Дом вне времени

    • Бюро
      Citizenstudio
    • Общая площадь
      70 м²
    • Авторы проекта
      Владимир Пирожков, Михаил Бейлин, Даниил Никишин, Влад Обласов
    • Год
      2020

XXI век неожиданно вернул население Земли к домоцентричной модели мира. В среднем 6 000 часов жители планеты провели в своих домах из-за локдауна и противопандемийных ограничений, которые еще не сняты во многих странах и для многих категорий людей. В этой реальности жилое пространство Space 2.0, cпроектированное для выставки MosBuild архитекторами Даниилом Никишиным и Михаилом Бейлиным, основателями творческой группы Citizenstudio, и включившее в себя весь жизненный цикл человека, стало своего рода провидческим. Мы поговорили с архитекторами и узнали, на какие принципы они ориентировались при работе над проектом. 

Михаил — Работа над этим проектом началась зимой прошлого года, мы должны были представить его на MosBuild в марте 2020 года. Но по известным причинам выставка была перенесена, а у нас появилась уникальная возможность посмотреть на проект через призму локдауна. И мы поняли, что рассуждали верно: домоцентричность и домашнее пространство, служащее разным целям, оказались в числе важнейших тенденций 2020 года. Но я склонен считать, что это более широкий тренд, связанный не только с пандемией, хотя и активизированный ею.

Даниил — При работе над проектом мы не столько ориентировались на образ будущего, сколько размышляли над природой человеческого быта и тем, как человек выстраивает свою жизнь, чего хочет. Понимаете, невозможно достоверно рассчитать специфику будущего, но можно оценить предпосылки.

Михаил — Я согласен с Даниилом. В изменчивом мире мы не можем проложить логическую дорожку из сегодняшнего дня до точки в будущем. Поэтому мы почти сразу отказались от идеи делать «дом будущего», а видели свою задачу скорее в создании жилья вне времени, отталкиваясь от индивидуума и его потребностей. 

Нам кажется, что житель нашего проекта — это человек, которому нравится, когда ему хорошо. Он хочет получать удовольствие от всех своих действий: завтрака, принятия душа, работы, чтения, приготовления ужина и так далее. При этом все процессы должны быть сострочены в одном месте и на небольшой площади. Поэтому мы создали центральное общее пространство и как точку отсчета взяли спальную зону, а по периметру расположили маленькие сервисные зоны: зону работы, отдыха, приготовления пищи, ванную, зону хранения и входную зону. Но так как пространство жилья за счет перегородок гибкое, то при желании любая из них может быть объединена с центральным пространством и становиться его частью. Таким образом любое место в доме может стать изолированным или общим. Пожалуй, это было главным пространственным решением проекта. И неслучайно центр квартиры — спальная зона. Пространство сна, время сна и его качество кажутся нам важнейшими в жизни современного человека. Особенный акцент мы сделали на этом, в некотором роде повторяя идею Константина Мельникова и его дома и вообще научного внимания великого русского архитектора ко сну.

Фото-альбом: Зонирование

Даниил — Именно кастомизация быта, пластичность рамок и границ, тренд на доместикацию труда стали определяющими для формирования среды обитания в пространстве дома. Мы видим, что все больше людей работают из дома. Пандемия активизировала этот тренд, но его развитие мы видели и до 2020 года. Офис — потомок индустриальной цивилизации, постепенно отходящий для многих видов деятельности в прошлое. А сейчас мы живем в мире всеобщей доступности и стирающихся границ. Причем парадоксальным образом локдаун раскрыл новые грани этого утверждения. Если раньше мы думали о мире с точки зрения концепции «ты можешь лететь куда угодно, жить где угодно и работать откуда угодно», то за последний год мы увидели кардинальную трансформацию этой схемы — «ты не можешь полететь никуда, а иногда ты даже не можешь выйти за пределы собственной квартиры, но при этом ты продолжаешь общаться со всем миром, не переступая за порог дома». И в проекте мы, с одной стороны, стерли границы между рабочим местом и приватным пространством, с другой стороны, предложили жителю возможность закрыться во время рабочего процесса от остальных зон дома. Кстати, эта опция актуальна и для тех людей, кто продолжает работать вне дома. Многие сферы деятельности ускоряются, мы все больше учимся на ходу, саморазвитие и самообразование становятся привычным стилем жизни, и для этого зонирование Space 2.0 тоже подходит. 

Михаил — Наш проект предусматривает не только возможность работать из дома. Он включает полный цикл жизнедеятельности, где каждое действие будет удобным. Здесь можно отдыхать, принимать гостей, причем для этого не обязательно даже застилать постель — достаточно просто сделать ее стены непрозрачными. В доме предусмотрена собственная мини-ферма, на которой можно выращивать овощи и фрукты. Умная техника обеспечивает комфортные решения. Вообще все, что связано с умным домом, стало важной частью проекта. Автоматизация всех процессов и управление ими из одной точки, как правило смартфона, становится общей тенденцией. Сложно представить какие супертехнологичные материалы можно использовать для дома будущего, тем более что нет ничего более забавного и нелепого, чем решения будущего, осуществляемые с помощью средств настоящего — как космические шлемы из фольги в старых фильмах. Поэтому мы не пытались найти «материалы будущего», а просто сосредоточились на высококачественных материалах настоящего. А вот программируемое пространство — это действительно важно.

Даниил — Тем более что умные технологии не только являются инструментом достижения физического комфорта, у них есть еще два важнейших аспекта. Первый — это свет. Световые сценарии играют большую роль в нашей жизни, психологическом самочувствии, настроении, работоспособности. Кроме того, они приобретают все большее значение для зонирования пространства. Цвет нашего дома белый, нейтральный, и подсветкой решались многие вопросы интуитивного разграничения пространства. Второй аспект более глобальный, касающийся не только удобства жителя, но и сохранности планеты, это вопрос экологичности и сокращения потребления ресурсов. В проекте представлена умная техника, которая экономит воду, электричество и так далее. В России пока отсутствует культура осознанного потребления, мы делаем первые шаги в этом направлении, и, возможно, умные технологию возьмут на себя и функцию просвещения.

Михаил — И в заключение хотелось бы сказать, что этот стенд — не диссертация и не роман, это игра, инсталляция. Поэтому легкость ответа на визионерский вопрос о том, как мы будем жить, была для нас одной из важнейших составляющих работы над этим проектом. Вторым важнейшим фактором была эстетика этого дома, ведь красота является существенной частью любого архитектурного проекта и особенно выставочного стенда. Надеюсь, она будет реализована максимально близко замыслу.

Фото-альбом: Спальня

В Space 2.0 будут проходить экскурсии, а в одноименном лектории будут организованы деловые мероприятия с участием ведущих дизайнеров и архитекторов.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: