Дворец спорта «Зенит» в Ленинграде

В мире современной архитектуры не слишком много зодчих, творчество которых основано на глубоко осознанном чувстве конструкции, её роли во всех компонентах проектирования — композиции, формообразовании, интерьере, выявлении функциональных особенностей сооружения. Зачастую творческий процесс складывается так, что чисто графический замысел архитектора становится предметом изучения и осмысления инженера-конструктора, предлагающего свою конструктивную идею, материализованную версию архитектурной графики. 

Порою такой альянс обогащает проект, вносит в него, новые качества, пробуждающие фантазию автора. Но бывает и обратное, когда подвесные потолки и облицовочные панели призываются для спасения художественной целостности сооружения от «лавины» конструкций.

Древний критерий мастерства — органичное слияние архитектурного и конструктивного замысла, логичное выявление конструкций в композиции, фасадах и интерьере — все чаще уступает место тенденции «скрытых» конструкций, заставляющей лишь догадываться, на чем держатся ограждающие части здания.

К числу архитекторов, не только чувствующих конструкцию, но и склонных к созданию своих оригинальных конструктивных систем, по праву следует отнести ленинградца Г. Морозова. Еще в 60-е годы, в творческом содружестве с основоположником ленинградской школы пространственных конструкций А. Морозовым, инженерами Ю. Елисеевым и О. Курбатовым, им для 93-метрового покрытия дворца спорта «Юбилейный» была предложена предварительно напряженная двухпоясная радиально-вантовая система. Эта работа нашла высокое признание: авторы были удостоены Государственной премии СССР.

Позднее эта конструкция с пролетом 63 м была применена во дворце спорта г. Зуля (ГДР) и построенном в прошлом году дворце спорта с пролетом 102 м в Будапеште. Аналогичное покрытие осуществляется в Бакинском дворце спорта.

В 70-х годах по проекту Г. Морозова и О. Курбатова к Ленинграде сооружен дворец спортивных игр «Зенит», предназначенный главным образом для тренировочных занятий по футболу и хоккею на траве.

Значительность и своеобразие свободно стоящего в пространстве здания во многом определяется общностью взглядов авторов на роль конструкций в архитектурной выразительности сооружения. 

Объем на прямоугольном плане длиной 159 м с пролетом 72 м и высотой 20 м решен в едином конструктивном приеме, четко прослеживающемся как с наружных точек обозрения, так и в интерьере. У образные наклонные опоры создают характерный архитектурный мотив интерьера зала, хорошо просматриваемый снаружи. Граненые вертикали боковых фасадов — колонны-затяжки, очерченные по эпюрам изгибающих моментов, выявляют необычный, запоминающийся образ сооружения. Солнцезащитный фриз завершает композицию фасадов.

Главный фасад подчеркнут витражом из стеклопрофилита и двухцветного стекла, воспроизводящим футбольный мяч. Козырек-балкон над главным входом переходит в интерьере в периметральный балкон, рассчитанный на прием полутора тысяч зрителей. Открытые консольные лестницы, ведущие на балкон, связывают сооружение с окружающей средой; экстерьер и интерьер зала воспринимаются как единое целое.

Оригинальная рамно-вантовая предварительно напряженная система состоит из несущего каркаса в виде десяти поперечных рам, поставленных с шагом 12 м. и двух торцевых фахверковых стенок. По перечные рамы включают блок из двух наклонных У-образных колонн, четырех колонн-оттяжек и двух арочно-вантовых ферм. 

План первого этажа: 1 — вестибюль; 2 — зал; 3 — инвентарная; 4 — раздевальная; 5 — буфет; 6 — кинозал

Железобетонные колонны-подкосы защемлены в подошве и шарнирно примыкают к арочно-вантовой ферме. Колонны-оттяжки вверху закреплены шарнирно. Продольная жесткость каркаса обеспечивается соединением колонн-подкосов с неразрезанными продольно идущими ригелями.

Покрытие зала размером 126X72 м решено в виде арочно вантовой фермы, входящей элементом в поперечную блочную раму каркаса. Такая система сжато растянутых пересекающихся поясов позволяет уравновесить распор в самом покрытии, что выгодно отличает её от чисто вантовых конструкций. 

В интерьере зала, лишенном какого-либо декора и яркой расцветки, конструкции воспринимаются легкими, изящными, усиливая впечатление воздушности и простора внутреннего объема. В отделке применены простые, недорогостоящие материалы — штукатурка, керамические плитки, масляная окраска, отвечающие демократическому духу тренировочного спортивного сооружения. Эффективное конструктивное решение в сочетании с простотой отделки позволили добиться рекордно низкой стоимости строительства — 1 м3 стоит 14 руб.

За несколько лет эксплуатации сооружение завоевало прочные симпатии ленинградцев и стало одной из достопримечательностей нового района города. Содружество архитектора и конструктора и здесь увенчалось успехом: авторам и строителям присуждена премия Совета Министров СССР за наиболее выдающееся проекты и строительство по этим про

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: