Франтишек Цргак

Имя доцента основного художественно-промышленного вуза Чехословакии Франтишека Цргака стоит в первом ряду среди чехословацких педагогов. Его богатый преподавательский опыт тесно связан с многогранной практикой дизайнерского и архитектурного проектирования. Фонд лучших изделий чехословацкого дизайна вобрал в себя не одну работу этого мастера. 

Ощущая потребность в контактах с единомышленниками, испытывая интерес к различным творческим направлениям, Ф. Цргак много ездит по стране и за рубежом — в европейские школы (в том числе в Училище им. В. И. Мухиной) и на промышленные фирмы. А такая известная фирма как Объединение электротехнической промышленности «Искра» (Югославия) сочла целесообразным пригласить чехословацкого коллегу для чтения лекций. На родине экспертные комиссии и заводские Советы по дизайну полагают для себя престижным привлекать Ф. Цргака к участию в работе.

Значительные успехи Франтишека Цргака, высоко оцененные общественностью и коллегами по профессии, — это следствие не только его неоспоримого таланта и колоссальной работоспособности. Выпускник архитектурных факультетов учебных заведений среднего и высшего звена, Ф. Цргак оказался одним из наиболее восприимчивых наследников того социально-нравственного багажа, который был наработан межвоенным архитектурным авангардом и щедро передавался поколению молодых проектантов, заполнивших в послевоенные годы аудитории и мастерские высшей школы, в том числе Высшего технического училища г. Брно. Вдумчиво учиться у профессоров, народных художников республики Богуслава Фухса и Иржи Кроги — означало получить возможность постичь глубинный смысл роли архитектора в гармоничном обустройстве среды обитания человека.

Вместе с коллективом маститых архитекторов значимую лепту в обучение вносил известный живописец и скульптор Винценц Маковский, стоявший в 1930-е годы у истоков чехословацкого дизайна в машиностроении и содействовавший в середине 1940-х годов возникновению феномена Зденека Коваржа, ныне профессора, руководителя кафедры дизайна станков и инструмента пражской Высшей художественно-промышленной школы. В. Маковский предлагал своим слушателям задания на разработку в контексте архитектурного замысла таких компонентов среды, как стеклянные и керамические сосуды, сантехническое оборудование, уличные светильники, средства визуальной коммуникации и другие. 

Фрагменты из учебного пособия по проективной геометрии: односторонние поверхности — лист Мёбиуса (слева), бутылка Клейна (справа); вариант трансформации односторонних поверхностей в форму, образованную плоскостями

Учительская карьера Ф. Цргака началась еще до завершения им высшего образования: В. Маковский рано обратил внимание на разностороннее дарование этого ученика, в частности, на его ярко проявившиеся способности рисовальщика, дизайнера-графика и предложил ему роль ассистента. Спустя несколько лет в должность преподавателя Средней художественно-промышленной школы (г. Угерске Градиште) Ф. Цргак вступит не просто вчерашним выпускником, но специалистом, имеющим наряду с первоначальными навыками проектирования также и навыки специфически преподавательские. Почти 10-летняя работа в Угерске Градиште составила тот задел, который помог Ф. Цргаку выдержать в 1962 году конкурс на место преподавателя тогда еще отделения (а впоследствии кафедры) дизайна пражской Высшей школы, которое на тот момент уже в течение 3-х лет настойчиво выстраивал в г. Злин (бывшем Готвальдове) 3. Коварж. Начало сотрудничества с создателем отделения и есть та важнейшая жизненная веха Ф. Цргака, которая окончательно определила два ведущих направления его деятельности.

Достаточно высокому техническому уровню чехословацкого машиностроения на этом этапе не были адекватны ни эргономическое, ни эстетическое его качества. Речь шла о необходимости ускоренного восполнения недостатка кадров дизайнеров на промышленных предприятиях и в проектных организациях. Но не разрозненными и скороспелыми рецептами в сфере формообразования

намеревались просвещать своих слушателей преподаватели отделения. Ф. Цргак задавался вопросом: отчего новые неординарные решения в огромной массе промышленных изделий до чрезвычайности редки? Конечно, можно ссылаться на технологическое отставание ряда производств, на сбои в системе управления, на неверные подходы к экономическому стимулированию разработок. И все-таки, — делал он вывод, — важнейшим фактором остаются программы обучения, методики подготовки проектантов. Прочное место во всех отраслях промышленности должны обрести профессионалы высочайшего уровня, а ими могут стать только творческие личности, которым должны быть обеспечены оптимальные условия становления.

Квалифицированное обучение дизайну — это продолжительный и непрерывный процесс формирования художественного мировоззрения, развития индивидуальных особенностей таланта, шлифовки эстетического вкуса. Базой высокой квалификации должно стать взвешенное соотношение гуманитарных и технических знаний, широкий спектр ремесленных навыков, отточенность комбинаторного мышления. Именно с приходом на отделение Ф. Цргака здесь увязывают начало углубленного изучения пропедевтических дисциплин, увеличение в учебном плане количества часов для занятий по рисунку, перспективе и композиции, цвето- и материаловедению, по исследованию закономерностей архитектоники формы. Особую приверженность питает преподаватель к дисциплине, которую принято называть геометрическими основами художественного конструирования, конструктивной или проективной геометрией.

Эксперименты с линиями, плоскостями и пространственными конструкциями, предлагаемые учителем, покоятся на его убеждении в том, что четкость и ясность проекта и готового изделия, обусловленные знанием основ прикладной геометрии, являются необходимой компонентой эстетики промышленных форм. Студент, вовлекаемый в процесс постепенного усложнения понятий, не только осваивает элементарные составляющие геометрической формы и принципы ее композиции, но и овладевает солидной суммой знаний о тех выразительных средствах, действенность которых не ограничена определенным историческим этапом, не зависит от изменений стиля и моды.

Фото-альбом: Вытянутое

Некоторые собственные итоги исследования проблемы и опыт передачи ее сущности значительному числу слушателей стал базой для учебника по проективной геометрии, созданного Ф. Цргаком в соавторстве с теоретиком 3. Косткой. Выдержавший уже несколько изданий, этот учебник представляет собой своеобразный инструментарий рациональных методов формообразования. Не подменяя творческой интуиции дизайнеров формальными геометрическими построениями и расчетами, авторы снабдили их набором практических приемов, позволяющих достичь убедительной степени эстетического совершенства вещи, соответствующего возможностям современной техники и технологии.

Уроженцы Моравии — исторической области страны, лежащей между Чехией и Словакией, — 3. Коварж и Ф. Цргак сознательно культивировали работу отделения дизайна станков и инструмента пражской Высшей художественно-промышленной школы в моравском городе Злин, руководствуясь при этом отнюдь не узкопатриотическими соображениями. Моравия — одна из наиболее экономически развитых областей республики с высокой концентрацией предприятий машиностроения. Этот факт обеспечивал возможности тесных контактов дизайнерской школы и близко расположенных к ней крупных центров машиностроительного производства. При этом пражская школа обретала новое актуальнейшее отделение, которое не только не претендовало на аудитории давно сложившихся кафедр и мастерских, но благодаря географии своего месторасположения становилось более доступным для слушателей из Словакии, и сама словацкая промышленность отныне в большей мере оплодотворялась воздействием дизайна.

Итак, преимущества получали многие заинтересованные стороны, но едва ли не самое крупное — промышленность моравского региона, не преминувшая воспользоваться выгодной для нее ситуацией. Разумеется, ориентир делался прежде всего на проектный опыт преподавателей. Отчетливо результативным оказалось сотрудничество Ф. Цргака с предприятием концерна «Тесла» (г. Валашске Мезиржичи), производственная программа которого охватывает сложную, довольно дифференцированную номенклатуру изделий слаботочной электроники — бытовой и профессиональной радио- и телеаппаратуры, измерительных приборов, медицинского оборудования, в том числе диагностического и для интенсивной терапии. Интересы престижа заводской марки, в частности, ради увеличения экспорта еще в 1950-е годы предопределили функционирование здесь собственного Совета по дизайну, тем более что у руководства завода была возможность убедиться — социально-экономический эффект деятельности дизайнера значительно превышает сумму его гонорара.

Фото-альбом: Протяженное

Участие Ф. Цргака в дизайнерском переосмыслении тектоники тесловских приборов в конечном счете привело к созданию фирменного стиля предприятия. Путь к нему пролег через отыскание рациональных пропорций целого и отдельных элементов в каждой группе приборов, использование принципиально иных пространственных решений при компоновке изделий, привлечение свежих колористических сочетаний и оптимизацию эмоциональной связи в системе «прибор — пользователь». В рамках решаемой проблемы заново прояснились возможности пластмасс, активно использовались при формообразовании их пластические свойства и одновременно в заслугу Ф. Цргаку была поставлена его удавшаяся попытка снятия так называемого «синдрома бакелитовости».

Ряд работ автора был высоко отмечен экспертной комиссией. Унифицированным сериям электроизмерительных приборов и радиоаппаратуры была присуждена премия дизайнерского конкурса «Лучшее изделие отрасли». Модульный ряд медицинских приборов был отмечен Золотой медалью Международной машиностроительной ярмарки в г. Брно.

Как и следовало ожидать, внедрение дизайна на «Тесле» значительно повысило конкурентоспособность продукции, сходившей с заводского конвейера. Чем шире дизайнерским проектированием охватывалась номенклатура выпускаемых изделий, тем глубже их разработчики стремились постичь сущность внедряемого процесса и пропорционально этому здоровому любопытству увеличивалась слушательская аудитория Ф. Цргака, вышедшая, таким образом, за стены учебного заведения. Атмосфера взаимопонимания была характерна также для руководителей, ИТР предприятия «Агрозет» (г. Угерский Брод) и приглашаемых ими к сотрудничеству независимых дизайнеров. Предстояла модернизация выпускавшегося здесь рабочего инструмента и коллекций спортивного и охотничьего оружия. Она была осуществлена в ходе консультаций с Ф. Цргаком и при его непосредственном участии в проектировании.

Дизайнерская проработка двух упомянутых групп изделий практически единовременно вынуждала проектировщиков избирать различные подходы. Так, подход к серийно выпускавшимся гвоздезабивным аппаратам, преимущественными заказчиками которых были тысячи строителей и машиностроителей внутри страны, увязывался с логичными в этом случае требованиями функциональности, безопасности эксплуатации, удобства пользования и, разумеется, цветового кодирования изделий ради вычленения их из массы других видов инструмента. Иное дело — оружие, предназначенное специфическим группам потребителей. В этом случае безопасность манипулирования ружьем, включая механизм противодействия ошибкам в эксплуатации, легкость ухода и возможность самостоятельного ремонта — все эти свойства сочетались с формой, выдержанной в исторических традициях, которые постоянно демонстрируют экспозиции международных выставок и которым привержены стрелки-спортсмены. Изготовленное оружие выпустили на рынок в футлярах и с сопроводительной документацией. Комплексность реализованного проекта обеспечила предприятию престиж и высокую прибыль. Аттестованные на родине по 1-й категории качества, изделия и на внешнем рынке были восприняты как достигшие мирового уровня. Спрос был так велик, что предприятие едва справлялось с выполнением заказов.

Фото-альбом: Опять протяженное

В консультациях дизайнера испытали также потребность авиаконструкторы предприятия Мораван (г. Отроковице) при разработке серии спортивных самолетов. Изобретательность Ф. Цргака в подходе к разработке объемно-пластического решения обеспечила возможность использования технологических возможностей налаженного производства и при этом привела к улучшению летных качеств летательных аппаратов, прежде всего их маневренности.

Признаваемые экспертами техническая безупречность и эстетическое совершенство разрабатываемых Ф. Цргаком объектов не в последнюю очередь коренятся в базовой для него, глубоко освоенной и никогда не предаваемой забвению архитектурной профессии. По проектам мастера построены жилые и административные здания, конторские офисы, залы бракосочетания и детские игровые площадки. При этом в сферу интересов архитектора помимо единичных строительных объектов входят также проблемы урбанистического характера. Еще в годы его работы в г. Угерске Градиште на примере этого городского образования им было предпринято аналитическое исследование «Эволюция градостроительных принципов в их взаимосвязи с особенностями местного рельефа». Практическая возможность в крупном масштабе материализовать свои представления в этой области представилась много позже. В середине 1980-х годов злинское бюро «Ставопроект» предложило дизайнеру выполнить художественно-конструкторскую часть проекта автовокзала, для которого уже была воздвигнута коробка здания. В предполагавшуюся дизайнерскую задачу входила разработка оборудования интерьера, а также всего экстерьера вокзала. Объединяющим стилевым мотивом зала ожидания с кассами и прилегающей к зданию площади стали цветные ряды скамей разной модификации (в том числе с опорой для спины и без нее). На опорных трубчатых металлоконструкциях покоятся сиденья, изготовленные из гигиеничного, теплого при тактильном контакте, перфорированного металлопласта. Сиденья перемежаются неглубокими ячейками для ручной клади. Возможность компоновки скамей из набора конструктивных элементов, каждый из которых может быть легко заменен по мере износа или вследствие неизжитой пока в городской среде опасности сознательного повреждения, продлевает моральный срок службы реализованного авторского замысла. Подобно скамьям, цветом выделены и урны для мусора, напольные и настенные. Для круглосуточно функционирующего транспортного узла цветовые решения приобретали принципиальное значение. Разумеется, предпочтение отдавалось светлым тонам. Цветным полосам скамей вторят песочного цвета пластиковые навесы над перронами для прибывающих и убывающих пассажиров. Ряд стометровой длины перронов по их центру соединен переходом, перекрытие которого выполнено из того же пластика толщиной 5 мм. Гладкие поверхности навесов и перекрытия (подобно скамьям и урнам) обеспечивают удобство ухода за ними. Они легко моются водной струей, направляемой агрегатом самоходной установки. Использование пластиковых конструкций позволило сэкономить 75 тонн дефицитного гофрированного оцинкованного листового металла, обычно применяемого в строительстве подобных объектов. Гарантию 30-летней надежности, морально-физической стойкости навесов дал их изготовитель — один из моравских сельхозкооперативов, давно выпускающий пластмассовые конструкции в своих производственных цехах. Значение комплекса автовокзала, органично увязанного с окружающей застройкой и прилегающей парковой зоной, вышло за рамки сугубо утилитарного сооружения. Совершенно очевидно, что сверх того, этот комплекс, возникший в городе, где размещается и основная дизайнерская кафедра страны, послужил наилучшим уроком для ее слушателей — воспитанников Ф. Цргака. Примечательно и то, что в разработке участвовал выпускник кафедры Людек Павезка. Вскоре ему предстояло продолжить сотрудничество с учителем, но уже в работе над проектом, которым решались некоторые проблемы агропромышленной среды.

Фото-альбом: Интерьер

Группе специалистов сельхозкооператива в одном из пригородов Злина было необходимо оказать содействие в совершенствовании работы диспетчерского узла. При обеспеченном в регионе высоком уровне механизации сельхозработ речь шла о повышении эффективности использования наличного парка машин и оборудования: задача состояла в оптимизации оперативной переброски техники на различные участки. В комплексной эргономически обеспеченной разработке вместе с дизайнерами приняли участие сотрудники ВЦ злинского Высшего технического училища. Диспетчерскую службу разместили в небольшом, четко зонированном помещении, состоящем из 4-х блоков, — бытового отсека, зоны для проведения совещаний, секции делопроизводства и зоны непосредственного местонахождения пульта оперативного управления работой партнеров взаимосвязанных производственных процессов в животноводстве и растениеводстве. Двум операторам обеспечены удобные рабочие условия, в том числе поворотные полумягкие кресла с высокими спинками и созданная Л. Павезкой и размещенная над пультом наглядная световая схема наличных земельных угодий. Новая диспетчерская, функционирующая с 1985 года, подтвердила перспективность замысла по оптимизации производства, за критерий которой был принят минимум затрат, необходимых для качественного проведения конкретного вида работ в функционально обоснованные сроки.

Участие Л. Павезки в социально значимых разработках под руководством учителя — это не дань благотворительности со стороны последнего. Моравские заводы (да и предприятия Чехии) успешно внедряют результаты труда цргаковских учеников. Просто для педагога, олицетворяющего своим творчеством преемственность в проектной культуре, естественно стремление непрерывно передавать накапливаемый опыт, потребность периодически убеждаться в верности избираемых методик преподавания.

Одновременно для учителя остается актуальной и задача пропаганды целей дизайнерского проектирования и привлечения к нему внимания все более широкого круга изготовителей. Преподаватель неутомим в организации выставок работ учащихся и выпускников кафедры. Каждая новая экспозиция предоставляет определенную свободу выбора изготовителям и указывает перспективу младшему поколению учеников, всякий раз убеждающихся в целесообразности вдумчивой учебы у Франтишека Цргака.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: