Ереван 1968 года

В 1968 году в Ереване началось проектирование стадиона «Раздан», который является одним из самых масштабных сооружений архитектуры армянского модернизма. Историю стадиона можно узнать в нашей книге «Стадион „Раздан”» авторства архитектора и исследователя Карена Бальяна. Каким был Ереван того времени? Что он уже пережил? Обо всем этом читайте в этой статье.

1968 год был особенным для СССР, Европы, всего мира. И для Армении тоже. Весна 1968-го — это весна Праги и Парижа. Европа боролась с советским тоталитаризмом и с собственной буржуазностью. «Пражская весна» была попыткой придать советскому социализму «человеческое лицо». Она закончилось в конце лета вводом в Чехословакию танков стран Варшавского договора. «Оттепель» закончилась, начались заморозки брежневского «застоя».

В мае 1968 года улицы Парижа были охвачены протестами. Десятки тысяч молодых людей выступали против войны во Вьетнаме, против буржуазных ценностей Запада и за социальное равенство. В результате ушло в отставку правительство легендарного лидера французского сопротивления генерала де Голля. Европа боролась за свободы, и менялся весь мир.

Армения — самая маленькая и самая древняя страна в гигантской тоталитарной советской империи — в 1968 году находилась на вершине своих завоеванных свобод. У Армении была своя весна и была своя осень 1968-го. После апреля 1965-го, когда тысячи людей вышли на улицы Еревана, чтобы в скорбном единстве напомнить миру о замалчиваемой трагедии геноцида 1915 года, чувство возрожденного духа не покидало город и его жителей. В камне, бетоне и металле был выстроен мемориал — памятник национальной скорби и национального возрождения, выдающийся памятник модернизма. Мемориал был открыт в 1967 году, а последние колпачные блоки на двенадцати его пилонах, склонившихся к вечному огню, были установлены в 1968-м.

Фото-альбом: 1

Весной 1968 года в долине горы Арарат был построен памятник армянской свободе — мемориал, посвященный Сардарапатскому сражению 1918 года. А осенью 1968-го ереванцы устроили праздник на улицах и площадях своего города в честь его 2 750-летия. Свой юбилей один из древнейших городов мира отмечал колоссальным проектом модернизации. Проект запустил в 1962 году новоназначенный мэр столицы Григор Асратян. К осени 1968 были организованы свободные пространства центра: вокруг главного здания города — Оперы, на Кольцевом бульваре, на главной улице города — улице Абовяна, на нововыстроенном проспекте Саят-Нова. На бульваре Шаумяна был установлен фонтан из 2 750 струй.

Окаймляющие холмы города были закреплены тремя вертикалями — шпилем мемориала «Егерн», 50-метровой колонной с золотым колосом и эмблемой 2 750-летия, женской фигурой «Матери Армении». Статуя стоит на пьедестале, с которого ранее была сброшена фигура диктатора —памятник Сталину. С плоскостей подножья трех мемориалов раскрывались виды на Арарат; Арарат входил в «тело» города, как было задумано по плану его автора Александра Таманяна.

Пространство города наполнялось множеством больших и малых строений из бетона и камня новой модернистской архитектуры свободных форм. Важной роль в этих проектах играл будущий глава страны 35-летний Карен Демирчян. Еще на не самых высоких партийных ступенях Демирчян был деятельным участником строительного процесса. Спустя 6-7 лет он начнет осуществлять второй этап модернизации Еревана, реализуя свои «большие проекты»1.

1968-й был для Армении годом реализации надежд и свободы, а не поражений и потери иллюзий. Ереван ощущал себя не Прагой, а Парижем. В 1968 году началось проектирование гигантского общественного форума Еревана — стадиона «Раздан». Впервые заполнившийся до краев весной 1971-го стадион не раз становился форумом народного единства: в октябре 1973-го, когда футбольная команда «Арарат» стала чемпионом, в марте 1975-го, когда сражалась за победу с «Баварией», и еще много-много раз.

Корюн Акопян и Гурген Мушегян поделились историей, которая произошла во время открытия стадиона: «Сидевший перед нами на трибуне пожилой мужчина активно выражал свои эмоции. «Вы так любите футбол?», — спросили мы его. Он ответил: «Я люблю футбол, но больше у меня вызывает восторг, что народ наш собрался на этом прекрасном стадионе и един в своем порыве радости».

Фото-альбом: 2

Сегодня следы 1968 года сильно стерты: на улице Абовян, на Кольцевом бульваре, на Главном проспекте. Открытые, свободные пространства стеснены. Многие здания из легких и свободных конструкций — бетонных и каменных символов свободы — разрушены. Но дух 1968-го не покидал окончательно разросшееся «тело» города. Зажатый между двумя его главными площадями, он возвращал городу и армянскому миру утраченные свободы в феврале 1988 года и в апреле 2018-го.

До начала масштабной модернизации центра 1968 года модели свободных пространств Еревана были сформированы и апробированы в самом начале десятилетия во втором по величине городе Армении Ленинакане (совр. Гюмри. — Прим. автора). Оттуда, с его центральных площадей и улиц, они перешли на площади, бульвары и улицы Еревана. В апреле 2018-го пешее движение лидера оппозиции Никола Пашиняна за гражданские свободы, закончившееся победой революции на главной площади Еревана, началось с центральной площади Гюмри.


1. Бальян К. Аэропорт «Звартноц». — Екатеринбург : TATLIN, 2016. — С. 78.


Обложка статьи: Общий вид Музея Эребуни

Статья из этого издания:
Купить
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: