фредерик Старр [2]. Поэтому нет ничего удивительного в том, что воспоминания архитектора полны метафор и в большей степени излагают «историю души», нежели биографию советского мастера.

Его советский биограф, искусствовед Анатолий Стригалёв, отмечал эту особенность воспоминаний: «В своих высказываниях Мельников вовсе не стремится к научной объективной всесторонности освещения любого предмета, а выступает как творческий архитектор и полемист, намеренно обостряющий полемический удар, сознательно выступающий против того, что он считает в данное время наиболее опасным. <…> Это была пропаганда своих (Мельникова. — Авт.) творческих взглядов, защита от критики» [3]. У этих суждений имелись основания, однако их оборотной стороной явилась, пожалуй, чрезмерная сфокусированность архитектора на собственной персоне: в тексте отсутствует описание архитектурного процесса тех лет, взаимоотношений коллег, взаимодействия с заказчиками. Зодчий осознанно и целенаправленно конструировал личную биографию: «Хотя он и глубоко обижен на несправедливые оценки коллегами и историками своего творчества, сам он никогда не сомневался и сейчас твердо убежден в значимости того, что им сделано», — вспоминал о своих встречах с Мельниковым историк архитектуры Селим Хан-Магомедов [4].

Сверху вниз: проекты гаража Главсевморпути (1938) и гаража Госплана (1935); архитекторы — К. С. Мельников, В. И. Курочкин, инженер — А. И. Здрок

Константин Мельников родился в 1890 году в Москве, в 1917-м окончил Училище живописи, ваяния и зодчества Московского художественного общества. В годы ученичества работал в строительной теплотехнической конторе «В. Залесский и В. Чаплин», занимавшейся в конце 1910-х годов прокладкой инженерных сетей на автозаводе АМО. Участие самого Мельникова в проектировании фасадов завода АМО, о котором он пишет в своих воспоминаниях, пока не подтверждается архивными документами. Можно предположить, что он трудился там как сотрудник этой фирмы. В 1920-х годах Мельников также преподавал во ВХУТЕМАСе, служил в архитектурном отделе Наркомпроса, был членом объединения архитекторов-рационалистов «Ассоциация новых архитекторов» (АСНОВА). Известность архитектору в 1923 году принес павильон Махорочного синдиката («Махорка»), возведенный по его проекту на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве. В 1925 году в Париже проходила Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств, где Мельников работал в качестве автора павильона СССР. Его работа произвела фурор, и Мельников получил ряд предложений от французских заказчиков. Так, в Париже им были созданы два проекта муниципальных гаражей на 1 000 машино-мест каждый, достаточно оригинальных по композиции. Впечатляет тот факт, что Мельников хотел разместить многоярусные гаражи-стоянки над мостами через Сену. Но идея не могла быть реализована в середине 1920-х. Информации про парижские гаражи, к сожалению, очень мало. Их иллюстрации часто публиковались, но местонахождение оригиналов неизвестно [5].

Фото-альбом: 1

Как верно отмечает Павел Кузнецов, «у Мельникова никогда не было личного автомобиля, за исключением персонального водителя в течение короткого периода времени в середине 1930-х годов, когда он руководит архитектурной мастерской № 7 Моссовета» [6]. Поэтому приведенная в мемуарах архитектора цитата, источник которой не указан: «<…> Парижскому такси: многоэтажные дворцы. Подъем и спуск машин должны: 1 — не пересекаться между собой, 2 — иметь один угол, 3 — повороты одного радиуса, 4 — наименьшее количество поворотов» [7], — больше похожа на техническое задание на проектирование, так как Мельников раньше никогда не имел дела со стоянками машин. Хорошую практику он получил во время строительства автомобильного завода, но теоретические знания в области паркования автомобилей могли быть получены исключительно в специализированных вузах. Есть вероятность, что технико-технологическую сторону Мельникову мог объяснить заказчик. Так архитектор получил возможность заниматься проектированием гаражей для Москвы — Бахметьевского автобусного и Новорязанского грузового (оба проекта — 1926 года).

С 1927 по 1931 год в Москве и Подмосковье по проектам Мельникова были сооружены шесть клубных зданий (Союза коммунальников им. И. В. Русакова, завода им. М. В. Фрунзе, завода «Каучук», фабрики «Свобода», фабрики «Буревестник» и фарфорового завода в Ликино-Дулёво). С 1933 по 1938 год он руководит Архитектурно-проектной мастерской № 7 Моссовета. После осуждения творчества Константина Степановича как несоответствующего новым политическим установкам на Первом Всесоюзном съезде советских архитекторов летом 1937 года и расформирования архитектурной мастерской Мельников к проектной работе больше не возвращался, сосредоточившись на преподавании. Архитектор скончался в 1974 году. Таким образом, гаражи Госплана и «Интуриста», в работе над которыми принимал участие Константин Степанович, являются последними осуществленными постройками в карьере мастера.

Имя Мельникова становится популярным в последние десятилетия. Благодаря этому гараж «Интуриста» является одним из самых узнаваемых объектов автомобильной инфраструктуры Москвы 1930-х годов. Несмотря на это, о нем написано не так много. В основном это короткие описания в городских архитектурных путеводителях или упоминания в качестве «одного из» гаражей Константина Степановича в монографиях. Если к причастности Мельникова к проектированию гаража вопросов нет, то в датах его постройки специалисты расходятся, также говорят о коллаборации Константина Степановича с различными архитекторами и инженерами. Одни относят постройку к первой половине 1930-х годов, другие — к середине десятилетия. Наиболее авторитетной точкой зрения обладает С. О. Хан-Магомедов, который указал архитектора Владимира Курочкина в качестве соавтора Константина Мельникова и датировал постройку 1933–1936 годами [8].

Ни в профильных периодических (журналах «Мотор», «Архитектура СССР», «Советская архитектура»), ни в справочных и иных изданиях, посвященных гаражному строительству 1930-х годов, имя Константина Мельникова в связи с созданием гаража акционерного общества «Интурист» не фигурирует. В полученной автором в Центральном государственном архиве Москвы (ЦГА г. Москвы) архивной справке он так же не значится в качестве проектировщика здания. Согласно этому документу, строительство гаража велось с 1933 по 1937 год, авторами проекта выступили архитектор Владимир Иванович Курочкин и инженер Николай Николаевич Галкин; административный корпус датирован 1938–1940 годами, его авторы — Николай Иванович Арбузников и инженер-конструктор И. И. Оршанский.

Мельников пишет о своей работе над гаражом «Интуриста», не вдаваясь в подробности и как бы абстрагируясь от нее: «В этих двух объектах строительства гаражей (гаражи «Интуриста» и Госплана. — Авт.), в отличие от предыдущих, были взяты за основу типовые проекты, технологической сути я в них почти не касался, предоставив вести это, а также и разработку рабочих чертежей, своему весьма исполнительному сподвижнику архитектору В. И. Курочкину, занявшись сам рисовкой архитектуры внешних форм зданий» [9]. Это зафиксировано и в опубликованном отчете руководимой Константином Степановичем Архитектурно-проектной мастерской № 7 Моссовета за 1934 год, где авторами проекта названы и Мельников, и Курочкин [10], и в характеристике, составленной ответственным секретарем Союза советских архитекторов Каро Семёновичем Алабяном, по-видимому, летом того же года: «Фактически из всех его (Мельникова. — Авт.) проектов за полгода, из которых он, правда, болел четыре месяца, принят только проект оформления гаража „Интуриста“» [11]. Но уже на 2-й Первомайской выставке планировки и архитектуры 1934 года, проходившей в майские праздничные дни, в витринах магазинов на улице Горького в Москве проект был представлен исключительно за авторством Мельникова. Перспектива гаража была помещена на обложку июльского номера журнала «Мотор» за этот же год, правда, без каких-либо пояснений.

Фото-альбом: 2

Не умаляя заслуг и подвергая сомнению участие уважаемого мастера в работе над проектом гаража акционерного общества «Интурист», стоит все же исправить неточность, присутствующую в его мемуарах, в отношении его сотрудников и коллег. Этот гараж не был типовым, он создавался в соответствии с уникальным техническим заданием заказчика, правления акционерного общества «Интурист», инженерами уже известного нам Государственного института по проектированию гаражей, авторемонтных мастерских и автотранспортных предприятий (Гипроавтотранс) в коллаборации с архитекторами возглавляемой Мельниковым Архитектурно-проектной мастерской № 7.

Проектную работу по этому объекту возглавлял непосредственно руководитель сектора гаражного проектирования Гипроавтотранса инженер Лев Давидович. Упомянутый Константином Мельниковым архитектор Владимир Курочкин состоял сотрудником строительного сектора института, то есть Мельникову, тогда руководившему Архитектурно-проектной мастерской № 7 Моссовета, он не подчинялся и скорее был его сподвижником. О жизни Владимира Курочкина известно мало. Даже опираясь на архивные материалы, удалось выяснить немногое [12]. Полученные сведения, к сожалению, не позволяют причислить его к кругу специалистов какой-либо области. Выбор мест службы архитектора кажется достаточно случайным: ни в одном из них он не задерживался более чем на несколько лет. В итоге к началу 1950-х годов его следы и вовсе теряются.

Владимир Иванович Курочкин родился в 1900 году в Москве, начальное образование получил в городе Кинешма Костромской губернии (сейчас — Ивановская область). Затем вернулся в Москву, где в 1912 году поступил в Строгановское центральное художественно-промышленное училище на столярное отделение, в 1917 году перевелся на художественное, затем продолжил учебу на живописном факультете ВХУТЕМАСа, но уже в 1920-м числился на архитектурном факультете. Ушел оттуда в 1922 году, так и не завершив образование. В 1922–1926 годах Курочкин последовательно работал столяром в мастерской при рабфаке им. М. Н. Покровского при Московском университете и строительной конторе при Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ), служил конторщиком, затем младшим десятником в акционерном обществе стандартного деревянного строительства (Стандартстрой), а также помощником десятника в Государственном московском машиностроительном тресте (Машинотрест). Его карьера на архитектурном поприще началась летом 1926 года, когда он поступил на службу в строительный отдел Московского коммунального хозяйства чертежником, через год дослужившись до старшего техника. Тогда же он перешел в Московский трест коммунального строительства (Москомстрой), где стал сначала помощником архитектора, а затем и архитектором. В 1930–1933 годах Курочкин работал архитектором в Челябтракторстрое.

В 1933–1935 годах он занимает должность архитектора строительного сектора Гипроавтотранса. Причиной увольнения Владимира Ивановича из Гипроавтотранса в ноябре 1935 года стал его отказ от возвращения в учреждение «по окончании работ в Архитектурной мастерской № 7», т. е. во время проектирования гаража «Интуриста» архитектор фактически перешел на службу в мастерскую Мельникова. Видимо, именно этот эпизод и нашел отражение в мемуарах Константина Степановича. После расформирования мастерской весной 1938 года Курочкин нашел временную работу в наркомате финансов. В конце 1940-х — начале 1950-х годов он совместно с Николаем Александровичем Хохряковым спроектирует два жилых дома на Поварской улице, 35 и Новинском бульваре, 9/30, после чего пропадет с поля активной проектной деятельности.


[1] Константин Степанович Мельников. Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика / сост. А. Стригалёв, И. Коккинаки. М. : Искусство, 1985. С. 57–91.

[2] Старр Ф. Мои встречи с Константином Мельниковым // Мельников / Melnikoff. М., 2022. С. 25.

[3] Константин Степанович Мельников. Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика / сост. А. Стригалёв, И. Коккинаки. М. : Искусство, 1985. С. 49.

[4] Хан-Магомедов С. О. Константин Мельников. М. : Архитектура-С, 2006. С. 16.

[5] Недавно одна из калек была обнаружена в архиве Дома Мельникова.

[6] Кузнецов П. Архитектура движения // Мельников / Melnikoff. М., 2022. С.37.

[7] Константин Степанович Мельников. Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика / сост. А. Стригалёв, И. Коккинаки. М. : Искусство, 1985. С. 79.

[8] Хан-Магомедов С. О. Константин Мельников. М. : Архитектура-С, 2006. С. 114–117.

[9] Константин Степанович Мельников. Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика / сост. А. Стригалёв, И. Коккинаки. М. : Искусство, 1985. С. 180.

[10] Работы архитектурно-проектировочных мастерских за 1934 год. Мастерская № 7. М., 1936. Т. 2. С. 18–20.

[11] РГАЛИ. Ф. 674. Оп. 2. Д. 2. Л. 83.

[12] Биография В. И. Курочкина реконструируется на основе данных его личных дел: РГА в г. Самаре. Ф. Р-131. Оп. 3–7. Д. 345; РГАЛИ. Ф. 677. Оп. 1. Д. 4776; РГАЭ. Ф. 5711. Оп. 2. Д. 419, 420; Ф. 7733. Оп. 20. Д. 742.


На обложке: Гараж «Интуриста». Архитектор — К. С. Мельников. Перспектива. 1934 год. Из сборника «Работы архитектурно-проектировочных мастерских за 1934 год» (М., 1936)


Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: