Эстетика и эргономика
- Текст:15 апреля 2021
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Советские
художники-конструкторы полно учитывают при создании новых изделий широкого
потребления вкусы различных групп потребителей, явление моды и специфику
условий быта (в городе, селе, в разных республиках и т. д.). Однако, учитывая
все это, они решают задачу развития, совершенствования данных конкретных вкусов
и условий быта, что обеспечивается созданием изделий и комплексов изделий, в
которых реализуются внутренние тенденции развития эстетических отношений и
вкусов. Такие изделия ускоряют формирование высокой эстетической культуры, отражают
закономерный шаг в ее развитии.
Эстетическая оценка всегда есть целостный критерий совершенства содержания и формы определенного произведения или предмета. Поэтому интерес к эстетической проблематике в проектировании вещей закономерен. И хотя проблема ценностей в художественном проектировании не сводится к проблеме эстетической ценности, последняя всегда была и остается предметом особенно пристального внимания художников-конструкторов.
Для понимания природы «эстетического отношения» чрезвычайно важна мысль К. Маркса о том, что в процессе «очеловечивания» окружающей среды, производства вещей последние всегда остаются прежде всего полезными вещами, необходимыми для поддержания физического существования людей (как и вся рассматриваемая с этой точки зрения природа является полезной для поддержания биологической жизни вообще). Но над этим отношением — отношением узкоутилитарным — возникает эстетическое (в противоположность утилитарно-потребительскому) отношение к миру. В этом и состоит принципиальное отличие формирования среды «по законам красоты» от формирования ее по законам полезности. Это отличие характеризуется у К. Маркса такими категориями, как «целостность», «универсальность», «свобода», «творчество» и т. п.
В эстетическом отношении, поскольку оно является одним из проявлений подлинно человеческого отношения к миру, «человек присваивает себе свою всестороннюю сущность всесторонним образом, т. е. как целостный человек»1. Предмет в эстетическом отношении предстает, таким образом, не с какой-то одной своей стороны, а как выражение универсального отношения человека к предметному миру, т. е. как единый в многогранности своих свойств, целостный предмет. В эстетическом суждении проявляется вся мера культурной развитости индивида, с одной стороны, и культурного развития общества — с другой. Поэтому эстетический вкус является подлинно человеческой способностью «измерять» предмет мерой всей человеческой культуры, взятой в ее историческом становлении.
Схема экспертизы промышленных изделий
Чтобы произведение дизайна было красивым, в нем прежде всего должна наиболее полно выразиться, выявиться та цель, которую человек ставит при его создании. Кроме того, замысел предмета, его назначение должны осуществляться в оптимальной форме. Поскольку речь идет о материальном производстве, в совершенстве должны быть решены и технические вопросы. Причем необходимо обойтись минимальными средствами. Если это так, если и в форме предмета наиболее полно выразились цель и содержание вещи, то эта форма воспринимается как прекрасная.
В форме выражается не только отношение современника к самому предмету. Вещи выступают как свидетели и посредники его отношения к людям, к действительности в целом. Содержание вещи обогащается здесь новым эстетическим отношением, связанным уже с идейным началом, с идеологией. Для произведения дизайна появляется возможность стать произведением искусства. Необходимо поэтому выявлять социально-культурные потенции того или иного предметного комплекса, в частности возможности его идеологического воздействия на людей, и этим руководствоваться в поисках оптимальной формы.
Работа художника-конструктора направлена на гуманизацию предметной среды, окружающей человека. Изделия промышленной продукции в комплексе с архитектурным окружением могут приобретать определенное идейно-художественное звучание, воздействуя на человека не только совершенством (соразмерностью, гармонией) своих форм, но и в выражении таких общественных идей, как забота о людях, об их счастливой жизни, как свобода и радость творческого труда и т.д.
В итоге комплексного учета всех требований и согласования отдельных требований между собой художник-конструктор может внести в проект такие качества, которые сделают изделие оптимальным для потребления. Возникает вопрос как соотносятся требования технической эстетики — эстетические и экономические со всеми другими, о которых речь шла раньше?
Каждое из этих требований выступает достаточно полно лишь тогда, когда учитывается характер развития обеих подсистем, определивших возникновение дизайна потребления и производства. В подсистеме потребления на первый план выдвигается обусловленная различием интересов отдельных потребительских групп рабочая функция изделия, связь между этим изделием и человеком.
Главные вопросы другой подсистемы — создание рациональных конструкций и применение соответствующих им материалов с учетом затрат общественного труда на производство. На этих «китах» основывается решение как экономических, так и эстетических вопросов. Как же практически должны выявляться требования технической эстетики к отдельным группам изделий и как эти требования могут быть реализованы в практике художественного проектирования. Как они (эти требования) воплощаются в результате проектной деятельности в новую форму своего существования — в новую вещь?
Для того чтобы представить будущее изделие или комплекс изделий, художнику-конструктору нужно знать, как эти изделия будут комплектоваться при оборудовании разных помещений. Следовательно, в конкретном проектном задании содержатся не только требования к самим создаваемым изделиям, но и требования к целой группе однотипных изделий. В этой связи выдвигается проблема создания так называемой оптимальной номенклатуры и оптимального ассортимента изделий, рассчитанных на определенный период.
Экспертиза и комплексная оценка качества выпускаемых промышленных изделий фиксируют существующее положение. Однако каждый тип изделий так или иначе развивается. Поэтому возникает необходимость в изучении тенденций развития данной группы изделий на довольно большом количестве примеров.
Когда в конце 1960-х годов впервые встала задача создания оптимальных номенклатур для некоторых групп технически сложных культурно-бытовых изделий длительного пользования, были прослежены, в частности, тенденции совершенствования холодильников, телевизоров, легковых автомобилей за последние 40–50 лет. Так, были выявлены две основные тенденции в развитии легковых автомобилей. Кривая предпочтений потребителей отражала то стремление к среднему, рациональному автомобилю, то к большому, комфортабельному и роскошному (так называемому престижному). И все же общая тенденция, как бы результирующая этих двух направлений моды, неуклонно направлена к средней, удобной, рациональной машине, развивающей скорость до 140 км в час, машине, которая постепенно завоевывает весь мир. Это машины типа «Фольксваген», «Фиат», «Волга», «Мерседес» и т. д.
Основные тенденции в развитии легковых автомобилей. 1890–1970 годы
Таким образом, художественное конструирование каких-либо групп изделий должно опираться на заранее создаваемую их оптимальную номенклатуру, фиксирующую основные требования к ним. Этот материал является, как правило, результатом следующих процедур пользования: 1) изучения динамики потребностей человека; 2) оценки выпускаемых изделий и изучения тенденций развития самих этих изделий; 3) разработки требований к ним и схем будущих изделий; 4) проверки экспериментальных образцов в лабораторных условиях; 5) проверки таких образцов путем изучения мнения потребителей. Объединение полученных данных в оптимальную номенклатуру позволяет сформулировать для промышленности задания по проектированию и производству типов вещей, необходимых для потребления.
При разработке оптимальной номенклатуры однотипной группы изделий появляется необходимость оценить те изделия, которые сегодня уже выпускаются, и те образцы, которые предполагается выпускать в ближайшем будущем. Поэтому экспертиза промышленных изделий на основе всестороннего изучения выпускаемых моделей (пылесосов, стиральных машин, газовых плит, утюгов, магнитофонов, телевизоров и т. д.) и сравнения их с лучшими зарубежными образками — это необходимое звено в проработке общих требований к изделиям. Экспертиза должна вестись комплексно. В ходе нее изделие оценивается с различных сторон в плане технического совершенствования, удобства пользования, оптимальности рыночной цены, оценки потребителем с точки зрения целесообразности и красоты. Одновременно выясняется, насколько данное изделие по своим показателям рационально с точки зрения интересов развития народного хозяйства.
Оптимальная номенклатура бытовых холодильников
Результаты экспертизы и картина общих тенденций развития, а затем и требования к данной группе изделий уточняются, во-первых, путем экспериментального проектирования (многие из требований к изделиям выведены умозрительно, часто оказываются в противоречии друг с другом, не представляют собой единый комплекс), и, во-вторых, с помощью изучения потребительских мнений и предпочтений.
Полученные данные объединяются в номенклатуры по отдельным группам изделий. Предпочтительные типы холодильников, моек, плит и т. д. сводятся в таблицы. В них указывается, какие типы оборудования, какого объема и с какими габаритами могут быть применены в той или иной жилой квартире. Включаемые в номенклатуру требования технической эстетики должны способствовать созданию проектов изделий, не только рациональных и удобных в эксплуатации, но лаконичных по форме, привлекательных по внешнему виду.
Оптимальная номенклатура бытовых холодильников. Продолжение
Результатом выявления требований технической эстетики к проектируемому предмету является то, что может быть названо моделью исходной ситуации, предопределяющей направление и ход проектирования.
1. Маркс К., Энгельс Ф., Из ранних произведений. М., 1956, с. 591.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: