Дворец Меншикова на Васильевском острове в Ленинграде — уникальный исторический и архитектурный памятник начала XVIII века. Это первое каменное здание Петербурга, генерал-губернатором которого с 1703 года был А. Д. Меншиков, ближайший сподвижник Петра I. Дворец создавался по проекту итальянского архитектора Джованни Марио Фонтана. Работы шли быстро, и 1 октября 1711 года, через год после закладки, отпраздновали новоселье. Вскоре Фонтана уехал на родину; его место занял «палатных и гипсовых дел мастер» из Гамбурга И. Г. Шедель, который становится исполнителем воли князя вплоть до 1727 года, до ссылки Меншикова. В строительстве и украшении дворца принимали участие известные архитекторы Карло Бартоломео Растрелли, Ж. Б. Леблон, Доменико Трезини.
Дворец Меншикова на Васильевском острове
- Текст:В. Г. Данченко 2 декабря 2025
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет

С 1731 года по указу императрицы Анны Иоанновны в бывшей губернаторской резиденции разместился Кадетский корпус, первое в России высшее военное учебное заведение. Его воспитанниками в разное время были выдающийся полководец А. В. Суворов, поэт-декабрист К. Ф. Рылеев, основатель русского театра Ф. Т. Волков. После Великой Октябрьской социалистической революции здание было взято под охрану государства как памятник архитектуры. С 1956 года под руководством опытного реставратора А. Э. Гессена начались проектные реставрационные работы, продолженные в 1975 году молодыми архитекторами Г. В. Михайловым, В. К. Галочкиным, И. В. Бурковской. По окончании первой очереди реставрации в залах нового музея — филиала Государственного Эрмитажа — открылась экспозиция «Культура России первой четверти XVIII века», подготовленная сотрудниками Эрмитажа.
Поскольку Меншиковский дворец создавали зодчие из Франции, Италии, Германии, а также русские мастера, в его конструкции и убранстве причудливо сочетаются прежние, исконно русские и новые для России начала XVIII века западноевропейские элементы. Так, черты итальянской архитектуры сказались в стиле отделки вестибюля с колоннами тосканского ордера, в его «сквозном», как в венецианских палаццо, характере. В облике дворца есть стройность и симметрия, согласующиеся с канонами западноевропейской архитектуры тех лет. В соответствии с традиционными вкусами русских зодчих выстроены помещения цокольного и первого этажей с их широкими сводами и арочными перекрытиями дверей.
Парадная дубовая лестница двумя широкими маршами ведет в жилые покои особняка. На площадке верхних сеней сохранились две металлические решетки балюстрады с вензелями Петра I и Меншикова, свидетельствующие о высоком уровне обработки металла в Петербурге. Анфилада княжеских комнат — это вереница светских и служебных интерьеров, которые дают представление об условиях жизни и работы различных слоев столичной бюрократии петровского времени. Простые дубовые стулья русской работы, канцелярский сундук, английские часы-ходики фирмы Стентона составляют скромную обстановку приемной походной канцелярии «светлейшего князя». «Секретарская» отличается великолепием лепных медальонов на потолке и изяществом резного орехового кабинета из Италии. Наконец, апартаменты хозяина дворца — редчайший образец парадных интерьеров петровского вельможи. Стены и потолок отделаны голландскими изразцами из Дельфта, они сочетаются с лепным декором и наборным паркетом — так ярко и своеобразно проявились талант и художественный вкус мастеров, чьими руками создавался «парадиз» губернатора новой столицы. «Ореховый» кабинет — гордость Меншикова — выполнен во французской «манере», вероятно, по проекту Ж. Б. Леблона. Он облицован наборными ореховыми панелями, резные капители и пилястры позолочены; на потолке находится живописный плафон — изображение Петра I в античных доспехах на фоне военных атрибутов. Все это дополняется костяными шахматами восточной работы и зеркалом в уникальной янтарной раме — подарком прусского короля. Стены некоторых комнат украшают картины, висящие па цветных лентах. Среди этих картин — портрет Петра I кисти голландского художника Яна Веникса — одно из немногих исполненных с натуры изображений царя (который не любил позировать). Портрет же «светлейшего князя», предстающего во всем блеске — в парадном мундире и со множеством регалий — работа неизвестного живописца. Это лучший портрет Меншикова; художнику удалось не только воспроизвести в нем незаурядную внешность своей модели, но и передать характер этого человека, его живой ум и волю, сочетающиеся одновременно с лукавством и надменностью.
В комнатах экспонируются также пейзажи и марины голландских мастеров XVII века. Характерной чертой убранства богатой усадьбы того времени является разностильность интерьеров. Здесь традиционный английский стол из красного дерева соседствует с редким итальянским поставцом в стиле барокко и строгими испанскими креслами с затейливым тиснением на спинках. Мебели мало, каждая вещь занимает определенное место, и тем отчетливее воспринимаются тонкость резьбы и отделки. На половине свояченицы Меншикова Варвары Арсеньевой представлены редкие блюда из дельфтского фаянса, серебряные кубки русской работы, стеклянные штофики Ямбургского завода. После завершения всего комплекса реставрационных работ экспозиция разместится в 40 комнатах музея, где найдут отражение различные стороны русской культуры эпохи Петра I.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях:
