Диалог с местом и человеком

Ребята из московской архитектурной группы DMTRVK считают, что время эгоцентричной архитектуры уже прошло. Возможно, поэтому ее основатели — Никита Долгой и Иван Матвеев — описывают свой метод работы как диалог с местом и человеком. Столь общее понятие они перекладывают на весь спектр своей деятельности: архитектурные и дизайн проекты, выставки, лекции, воркшопы, конференции и медиа проекты. Мы поговорили с Никитой и Иваном о том, над чем они работают в настоящее время, в чем видят суть хорошей архитектуры и почему не хотят ограничивать себя одним направлением. 

Мы ведем совместные проекты еще с института, но только к 2016 году задумались о названии, презентующем нас как команду. Нас многое связывает с Малой Дмитровкой, поэтому однажды, в очередной раз находясь на этой улице, нам пришла идея назваться ее именем — в сокращенном варианте DMTRVK. За недолгий срок существования основной состав не изменился, но мы активно сотрудничаем с нашими друзьями и коллегами по совершенно разным направлениям. Вернее, мы не считаем себя бюро, словосочетание «творческое объединение» в нашем случае кажется наиболее подходящим — ведь мы объединяем силы ради решения творческих задач.

Во время работы в таких крупных архитектурных компаниях, как Меганом и АБ Скуратова, нам не хватало самостоятельного творчества и развития, поэтому мы стали искать новые возможности и точки приложения сил вне офиса. Чем разнообразнее проекты — тем шире кругозор, тем эффективнее становится решение даже самых тривиальных вопросов. Помимо непосредственно архитектуры у нас есть ряд очень разных компетенций — от графического / медиа дизайна и веб-разработок до производства столярных изделий.

Архитектурная концепция Детской Юношеской Спортивной Школы в селе Кубенское

Архитектор должен уметь все — нет неинтересных задач. В каждом проекте можно найти новые вызовы. Постоянный творческий поиск и выход за границы привычного не даёт отупеть, а глазу замылиться. Чем шире круг задач — тем лучше.

Мы стараемся как можно чаще участвовать в конкурсах. Кстати, через некоторые из них удавалось получить заказ (как оказалось, для этого вовсе не обязательно занимать призовые места). Подобный формат заставляет мобилизоваться и в момент преодолеть себя. Архитектор должен быть предприимчивым антрепренёром, который может самостоятельно организовать свою работу. Если мы видим что-то негармоничное в мире — наша задача — это исправить. Для этого есть миллион способов — главное, не быть безучастным.

В первую очередь, мы занимаемся проектированием, но обучение для нас — такой же творческий процесс. На наш взгляд, важно постоянно задаваться вопросом: «достаточно ли я хорош, чтобы кого-то учить?» К определенному моменту накапливается какой-то критический объём знаний и опыта, которого не хватает другим, и ты можешь им поделиться. Так рождаются циклы лекций или целые курсы.

Архитектурная концепция Детской Юношеской Спортивной Школы в селе Кубенское

На самом деле, постоянный рост и стремление структурировать мысли, развивать ясность ума — это тоже вызов. Вначале это было скорее личным вызовом в духе “everybody else is doing it, so why can’t we” (прим. ред. — название дебютного альбома группы Cranberries). А потом был ряд успешно проведённых воркшопов, следом — преподавание проекта в МАрхИ. Это огромный, сложный опыт, заставляющий выкладываться полностью. Но в отличие от проектирования, результат виден почти сразу.

Большие общественные проекты отнимают много времени и сил, но при должном усердии дают творческую и эмоциональную отдачу (из последних — это воркшопы в Вологде и Москве). Со всеми нашими студентами мы всегда поддерживаем связь, кто-то из ребят продолжает участвовать в наших воркшопах и летних школах. Это замечательные люди — исполненные энтузиазмом, интересующиеся миром, любящие своё дело, свою страну, и старающиеся своим трудом сделать её лучше. Здорово, что у нас есть возможность создавать условия для чужого творческого роста, и мы можем помогать в творческом и профессиональном развитии тем, кто к нам приходит. Творчество объединяет людей.

Архитектурная концепция приходского храмового комплекса

В настоящее время мы занимаемся проектом развития села в Вологодской области. Можно сказать, это продолжение размышлений на тему Русского Севера и его архитектуры, но уже в несколько большем масштабе. Мы вышли на него довольно случайно. Изначально он имел меньший масштаб, но, проведя исследование, было решено расширить тему, с чем мы не прогадали — это оказалось очень интересной задачей.

Мы ценим ясность, простоту и выразительность образа. Чем он проще — тем сильнее действует на зрителя.

В одном из интервью Оскар Нимейер сказал: «Архитектор не может быть буржуа, его призвание — менять мир...» С таким подходом нельзя быть скучным. Когда работаешь с людьми и для людей, то видишь, что он был совершенно прав.

Журнал Anastasis.me «Север»

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: