«Цифра уже конструирует наш быт»

Уже несколько лет подряд форум молодых деятелей культуры и искусств «Таврида» проводит творческую антишколу дизайна архитектуры, куда со всей страны съезжаются юные специалисты, только начинающие свой осознанный профессиональный путь. Архитекторы, иллюстраторы, дизайнеры среды и графические дизайнеры генерируют новые идеи или продолжают двигать старые в максимально френдли среде под присмотром уважаемых экспертов. В этом году среди прочих роль тьютора исполнял Владимир Пирожков — пожалуй, один из самых медийных промышленных дизайнеров России. Изначально мы планировали поговорить с Владимиром о его опыте работы в Toyota и Citroen, проектах в Центре дизайна и инноваций «Кинетика», инновациях и модернизации. Но беседа вышла за условные рамки строгого блиц-интервью, в результате чего получился разговор об архитектуре генома, межгалактическом разуме, бессмертии и смертельно уставших вампирах.  

— В чем разница между тем, как к труду дизайнера относятся в Европе и России?

— В Европе это известная профессия, и к ней относятся с таким же уважением, как и ко всем остальным. Следствием структурированного отношения к делу является высокая заработная плата, а результат фиксируется как интеллектуальная собственность. Европа прошла путь становления бизнеса достаточно давно, Америка преодолела его еще в 1930–1940-е годы. Понятие дизайна появилось чуть позже, но бизнес-системы уже были настроены. В России все только начинается, мы до сих пор переживаем постперестроечные процессы. Поэтому, на мой взгляд, профессия дизайнера, как и многие другие творческие профессии, здесь недооценена. Ребята, осознающие свой уровень как международный, стремительно покидают страну. И чтобы их вернуть или оставить в России, нужны интересные долгоиграющие проекты, и их должно быть много.

Разработка интерьера Citroen C5

— Что будет с понятием национальной идентичности в дизайне (предположим, к середине века)? Оно потеряет смысл или обретет новую силу?

— Я думаю, это будет ключевое понятие. Постепенно технологии становятся все более унифицированными. Например, сегодня сложно отличить LADA Vesta от Hyundai Sonata. Соответственно, мы больше не можем говорить о технологическом превосходстве во многих отраслях. Тогда что будет продаваться? Правильно, идентификация и стиль, притом в сегменте B2C (business-to-consumer, рус. бизнес для потребителя — прим. ред.). Дизайн станет одним из ключевых факторов конкурентоспособности. Если у вас хороший дизайн и обычная технология, то вы будете гораздо более желанным на рынке, нежели с обычной технологией, но с плохим дизайном. 

— Когда бесплатный дизайн это хороший дизайн? 

— Бесплатный и хороший? Так бывает, но очень и очень редко. Например, неопытные молодые дизайнеры часто отдают хорошие идеи просто за портфолио. Это имеет смысл, если вы работаете с очень серьезным заказчиком типа «Ростех», который делает нужный и желанный продукт, как, предположим, антиковидная, крайне технологичная и очень модная маска для лица. Если ваше имя будет указано во всех титрах, то взамен вы получите отличную рекламу и репутацию, а это дорогого стоит. 

— Как убедить простого человека, что аэромобиль — не такое уж далёкое будущее?

— Не надо его убеждать, он сам на это поведется. Помните, как вообще появились автомобили? Это было адское изделие начала XX века, и кроме самых продвинутых мало, кто в него верил. Люди боялись этого исчадия ада, которое пыхтит, дымит и быстро двигается. Но со временем стало очевидно, что автомобиль эффективнее лошади, так произошло его принятие. Прошло сто лет, и мы видим, что автомобильная промышленность развита даже в небольших странах. То же самое сейчас произойдет с аэромобилем, потому что передвижение в пространстве интереснее и нужнее, чем передвижение в плоскости, а также экономичнее с точки зрения временных затрат.

Вам не придется объезжать гору, сверлить в ней тоннель или строить мост на выезде. Таким образом, стоимость инфраструктуры кратно снижается, это неизбежное будущее. Тот, кто не захочет принимать новый вид транспорта, продолжит ездить на грузовиках. Кстати, некоторые до сих пор передвигаются на лошадях, потому что в определенной местности это эффективнее. Но знаете, в чем главное отличие муравья от пчелы? Ареал муравейника один километр, а ареал улья — 300 км. 

Прототип аэромобиля компании «Кинетика»

— Что должно произойти, чтобы вы сказали: «Будущее наступило»?

— Будущее — это следующая секунда нашей жизни. Поэтому его протяженность очень относительна. Я считаю, что одним из ключевых элементов будущего было появление интернета, второй сигнал — мобильный телефон, а затем смартфон. Сегодня мы можем загружать и скачивать приложения словно из воздуха. Это крутой перелом, который приведет нас к неожиданным последствиям. Цифра уже конструирует наш быт. 

Интересно посмотреть, что было и что будет. Что стало — я вижу и так. В Советском Союзе все были примерно одинаковыми, сейчас присутствует крайнее разнообразие элементов потребления. Стеклопакет, евроремонт, иномарка и дача — это ценности моего поколения. Ценности вашего поколения уже другие: признание, супергерои, бумажные эко-стаканчики. А моей дочке будет важно, чтобы в воздухе было определенное количество кислорода. Или печенье без Е356, который вызывает аллергическую реакцию. 

— Сейчас вам 52 года, и на своей лекции вы сказали, что ваш возраст — самый лучший. Это востребованность, опыт и возможность оставаться up-to-date. Будет ли возраст играть столь важную роль в будущем? 

— Будет. Как бы то ни было, все мы живые существа, которые на протяжении относительно долгой жизни набираются опыта. Мы определенно будем жить дольше. Востребованность возраста напрямую зависит от скорости приобретения опыта, обстоятельств и, пожалуй, везения (без него никуда). 

Лично я выстраиваю свой профессиональный путь таким образом, чтобы к 70 годам у меня было занятие, ведь на пенсии мне будет однозначно скучно. Также важна трансформация профессии — например, развитие практики в теорию, которую бы я мог преподавать студентам. Возраст — это относительная категория. Олег Дерипаска был крайне успешен в свои 33, Моцарт творил в 16, а Александр Македонский взошел на престол в возрасте 20 лет. 

Дизайн и конструкция нового полётного кресла «Чегет» для перспективного космического корабля компании «Кинетика»

— Какие эксцентричные футурологические идеи вам наиболее импонируют?

— Во-первых, я бы хотел дожить до того момента, когда мы освоим новую планету — с неизвестными до сих пор формами жизни (по аналогии с фильмом «Аватар»). Во-вторых, мне нравится идея разложения человека на клетки для копирования его ДНК. Представьте три бака, где в каждом раздельно хранятся жиры, углеводы и белки. От них идут трубочки к специальному принтеру, который может печатать геном. Иными словами, архитектура генома. Такая технология позволила бы собрать человека в новой среде, как тушку, а разум отправить посредством межпланетного интернета. Помните сказку об Иване-царевиче и Сером волке? «Мертвая вода» и «живая вода» могут стать реальностью. Регенерация клеток — это удивительный природный процесс, который можно сравнить со сборкой ретро-автомобиля. Если у вас есть парк запчастей, то он будет ездить. Будучи архитектором генома, вы сможете самостоятельно управлять этой структурой. Например, продлить жизнь до неопределенного срока, вплоть до бессмертия. 

Кроме того, меня интригует возможность передвижения во времени. Я бы хотел посетить Помпеи за час до извержения вулкана, прочувствовать Средневековье (желательно в каком-то безопасном варианте), увидеть динозавров. Думаю, к таким путешествиям будет необходимо готовиться, и в этом смысле сериал «Мир дикого запада» не такая уж художественная выдумка. 

— Почему люди боятся бессмертия? Почему это может пугать их? 

— Главный мотиватор человека — это страх. А страх перед чем? Только перед смертью. Поэтому подвиг Александра Матросова, который отдал жизнь за то, чтобы его товарищи прошли на три метра дальше, это высший уровень самопожертвования. Он отдал самое дорогое, что у него было. Но есть ли страх перед жизнью? Если честно, то я мало знаю тех, кто боится жить вечно. Мы просто не знаем, каково это. Взять те же фильмы про вампиров. Во всех кинокартинах у вампиров присутствует определенная усталость от жизни: они все видели, все знают, все перепробовали. И что дальше? Движение вперед может быть связано только с развитием технологий или своего дао, самосознания. Лично я не боюсь жить долго, мне это кажется крайне интересным. А как долго — было бы хорошо принимать решение самому. 

Фото-альбом: федерация

— Какую последнюю книгу вы прочли? Или что читаете сейчас?

— Честно говоря, я практически не читаю, больше слушаю. Но я считаю, что читать аналоговую книгу — это дико стильно. Я по-прежнему храню некоторые издания, которые достались мне от моих родителей. Мало ли, моя дочка будет этим увлекаться. Аудио-сказки для нее — это скорее дешевый суррогат, который можно послушать на ночь, а вот настоящая бумажная книга, которую можно листать, перекладывать с места на место, ее очень волнует, беспокоит и радует. На данный момент мы прочли вместе 824 книги. Последняя из списка — «Волшебник изумрудного города», которого я смог осилить к 12 годам, а она к своим трем знает наизусть. Это другое поколение. 

— Есть ли предел у аналоговой книги? Какое у нее будущее?  

— Она никуда не денется. Это будет предмет роскоши, обеспечивающий элитный доступ к знаниям. Уже сейчас, если вы записаны в библиотеку Стэнфорда и у вас есть доступ к какой-нибудь книге из египетских пирамид, или вы можете в оригинале изучать первые печатные издания Федорова, это свидетельствует о вашем привилегированном положении. 

После нас ничего не останется, кроме 50 кг тухлого мяса. Поэтому что мы можем передать будущим поколениям? Искусство в виде картин, скульптур, музыку как информационный код, литературу. Остальное все тленно. По сути, мы ничего за собой не несем — мы пришли голыми, голыми и уйдем. И то, что происходит здесь на Тавриде — это крайне важно, потому что креативная энергия может передаваться на протяжении веков, а остальное — нет. 

— Тогда какой бы вы дали совет молодым дизайнерам, которым нужно разработать проект и подготовить его презентацию всего за час?

— Первые десять минут нужно потратить на анализ ситуации и поставленной проблемы. Вторые десять минут — это концепция и идея, самый главный этап. Еще десять минут — на эскизы и наброски, показывающие, как ваш проект должен выглядеть в конечном итоге. И еще пять-семь минут на формулирование главной фишки проекта, доказывающей превосходство вашего проекта над остальными. Остается еще 20 минут, их лучше всего потратить на подготовку презентации, и три минуты на медитацию. Выпейте кофе, перекурите. Думать не надо, потому что у вас и так все продумано.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: