Архитектурное бюро «Крупный план» создает проекты различного функционального назначения — это объекты комплексного освоения территорий, жилые комплексы, сложные инфраструктурные объекты, коммерческая недвижимость. Построенные по проектам бюро здания нередко рождаются в борьбе с ограничениями — архитекторов вдохновляет работа со сложностями. Результатом творческого поиска в рамках ограничений, заданных технических условиями, градостроительными нормами, бюджетом, формой участка становятся оригинальные авторские решения. По просьбе TATLIN Сeргей Никешкин, партнер архитектурного бюро «Крупный план», рассказал о проекте ТРЦ «Теплый стан», удостоенном премии Архсовета и других архитектурных удачах, рожденных ограничениями.
Архитектура как искусство возможного
- Текст:Сергей Никешкин4 марта 2019
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Архитектура находится на стыке чистого творчества, высокого искусства и прикладного ремесла. И как в любом виде искусства, каждое творение — это победа над трудностями. Задача архитектора — увидеть в ограничениях возможности, воспринимать их как некий challenge, способствующий поиску новаторских идей и неординарных решений. При этом зачастую чем сложнее ограничения, тем интереснее результат.
Коммерческий комплекс у метро «Теплый Стан».
Безусловно, вызовы есть в каждом проекте. Но с высочайшей их концентрацией мы столкнулись во время работы над проектом многофункционального коммерческого комплекса у метро «Теплый Стан». Участок застройки расположен прямо над станцией и, соответственно, имеет множество технических ограничений. При проектировании мы должны были предусмотреть необходимые по градостроительным нормам отступы от вентиляционных шахт, выходов из метро, теплотрассы, а также учесть сложную сеть подземных инженерных коммуникаций, которая не подлежала никаким изменениям. Кроме того, необходимо было спроектировать конструкции таким образом, чтобы они были максимально прочными, могли защитить здание от вибраций метрополитена, и в то же время оставались легкими. Для бюро работа с такого рода проектами — кропотливый труд еще и потому, что все итерации и нюансы приходится согласовывать с метрополитеном. Казалось бы, у нас были практически связаны руки. Для меня архитектура — это бесконечный полет фантазии, и в работе с объектами любых типологий, в том числе со сложными инфраструктурными проектами, всегда есть место магии, позволяющей найти творческое решение для технической задачи. Так, благодаря изрезанности участка, родилась сложная ломаная композиция здания, которая стала одним из главных достоинств проекта. Мы постарались сделать здание максимально легким — и в прямом, и в метафорическом смысле. В нижней части здания использовано витражное остекление, а в отделке фасадов верхней части здания — своеобразная «гармошка» из алюминиевых композитных панелей, которые образуют козырек над главным входом. В результате удалось добиться динамичности и выразительности пластических форм и сохранить функциональность пространства.
С жесткими ограничениями приходится сталкиваться также при реконструкции зданий. Что такое реконструкция? Это борьба с исходными данными, которые могут быть достаточно сложными. Изначально архитектор ограничен строгими заданными условиями, в которых он создает нечто абсолютно новое — полностью меняет «внутренности», инженерию, фасады, расчищает пространство и наполняет его новыми функциями и смыслами.
Научно-производственный комплекс «Крунит»
Реконструируемое здание должно вписываться в архитектурный, ландшафтный, исторический контекст — и при этом дополнять его. Для меня один из ярчайших примеров гармоничного преобразования исторического здания в выдающийся образец современной архитектуры — знаменитая Эльбская филармония в Гамбурге. Реализация проекта, разработкой которого занималось швейцарское архитектурное бюро Herzog & de Meuron, затянулась на 13 лет, но оно того стоило. Сегодня этот комплекс, в котором есть концертный зал, отель, апартаменты, магазины, рестораны, смотровая площадка — одна из главных достопримечательностей города, привлекающая миллионы туристов. Архитекторы надстроили старое кирпичное здание портового склада масштабной стеклянной конструкцией, превратив контрастные части — темный кирпич и сияющее стекло — в единый архитектурный сплав, корабль с причудливо изогнутым парусом. Создание абсолютно нового, яркого, неожиданного и при этом гармоничного проекта в заданных жестких условиях — модель, которая нам очень близка и к которой мы стремимся.
Ограничения способствуют развитию не только креативной, но и инженерной мысли. Например, когда мы проектировали жилой комплекс “New Time” в Санкт-Петербурге, у нас были ограничения по высоте: на счету каждый метр. Поэтому вместо обычных выходов на крышу мы придумали специальные люки — чтобы не «красть» метры у жилья. Работая над проектом научно-производственного комплекса «Крунит», мы были ограничены сложным рельефом местности. Участок находится рядом со сложившейся жилой застройкой со своими коммуникациями, а по его границе протекает река, рядом растут деревья. Все это необходимо учитывать при проектировании. Мы провели специальные архитектурные расчеты и инженерные изыскания, спроектировали дополнительные сооружения для защиты от подтоплений, а само здание приобрело лаконичную округло-вытянутую форму, обусловленную особенностями участка.
Жилой комплекс “New Time”
Важное слово для архитектора — компромисс. Не нужно его бояться. В своей работе мы должны учитывать массу внешних факторов: градостроительные нормы — в том числе этажность, плотность застройки, отступ от красных линий, особенности ландшафта и окружающей застройки, технические условия, бюджет, пожелания заказчика, наконец. Возьмем требования по инсоляции. С одной стороны, это осложнение для архитектора. Нужно придумывать жилые дома так, чтобы квартиры в нем были достаточно освещены, и чтобы они не заслоняли свет жителям соседних домов. С другой стороны, без этих требований невозможно создание действительно комфортной жилой среды. Поиск компромиссных решений, которые должны примирить разные условия, на самом деле — стимуляция творческого процесса, создание необходимых сложностей, в преодолении которых и рождается искусство.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: