Ефим Новиков

Московский дизайнер, член двух творческих союзов — СХ и СД СССР, Ефим Новиков имеет более чем 25-летний профессиональный рабочий стаж, более 100 свидетельств на промышленные образцы, медали и дипломы МОСХа, ВДНХ СССР, промышленных и художественных отечественных и международных выставок, является членом Комиссии Союза художников СССР по художественному проектированию и эстетическому воспитанию. В последние годы Е. Новиков стал специализироваться в сфере дизайна игровой среды.

Испокон веку в России, богатой национальными традициями, ни одно народное гуляние, ярмарка или праздник не проходили без театрализованного представления на импровизированных подмостках, без катания на тройках, качелях, каруселях, лазанья по шесту или хождения на ходулях — иными словами, без активного использования различного вида аттракционов. Каждое время рождает новое и совершенствует старое. Технический прогресс не прошел и мимо сферы досуга и развлечений как взрослых, так и детей.

Долгие годы над нами довлел лозунг, что только труд облагораживает человека, отдых как важнейшая сфера человеческой деятельности игнорировался, «пускался» на самотек — каждый должен был решать этот вопрос самостоятельно по силе своих возможностей.

Кардинальные изменения, происходящие в нашей стране сегодня, не могли не затронуть проблем организованного досуга, развития физических и духовных потенций человека, формирования его эмоционально-психического состояния. Мы стали прозревать и прозрели настолько, что помимо привычных гастролей в наших парках чешского «Луна-парка», стали наводить мосты с американской стороной: есть планы закупить «Диснейленд» для Москвы и Ленинграда. Что ж, прекрасная идея, но она не должна создавать впечатление, что в такой огромной стране, как наша, нет специалистов, которые могли бы решить эти проблемы. Такие специалисты есть. Работы в этом направлении ведутся у нас уже десятилетия, но, к сожалению, все замыслы проектировщиков чаще всего остаются на бумаге, проекты оседают в мастерских или в кабинетах у заказчиков.

Ефим Новиков — один из таких энтузиастов-проектировщиков, отдающих все свои творческие силы решению эстетической организации среды зон отдыха. Но это теперь его можно назвать дизайнером одной темы, первые же годы творчества он был универсальным автором. Ефим Новиков окончил в 1964 году Московское Высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское), став одним из первых дипломированных дизайнеров. Дипломный проект «Многоковшовый погрузчик», выполненный по заказу ВНИИСтройдормаша, был отмечен как лучшая дипломная работа и на долгие годы определил творческий путь художника. Новиков работал в разных организациях, проектируя строительную дорожную технику, бытовые приборы, предметы повседневного спроса. Тематически диапазон его разработок был широк — от хлопкоуборочных и свеклоуборочных машин, бетономешалок и погрузчиков до игровых автоматов и детских велосипедов.

Лучшие работы этого периода отличает ярко выраженное пластическое и колористическое решение, стремление глубже затронуть конструкторскую часть, выявить все функциональные возможности предмета. Он часто возвращался к уже раз освоенной теме, ища новые формы, новые варианты решения — с более полным учетом эргономических требований, норм безопасности, физических и психологических факторов. Несколько раз он возвращался, например, к теме детского велосипеда, создавая на основе старой совершенно новую конструкцию, обладающую новыми функциональными и эстетическими качествами.

Сегодня нам особенно интересно творчество Ефима Новикова в области эстетической организации пространства зон отдыха и создания игровых комплексов и аттракционов — тематике, в которой он специализируется последние годы.

Фото-альбом: Я не выспался

Одной из первых в этом ряду был проект «Чудо-городка», разработанный по образу и подобию «Луна-парка», но имевший неоспоримые достоинства перед своим чешским аналогом. Проект представлял собой целостно решенное пространство, основанное на серии игровых средств. Комплекс имел свою драматургию и четко разработанный сценарий, как бы «спектакль аттракционов» с хорошо взаимодействующими «мизансценами» в этом спектакле. Единая тема «Охрана окружающей среды» последовательно раскрывалась в каждой из тематических мизансцен. В наглядной игровой и в то же время поучительно-познавательной форме происходило знакомство с природными явлениями, фрагментами окружающего мира. Искрящиеся струи фонтанов раскрывали тему «Вода», аттракцион «Прогулочная дорога», опоясывающая по периметру всю территорию комплекса, давала возможность с земли оглядеть все красиво организованное пространство парка, все аттракционные установки, а «Полет на воздушном шаре» (тема «Воздух») давал острое ощущение высоты и показывал весь комплекс с высоты птичьего полета. Центральный, сложный по своей конфликтности цикл павильона «Лабиринт» вместил в себя фрагменты возможной экологической катастрофы. Словом, в «Чудо-городке» каждый мог найти себе развлечение по душе и занятие по интересу.

Оборудование этого игрового города представляло собой мобильную систему модульных элементов, унифицированных узлов серийного промышленного производства. «Чудо-городок» мог быть быстро собран в самых различных регионах страны и в любой местности. Всего для него было разработано около 30 аттракционов: качели, карусели, катальные горки, игровые автоматы, специальные зоны отдыха, кафе, информационные установки. Интересно, что автор предусмотрел и вариант мини-комплекса для небольшой парковой территории.

Ну, а какова судьба этой работы? Проект получил диплом Художественного фонда СССР и... остался на бумаге, а было это в 1979 году.

Не менее интересен, но и не более радостен в смысле реализации еще один проект автора — реконструкция ЦПКиО им. Горького в Москве. Идея обновления старинного парка возникла в связи с предстоящим в столице Всемирным фестивалем молодежи и студентов, поэтому не случайно одним из тематических разделов проекта стало «Путешествие». Было разработано несколько зон с использованием существующих аттракционов и с учетом строительства новых. Особенность этого решения была в том, что художник постарался использовать водное пространство паркового пруда для создания композиционного центра — своеобразной сцены для театрализованного действа. Для этого, водного на этот раз, спектакля были специально разработаны аттракционы. Так, по водной глади паркового пруда скользили шлюпки, декорированные под средневековые ладьи, а в центре на понтонах из модульных блоков выстраивался дворец — пристанище для водоплавающих птиц. Вокруг пруда ездили различного рода экипажи, в которых интересно было прокатиться. Пристани были оснащены игровыми автоматами и аттракционами для ожидающих своей очереди посетителей. Увы! Неблагодарный это труд — описывать то, чего нет и, вероятно, уже не будет. Бездна идей ушла в песок, а мог бы получиться маленький мир сказок в большом городе, одинаково необходимый и детям, и взрослым.

Несмотря на неудачи в реализации эскизных проектов, Е. Новиков вновь и вновь обращается к этой любимой теме, ища все более выразительные образы новых аттракционов, новые технические приемы при их разработке.

Власти г. Мурома оказались дальновиднее и мудрее московских, выделив живописную зону в новом районе для отдыха горожан и заказав дизайнеру проект ее художественного решения. Основой и девизом разработки очередной дизайн-программы комплекса стала идея «Движение». И не механическое, а... мускульное. Все аттракционы посетители приводят в движение собственными силами. Особенно колоритным аттракционом стала монорельсовая двухъярусная дорога — верхняя на 2-метровой высоте для взрослых и нижняя на уровне земли для детей с педальными красочными автомобильчиками. От усилий каждого зависела скорость передвижения и яркость впечатлений, которые хотелось получить. Физические усилия, которые приходилось прикладывать посетителям, делали эту зону отдыха не только местом для развлечений, но и спортивной площадкой.

Трудной и интересной была работа для парка в г. Луцке. Весь образный строй дизайнерской концепции комплекса аттракционов был подчинен здесь философскому осмыслению такого емкого понятия, как «Время». Была попытка в художественных образах, через создание соответствующей среды, раскрыть понятие категории времени, превратить эфемерное, неосязаемое течение времени в реальную конкретность. В каждом отдельном случае эта тема раскрывалась по-разному. К примеру, время — это движение тени солнечных часов, специальной установки на одной из площадей парка; время — это бесконечное течение воды, сверкающих струй фонтанов; время — это непрерывное вращение огромного «колеса обозрения», решенного как гигантский часовой механизм; время — это история, воплощенная в композиции, имитирующей древний каменный замок; время — это будущее, нашедшее свое отражение в установке «Космос»; время — это настоящее, это аттракцион «Спираль с качелями».

Как дополнение к этой основной идее автор давал представление и о вечных природных материалах: тема «камень» нашла свое отражение в каменных крепостных стенах, «дерево» — в кафе «Старая мельница» и в качелях «Арба». Абстрактное понятие времени осмыслялось через реальное физическое состояние материала природы.

Живописное планировочно-пространственное решение территории парка г. Луцка, расположенного на полуострове в центре современной застройки, давало возможность создать отдельные игровые зоны для малышей, носившие характер учебно-познавательный — «Детская железная дорога», «Городок ГАИ». Судьба этой разработки таким образом счастливее других. Много интересного, увлекательного планируется осуществить в этой зоне отдыха, которая должна стать местом паломничества горожан.

В процессе реализации находится и еще один игровой комплекс — в Анапе, городе-курорте с многотысячным числом отдыхающих. Трудно представить более удачное место для сооружения подобных мест отдыха, где весь образ и ритм жизни сориентированы именно на отдых. Целый комплекс задач нужно было решить при проектировании городка аттракционов, а прежде всего — проблему большой пропускной способности. Значительная территория, по замыслу Е. Новикова, не должна была ограничиваться только береговой зоной. Вода должна активно входить в общую планировочную структуру комплекса, позволяя более полно использовать специфические климатические особенности курортной зоны. Некоторую стилистическую эклектичность художественного образа комплекса оправдывала выбранная тема «История» — с незапамятных времен до наших дней — что позволило насытить городок самыми разнообразными аттракционами: от примитивных лесенок для лазанья до сложнейших в техническом отношении монорельсовых дорог. Широкое применение модулей обеспечивало большую вариантность при создании отдельных установок, а это при минимальных затратах максимально расширяло ассортимент аттракционов. Море, солнце, музыка, движение, полифония красок, смех, веселье призваны были создать на берегу моря атмосферу веселого праздника.

Фото-альбом: Верните свободное падение

В настоящее время Е. Новиков не менее скрупулезно разрабатывает игровые площадки для детских садов, например, два мини-комплекса для Художественного фонда РСФСР. Каждый из них имеет свой образ, свои особенности, но все они рассчитаны на самых маленьких, на их интересы и физические возможности. Каждая площадка — это маленький зоопарк из стилизованных, узнаваемых зверюшек, по которым можно лазать, кружиться, качаться как на качелях или прыгать как на пружине. Тигрята, ослики, петушки, утята, динозаврики, самолеты, шмели и бабочки — все мирно соседствуют на одной площадке с малышами. Большое разнообразие игровых ситуаций способствует физическому укреплению детей, развивает у них фантазию, учит доброте. Цветовая гамма из основных 4—5 цветов создает праздничную атмосферу.

Е. Новиков много работает над созданием отдельных аттракционов, установок, игровых автоматов, предназначенных для серийного производства. Каждая новая работа, будь то игровой комплекс, карусель или аттракцион на воде — это поиски образной выразительности через пластику, форму, цвет, через использование современных достижений техники.

Работа по организации пространства зон отдыха и ее художественному осмыслению требует огромных усилий художников, дизайнеров, конструкторов и специалистов других профессий, поэтому многие работы Ефима Новикова выполнены в соавторстве с творческими коллективами, в которых он играет ведущую роль.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: