Чему учатся современные художники в университетах?

Как и чему обучают на программах высшего образования по современному искусству? Одна из главных задач студентов программы BA (Hons) Fine Art БВШД заключается в том, чтобы определить сферу своего интереса и научиться выстраивать авторскую художественную практику. Ни то, ни другое невозможно без практических навыков работы с материалом и теоретического исследования. О важности последнего рассказала студентка программы британского бакалавриата по современному искусству БВШД Мика Плутицкая.

Современный художник не может развиваться без знания контекста

Выпускаясь с программы бакалавра, молодой художник или художница должны представлять, с какими темами он/а хотели бы работать, в каком художественном медиуме это оправданно делать, какие современные художники и какими методами работают с этой же темой и какие теоретические тексты являются для этой темы ключевыми. Это неотъемлемая часть профессионализма современного художника. Предположим, студент хочет заниматься современной скульптурой. В таком случае он должен как минимум знать такие тексты, как «Специфические объекты» Дональда Джадда, «Скульптура в расширенном поле» Розалинд Краусс, и в целом представлять себе, как на протяжении последних 50 лет развивалась дискуссия о том, что в современном мире представляет собой скульптура, какие художники расширили современные представления о ней. Если художница хочет исследовать цвет, то она должна представлять, как на это поле повлиял художник Джозеф Альберс и художники, работавшие в стиле «Цветового поля».

Александра Павловская. Strange(r), 2019, серия объектов. Материалы: ветки, гипс, серебро

Для современного художника теоретическая подготовка принципиально важна, так как она позволяет получить широкую перспективу критической дискуссии в той области, которую хочет развивать конкретный художник. Наличие критического и рефлексивного подхода — один из основных показателей, который позволяет отличить работу, принадлежащую к области современного искусства от работы, относящейся к области дизайна. Кроме того, благодаря теоретической подготовке студент осваивает профессиональный язык и начинает использовать его для описания и анализа своей работы. Последнее очень важно, так как именно это отличает профессионала от любителя. Современный художник должен представлять себе не только словарь классического искусства (колорит, жанр, композиция) но и современный словарь, в который включаются такие понятия, как «специфичность медиума», «минимализм», «апроприация», «концептуализм», «культурное поле», «индекс», «кризис теории репрезентации» и т.д. Значение этих терминов можно усвоить, только проработав соответствующие тексты и проанализировав, что эти термины означают применительно к собственной практике.

Художественная практика напоминает академическое исследование

Принцип построения художественной практики во многом похож на любое академическое исследование, в которой всегда присутствует обзор академической литературы, гипотеза, выбор метода проверки этой гипотезой и анализ результатов эксперимента. Только свой «эксперимент» художник проводит в области эстетического или культурного.

Белла Покрова. Миф, 2019. Материалы: стекло, зеркало, фарфор, лак

Исследование (или research, как принято говорить в Британке) при создании произведения искусства можно условно разделить на две части — практическую и теоретическую, взаимодействующие и обогащающие друг друга. К практическому исследованию относится физическая работа с материалами и композицией: например, как именно нужно разводить гипс, чтобы получить нужный эффект. Практическое исследование происходит методом эксперимента, проб и ошибок. К теоретическому исследованию — все, что входит в контекст работы (от материалов до темы), и влияет на смысловое поле работы. Простой пример того, как практическое исследование взаимодействует с теоретическим, это исследование контекста материала. Допустим, вы хотите сделать отливку скульптуры, при этом можете выбрать из трех вариантов: гипс, бетон или силикон. Каждый из материалов несет свою традицию и историю применения. Например, гипс использовался для скульптуры, начиная с древности, — это классический скульптурный материал. Бетон был создан в первую очередь для строительства и относительно недавно, в XIX веке. Силикон — совсем «молодой» материал, полученный в результате химического синтеза. Таким образом, одна и та же скульптура, отлитая в разном материале, будет нести в себе не только разные физические характеристики (цвет, плотность), но и кодировать разные культурные смыслы. Таким образом, объект из гипса будет отсылать к классической скульптуре, объект из бетона будет иметь сильные архитектурные коннотации, а объект из силикона обозначать синтетическую современность. Профессиональный художник должен знать эти нюансы и учитывать их в создании своего произведения.

Дарима Митыпова. Возвышенное. Свет и тень, серия картин. 30x40 см, холст, масло

Традиционные художественные ВУЗы, как правило, полноценно обучают практическим художественным навыкам, однако в рамках этих институтов практически отсутствует современная теоретическая и критическая подготовка художников. В школах современного искусства, наоборот, стремятся делать упор на сильную теоретическую базу, при этом не предоставляя художникам студий и мастерских. Программа британского бакалавриата в данный момент является единственной программой, предлагающей студентам осуществить синтез теоретических исследований с практическими навыками, где последние и являются ядром авторской художественной практики. 

Подробнее познакомиться с проектами студенток BA (Hons) Fine Art БВШД можно с 1 по 15 июня на выставке дипломных проектов Britanka Degree Show 2019. Вход свободный.

  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: