Для народного архитектора СССР Сергея Борисовича Сперанского (1915–1983 гг.) — взыскательного художника, широко эрудированного мастера архитектуры, крупного общественного деятеля — главным всегда было творчество. Сорокалетний творческий путь зодчего достоин развернутой монографии. Здания и комплексы, воздвигнутые по проектам С. Сперанского, широко известны в нашей стране и за рубежом. Огромно его влияние на формирование современной ленинградской архитектурной школы.
C. Сперанский
- Текст:А. Антонов19 апреля 2024
- Добавить в кабинетДобавлено в кабинет
Яркая страница творчества коммуниста С. Сперанского — три памятника вождю революции В. И. Ленину, созданные совместно с народным художником СССР скульптором В. Пинчуком в Свердловске, Красноярске и Москве. В этой Лениниане особенно примечателен памятник В. И. Ленину в Московском Кремле. Обращенный к главной Кремлевской площади, на фоне вечнозеленых елей сада, памятник решен в масштабе, соразмерном человеку. Геометрическая строгость лаконичной плоскости низкого гранитного стилобата и простого условного объема пьедестала с сидящей фигурой соответствуют скромности, характерной для Владимира Ильича Ленина.
Памятник скульптору Ф. Шубину воздвигнут в Михайловском саду в центре Ленинграда. Памятник не реминисценция классики. И пьедестал, и скульптура при классических деталях современны по своему характеру и трактовке. Особое достоинство памятника в удивительно тонко найденной органичной увязке его размеров с пространством газонов, купами вековых деревьев и боскетами кустарников великолепного пейзажного парка прошлого столетия.
К сожалению, остался неосуществленным проект здания Таможни в Брусничном на советско-финской границе. Характерен образ и силуэт этого здания, в композиции которого низкий лапидарный каменный объем сочетается с развитым клеено-деревянным покрытием, карнизом большого выноса и высокой завершающей короной остроконечных треугольных фронтонов. Такое архитектурно-конструктивное решение позволило создать внутреннее большепролетное пространство, необходимое для функциональной организации работы таможни.
Памятник В. И. Ленину. Москва. Кремль. Архитектор С. Сперанский, скульптор С. Пинчук
Когда рука мастера прикасается даже к такому утилитарному сооружению, как башня Ленинградского телевизионного центра (им были решены ее расцветка и освещение), башня становится запоминающимся архитектурным образом, градостроительной доминантой и символом района, прилегающего к Большой Невке.
Для творчества С. Сперанского характерны умелое использование материала, любовь к детали и главное — традиционный ленинградский градостроительный ансамблевый подход к формированию пространства и застройки.
В крупномасштабных жилых домах на Московском и Ленинском проспектах изящно прорисованные, характерные для пятидесятых годов, детали декора стен и карнизов.
С тонким вкусом и проникновенным использованием материала решены детали интерьеров гостиниц «Ленинград» и «Пулковская», сочетание грубой фактуры железобетона с полированным гранитом в «Памятнике героическим защитникам Ленинграда».
Развитие творческой градостроительной концепции можно проследить по мере роста мастерства С. Сперанского. От ансамбля уже упомянутых массивных жилых домов, державших огромное пространство площади, и зданий на улице Фрунзе — к ансамблевому решению студенческого городка на Новоизмайловском проспекте, к формированию крупных градостроительных ансамблей на Неве у моста Свободы и площади Победы с ее перспективным мемориальным развитием.
В современных условиях от авторского замысла до его завершения в натуре проходит 7—8 лет. Формирование крупных архитектурных ансамблей требует еще большего времени. Почти два десятилетия работал С. Сперанский над ансамблем застройка набережной п Финляндского проспекта у моста Свободы, три десятилетия — над районом площади Победы. Это потребовало не только большого творческого напряжения, но и огромной организационной работы по согласованию, увязке, обеспечению финансирования, подбору отделочных материалов.
Гостиницу «Ленинград» С. Сперанский проектировал в начале шестидесятых годов. Его увлекла творческая задача сооружения современного здания в условиях сложившейся застройки набережных Невы, исторического центра Ленинграда. Эта работа отмечена Государственной премией СССР. Однако, решая фасад здания, выходящего на Неву, архитектор думал об объемно-пространственном формировании всего участка, прилегающего к мосту Свободы через реку Большая Невка, участка, застроенного малоценными и ветхими зданиями. Однако прошли годы, прежде чем было начато строительство второй очереди гостиницы «Ленинград» п жилых домов па Финляндском проспекте.
Корпус второй очереди гостиницы сооружается в виде разорванного кольца с круглым двором, внутренний диаметр которого 60 м. На уровне первых двух этажей двор перекрыт. Здесь размещаются помещения ресторанов и кафе, а в центре, под прозрачным куполом — зимний сад. В гостинице 1000 номеров.
Гостиница «Ленинград». Первая очередь. Архитекторы С. Сперанский, В. Волонсевич, Н. Каменский, В. Струзман
Жилые дома на Финляндском проспекте образуют традиционную ленинградскую фоновую застройку, линейный периметр которой контрастирует со сложными объемами северных фасадов гостиницы. Аркада по первому этажу, спокойный ритм эркеров и балконов подчеркивают выразительную и гармоничную пластику протяженного фасада, декоративные нависающие кровли, ассоциирующиеся со зданиями петроградского модерна, — все эти элементы создают характерный свое образный архитектурный образ современного жилого дома.
Предусмотрены палитра отделочных материалов и определенная цветовая гамма ансамбля зданий. Круглый корпус гостиницы облицовывается белой бетонной плиткой с синими декоративными элементами. Оконные рамы — из анодированного золотистого алюминия. Арки жилого дома — из путиловского известняка, стены отделываются синей керамической плиткой, эркера и ограждении балконов — крупногабаритные облицовочные белые бетонные плиты. Свесы кровли 8–9-го этажей — серебристый натурный анодированный алюминий.
Характерное для ленинградских архитектурных ансамблей сочетание белого с интенсивным цветом, здесь перекликается с синим цветом простора Невы и синим с белым зданием Нахимовского училища на противоположном берегу Большой Невки.
Сложнейший градостроительный комплекс создан по проектам авторского коллектива. руководимого С. Сперанским, в районе площади Победы. В 50–60-е годы проходило несколько туров конкурса на памятник героическим защитникам Ленинграда и площади Победы, конкурсов, на которых проектные предложения С. Сперанского отмечались первыми премиями. В это же время по его проектам строились жилые корпуса на Московском проспекте, жилые комплексы на Московском шоссе.
Вид на площадь Победы из парка. Рисунок
Характерно архитектурное решение зеркально расположенных жилых домов на Московском проспекте на подступах к площади. Спокойная, даже несколько аскетичная плоскость фасадов с ритмом хорошо прорисованных вставок мастерских художников — как бы прелюдия к раскрывающемуся сложному пространству площади, подчеркнутому 22-этажными домами-башнями.
В центре — памятник «Героическим защитникам Ленинграда» со спокойной и несколько традиционной надземной композицией обелиска и скульптурных групп и напряженным эмоциональным восприятием архитектуры и скульптуры заглубленного зала под открытым небом — «Разорванное кольцо» п подземного мемориального зала-музея. Всенародным и официальным признанием идейно-воспитательных и архитектурно художественных достоинств этого памятника является присуждение авторам Ленинской премии.
Два фланкирующих памятник 7-этажных здания — гостиница «Пулковская» и административное здание, решенные в аналогичных архитектурных формах, завершают застройку площади, градостроительного ансамбля нового Ленинграда.
Но творческая мысль С. Сперанского продолжала работать над развитием мемориальной темы площади Победы. Разрабатывается предложение о создании Пулковской эспланады с зеленым и цветочным партером от подножья памятника до Дунайского проспекта. Контрастом эспланады, решенной в строгих регулярных формах, должен был стать примыкающий с востока новый парк с живописной ландшафтной планировкой, с водоемами и протоками. По замыслу мастера, эспланада и парк были бы торжественным продолжением мемориала героическим защитникам Ленинграда и организовали бы парадное пространство въездов в город по Московскому и Киевскому шоссе.
Пулковская эспланада. Рисунок. Архитекторы С. Сперанский, В. Волонсевич, Е. Шаповалова
Сергей Борисович Сперанский являлся действительным членом Академии художеств СССР. Имея за плечами большой опыт проектирования и строительства, он своими полезными советами вносил ощутимый вклад в работу отделения архитектуры и монументального искусства Академии.
Сергей Борисович любил молодежь, всегда находя, при невероятной занятости, время и силы для обучения студентов, будучи профессором-руководителем персональной мастерской института им. И. Е. Репина Академии художеств.
Сергей Борисович Сперанский был не только крупнейшим зодчим, практиком и педагогом, общепризнанным мастером советской архитектуры, — это был человек особого, неповторимого душевного настроя. На деловом заседании или в дружеской беседе, па дискуссии или обсуждении он всегда оказывался в центре внимания. Личное обаяние, меткие и самобытные суждения, мягкий, доброжелательный юмор, талантливость и твердая принципиальность в вопросах художественного вкуса, широта градостроительного мышления, стремление к сочетанию монументального искусства и архитектуры — завоевали безграничное уважение, умножаемое его авторитетом творческого архитектора-практика. Неожиданно оборвалась жизнь этого замечательного человека. Остались незавершенными замыслы, проекты, постройки.
- Поделиться ссылкой:
- Подписаться на рассылку
о новостях и событиях: