А. В. Самойлов

Социалистическая архитектура нашей страны, явившись революционным этапом в развитии отечественного зодчества, выросла не на пустом месте, и не только одна молодежь создавала советскую архитектуру. Первые значительные произведения пролетарского зодчества выполнены по проектам мастеров, получивших образование еще до революции и прошедших, как правило, основательную профессиональную выучку на практической работе. Прогрессивные представители отечественной архитектуры стали и первыми воспитателями новых кадров советских архитекторов, к тому же они были живыми носителями вековых традиций российского зодчества, высокой архитектурной культуры. В первых рядах таких зодчих стоит имя профессора Анатолия Васильевича Самойлова — крупного и плодовитого мастера, талантливого педагога и ученого.

А. Самойлов (1883–1953) родился в Петербурге в семье педагога, автора ряда учебников и пособий по русскому языку и грамматике. Мать будущего архитектора занималась живописью. Анатолий Васильевич получил среднее образование в Александровском кадетском корпусе, где отец был в то время воспитателем и преподавателем. Семнадцати лет, в 1900 г. юноша поступил по конкурсу в Институт гражданских инженеров.

Вскоре он выдвинулся среди студентов в занятиях рисунком и проектированием, обнаружив богатую художественную фантазию и высокую работоспособность. Уже в тот период талантливого юношу узнали многие ведущие архитекторы и инженеры по его участию в многочисленных художественных и архитектурных конкурсах, где работы А. Самойлова неоднократно отмечались премиями — чаще первыми. Его проекты, рисунки, обложки книг и плакаты отличались продуманной композицией, уверенным рисунком, чувством стиля. Осенью 1904 г. были сданы последние экзамены; Самойлов приступает к дипломной работе и почти заканчивает ее.

Однако круговорот русской народной революции 1905–1907 гг. многое изменил и в его жизни. Общестуденческое движение, забастовка, затем закрытие института, отказ студентов возобновить занятия — все это не миновало и почти сформировавшегося зодчего, надолго оторвало его от институтских занятий. Анатолий Васильевич вспоминал позднее в автобиографии:

А. В. Самойлов«Вовлечение в круг практических архитектурно-художественных работ, выезд на временную работу в Москву, отбывание воинской повинности отдалили окончание института»

Лишь в 1913 г. была защищена дипломная работа по архитектурному отделению и получена серебряная медаль. Какова же была практическая деятельность А. Самойлова в 1901–1913 гг.? 

Особняк Кшесинской 

До сих пор о ней широкой архитектурной общественности было известно немного. Между тем студент и выпускник Института гражданских инженеров как десятник и техник прошел за эти годы большую школу на строительстве сооружений Киево-Полтавской железной дороги и других объектов. Большое значение для формирования его профессиональных воззрений сыграла длительная творческая дружба и тесное сотрудничество с крупными зодчими тех лет. С 1903 по 1909 г. А. Самойлов был постоянным помощником академика архитектуры А. фон Гогена, участвуя в строительстве и оборудовании Суворовского музея, Петровской больницы, реставрации архитектурных памятников в Царском Селе, Петергофе, Павловске, Гатчине, павильонов Таврического дворца; особый интерес для нас представляет его активное участие в разработке интерьеров и отдельных фрагментов особняка Кшесинской в Петрограде, вошедшего весною 1917 г. в революционную историю нашей страны. Работая у академика архитектуры Г. Гримма, участвовал в строительстве гимназии на Петроградской стороне; в соавторстве с архитектором Б. Великовским проектировал и строил особняк Грибова в Хлебном переулке в Москве; с профессором А. Дитрихом разрабатывал проекты Сельскохозяйственных институтов в Воронеже и Кишиневе, Ботанического сада в Петербурге.

Много конкурсных и других самостоятельных проектов тех лет было осуществлено в натуре: построены жилые дома в Петербурге на Клинском проспекте — угол Бронницкой, на Кирочной улице, в Третьей роте Измайловского полка, церковь в Тярлеве близ Царского Села (ныне — г. Пушкин). 

Особняк Грибова

В журнале «Зодчий» и других архитектурных изданиях опубликовано около десяти премированных конкурсных проектов А. Самойлова. Работы эти в основном выполнены в стиле модерн, характерном для предреволюционного Петербурга. В этом же духе выполнены и многочисленные графические работы А. Самойлова: рисунки обоев, художественной утвари, тканей и мебели, ювелирных изделий, проекты интерьеров, витрин, выставочных павильонов, электроарматуры и т. п. Петербургский институт гражданских инженеров готовил своих воспитанников к самому широкому кругу деятельности, и А. Самойлов мог проявить себя не только в архитектуре, но и в этой области, которая сейчас именуется дизайном.

В 1914 г. по мобилизации Самойлов становится архитектором завода артиллерийского ведомства. Великую Октябрьскую социалистическую революцию принял без колебаний и с первых ее дней стал активным участником нового строительства. В контакте с рабочими организациями отстроил заводской рабочий клуб, приспособил помещения для склада боеприпасов отряда Красной Гвардии.

В первые послереволюционные годы он ведет проектирование и строительство объектов промышленной архитектуры и сопутствующих им рабочих поселков. Среди них крупный завод оптического стекла и приборов в Изюме; реконструкция, новое строительство, расширение Пермского завода в Мотовилихе; водонапорная башня в Кашире; электростанция в Орле; цеха брянского Арсенала. В 1919 г. А. Самойлов получил первую премию за проект планировки рабочего поселка в Филях под Москвой на закрытом конкурсе, в котором участвовали многие видные архитекторы (С. Чернышев, П. Голосов, А. Кузнецов и др.). Другой значительной работой тех лет явилось участие А. Самойлова в первой советской перепланировке Ленинграда, осуществленной коллективом, которым руководил профессор Л. Ильин. 

Оформление обложек книг

Мы не всегда знаем, с чего начинались важнейшие стройки нашего времени, во многом преобразившие лицо нашей земли. А зачастую проекты этих строек готовились уже давно. В 1919–1920 гг. А. Самойлов участвовал в проектировании гражданских объектов Волго-Донского канала. Не один А. Самойлов сочетал в своей работе такие типологически разные отрасли архитектуры, как гражданские и промышленные объекты. В. Веснин, Г. Бархин, А. Кузнецов и другие в предреволюционные годы много сил отдали промышленной архитектуре. Это нужно было стране — и опытные зодчие проектировали не только отдельные цехи и сооружения, но и целые заводы и комбинаты. А промышленная архитектура с ее огромными масштабами особенно требовала экономии труда и материалов, рационализации планировки и конструктивных решений, формировала свою новую эстетическую концепцию.

По отношению к братьям Весниным уже отмечено, что они пришли к конструктивизму через промышленную архитектуру, через художественную культуру времени революции как ее носители. Тем же путем шел и А. Самойлов. Вот почему его гражданские постройки 1920–1930-х гг., наиболее известные архитектурной общественности, были так близки новому направлению советской архитектуры: они сдержанны и рационалистичны по композиции, по внешнему облику. Эти годы отличались особой активностью в творчестве мастера. Исследователям мало известно, например, его участие в предварительном проектировании Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1923 г. (сохранились эскизы генерального плана и главного входа выставки). Очень важным этапом в жизни А. Самойлова была его научно-методическая и практическая работа в бюро нормирования строительного производства Госплана СССР, в Комитете по строительству при СТО (Совет Труда и Обороны), в комиссии по стандартизации и Институте норм и стандартов ВСНХ (с 1924 по 1934 г.). Анатолий Васильевич придавал этой стороне своей деятельности большое значение. Глубокое и всестороннее изучение опыта проектирования и строительства, сравнительный анализ различных решений и приемов, выяснение наиболее благоприятных условий и эффективности применения новых выводов и предложений — все это составные элементы научной методики. Работа по нормированию, стандартизации и типизации требовала большой эрудированности, умения анализировать и обобщать, в сжатой форме выражать формулировки технических документов, строительных стандартов. Это был важный период становления государственного руководства строительством и архитектурой, превращения этой двуединой деятельности в индустриальную отрасль производства. 

Проект типового жилого блока. Поселок им. С. Шаумяна

Параллельно шла и большая проектно-творческая деятельность. В середине 1920-х гг. группа ведущих архитекторов (В. Веснин, А. Иваницкий, А. Самойлов) начинает работы по реконструкции Баку и планировке бакинского промышленного района. По проекту Самойлова построен комплекс жилых кварталов Арменикенда на окраине Баку — поселок им. С. Шаумяна, который включал в себя школы, детские учреждения, магазины и другие учреждения обслуживания, а также сооружены жилые дома поселка городского типа Азнефти им. Степана Разина, где построено до 100 домов двадцати типов, общежитие студентов и дом «Горняк» в центральном районе Баку.

В процессе проектирования ставились и разрешались вопросы облегчения и стандартизации многих строительных элементов, планировки малых экономичных квартир, проверялись новые предложения в реальном опыте стройплощадки. Опыт бакинского строительства прочно вошел в историю советской архитектуры как один из первых эффективных примеров применения стандартных элементов и использования типовых секций в строительстве. Застройка кварталов в целом позволила создать уютную благоустроенную среду для трудящихся, отвечающую условиям жаркого южного климата.

Значительным было участие А. Самойлова в стройках первых пятилеток.

Одна из крупных его работ в те годы — участие в планировке Челябинского тракторного завода и соцгорода. Тракторозаводский район Челябинска представлял собой примечательное явление для жилищного строительства первых пятилеток, которое отразило поиски рационального комплексного сочетания жилища и учреждений культурно-бытового назначения, не потерявшие значения до наших дней. Несколько крупных, четко выделенных кварталов четырехэтажных зданий расположено по одну сторону богато озелененной широкой магистрали — ныне проспекта В. И. Ленина, ведущего из центра города; с другой стороны — территория завода. С севера на юг и с востока на запад жилой район пересекают две зеленые полосы шириной в 50 и 70 м. Здесь расположены детские учреждения, больничный комплекс и небольшой стадион. С востока, на такой же озелененной полосе вдоль улицы Кирова также размещены школы, техникум и театр, выходящий на проспект. В основном ориентированные по меридиональному направлению дома стоят свободно, в разрывах между ними — озелененные дворы.

Во второй половине 1930-х гг. А. Самойлов руководил архитектурной мастерской Наркомлегпрома, был главным архитектором Текстильпроекта.

Проект учебного корпуса Механического института им. М. В. Ломоносова  

Нет возможности перечислить все комбинаты и гражданские объекты, городские жилые районы, поселки, жилые дома и секции, здания общественного обслуживания — столовые, ясли, детсады, которые выполнялись при руководстве и непосредственном участии зодчего для Москвы, Калинина, Ташкента, Глазова (Удмуртия), Вологды, Бежецка, Ржева, Киржача, Полтавы, Новокузнецка, Мурома, Семипалатинска, Ашхабада, Барнаула, Павлова Посада, Люберец и других городов. В своей личной авторской работе и в руководстве большим коллективом мастер стремился к тому, чтобы проекты естественно отражали те установки и принципы, которые выдвигались народным хозяйством страны. Разнообразное и многократное участие в различных экспертизах и референтурах по конкурсным и другим проектам, по дипломным и научным работам, по разработке генерального плана Москвы, преломляясь через призму собственного опыта, приумножало творческий багаж зодчего, придавало ему творческую свободу и особую обоснованность позиций.

В работах А. Самойлова на рубеже 1920–1930-х гг. (жилые дома в Москве на улице Дмитриевского и в Сивцевом Вражке, здание Центрального института курортологии и физиотерапии на проспекте Калинина) наиболее выпукло отразились существенные черты архитектурного кредо мастера: строгость архитектурного облика, определяемого ролью сооружения в городской среде. Этому служат четкое и рациональное планировочное решение и органическая его связь с решением фасадов, уравновешенность объемного построения, выверенность пропорционального строя. В фасадах Института курортологии можно отметить появление некоторых деталей (вертикальные тяги на выступах лестничной клетки, объемные или в виде глухого рельефа балясины в ограждениях балконов, колонны- простенки в верхнем этаже левого крыла уличного фасада и др.) как следствие надвигавшихся изменений в творческой направленности архитектуры 1930-х гг. В общей композиции, в деталях и членениях ощущается хороший вкус мастера. Недаром здание, стоящее рядом с нынешним комплексом СЭВ, не вступает с ним в дисгармонические отношения; они спокойно соседствуют друг с другом.

Наиболее известным и зрелым произведением Самойлова становится санаторий «Наука» в Сочи (1935–1951 гг.; ныне — гостиница «Инстурист»). Этот пространственно-развитой комплекс, в основу объемно-планировочного решения которого были заложены типизированные блоки, объединенные в целостную, пластически развитую композицию. Характерные для юга террасы, лоджии, колоннады, большие выносы карнизов, образующие сочные, глубокие тени, скомпонованы свободно, без традиционных прототипов. Элементы ордерной структуры представлены в вольной авторской интерпретации, создающей отличные от канонов построения и пропорциональные отношения. Расположенный на рельефе с широкими лестницами-подходами комплекс органично включен в живописную природу кавказского Черноморья. 

Центральный институт курортологии и физиотерапии на Калининском проспекте в Москве 

Более тридцати лет А. Самойлов передавал свои знания студентам вузов Москвы и Ленинграда. Начиная с 1921 г. он активно включается в педагогическую деятельность. Вначале ведет проектирование в Электротехническом институте в Ленинграде, затем после переезда в Москву в Московском инженерном-строительном институте имени Куйбышева, в Московском архитектурном институте и других вузах. Высокая требовательность к студентам сочеталась у него с неформальным подходом к творчеству — он предостерегал будущих специалистов от косных и трафаретных решений, от слепой зависимости от нормативов и техники. Воспитание молодежи всегда является удобным поводом для раздумий зодчего о смысле профессиональной деятельности. В процессе преподавания родились некоторые формулы, принципы советской архитектуры, которые профессор пытался передать молодежи.

А. В. Самойлов«Реализм в архитектуре, в уменье скупыми, сдержанными средствами выразить идейное и функциональное назначения здания, создать художественный образ, трактовать сооружение как элемент градостроительного комплекса, как синтез техники, экономики, художественной идеи и функционального предназначения,— вот вкратце те принципы советской архитектуры, которые я пытаюсь внедрить в понимание и сознание молодежи — нашей смены, нашей советской интеллигенции»

Сейчас в таких принципах не сомневается никто. Но полвека тому назад они были плодом серьезных творческих раздумий, итогом многолетней практической работы, играли очень важную роль в воспитании у студентов твердых творческих позиций.

Имя Самойлова тесно связано с Академией архитектуры СССР, членом-корреспондентом которой он был избран в 1947 г. Ему принадлежат труды, не утратившие своего значения до наших дней. Среди них разработка основных положений по проектированию советских здравниц, принципов проектирования домов инвалидов Великой Отечественной войны.

А. В. Самойлов«По тому, как сумеем мы реализовать наш долг перед нашими защитниками — героями, принесшими свое здоровье Родине, — будут судить в истории и в веках о нашей культуре и сознательности»

С военной тематикой связан и другой фрагмент его работы в Институте общественных зданий Академии — Рекомендации для проектирования Суворовских училищ.

На протяжении своей жизни А. Самойлов деятельно участвовал в работе Общества гражданских инженеров, Московского архитектурного общества, Союза советских архитекторов. Жизнелюбивый и обаятельный, он привлекал к себе окружающих его людей. Среди друзей дома Самойловых мы встречаем имена не только крупных архитекторов, но и таких известных деятелей советской культуры, как К. Федин, К. Паустовский, Е. Мравинский, Э. Кренкель. До конца своих дней Анатолий Васильевич был верен своему призванию. Профессор, доктор архитектуры, член-корреспондент Академии архитектуры СССР, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, он был честным, трудолюбивым, инициативным представителем архитектурной профессии, много сделавшим для совершенствования архитектурной среды, в которой живут, трудятся и отдыхают советские люди.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: