Франсуа Кирэн

Франсуа Кирэн родился в небольшом французском городе Бурж в 1941 году. Закончил в 1963 году Национальное училище искусств и ремесел, однако, заняться дизайном смог лишь год спустя, пройдя в соответствии с Конституцией Французской Республики действительную службу в вооруженных силах страны. Прослужив два года штатным дизайнером на фирме Thomson, Ф. Кирэн организовал в деловом квартале Парижа близ площади Ля Дефанс собственное дизайн-бюро.

В течение 10 лет в бюро работало всего 5 сотрудников, затем их число выросло до 8. Именно такое количество представляется Кирэну оптимальным. Сейчас Ф. Кирэн возглавляет бюро, его жена Симона ведает вопросами менеджмента, маркетинга и взаимодействия с другими организациями, включая заказчиков. Кроме них в бюро работают два старших и два младших дизайнера, помощник по вопросам управления (владеющий тремя иностранными языками) и помощник по коммерческим вопросам. Но это лишь «голова» бюро, а структура его «нижних этажей» разветвлена и многокомпонентна. В эту структуру входит группа инженеров-механиков, группа изучения рыночной конъюнктуры, три мастерских: механическая и две макетных, одна из которых работает исключительно на сферу автомобильного дизайна, другая же — на все остальное.

Творческое ядро FID не имеет постоянного состава (исключая, разумеется, супругов Кирэн). Его руководитель считает, что наивысшим творческим потенциалом обладает «текучий» многонациональный коллектив, поэтому для работы в бюро он приглашает дизайнеров из Австрии, США, Нидерландов, Колумбии, некоторых других стран Латинской Америки. Впрочем, состав творческой группы меняется, но не увеличивается, поскольку увеличение числа сотрудников затруднило бы руководителю бюро персональный контроль за каждым проектом.

Франсуа Кирэн«Мне пришлось бы стать больше бизнесменом, чем дизайнером, а мне бы этого не хотелось».

Диапазон работ бюро Франсуа Кирэна, как, впрочем, и большинства западноевропейских дизайн-бюро, широк. Работа для японских промышленных гигантов Toshiba и Fujitsu, а также для некоторых западноевропейских фирм не мешает дизайнеру отдавать львиную долю своих сил французской промышленности. В числе его заказчиков такие значительные, как автомобильный концерн Renault, многоотраслевая компания Thomson, поставляющая на мировой рынок радиолокационное и навигационное оборудование, крупнейший изготовитель средств проводной связи Telic, фирма Hanomag-DPH, производящая дорожно-строительную технику, и др. Бюро Ф. Кирэна занимается проектированием автомобилей, мотоциклов, летательных аппаратов, дорожно-строительных машин, словом, объектов, с той или иной скоростью перемещающихся в пространстве,— это как бы одно его лицо. Другое — дизайн объектов, соизмеримых с рукой человека: киносъемочной аппаратуры, бытовых электроприборов, средств оргтехники, телефонных аппаратов и т. д. Кроме того, в бюро осуществлен ряд интересных разработок статичных крупноразмерных объектов, например, уличного оборудования.

Если окинуть взглядом те изделия, которые были спроектированы под руководством Кирэна, в них обнаружится нечто общее, но это общее отнюдь не сводится к использованию наработанного набора стилеобразующих элементов, приемов формообразования. Скорее напротив — его работы привлекают формальным многообразием. Общее же лежит в другой плоскости, оно относится скорее к сфере «духа», которым проникнуто все творчество дизайнера и его коллег. Образное мышление Франсуа Кирэна можно (с известной мерой условности) назвать «технократическим», в нем улавливается установка на примат техники над человеком. Это не означает, однако, что дизайн Кирэна и его группы антигуманен, но промышленная форма выступает в нем как нечто самоценное, прекрасное само по себе, независимо от человека. Этого дизайнера можно вполне назвать певцом, поэтом промышленной формы.

Фото-альбом: Ремонт туфель на заказ

Заметим, кстати, что вероятно именно любовью к объемной промышленной форме объясняется тот факт, что Ф. Кирэн, имея диплом не только дизайнера, но и графика, очень рано полностью отошел от графического дизайна, хотя его пробы сил в этой области были весьма успешными. Теперь и сам он и возглавляемое им бюро заняты лишь теми объектами, которые имеют три измерения.

Франсуа Кирэн«Мы — одна из немногих дизайнерских фирм занимающихся проектированием только промышленных изделий. Это — один из самых трудных путей, который мне известен».

Трудность такого пути во Франции заключается в том, что промышленники этой страны крайне редко становятся постоянными клиентами какой-либо одной дизайнерской фирмы. Они стремятся разбросать свои заказы по возможно большему количеству проектных групп. Удержать заказчика практически невозможно. Постоянные прочные связи между дизайнером и изготовителем, какие часто устанавливаются в других странах, во Франции — исключение. С одной стороны, такое положение затрудняет и усложняет работу бюро FID, но с другой — понуждает непрерывно искать новые проектные решения тривиальных объектов, способствует вырабатыванию своеобразного иммунитета против творческого застоя и деградации.

Большое место в творчестве Ф. Кирэна занимает проектирование без конкретного заказа и большей частью — средств транспорта, как индивидуального, так и общественного. Он рассматривает такую практику и как способ развлечения и как инструмент повышения квалификации — собственной и своих сотрудников. Проектирование без заказа играет роль как бы постоянно действующего творческого семинара, перманентных курсов повышения квалификации. Постоянно опробывая все новые и новые концепции, подходы, методы на заведомо не рассчитанных на реализацию проектах, дизайнеры имеют возможность не увязывать свою фантазию с теми границами, которые устанавливает, как считает Кирэн, «промышленный и коммерческий реализм». Но в дальнейшем большинство новинок не пропадает втуне, а применяется при разработке уже вполне реальных проектов. Такой метод работы гарантирует от многократного повторения или варьирования одних и тех же приемов и решений, позволяет каждый раз показать давно знакомую вещь с иной стороны, подчеркнуть в ней нечто неявное или ранее примелькавшееся.

Непрерывно меняются и способы предъявления новизны той или иной вещи: это может быть и необычная компоновка изделия, и нетрадиционное цветовое решение, и неожиданное выделение считавшихся всегда второстепенными элементов (например, крепежа# соединительных узлов), которые при умелой подаче вдруг становятся выразительными декоративными акцентами. Но при всем том остается неизменным почерк мастера — сдержанный, лаконичный, чуждый дробности и излишествам. Впрочем, по отзывам его коллег, таков и сам Франсуа Кирэн. Он немногословен, всегда говорит лишь то, что он хочет сказать и ничего более. Он производит впечатление человека, до точности взвешивающего каждое свое действие, затрачивающего всегда ровно столько энергии, сколько необходимо. При этом Кирэн — не сухарь, не педант, а напротив — веселый и жизнерадостный человек, не любящий одиночества. В своем бюро он не выступает ни как координатор, ни как генератор идей, которые обязаны разрабатывать и доводить его сотрудники. Он постоянно работает на равных с другими просто потому, что не любит работать один и считает дизайн коллективным, «командным» делом.

Среди нескольких сотен проектов, выполненных Ф. Кирэном и под его руководством, динамичным объектам — средствам передвижения — принадлежит едва ли не основное место. Автомобили— его страсть. Как объект дизайна, автомобиль привлекает его прежде всего своей сложностью, необходимостью поиска даже не столько компромисса между динамичностью экстерьера и статичностью интерьера, сколько органического слияния этих двух начал. Ему одинаково интересно коллекционировать старые модели и проектировать для будущего автомобили, мотоциклы, вездеходы и самолеты. Ведущие автомобильные фирмы Франции приглашают Кирэна в качестве консультанта, однако предлагаемые им проекты чаще всего чересчур смелы для слишком реалистически мыслящих руководителей отрасли. Впрочем, даже горячие споры, которые всегда вызывают его предложения, так или иначе способствуют проникновению новых идей во французский автомобильный дизайн. А в «портфеле» Ф. Кирэна, как считают специалисты, проектов хватило бы на ближайшие полтора-два десятилетия.

В случаях низкоскоростных транспортных средств — трехколесного электромобиля для коммунальных служб, двухместного городского автомобиля, трехосной амфибии, трактора — это противоречие снимается само собой, поскольку внешний вид этих объектов, рассчитанных на неторопливое перемещение, должен быть достаточно статичным. Но форма, цвет и графика спортивного автомобиля или междугородного автобуса должны создавать образ «пожирателя километров», а кокпит или салон — окружать сидящего человека комфортом, независимо от того, является ли он пассажиром или водителем. Этот комфорт всегда и безусловно статичен, и вязать его с внешней динамикой кузова непросто. Кирэну это всегда удается, причем ненавязчиво и деликатно.

Фото-альбом: Выступление на утреннике

Подобные же задачи дизайнеру приходится решать при проектировании летательных аппаратов. Правда, Кирэн никогда не берется за проекты пассажирских лайнеров и высокоскоростных спортивных или военных самолетов. Он отдает предпочтение легким и сверхлегким аппаратам жесткой конструкции (крыло Рогалло и его модификации не использованы в его проектах ни разу). Летающее крыло, «бесхвостка» — излюбленные схемы, которые он разрабатывает с присущими ему сдержанностью и изяществом.

Интересно отметить одну особенность почерка Кирэна. Хотя многие его работы, связанные с динамичными объектами, выполнялись в плане «свободного проектирования», без заказа, в них нет места безудержной, неконтролируемой фантазии, свойственной, например, дизайну Л. Колани. Трезвый реализм, заведомая осуществимость в современных условиях или в самом ближайшем будущем присущи этим работам не в меньшей степени, чем заказным проектам для конкретных изготовителей.

Примечательно, что при проектировании соизмеримых с человеком объектов (как подвижных, так и статичных, например, уличного оборудования), Кирэн уже на стадии эскиза всегда рядом с будущим изделием помещает фигуру человека, но только, если проект делается по заказу, то есть предполагает реализацию замысла дизайнера. Но даже и в этих случаях человек воспринимается не как смысловой центр, вокруг которого строится весь проект, а скорее как необходимое дополнение к промышленной форме, придающее ей законченность. При «свободном проектировании» человек на эскизах и рисунках отсутствует — не он интересует дизайнера, а форма объекта сама по себе. В этом лишний раз проявляется своеобразный «технократизм» проектного мышления Франсуа Кирэна.

Напомним еще раз, что дизайн Кирэна отнюдь не антигуманен, все спроектированные им вещи — от кофеварки до автобуса — прекрасно взаимодействуют с человеком. Решения относительно мелких объектов, размеры которых соотносимы не с телом человека, а с его рукой, всегда отмечены какой-то теплотой. Среди его разработок можно встретить образцы, приближающиеся к стилю «хай-тек», почти откровенно функционалистские решения, скульптурные формы. Не менее разнообразны и цветографические решения, хотя тяготение дизайнера к цвету очевидно. Мягкие пастельные тона сменяются яркими, то контрастными, то близкими по тону сочетаниями. Встретить подпись Ф. Кирэна под проектом бело-серого или серо-черного изделия нам не удастся.

Диапазон приемов формообразования, используемых дизайнером, столь же широк, как и диапазон проектируемых им изделий. Если, скажем, Этторе Соттсасс всегда пользуется однажды найденными приемами, бесконечно развивая, совершенствуя и варьируя ими, то для Кирэна характерно стремление к каждому изделию искать и находить новый подход. Даже разрабатывая однотипные вещи, например, телефонные аппараты, он никогда не повторяется. Создается даже впечатление, что он намерен использовать все возможные компоновки как уже известные, так и небывалые. И для каждого формального решения он находит адекватное ему цветографическое. Вероятно, в этом ему помогает подготовка дизайнера-графика, но главное — это безукоризненный вкус, интуиция, чувство цвета и формы. Чаще всего цвета материалов и покрытий для каждого изделия жестко заданы в проекте, если же предлагаются разные варианты, то либо в случаях монохроматического решения, либо когда в изделии сочетаются окрашенные элементы с элементами из материалов, сохраняющих свой естественный цвет — стекла, прозрачных пластмасс, металла.

В целом работам Франсуа Кирэна присущи характерные черты французской школы дизайна — некоторый традиционализм, мягкость форм, неуловимый отпечаток «бытовизма» даже на сугубо технических изделиях. В них не встретишь прохладной изысканности или откровенно авангардистских решений итальянского дизайна, подчеркнутой технологичности английского, очевидного сродства с народным искусством скандинавского. Дизайн Франсуа Кирэна даже несколько ностальгичен, в нем можно усмотреть попытки возродить традиции европейского дизайна 50–60-х годов, но уже на новом технологическом уровне: с использованием современных материалов, современных инженерных решений. Великолепное мастерство Кирэна состоит е умении в каждой своей работе быть современным и своевременным, не соскользнуть ни в «ретро», ни в «футуро».

Нигде не обнажая и не подчеркивая технического ядра вещи, а большая часть проектов дизайнера относится к технически сложным изделиям, Кирэн умеет пластикой и цветом дать понять потребителю, что он имеет дело с передним краем технической цивилизации, с вещью, в которой материализованы новейшие достижения научно-технической мысли.

Сейчас дизайнеры типа Франсуа Кирэна мало-помалу сходят со сцены, ибо технократическая парадигма проектирования переживает кризис. Для современного этапа эволюции дизайна свойственны гуманитаризация и углубление художественного начала в проектной деятельности. Но, во-первых, неизвестно, насколько этот кризис глубок и насколько эти тенденции окончательны и бесповоротны, а во-вторых, жизнеспособны только многослойные гетерогенные системы. Это относится и к живой природе, и к культуре, и к искусствам, и в не меньшей степени к дизайну. Пока дизайн полицентричен и многообразен, пока в нем существуют различные школы и направления, он может существовать и развиваться. Поэтому творчество мастера столь высокого класса, как Франсуа Кирэн, имеет огромное значение для сохранения и увеличения потенциала мирового дизайна.

На обложке: Опытный образец дизельного городского автомобиля «Папилло 125» с пластмассовым кузовом. Выполнен в мастерских бюро FID. 1980 год

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: